К чему нужно быть готовым пророку Илии?

Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить

Проблемы церковной жизни 
1 Алкаш 
563
Время на чтение 12 минут

Продолжаю тему о пророке Илии (начало см. здесь). А точнее, темой моих последних и, надеюсь, ближайших публикаций является попытка осмысления современной ситуации в нашей стране и Церкви в свете Откровения святого Иоанна Богослова. В предыдущей статье я высказал свои предположения и надежды, касающиеся возможного начала проповеди покаяния среди нашего народа и необходимых условий, при которых это может произойти. А сегодня я попробую порассуждать о том, какое может быть отношение к этой проповеди у современных епископов, священников, прочего духовенства и работников церковных подразделений, богословов и простого народа.

Но для этого мне придётся кратко напомнить то, о чем я уже не раз писал ранее. К сожалению, в последние десятилетия современные священнослужители руководствуются в деле окормления верующих людей каким-то новым, искажённым «церковным преданием», которое противоречит Преданию Церкви, оставленному нам святыми отцами. Эти противоречия имеют самые печальные последствия – они лишают подавляющее большинство современных христиан возможности достойного (то есть не влекущего осуждения) участия в церковных таинствах, а значит, люди остаются чуждыми спасительной благодати, в них подаваемой. А это препятствует их духовному исцелению от смертельного повреждения грехом, то есть спасению.

Поскольку ранее у меня были опубликованы статьи, в которых я подробно разбирал эти современные искажения, то здесь повторю лишь кратко основные моменты, касающиеся отклонений этого нового «предания» от нравственного Предания Церкви (его догматической части я сейчас не касаюсь, хотя и там искажения также имеются. А догматическое и нравственное Предания, как известно, как раз и составляют всю полноту истины, которой должна руководствоваться Церковь).

1. Современные пастыри не учат людей правильной вере, не проводят с ними должного (качественного и долговременного) оглашения перед совершением над ними таинства Крещения. Считается достаточным провести лишь две огласительные беседы, которые не могут изменить состояние ума человека и заставить его пересмотреть своё отношение к жизни. Поэтому практически все современные «воцерковленные» люди крещены без должного оглашения и не имеют правильных понятий о Православии и о евангельской нравственности. Но если была допущена эта страшная ошибка, значит, нужно оглашать всех тех верующих людей, которые нынче посещают храмы. Однако и этого не делается. Они так и оставлены без обучения Вере, никто не проверяет качество их знаний. А если кто-то из пастырей захотел бы это сделать, то, без сомнения, обнаружил бы почти у каждого из нынешних «воцерковлённых христиан» множество заблуждений, своевольных суждений, суеверий и ересей. Но в том-то и дело, что, похоже, никого из нынешних священнослужителей не заботит состояние умов их паствы. Видимо, они наивно считают, что люди каким-то образом автоматически приобретают в момент своего крещения все необходимые знания о Православной вере, о своих грехах и страстях и о правилах борьбы с ними.

2. Таким же образом совершается и крещение младенцев – без тщательной проверки знаний Веры у родителей и крёстных и их обучения. А так как подавляющее большинство взрослых крещёных людей не имеют правильных понятий о Православной вере и о евангельской нравственности, то и детей своих они этому научить никак не смогут. А это значит, что и эти младенцы так и будут воспитываться в духе мира, лежащего во грехах, и в лучшем случае будут иметь только некоторые внешние, обрядовые знания. Поэтому, по достижении определённого сознательного возраста (8-13 лет), у них неизбежно произойдёт отторжение от Церкви в результате постепенного развития их греховных страстей, оставленных без борьбы, и станет для них «последнее горше первого» (см. Мф. 12:43-45), как и для большинства остальных современных крещёных людей. И отвечать за это перед Богом на Его Суде придется пастырям, совершившим над ними формальное крещение, и их родителям (и крёстным).

3. К церковным таинствам допускаются все подряд крещёные люди без проверки их духовного состояния на предмет готовности к участию в них. Например, пропуском к причастию служит только несколько внешних действий верующего (присутствие на вечерней службе, вычитка правила, краткий пост и исповедь хотя бы каких-то грехов, которые он назовёт). Пастыри не знают духовных критериев, называемых святыми отцами (например, святителем Игнатием (Брянчаниновым), преп. Симеоном Новым Богословом), для того, чтобы причастие не обернулось человеку в осуждение – это отсутствие у него смертных грехов; хотя бы простое, но точное знание Православной веры; отсутствие ложных понятий – ересей и суеверий; наличие у него покаяния – качественной борьбы со своими грехами и страстями, искреннее стремление жить по заповедям Евангелия. Не зная этих критериев, священники и не проверяют людей на предмет их правильной готовности к причащению. В результате подавляющее большинство современных христиан причащаются в осуждение и себе, и пастырям, допускающим их к этому таинству. Таинство, которое дано нам для нашего спасения, оборачивается многим в погибель и в смерть вечную, вместо жизни вечной, как это объявляет священник перед причащением.

Точно также и к другим таинствам допускаются люди, которые не являются фактически православными, а крещены лишь формально, без тщательного изучения Веры и без покаяния.

4. Не назначаются предусмотренные канонами Церкви епитимьи за совершённые смертные грехи, а разрешительная молитва читается священниками сразу же после их исповедования. Но факт прочтения разрешительной молитвы не означает автоматического прощения греха Богом. Ведь священник лишь читает молитву, а грех может простить только Бог. Но для этого кающимся и исповедующим должны быть соблюдены все необходимые условия для прощения этого греха. А одним их обязательных условий как раз и является наложение на исповедующегося в смертном грехе канонической епитимьи с целью исправления души человека, чтобы в дальнейшем этот грех уже не мог повториться. Эти требования закреплены в канонах Церкви и отражены в главной богослужебной книге священнослужителя – Требнике. «Если причастишься до окончания епитимьи – вторым Иудой будешь» – так должен напутствовать пастырь человека, исповедавшего смертный грех и временно отлучённого от участия в церковных таинствах (Последование к Исповеди, гл.7 «Требника»). Однако нынешние священники вместо этого бесстрашно «разрешают» такие грехи и сразу же направляют людей на Причастие. Такая ошибочная, не исцеляющая душу практика причащения, которая уподобляет причащающихся Иуде Искариотскому, и служит в осуждение причащающимся и исповедующим, стала нынче повсеместной нормой. А результатом этого становится то, что злые духи с каждым случаем недостойного причащения все более и более завладевают человеком, страсти все более и более помрачают его ум, и истинное покаяние становится для него уже невозможным.

5. Проскомидия совершается также за всех подряд по тому же единственному признаку – формального крещения человека. Хотя, по согласному учению святых отцов, совершать ее можно только за тех крещёных православных христиан, которые точно знают (знали) свою Веру и живут (жили) в соответствии с ней – в покаянии.

6. Также и все остальные «требы» совершаются по тому же единственному признаку – формального крещения человека.

7. Нет регулярного научения людей евангельским заповедям и борьбе с грехами и страстями в соответствии с учением святых отцов. О необходимости такого научения постановляют церковные каноны, да и Сам Господь заповедует об этом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В первой части этой заповеди говорится о научении Православной вере перед принятием таинства Крещения (т.е. оглашении), а во второй части – о том, что необходимо продолжать учить евангельской нравственности и после этого. Пастыри должны регулярно учить людей «единому на потребу» – покаянию, разъяснять им их грехи и страсти, приводить конкретные примеры их грехов и учить борьбе с ними. А вместо этого всё их внимание сосредоточено, в основном, на разных внешних и обрядовых мероприятиях.

Всё то, что написано мною в вышеизложенных семи пунктах, уже, как мне кажется, подробно разъяснено в моих предыдущих статьях, поэтому я и не занимаю сейчас этими подробностями внимания читателей. В результате этой искажённой практики совершения церковных таинств и пастырского окормления и сформировался за последние несколько десятилетий современный крещёный, но неверующий «православный» народ нашей страны. А те совсем немногие верующие люди, которые еще посещают храмы, в своём большинстве не имеют возможности принять в них спасительную благодать, так как этому препятствуют их ложные понятия о Православной вере, многочисленные суеверия и даже ереси, их нераскаянные и непрекращенные смертные грехи и страсти, оставленные без должной борьбы.

Так откуда же возьмутся спасающиеся? А если спасающихся уже почти нет, то зачем Богу и дальше содержать этот мир, подлежащий сожжению? Такое наше «православие» Богу не угодно, и потому Он и попускает нам все современные беды, которые год от года только нарастают и усиливаются. Но, к сожалению, те, кто должен был бы в первую очередь понимать духовные причины нынешних попущений Божиих – наши пастыри и архипастыри, – этого не понимают и ничего не делают для исправления сложившейся ситуации.

Вот таково современное искаженное, ложное, погибельное «предание», по которому живёт сейчас земная Церковь. Очень жаль, что нынешние священнослужители настолько свыклись с ним, настолько убеждены в том, что они всё делают правильно, что этого их мнения, думаю, не может поколебать ничто, кроме явного вмешательства и чудесного вразумления Божия. Однако Богу не свойственно напрямую вразумлять людей – святые отцы учат, что «Богу угодно, чтобы человеки научались от человеков». А таких священнослужителей и богословов, которые могли бы научить правильному святоотеческому отношению к таинствам Церкви и к ее нравственному Преданию, касательно рассматриваемых выше вопросов, мне за последние годы встретить не довелось – ни в медиапространстве, ни на многих различных приходах и в монастырях РПЦ, где я бывал. Поэтому современное положение дел невольно заставляет вспоминать слова Господа, которыми Он обличал иудейских книжников и фарисеев: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52).

И если бы вдруг сейчас появился кто-то, проповедующий истинное святоотеческое нравственное учение о покаянии, то как бы отнеслись к нему современные священнослужители и богословы? Обрадовались бы, что вот, наконец-то, нашёлся человек, который просветил их светом Истины? Хорошо, если бы было так. Однако, я думаю, что, к сожалению, такого отношения ждать не приходится. Да и что может заставить их усомниться в своей правоте? Конечно, если бы пророк Илия дал в свидетельство о себе великие знамения с небес и чудеса, то они, наверное, могли бы поверить ему и признать свои ошибки. Но ведь я уже постарался в предыдущей статье подробно обосновать своё предположение о том, что никаких знамений и чудес, скорее всего, он совершать не будет. А вдруг у него даже не будет совсем никакого богословского образования? И имя у него будет не Илия, а обычное, незаурядное и неприметное. И никто не объявит нам о том, что это и есть тот самый пророк, который должен прийти в мир перед Вторым пришествием Христа, а догадаться об этом должны будем мы сами. Но догадаться об этом смогут только те люди, которые искренне стремятся к покаянию, которое он и будет проповедовать.

Поэтому, скорее всего, Илии нужно, прежде всего, ждать не внимания и признания, а всяких искушений и разного рода гонений от современных церковнослужителей и богословов, точно также, как это случалось во все предыдущие времена с теми, кто дерзал во всеуслышание говорить людям об истине и о покаянии. Ведь его слова и действия будут невольно обличать тех, которые должны были сами заниматься проповедью истинного святоотеческого учения о покаянии, но не делали этого. Поэтому такой человек будет восприниматься ими как враг, который посягает на их права учителей и мудрецов. Его проповедь, наверное, войдёт в противоречие с привычными взглядами и действиями церковной администрации. Вполне возможно, что по причине этих противоречий Илия будет выставляться перед народом теми, кто имеет в своем духе фарисейскую закваску, в сомнительном виде, может быть, он подвергнется от них всевозможной клевете, ложным обвинениям, осмеяниям, прещениям, нападкам и гонениям, как это было и во все времена. Ярким примером подобного неприятия явилась проповедь Господа и отношение к Нему иудейских церковных иерархов и их служителей. В дальнейшем различным нападкам, притеснениям и гонениям подвергались и все Его ученики, которые учили людей истинной Вере и покаянию. Можно вспомнить в этой связи всех Апостолов и их учеников, святителя Иоанна (Златоуста), святителя Василия (Великого), преп. Максима Исповедника, преп. Симеона (Нового Богослова), и многих других святых отцов, а из последних русских святых – святителя Игнатия (Брянчанинова). Поэтому и сказал Господь Своим гонителям, настоящим и будущим: «вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф. 23:34).

Поэтому, когда явится Илия и станет проповедовать покаяние (напомню, что я рассматриваю возможный его приход именно в нашей стране), то, видимо, следует ожидать того, что современные церковные иерархи, священнослужители и богословы отвергнут его проповедь и станут гнать его так же, как это происходило и в прежние времена. Их примеру последует и большинство людей, которым проповедь о покаянии покажется дикой, жестокой, невыполнимой. Ведь он будет говорить им об их грехах, а они просто не смогут принять и поверить в то, что это – действительно грехи. Они же привыкли жить ими, и обильно питать своими смертными и грубыми грехами, а также всевозможными жизненными удовольствиями и наслаждениями свои страсти, а современное новое церковное «предание» их в этом не разубеждает и не препятствует им. Даже большинство современных верующих людей, считающихся воцерковлёнными, не знают своих смертных грехов и страстей и спокойно продолжают в них жить, так как пастыри и архипастыри не научили их Православной вере и евангельской нравственности. Необходимость отказаться от привычных грехов будет ввергать их в депрессию, печаль и отчаяние. А что уж говорить о прочих крещёных, но не верующих? Они и вовсе не хотят ничего в себе менять и не видят для этого никаких причин.

Поэтому и не может быть эффективно осуществлена такая проповедь покаяния без всесторонней помощи и поддержки со стороны власти, как я и писал об этом в предыдущей статье. Только в этом случае можно ожидать от нее хоть каких-то результатов.

Вышенаписанное подтверждается и словами Откровения св. Иоанна Богослова. Читаем: «И живущие на земле будут радоваться сему (убийству двух пророков антихристом) и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» (Откр. 11:10). Почему люди будут радоваться тому, что антихрист убьёт пророков? Потому что их проповедь покаяния будет вызывать у слушателей мучения – муки совести, которая будет их обличать в грехах, называемых пророками, но люди не смогут принять эти обличения и покаяться, так как слишком сильно развили в себе греховные страсти и у них не будет сил и желания отказаться от своих привычных грехов. А это самое развитие страстей как раз и происходит именно сегодня и сейчас – благодаря тому, что современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить, не заставляет их бороться со своими страстями, а вместо истинного святоотеческого учения о покаянии современными пастырями и архипастырями проповедуется сладкая погибельная ложь.

В заключение напомню то, о чем писал ранее – поддержка проповеди покаяния со стороны власти будет возможна только в том случае, если прежде покается сама власть. А если этого не произойдёт (что мне кажется намного более вероятным), то всё равно эта проповедь должна будет осуществиться по предопределению Божию, однако большинством людей она будет не понятой и не принятой. Предположительное отношение к ней церковной администрации я описал чуть выше. Однако возможность услышать её и принять будет у каждого. Но реально примет её лишь крайне малое число людей, по-настоящему ищущих покаяния и стремящихся к спасению.

Продолжить рассуждения на эту тему я собираюсь в следующих статьях, если Богу будет угодно.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17.

В любом случае, Пророк Илия не нуждается в советчиках .
С. Югов / 24.12.2024, 15:52

16. Ответ на 15, Александр Волков:

только не к чтению» «измышления» автора публикации хотя бы о том, что пророк ждет внимания и признания?


Разве в статье утверждается, что пророк ждет внимания и признания? Нет. В одном месте в ней есть такая фраза: «скорее всего, Илие нужно, прежде всего, ждать не внимания и признания, а всяких искушений и разного рода гонений от современных церковнослужителей и богословов, точно также, как это случалось во все предыдущие времена…»
И в этой фразе вовсе нет утверждения о том, что Илия ждет внимания и признания. Думаю, что пророк лучше всех нас знает и понимает, чего ему следует ожидать. А процитированные слова статьи предназначены не для пророка, а для читателей – чтобы они понимали суть того отношения, которое возникнет к нему у церковной администрации.
Жаль, что Вы не постарались вникнуть в суть статьи. Поверхностное восприятие никогда никому не приносило пользы.
Виктор Фролов / 24.12.2024, 13:33

15.

А царь-то – ненастоящий?! (из фильма «про Шурика»)

РНЛ:
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
/////////////
Пожалуй, ко всему, но только не к чтению» «измышления» автора публикации хотя бы о том, что пророк ждет внимания и признания?

14.

Интересно, покается ли кое-кто в собственной гордости и высокоумии? Или так и будет возглашать: "Мои труды читать надо"?
С. Югов / 23.12.2024, 19:23

13. Ответ на 11, иерей Илья Мотыка:

Автор педагогический гений. Он нашел способ оглашать младенцев до года. Это возраст крещения большинства православных христиан в России. Правда его не раскрывает.


А если уж была допущена такая ошибка – крестили младенцев, не проверяя знания Веры у их родителей и крестных, то хотя бы сейчас нужно ее признать и начать исправлять как можно скорее. Для этого священникам нужно тщательно проверить знания основ Веры у всех своих прихожан. Это ведь сделать нетрудно – установить очередность, время и часы занятий, и постепенно приглашать каждого и беседовать с ним, задавая ему основные вопросы догматического и нравственного характера. Любой искренний и честный пастырь увидит, что подавляющее большинство его прихожан не смогут дать ему удовлетворительных ответов, а при этом у них может обнаружиться немало разных суеверий и ересей.
Но ведь в таком состоянии людям нельзя приступать к Таинствам, они будут им в осуждение. Тогда как им спасаться?
Нужно оглашать своих прихожан, иначе какой ответ пастырь будет давать Богу за вечную участь каждого из них?
Виктор Фролов / 23.12.2024, 19:10

12. Ответ на 11, иерей Илья Мотыка:

Автор педагогический гений. Он нашел способ оглашать младенцев до года. Это возраст крещения большинства православных христиан в России. Правда его не раскрывает.


Читайте внимательнее статью, в ней все написано. В пункте втором говорится о том, что при крещении младенцев священнику необходимо проверять знания Веры у их родителей и крестных. Если родители и крестные знают основы Православного вероучения, значит, они смогут научить христианской жизни и своих детей. Если родители и крестные не знают Веру или имеют о ней ложные понятия, ереси и суеверия, то сначала нужно предложить пройти обучение родителям и крестным.
Более подробно об этих проблемах написано в моих предыдущих статьях. Здесь я не стал повторять то, что уже не раз писал ранее.
Виктор Фролов / 23.12.2024, 18:35

11.

Автор педагогический гений. Он нашел способ оглашать младенцев до года. Это возраст крещения большинства православных христиан в России. Правда его не раскрывает.

10.

Но реально примет её лишь крайне малое число людей, по-настоящему ищущих покаяния и стремящихся к спасению.


"Свидетелли Иеговы".
С. Югов / 23.12.2024, 10:43

9.

Хаватит упоминать имя Божие всуе!
С. Югов / 23.12.2024, 10:41

8. Ответ на 2, Сергей из НН:Браво!

К чему нужно быть готовым пророку Илии?

Виктор, дорогой, Вы уж и для св. Ильи пророка решили инструкцию написать?
Но странное место выбрали для её размещения - чай, со святыми не по интернету общаются.

С. Югов / 23.12.2024, 10:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
О нашей склонности верить лжи и не верить истине
Проповедь покаяния должна быть принята каждым человеком добровольно, не взирая на личность проповедующего
14.06.2025
Добры ли наши добрые дела?
Как мы можем научиться распознавать примеси зла, которые содержатся в наших делах, словах, мыслях и чувствах, если до сих пор еще не прекратили совершать смертные грехи?
05.04.2025
О прелести
Продолжение
22.03.2025
Что такое прелесть, и как от нее защититься?
Чтобы предохраниться от погибельной прелести и связанной с нею вечной смерти, нам необходимо учиться правильной и качественной борьбе со своими греховными страстями
15.03.2025
Как часто надо причащаться?
Рассуждения на важную для спасения тему
07.03.2025
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Проблемы церковной жизни
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Опубликовано разъяснение Валаамского монастыря
13.06.2025
Провокация разыграна словно по нотам
О ситуации вокруг конфликта схиигумена Гавриила и генерала Алаудинова
10.06.2025
Новая атака на митрополита Тихона
Что и кто стоит за публикацией Telegram-канала «Незыгарь»
09.06.2025
Теперь всё зависит от Московской Патриархии
Данные ВЦИОМ свидетельствуют: нужна миссионерская активизация Церкви
09.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Театр призван воспитывать и возвышать человеческую душу»
Новый комментарий от Константин В.
15.06.2025 21:33
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Zakatov
15.06.2025 21:12
Шоу «Маски» – последний сезон
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.06.2025 20:34
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от Советский недобиток
15.06.2025 17:04
О нашей склонности верить лжи и не верить истине
Новый комментарий от Виктор Фролов
15.06.2025 15:51
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Кирилл Д.
15.06.2025 15:46
Это ответ на неспровоцированную агрессию еврейского государства
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.06.2025 10:11