Игорь Соловьев – профессиональный писатель самого разностороннего порядка, и это говорит о безусловной его литературной талантливости.
Приобретши известность в первую очередь как яркий публицист, который за статьи в газете «Советская Россия» был отмечен редакцией премией лауреата года, Соловьев-прозаик попробовал свои силы и в художественной литературе.
Он написал две книги, я бы сказал, «экспериментальных» рассказов на жесткие социальные темы, применив в сюжетах элементы фантастики и триллера. Произведения этого цикла составили содержание книг «Тихие окраины» и «Гипсовая трава».
Затем создал цикл рассказов и сказок для детей – добрых, ярких, таких, как собраны в книге «По следам Цветочного льва». Рассказы, составившие содержание сборников «Заводи» и «Зимние яблоки» вновь показали, что их автор находится в непрерывном творческом поиске – экспериментирует с разработкой новых тем и сюжетов.
Я с восхищением принял два произведения Игоря Соловьева, которые раскрыли его не только как замечательного прозаика, но и как человека, глубоко знающего историю, чувствующего прекрасное в музыке и живописи. Повесть «Яд для Сальери» и рассказ «Все люди не могут быть не правы. (Неотправленное письмо)» в первую очередь захватывают читателя двумя свойствами – раскрытием неординарного сюжета и созданием достоверных характеров действующих лиц.
После, казалось бы, безусловного успеха, когда писатель окончательно нашёл свою стезю в литературном труде, с которой уже не сойдёт, он вдруг вновь окунается в стремительный поток неведомого, начал разрабатывать тему влияния искусственного интеллекта на дальнейшую судьбу человечества, создавая тексты на стыке художественного воплощения и философской публицистики. При этом не оставляя и публицистические выступления на жгучие современные темы, и создание художественных рассказов, таких, как цикл о возможном продолжении судьбы известного покорителя женских сердец Донжуана («Завидовали все ему…», «Испивший чашу и разбивший», «Свидетельство третье о славном Донжуане») или о жизни непревзойдённого английского раскрывателя самых запутанных криминальных историй Шерлока Холмса в России («Шерлок Холмс: из России – с приветом!»).
Произведения последнего времени читатели найдут в содержании книги «Искусство самообмана».
Что бы мне ещё хотелось отметить.
В неспокойное время для страны, которое длится не первое десятилетие, думающие люди пытаются проанализировать состояние общества и найти те точки, которые могут оказаться если уж не спасительными, то хотя бы удерживающими от необдуманных и губительных решений, поступков, действий.
Игорь Александрович Соловьев из их числа. Он не прячется от сложных проблем. Он их поднимает, он обращается к людям, в ком не заснула совесть. Он понимает: «Свет обжигающий» (так названа одна из книг писателя) – это не только искусство, но в первую очередь правда во всей её полноте, какая только может быть открыта человеку. Правда и социальная, и историческая, и художественная. Она может быть непривычной, выбивающейся из раз и навсегда сковывающих её рамок. Надо уметь заглядывать за эти рамки, видеть другие горизонты.
Однако, мне не хотелось бы, чтобы читатель мог подумать, что в произведениях И.А. Соловьёва преобладают назидательность и нравоучение. Этого вовсе нет. Писателю в равной степени удаются и юмор, и создание чрезвычайно привлекательных образов, и яркие описания природы, и городские пейзажи, и захватывающие сюжетные интриги – всё то, чем испокон славилась русская литература.
Одним словом – рассказы Соловьева не должны вас оставить равнодушными, как свет обжигающей происходящей вокруг нас жизни.
Валерий Викторович Сдобняков, секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»