«Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни»

О трудностях введения в школах предмета «Семьеведение»

Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Семья  Русская цивилизация 
1 Иван Кудряшов 
245
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Как сообщалось, 2 сентября в школах началось преподавание предмета «Семьеведение».

Курс призван решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Программа курса рассчитана на учеников 5-9 классов, на ее изучение выделено 34 часа.

Разработчик курса, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев в интервью «Русской народной линии» отмечал, что «к сожалению, с начала 2024/2025 учебного года Министерство просвещения вводит предмет только для 5-9 классов. Но эта ступень образования лишь пропедевтика для системного изложения представлений о семье в старших классах. Программа предмета «Семьеведение» для 5-9 классов разрабатывалась с учётом курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. У нас нет серьёзных замечаний к вводимому предмету – программа более-менее адекватна. Однако для учеников 5-9 классов пока ещё нет серьёзных проработок – ни учебников, ни методических рекомендаций. Кроме того необходима разработка самой методологии преподавания семейно-ориентированных курсов для подростков. Поход к подростковому возрасту должен быть серьезным и осмысленным».

«Как специалист и разработчик направления семейно-ориентированного образования я могу сказать, что преподавать семейно-ориентированный курс в школе надо, прежде всего, в старших классах», - подчеркнул отец Димитрий.

«Будем откровенны, - призвал разработчик курса, - Министерство просвещения РФ пока что «провалило» ключевую ступень старшей школы. Ведь старшеклассники уже осознанно готовятся к предстоящей семейной жизни. Старшие классы – самое важное звено в этой образовательной области. И то, что не введено "Семьеведенье" для 10-11 классов с начала 2024/2025 учебного года, – это плохо».

«Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что за министром стоят люди, которые заинтересованы в том, чтобы население России продолжало вымирать, а семьи разрушаться.

По его мнению, «игнорирование преподавания предмета "Нравственные основы семейной жизни" - прямой саботаж Указа Президента России № 809 и всех стратегических документов, включая Доктрины национальной безопасности. Мы имеем дело не просто с административными и аппаратными ошибками и недочётами, а с системной ситуацией».

«По сути дела, это недолжное исполнение решения Правительства РФ по введению в школах предмета "Семьеведение", - считает он. - Это должно обсуждаться на серьезном уровне – в Государственной Думе и в высших эшелонах власти. Почему в условиях демографической войны инструмент, испытанный годами и доказавший свою эффективность, не внедряется в рамках решения Правительства?»

«В нашем Отечестве есть все основания конструктивно решить этот вопрос – чтобы в школах педагоги профессионально занимались подготовкой школьников к созданию крепких семей, улучшением нравственных основ семейной жизни, решением демографических вопросов. Это всё возможно и нужно делать! Но для этого со стороны административных структур необходимо не препятствие научным и общественно-церковным инициативам, а планомерное сотрудничество», - заявил отец Димитрий.

О введении в школах предмета «Семьеведение» рассказал в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы, председатель Архангельского отделения Союза отцов России Александр Юрьевич Спиридонов:

Во-первых, рассказывать о семье и семейных ценностях нужно с первого по одиннадцатый классы школы, согласно возрастным особенностям учеников. Например, старшеклассникам рассказывать о семейной жизни на взрослом уровне.

Во-вторых, учащиеся училищ (покинувшие школы после 9 класса) также должны изучать «Семьеведение».

К сожалению, «Семьеведение» вводится недостаточными темпами. Хотя на сегодняшний день введение предмета носит заявительный характер.

Первое, что нужно было сделать – взять успешный опыт уже апробированных в регионах программ и на их основе разработать единую методику для всех регионов. Ныне же в каждом регионе поступают по своему усмотрению. Где-то уже налажена система преподавания, а где-то только еще приступают к введению предмета. Поэтому мы не видим результатов в рамках всей страны.

Министерство просвещения разработало концептуальное положение, обозначив, что должно войти в блоки курса, рекомендовав их к применению.

Но считаю, что надо перейти к системе, прекрасно себя уже зарекомендовавшей в «Разговорах о важном»: для каждой темы разработать материал, который учитель использует в своей работе. Соответственно, он преподаёт не на своё усмотрение, а по отработанному и апробированному материалу. Так надо поступать и с преподаванием предмета «Семьеведение». Например, тема «Семейные традиции» должна содержать единые материалы, но с особенностями регионов, где и какие праздники отмечают. Однако вектор должен быть единым в русле укрепления духовно-нравственных традиционных ценностей.

Также на уроки можно приглашать многодетных родителей или пары, отметивших «золотую свадьбу», чтобы дети могли соприкоснуться с живым жизненным опытом – получить ответы на волнующие их вопросы. Ребятам важно соприкоснуться с живыми положительными примерами в жизни, к которым они могли бы стремиться.

На мой взгляд, важно и отрадно, что мы смогли вернуть в школы трудовое воспитание и уроки труда. В семейной жизни молодые люди часто сталкиваются с бытовыми сложностями, когда молодая жена не умеет приготовить вкусный обед, а муж – забить гвоздь. Поэтому часто происходят ссоры и конфликты, настигает разочарование от несбывшихся надежд.

Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни: учить девочек – готовить, а мальчиков - работать руками. Приучение к труду принесёт ощутимую пользу в будущей семейной жизни учащихся.

Сегодня регионы уже начали вводить «Семьеведение» для старшеклассников. Будем надеяться (приложим все усилия), что в следующем учебном году «Семьеведение» появится во всех школах страны (в том числе в старших классах) и училищах.

Примечание от редакции: Интервью было записано до Нового года, но так совпало, что мы публикуем его сегодня, 3 января, когда Александр Юрьевич отмечает день рождения. Редакция «Русской народной линии» поздравляет нашего дорогого автора с личным новолетием и желает ему доброго здравия, Божией помощи и благодати в трудах на благо Отечества, неугасимой радости Жизни. Многая и благая лета!   

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. ни слова о том на чем должна строиться семья, в чем основа, ни слова о Боге

читал несколько методичек о курсе Семьеведение. Ни слова о том на чем, по каким правилам должна строиться семья, ни слова о Боге, о религиозной основе семьи. Печально. Я бы ребенка своего туда не отдал. Сам преподам ему что нужно
РомКа / 09.02.2025, 21:39

4.

В семейной жизни молодые люди часто сталкиваются с бытовыми сложностями, когда молодая жена не умеет приготовить вкусный обед, а муж – забить гвоздь. Поэтому часто происходят ссоры и конфликты, настигает разочарование от несбывшихся надежд.


Разочарование наступает не из-за гвоздя и обеда, а из-за отстуствия Любви. Точнее от непонимания, что такое Любовь в христианском смысле этого слова.
Человек / 04.02.2025, 17:54

3.

«Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что за министром стоят люди, которые заинтересованы в том, чтобы население России продолжало вымирать, а семьи разрушаться".


Вот именно!!! За очень послушным министром Кравцовым стоят какие-то люди. А фамилии их известны?
Человек / 04.02.2025, 17:49

2.

взять успешный опыт уже апробированных в регионах программ и на их основе разработать единую методику для всех регионов


звучит красиво.
Только вопрос: каковы критерии успешности этих ваших "апробированных в регионах программ"?
Вот например, многие школы считают критерием качества своей работы - процент поступления выпускников в престижные ВУЗы.
А у вас? Сколько из тех, на ком в полноте "апробировали", дожили в однократном многодетном браке да золотой свадьбы?
Прошу понять правильно, это не просто сарказм, это большая боль, многодетного главы семьи от того, что даже в Церкви не учат от Писания, как строить семью... куда уж тут чиновникам от образования.
Вот и остается красиво объявлять о создании специализированных программ, введении дополнительных дисциплин, освоении средств и успешности опытов - "а дальше, хоть не расцветай". Одно очковтирательство. С чем я всех нас, "дорогие россияне", и поздравляю.
Алекс / 10.01.2025, 18:34

1.

Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что за министром (просвещения) стоят люди, которые заинтересованы в том, чтобы население России продолжало вымирать, а семьи разрушаться.


А он сам ни при чём?! Тогда, может быть, Кравцов скажет, что это за люди за ним стоят? И известно ли В.В. Путину, что за Кравцовым кто-то стоит?
В дополнение к "Семьеведению" надо повысить уровень и качество преподавания литературы в школе. Русская классическая литература в большой степени посвящена именно семье. Необходимо пересмотреть списки книг, которые изучают наши дети - и программные, и для внеклассного чтения.
Человек / 04.01.2025, 18:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Юрьевич Спиридонов
Как оградить общество от нецензурной брани?
О необходимости увеличения штрафа за использование ненормативной лексики в общественных местах
09.04.2025
«Мы добились серьёзных результатов»
О главных итогах 2024 года в законодательной защите семей с детьми и семейных ценностей
27.12.2024
«Настала новая эпоха смарт-терроризма»
Нам жизненно необходимо развивать отечественную радиоэлектронную промышленность!
20.09.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Казнят ли террористов?
В Государственной Думе и Общественной палате пройдут острые дискуссии по вопросу возвращения смертной казни
27.03.2024
Все статьи Александр Юрьевич Спиридонов
Концепция воспитания человека
Воспитание детей – святое дело
Наказывать детей важно с любовью и рассудительностью!
01.07.2025
Воинам-защитникам, в земле Русской просиявшим
Репортаж с места событий
23.06.2025
Русский язык – язык Победы!
По материалам фронтовых писем. Детская историко-литературная встреча
20.06.2025
Фестиваль в контакте с демонами и молчание патриотов
Зачем в стране, которая уже более трёх лет проводит СВО, устраивать грязные и развратные шоу для молодёжи?
18.06.2025
«За нравственный подвиг учителя»
В Петрозаводске подведены итоги II этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью
11.06.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Чем запомнился схиархим. Власий (Перегонцев).
Как отличить настоящего от лжедуховника?
04.07.2025
«Люди становятся заложниками самих себя»
Одиночество нерелигиозных обществ – распространенная проблема, ибо человек ставит в приоритет работу, карьеру и деньги
04.07.2025
Демография как общественная шизофрения
Как сохраниться обществу, закосневшему в ценностях малодетности и бездетности?
04.07.2025
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
Настало время исправления имён
В опросе ВЦИОМ, приуроченном ко Дню русского языка, ни слова о главных проблемах – засилии мата и англицизмов
06.06.2025
В России курьеры зарабатывают больше
учителей // Почему разносчик пиццы получает больше молодого учителя?
05.05.2025
Одержим ли мы Победу над инфернальным злом?
Главный удар в борьбе с матом нужно наносить по коммерческим организациям, публичным персонам и Интернету
16.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Апографъ
06.07.2025 05:39
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2025 05:08
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от Игорь Ал
06.07.2025 03:54
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2025 21:56
Кто ждёт перемен?
Новый комментарий от Рабочий
05.07.2025 20:14
Вечная память
Новый комментарий от влдмр
05.07.2025 18:19