Как сообщалось, 2 сентября в школах началось преподавание предмета «Семьеведение».
Курс призван решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Программа курса рассчитана на учеников 5-9 классов, на ее изучение выделено 34 часа.
Разработчик курса, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев в интервью «Русской народной линии» отмечал, что «к сожалению, с начала 2024/2025 учебного года Министерство просвещения вводит предмет только для 5-9 классов. Но эта ступень образования лишь пропедевтика для системного изложения представлений о семье в старших классах. Программа предмета «Семьеведение» для 5-9 классов разрабатывалась с учётом курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. У нас нет серьёзных замечаний к вводимому предмету – программа более-менее адекватна. Однако для учеников 5-9 классов пока ещё нет серьёзных проработок – ни учебников, ни методических рекомендаций. Кроме того необходима разработка самой методологии преподавания семейно-ориентированных курсов для подростков. Поход к подростковому возрасту должен быть серьезным и осмысленным».
«Как специалист и разработчик направления семейно-ориентированного образования я могу сказать, что преподавать семейно-ориентированный курс в школе надо, прежде всего, в старших классах», - подчеркнул отец Димитрий.
«Будем откровенны, - призвал разработчик курса, - Министерство просвещения РФ пока что «провалило» ключевую ступень старшей школы. Ведь старшеклассники уже осознанно готовятся к предстоящей семейной жизни. Старшие классы – самое важное звено в этой образовательной области. И то, что не введено "Семьеведенье" для 10-11 классов с начала 2024/2025 учебного года, – это плохо».
«Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что за министром стоят люди, которые заинтересованы в том, чтобы население России продолжало вымирать, а семьи разрушаться.
По его мнению, «игнорирование преподавания предмета "Нравственные основы семейной жизни" - прямой саботаж Указа Президента России № 809 и всех стратегических документов, включая Доктрины национальной безопасности. Мы имеем дело не просто с административными и аппаратными ошибками и недочётами, а с системной ситуацией».
«По сути дела, это недолжное исполнение решения Правительства РФ по введению в школах предмета "Семьеведение", - считает он. - Это должно обсуждаться на серьезном уровне – в Государственной Думе и в высших эшелонах власти. Почему в условиях демографической войны инструмент, испытанный годами и доказавший свою эффективность, не внедряется в рамках решения Правительства?»
«В нашем Отечестве есть все основания конструктивно решить этот вопрос – чтобы в школах педагоги профессионально занимались подготовкой школьников к созданию крепких семей, улучшением нравственных основ семейной жизни, решением демографических вопросов. Это всё возможно и нужно делать! Но для этого со стороны административных структур необходимо не препятствие научным и общественно-церковным инициативам, а планомерное сотрудничество», - заявил отец Димитрий.
О введении в школах предмета «Семьеведение» рассказал в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы, председатель Архангельского отделения Союза отцов России Александр Юрьевич Спиридонов:
Во-первых, рассказывать о семье и семейных ценностях нужно с первого по одиннадцатый классы школы, согласно возрастным особенностям учеников. Например, старшеклассникам рассказывать о семейной жизни на взрослом уровне.
Во-вторых, учащиеся училищ (покинувшие школы после 9 класса) также должны изучать «Семьеведение».
К сожалению, «Семьеведение» вводится недостаточными темпами. Хотя на сегодняшний день введение предмета носит заявительный характер.
Первое, что нужно было сделать – взять успешный опыт уже апробированных в регионах программ и на их основе разработать единую методику для всех регионов. Ныне же в каждом регионе поступают по своему усмотрению. Где-то уже налажена система преподавания, а где-то только еще приступают к введению предмета. Поэтому мы не видим результатов в рамках всей страны.
Министерство просвещения разработало концептуальное положение, обозначив, что должно войти в блоки курса, рекомендовав их к применению.
Но считаю, что надо перейти к системе, прекрасно себя уже зарекомендовавшей в «Разговорах о важном»: для каждой темы разработать материал, который учитель использует в своей работе. Соответственно, он преподаёт не на своё усмотрение, а по отработанному и апробированному материалу. Так надо поступать и с преподаванием предмета «Семьеведение». Например, тема «Семейные традиции» должна содержать единые материалы, но с особенностями регионов, где и какие праздники отмечают. Однако вектор должен быть единым в русле укрепления духовно-нравственных традиционных ценностей.
Также на уроки можно приглашать многодетных родителей или пары, отметивших «золотую свадьбу», чтобы дети могли соприкоснуться с живым жизненным опытом – получить ответы на волнующие их вопросы. Ребятам важно соприкоснуться с живыми положительными примерами в жизни, к которым они могли бы стремиться.
На мой взгляд, важно и отрадно, что мы смогли вернуть в школы трудовое воспитание и уроки труда. В семейной жизни молодые люди часто сталкиваются с бытовыми сложностями, когда молодая жена не умеет приготовить вкусный обед, а муж – забить гвоздь. Поэтому часто происходят ссоры и конфликты, настигает разочарование от несбывшихся надежд.
Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни: учить девочек – готовить, а мальчиков - работать руками. Приучение к труду принесёт ощутимую пользу в будущей семейной жизни учащихся.
Сегодня регионы уже начали вводить «Семьеведение» для старшеклассников. Будем надеяться (приложим все усилия), что в следующем учебном году «Семьеведение» появится во всех школах страны (в том числе в старших классах) и училищах.
Примечание от редакции: Интервью было записано до Нового года, но так совпало, что мы публикуем его сегодня, 3 января, когда Александр Юрьевич отмечает день рождения. Редакция «Русской народной линии» поздравляет нашего дорогого автора с личным новолетием и желает ему доброго здравия, Божией помощи и благодати в трудах на благо Отечества, неугасимой радости Жизни. Многая и благая лета!