К чему нужно быть готовым пророку Илии?

Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить

Проблемы церковной жизни 
0
13
Время на чтение 12 минут

Продолжаю тему о пророке Илии (начало см. здесь). А точнее, темой моих последних и, надеюсь, ближайших публикаций является попытка осмысления современной ситуации в нашей стране и Церкви в свете Откровения святого Иоанна Богослова. В предыдущей статье я высказал свои предположения и надежды, касающиеся возможного начала проповеди покаяния среди нашего народа и необходимых условий, при которых это может произойти. А сегодня я попробую порассуждать о том, какое может быть отношение к этой проповеди у современных епископов, священников, прочего духовенства и работников церковных подразделений, богословов и простого народа.

Но для этого мне придётся кратко напомнить то, о чем я уже не раз писал ранее. К сожалению, в последние десятилетия современные священнослужители руководствуются в деле окормления верующих людей каким-то новым, искажённым «церковным преданием», которое противоречит Преданию Церкви, оставленному нам святыми отцами. Эти противоречия имеют самые печальные последствия – они лишают подавляющее большинство современных христиан возможности достойного (то есть не влекущего осуждения) участия в церковных таинствах, а значит, люди остаются чуждыми спасительной благодати, в них подаваемой. А это препятствует их духовному исцелению от смертельного повреждения грехом, то есть спасению.

Поскольку ранее у меня были опубликованы статьи, в которых я подробно разбирал эти современные искажения, то здесь повторю лишь кратко основные моменты, касающиеся отклонений этого нового «предания» от нравственного Предания Церкви (его догматической части я сейчас не касаюсь, хотя и там искажения также имеются. А догматическое и нравственное Предания, как известно, как раз и составляют всю полноту истины, которой должна руководствоваться Церковь).

1. Современные пастыри не учат людей правильной вере, не проводят с ними должного (качественного и долговременного) оглашения перед совершением над ними таинства Крещения. Считается достаточным провести лишь две огласительные беседы, которые не могут изменить состояние ума человека и заставить его пересмотреть своё отношение к жизни. Поэтому практически все современные «воцерковленные» люди крещены без должного оглашения и не имеют правильных понятий о Православии и о евангельской нравственности. Но если была допущена эта страшная ошибка, значит, нужно оглашать всех тех верующих людей, которые нынче посещают храмы. Однако и этого не делается. Они так и оставлены без обучения Вере, никто не проверяет качество их знаний. А если кто-то из пастырей захотел бы это сделать, то, без сомнения, обнаружил бы почти у каждого из нынешних «воцерковлённых христиан» множество заблуждений, своевольных суждений, суеверий и ересей. Но в том-то и дело, что, похоже, никого из нынешних священнослужителей не заботит состояние умов их паствы. Видимо, они наивно считают, что люди каким-то образом автоматически приобретают в момент своего крещения все необходимые знания о Православной вере, о своих грехах и страстях и о правилах борьбы с ними.

2. Таким же образом совершается и крещение младенцев – без тщательной проверки знаний Веры у родителей и крёстных и их обучения. А так как подавляющее большинство взрослых крещёных людей не имеют правильных понятий о Православной вере и о евангельской нравственности, то и детей своих они этому научить никак не смогут. А это значит, что и эти младенцы так и будут воспитываться в духе мира, лежащего во грехах, и в лучшем случае будут иметь только некоторые внешние, обрядовые знания. Поэтому, по достижении определённого сознательного возраста (8-13 лет), у них неизбежно произойдёт отторжение от Церкви в результате постепенного развития их греховных страстей, оставленных без борьбы, и станет для них «последнее горше первого» (см. Мф. 12:43-45), как и для большинства остальных современных крещёных людей. И отвечать за это перед Богом на Его Суде придется пастырям, совершившим над ними формальное крещение, и их родителям (и крёстным).

3. К церковным таинствам допускаются все подряд крещёные люди без проверки их духовного состояния на предмет готовности к участию в них. Например, пропуском к причастию служит только несколько внешних действий верующего (присутствие на вечерней службе, вычитка правила, краткий пост и исповедь хотя бы каких-то грехов, которые он назовёт). Пастыри не знают духовных критериев, называемых святыми отцами (например, святителем Игнатием (Брянчаниновым), преп. Симеоном Новым Богословом), для того, чтобы причастие не обернулось человеку в осуждение – это отсутствие у него смертных грехов; хотя бы простое, но точное знание Православной веры; отсутствие ложных понятий – ересей и суеверий; наличие у него покаяния – качественной борьбы со своими грехами и страстями, искреннее стремление жить по заповедям Евангелия. Не зная этих критериев, священники и не проверяют людей на предмет их правильной готовности к причащению. В результате подавляющее большинство современных христиан причащаются в осуждение и себе, и пастырям, допускающим их к этому таинству. Таинство, которое дано нам для нашего спасения, оборачивается многим в погибель и в смерть вечную, вместо жизни вечной, как это объявляет священник перед причащением.

Точно также и к другим таинствам допускаются люди, которые не являются фактически православными, а крещены лишь формально, без тщательного изучения Веры и без покаяния.

4. Не назначаются предусмотренные канонами Церкви епитимьи за совершённые смертные грехи, а разрешительная молитва читается священниками сразу же после их исповедования. Но факт прочтения разрешительной молитвы не означает автоматического прощения греха Богом. Ведь священник лишь читает молитву, а грех может простить только Бог. Но для этого кающимся и исповедующим должны быть соблюдены все необходимые условия для прощения этого греха. А одним их обязательных условий как раз и является наложение на исповедующегося в смертном грехе канонической епитимьи с целью исправления души человека, чтобы в дальнейшем этот грех уже не мог повториться. Эти требования закреплены в канонах Церкви и отражены в главной богослужебной книге священнослужителя – Требнике. «Если причастишься до окончания епитимьи – вторым Иудой будешь» – так должен напутствовать пастырь человека, исповедавшего смертный грех и временно отлучённого от участия в церковных таинствах (Последование к Исповеди, гл.7 «Требника»). Однако нынешние священники вместо этого бесстрашно «разрешают» такие грехи и сразу же направляют людей на Причастие. Такая ошибочная, не исцеляющая душу практика причащения, которая уподобляет причащающихся Иуде Искариотскому, и служит в осуждение причащающимся и исповедующим, стала нынче повсеместной нормой. А результатом этого становится то, что злые духи с каждым случаем недостойного причащения все более и более завладевают человеком, страсти все более и более помрачают его ум, и истинное покаяние становится для него уже невозможным.

5. Проскомидия совершается также за всех подряд по тому же единственному признаку – формального крещения человека. Хотя, по согласному учению святых отцов, совершать ее можно только за тех крещёных православных христиан, которые точно знают (знали) свою Веру и живут (жили) в соответствии с ней – в покаянии.

6. Также и все остальные «требы» совершаются по тому же единственному признаку – формального крещения человека.

7. Нет регулярного научения людей евангельским заповедям и борьбе с грехами и страстями в соответствии с учением святых отцов. О необходимости такого научения постановляют церковные каноны, да и Сам Господь заповедует об этом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В первой части этой заповеди говорится о научении Православной вере перед принятием таинства Крещения (т.е. оглашении), а во второй части – о том, что необходимо продолжать учить евангельской нравственности и после этого. Пастыри должны регулярно учить людей «единому на потребу» – покаянию, разъяснять им их грехи и страсти, приводить конкретные примеры их грехов и учить борьбе с ними. А вместо этого всё их внимание сосредоточено, в основном, на разных внешних и обрядовых мероприятиях.

Всё то, что написано мною в вышеизложенных семи пунктах, уже, как мне кажется, подробно разъяснено в моих предыдущих статьях, поэтому я и не занимаю сейчас этими подробностями внимания читателей. В результате этой искажённой практики совершения церковных таинств и пастырского окормления и сформировался за последние несколько десятилетий современный крещёный, но неверующий «православный» народ нашей страны. А те совсем немногие верующие люди, которые еще посещают храмы, в своём большинстве не имеют возможности принять в них спасительную благодать, так как этому препятствуют их ложные понятия о Православной вере, многочисленные суеверия и даже ереси, их нераскаянные и непрекращенные смертные грехи и страсти, оставленные без должной борьбы.

Так откуда же возьмутся спасающиеся? А если спасающихся уже почти нет, то зачем Богу и дальше содержать этот мир, подлежащий сожжению? Такое наше «православие» Богу не угодно, и потому Он и попускает нам все современные беды, которые год от года только нарастают и усиливаются. Но, к сожалению, те, кто должен был бы в первую очередь понимать духовные причины нынешних попущений Божиих – наши пастыри и архипастыри, – этого не понимают и ничего не делают для исправления сложившейся ситуации.

Вот таково современное искаженное, ложное, погибельное «предание», по которому живёт сейчас земная Церковь. Очень жаль, что нынешние священнослужители настолько свыклись с ним, настолько убеждены в том, что они всё делают правильно, что этого их мнения, думаю, не может поколебать ничто, кроме явного вмешательства и чудесного вразумления Божия. Однако Богу не свойственно напрямую вразумлять людей – святые отцы учат, что «Богу угодно, чтобы человеки научались от человеков». А таких священнослужителей и богословов, которые могли бы научить правильному святоотеческому отношению к таинствам Церкви и к ее нравственному Преданию, касательно рассматриваемых выше вопросов, мне за последние годы встретить не довелось – ни в медиапространстве, ни на многих различных приходах и в монастырях РПЦ, где я бывал. Поэтому современное положение дел невольно заставляет вспоминать слова Господа, которыми Он обличал иудейских книжников и фарисеев: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52).

И если бы вдруг сейчас появился кто-то, проповедующий истинное святоотеческое нравственное учение о покаянии, то как бы отнеслись к нему современные священнослужители и богословы? Обрадовались бы, что вот, наконец-то, нашёлся человек, который просветил их светом Истины? Хорошо, если бы было так. Однако, я думаю, что, к сожалению, такого отношения ждать не приходится. Да и что может заставить их усомниться в своей правоте? Конечно, если бы пророк Илия дал в свидетельство о себе великие знамения с небес и чудеса, то они, наверное, могли бы поверить ему и признать свои ошибки. Но ведь я уже постарался в предыдущей статье подробно обосновать своё предположение о том, что никаких знамений и чудес, скорее всего, он совершать не будет. А вдруг у него даже не будет совсем никакого богословского образования? И имя у него будет не Илия, а обычное, незаурядное и неприметное. И никто не объявит нам о том, что это и есть тот самый пророк, который должен прийти в мир перед Вторым пришествием Христа, а догадаться об этом должны будем мы сами. Но догадаться об этом смогут только те люди, которые искренне стремятся к покаянию, которое он и будет проповедовать.

Поэтому, скорее всего, Илии нужно, прежде всего, ждать не внимания и признания, а всяких искушений и разного рода гонений от современных церковнослужителей и богословов, точно также, как это случалось во все предыдущие времена с теми, кто дерзал во всеуслышание говорить людям об истине и о покаянии. Ведь его слова и действия будут невольно обличать тех, которые должны были сами заниматься проповедью истинного святоотеческого учения о покаянии, но не делали этого. Поэтому такой человек будет восприниматься ими как враг, который посягает на их права учителей и мудрецов. Его проповедь, наверное, войдёт в противоречие с привычными взглядами и действиями церковной администрации. Вполне возможно, что по причине этих противоречий Илия будет выставляться перед народом теми, кто имеет в своем духе фарисейскую закваску, в сомнительном виде, может быть, он подвергнется от них всевозможной клевете, ложным обвинениям, осмеяниям, прещениям, нападкам и гонениям, как это было и во все времена. Ярким примером подобного неприятия явилась проповедь Господа и отношение к Нему иудейских церковных иерархов и их служителей. В дальнейшем различным нападкам, притеснениям и гонениям подвергались и все Его ученики, которые учили людей истинной Вере и покаянию. Можно вспомнить в этой связи всех Апостолов и их учеников, святителя Иоанна (Златоуста), святителя Василия (Великого), преп. Максима Исповедника, преп. Симеона (Нового Богослова), и многих других святых отцов, а из последних русских святых – святителя Игнатия (Брянчанинова). Поэтому и сказал Господь Своим гонителям, настоящим и будущим: «вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф. 23:34).

Поэтому, когда явится Илия и станет проповедовать покаяние (напомню, что я рассматриваю возможный его приход именно в нашей стране), то, видимо, следует ожидать того, что современные церковные иерархи, священнослужители и богословы отвергнут его проповедь и станут гнать его так же, как это происходило и в прежние времена. Их примеру последует и большинство людей, которым проповедь о покаянии покажется дикой, жестокой, невыполнимой. Ведь он будет говорить им об их грехах, а они просто не смогут принять и поверить в то, что это – действительно грехи. Они же привыкли жить ими, и обильно питать своими смертными и грубыми грехами, а также всевозможными жизненными удовольствиями и наслаждениями свои страсти, а современное новое церковное «предание» их в этом не разубеждает и не препятствует им. Даже большинство современных верующих людей, считающихся воцерковлёнными, не знают своих смертных грехов и страстей и спокойно продолжают в них жить, так как пастыри и архипастыри не научили их Православной вере и евангельской нравственности. Необходимость отказаться от привычных грехов будет ввергать их в депрессию, печаль и отчаяние. А что уж говорить о прочих крещёных, но не верующих? Они и вовсе не хотят ничего в себе менять и не видят для этого никаких причин.

Поэтому и не может быть эффективно осуществлена такая проповедь покаяния без всесторонней помощи и поддержки со стороны власти, как я и писал об этом в предыдущей статье. Только в этом случае можно ожидать от нее хоть каких-то результатов.

Вышенаписанное подтверждается и словами Откровения св. Иоанна Богослова. Читаем: «И живущие на земле будут радоваться сему (убийству двух пророков антихристом) и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» (Откр. 11:10). Почему люди будут радоваться тому, что антихрист убьёт пророков? Потому что их проповедь покаяния будет вызывать у слушателей мучения – муки совести, которая будет их обличать в грехах, называемых пророками, но люди не смогут принять эти обличения и покаяться, так как слишком сильно развили в себе греховные страсти и у них не будет сил и желания отказаться от своих привычных грехов. А это самое развитие страстей как раз и происходит именно сегодня и сейчас – благодаря тому, что современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить, не заставляет их бороться со своими страстями, а вместо истинного святоотеческого учения о покаянии современными пастырями и архипастырями проповедуется сладкая погибельная ложь.

В заключение напомню то, о чем писал ранее – поддержка проповеди покаяния со стороны власти будет возможна только в том случае, если прежде покается сама власть. А если этого не произойдёт (что мне кажется намного более вероятным), то всё равно эта проповедь должна будет осуществиться по предопределению Божию, однако большинством людей она будет не понятой и не принятой. Предположительное отношение к ней церковной администрации я описал чуть выше. Однако возможность услышать её и принять будет у каждого. Но реально примет её лишь крайне малое число людей, по-настоящему ищущих покаяния и стремящихся к спасению.

Продолжить рассуждения на эту тему я собираюсь в следующих статьях, если Богу будет угодно.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Проблемы церковной жизни
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32