Продолжаю тему о пророке Илие и об антихристе, начатую в одной из недавних моих статей. Эта тема оказалась более обширной и сложной для раскрытия, чем я предполагал сначала, и поэтому, кроме настоящей, потребуется еще несколько публикаций – по крайней мере, две, если это будет угодно Богу и редакции.
Сегодня среди некоторых православных проповедников и публицистов нередко можно услышать слова о скором приходе к власти царя. «Царь грядет» – слышится то там, то здесь. И слышится это уже не один год, а, если не ошибаюсь, лет 15-20 или больше. За это время пришлось читать о том, что кому-то удалось уже увидеть этого царя, кто-то смог с ним пообщаться, а кому-то довелось и чай с ним попить. А я думаю, что прежде, чем явится так ожидаемый некоторыми царь, должен прийти пророк Илия. А уж потом, через определённое время, которое отпустит Бог для его проповеди, явится и тот самый последний царь, которому, кстати, Илия будет очень не по нраву.
Я регулярно слежу за публикациями на РНЛ, и уже привык к тому, что авторам здесь предоставлено право свободно высказывать своё мнение по тому или иному вопросу. Вот и я сейчас попробую поразмышлять о том, что может произойти вскоре и каким образом может явиться этот самый царь.
Сегодня некоторые ждут царя православного, который восстановит монархию, укрепит Россию и поднимет духовный уровень народа. Но для этих ожиданий, на мой взгляд, нет абсолютно никаких оснований. Монархия не может установиться сама собой, ее нельзя установить принудительно на пустом или хлипком месте. У монархии должно быть крепкое основание. Это основание – Православие и Народность. Иначе говоря, православный монарх должен опираться на православный народ, который в своём большинстве должен иметь крепкую правую Веру, стараться жить в соответствии с ней и почитать и слушаться царя.
Есть ли сейчас такой народ в нашей стране? Ответ – очевиден. А откуда он может взяться, если за последние три-четыре десятка лет, которые были даны России Богом для покаяния и для восстановления Православия, это восстановление носило лишь внешний («кирпично-купольный») и обрядовый характер, а истинной Вере и покаянию никто народ так и не научил? Да, понастроили храмов и монастырей, научились громко и красиво петь, некоторые – красноречиво говорить, ходить крестными ходами, понашили красочных и блестящих облачений и оделись в них, позолотили церковные купола и утварь. Всё это, конечно, сделано. Но где народ-то православный? Ведь храмы пустуют.
Иногда попадается на глаза странная статистика. Читаешь, и не знаешь, кому верить – статистике или своим глазам. Как будто бы у нас в стране количество воцерковлённых христиан исчисляется в 20, 30, и даже 40% от общего числа населения. Вот это да! Но тут же возникают сомнения. Ведь если б это было так, тогда бы любой из воцерковлённых читателей, живущий в обычном жилом микрорайоне, в обычной 5-ти или 9-ти этажке, выходя в обычный воскресный день из своей квартиры в ближайший храм, обязательно бы увидел, что вместе с ним в этот же храм этой же дорогой идут и те, кто живут вместе с ним в квартире, его соседи по лестничной клетке, с соседних этажей, из его подъезда, с его двора. А если человек едет в храм на машине, то этих людей он бы встречал уже непосредственно в храме, некоторых из них он бы туда подвозил. И так бы происходило из воскресенья в воскресенье, от праздника к празднику, и все воцерковлённые люди из одного дома или двора давно знали бы друг друга в лицо и были бы знакомы. Неужели именно так и происходит у кого-то из читателей? Интересно было бы почитать в комментариях живые подтверждения этой удивительной статистики.
Но лично я, когда более десяти лет назад жил в городе в такой пятиэтажке и каждое воскресенье ходил в храм, ни разу не заметил ни одного человека ни со своей лестничной клетки, ни из своего подъезда, ни из дома – ни по пути в храм, ни в самом храме.
По реальным подсчётам, которыми специально занимались некоторые болеющие за Церковь люди, в обычный воскресный день посещают храмы лишь 0,5% крещёных людей страны (эту цифру я несколько завысил, с учетом возможной погрешности. Подсчёты, на самом деле, дали только 0,3%). А ведь крещёных у нас около 100 миллионов. Где же остальные 99,5 млн. людей, принявших бесценный дар Крещения? Что же, они не чувствуют потребности в день малой Пасхи прийти в храм и соединиться со Христом, чтобы причаститься Его Тела и Крови и получить очередной заряд благодати, которая будет укреплять их всю последующую неделю в борьбе со своими греховными страстями и с духами злобы поднебесной? Но ведь без неё спасение невозможно. Невозможно без помощи благодати исполнять животворящие евангельские заповеди, посредством чего только и происходит оживление и исцеление души падшего человека от погибельного повреждения грехом и становится возможным освобождение от власти вечной смерти. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:13).
Но нет, современные крещёные люди не чувствуют этой потребности, да и вообще мало кто из них задумывается о таких вещах. Духовно они мертвы, о чём и сказал в вышеприведенной заповеди Господь, и живут своей плотской языческой или полуязыческой жизнью, при этом многие из них считают себя христианами. Многие из них думают, что если они крещены, то этого достаточно, и им можно особо не задумываться и не переживать о своей вечной участи. Конечно, они понимают, что умрут, но ведь, думают они, их обязательно отпоёт священник-маг, который, по их мнению, имеет какие-то сильные заклинания, с помощью которых ему удастся решить вечную участь усопшего самым лучшим образом, чтобы он мог в раю продолжить иметь те же удовольствия, что и в земной жизни, но во много раз более сильные. И этот маг непременно произнесёт эти магические заклинания, которые принудят Бога простить им их грехи, которых они сейчас не знают и не хотят знать. Конечно, думают люди, ведь каждому из них, лежащему в гробу, сделают не только волшебное отпевание, в котором присутствуют желанные магические слова «со святыми упокой», но и в руку ему обязательно положат волшебную бумагу – грамоту, согласно которой все грехи ему прощены. И у людей создаётся впечатление, что им и останется-то всего лишь предъявить эту грамоту Судии-Богу, на случай, если вдруг Он захочет отправить их в ад за их греховную жизнь. А, прочитав ее и удостоверившись в том, что священник действительно отпел этого человека и простил ему его нераскаянные и даже неосознанные грехи, Бог будто бы обязательно направит его в очень хорошее и приятное место.
Но на самом деле это не так. Грехи прощает не священник, а Бог. Священник только произносит разрешительную молитву, которая вовсе не является приказом для Бога, и если священник противоречит воле Божьей и тем правилам, которые Он установил для прощения грехов, то он не сможет подчинить себе Бога. Эти правила, сообщённые нам святыми отцами, просты и ясны. «Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Вернёмся к количеству крещёных, посещающих нынче храмы. 0,5%! Таков КПД деятельности нынешних епископов и священников, современной земной Церкви. Неужели наши пастыри и архипастыри не переживают о том, как поступит Небесный Хозяин со Своим механизмом – земной Церковью как иерархической организацией, со всеми его винтиками, болтиками, гайками и другими составными частями?
Но, на самом деле, можно понять, что этот КПД деятельности земной Церкви – организации – еще во много крат меньше, если задуматься о том, сколько же из этих 0,5%, регулярно ходящих в храм, ведут по-настоящему христианскую жизнь – изучают свою Православную веру, евангельские заповеди, стараются жить по этим заповедям и вести борьбу со своими грехами и страстями, регулярно и не в осуждение участвуют в церковных таинствах? То есть сколько из них реально ведут борьбу за своё спасение, сколько из них по-настоящему православных по своей внутренней сути, а не по факту хождения в храм? С большой осторожностью выскажу предположение, что таких людей не более, чем 0,5% из этих самых 0,5%.
Вот примерно такой у нас «православный» народ. Этот народ погряз в своих смертных грехах, страстях, всевозможных развлечениях, наслаждениях и удовольствиях. А если он вдруг лишится возможности удовлетворять эти свои многообразные греховные навыки, то превратится в дубину, которая может снести любую власть. Как же православному монарху опираться на него? Нет, не на кого опереться православному монарху, как разве только на какую-то кучку возможных православных приближенных и на самого себя. Ну и, конечно, надеяться на Бога и Его всесвятой и всеблагой Промысл, как это делал святой царь Николай Александрович. Но Бог, зная нынешнее реальное положение дел в стране с Православием, не станет приводить православного монарха к власти. Потому что при наличии такого «православного» народа царь сможет управлять этим народом только одним способом – посредством диктатуры власти, или тирании. А этого не захочет делать ни сам православный царь, ни Бог. Поэтому все эти ожидания того, что скоро придёт православный царь, повторю, не имеют под собой никаких оснований.
Конечно, можно возразить, что перед крещением Руси состояние веры русского народа было не лучшим, чем сейчас. Но второй раз Господь не будет крестить Русь, также, как не придёт Он, чтобы еще раз пострадать на Кресте и еще раз просветить весь мир светом евангельской проповеди. Ведь нынешняя Русь уже фактически отвергла Православие, как и весь мир уже отверг Господа, Его Крестную Жертву и Евангелие.
О причинах такого печального положения дел в земной Церкви я уже не раз писал, и нет смысла повторяться. Сейчас же я хочу порассуждать о том, что, как мне думается, может произойти вскоре, и можно ли как-то исправить это положение.
Положение это можно исправить только одним – всенародной проповедью покаяния. Но кто будет это делать? Ведь Бог уже давал нам для этого почти сорок лет, но никто из церковных иерархов и священства этим не обеспокоился. Все только делали вид, что чему-то учат народ, а по-настоящему и учить-то некому, потому что нет пастырей, способных это делать. Как же Богу привести народ русский к покаянию? Только одним путём – попущением скорбей, которые, как уже многие заметили, давно начались. Эти скорби народ сам к себе притянул, навлек их на себя своими страшными и многочисленными грехами, которых люди не признают за грехи и привычно, безбоязненно ежедневно и ежечасно их совершают.
Скорби-то начались, да только покаяние почему-то никто так и не начал проповедовать (на всенародном уровне). Что же делать Богу? Ничего Ему не остаётся делать, как только попускать усиление и ужесточение этих скорбей, которые мы сами к себе привлекаем, чем дальше, тем больше. Такое неоднократно случалось и раньше с богоизбранным народом – сначала в Ветхом, а потом и в Новом Завете, когда люди сами привлекали к себе различные тяжелейшие бедствия своими грехами. Ведь милосердный Бог не хочет, чтобы люди так и оставались пребывать в темных, кривых и ложных понятиях о Православной вере, в своих смертных грехах и любимых страстях, что неизбежно приведёт их к вечной погибели. И не хотел бы Бог страданий людей, да нет другого способа, кроме попущения скорбей, чтобы люди поневоле захотели бы задуматься о причинах происходящего и устремились бы к покаянию. Конечно, трудно ожидать от нашего народа именно всеобщего покаяния – слишком глубок плен страстям и злым духам. Однако, может быть, сложившаяся для нашей страны тяжелейшая ситуация и дальнейшее ее углубление, всё-таки, приведут хотя бы некоторых к сокрушению духа, от которого, в свою очередь, может родиться покаяние.
Но сама собой современная тяжкая ситуация к покаянию привести не может. Она может лишь способствовать тому, чтобы люди могли принять проповедь о покаянии и твердо решиться на изменение своей жизни по Евангелию. Сама же проповедь должна кем-то осуществляться. Кто-то должен обличать людей в их грехах и страстях, при этом конкретно называя людям их грехи и объясняя их тяжесть и погибельность, кто-то должен учить людей Православной вере и разубеждать их в ложных понятиях, нормах и языческих правилах поведения, по которым они привыкли жить.
Всё это должны делать епископы и священники. Однако, к сожалению, сложившаяся в современной земной Церкви ситуация такова, что современные пастыри стали уже неспособны учить людей истинной Вере и настоящему покаянию. А люди не могут научиться этому сами собой, своим умом. Вот поэтому, как я думаю, и должен будет появиться вскоре тот пророк, о котором повествует книга Откровения Иоанна Богослова (там говорится о двух свидетелях Божиих – условно назову их Илией и Енохом, однако мне удобнее писать об одном из них – условном Илии, потому что у меня нет ясного понимания – будут ли они проповедовать вместе. Ведь некоторые святые отцы думали, например, что эти два пророка будут проповедовать среди разных народов). По этой причине всем тем немногочисленным верующим людям, которые переживают о своём спасении, сейчас особенно нужно стараться очищать свои умы от лжи и сердца от страстей, то есть изучать свою Веру и вести качественную борьбу с грехами, прося Бога об исцелении и вразумлении, чтобы те «две маслины», о которых повествует нам Священное Писание (Откр. 11:3), были нами узнаны, а сопутствующие им события – правильно осмыслены.
Сделаю здесь небольшое отступление и дополню свои рассуждения о пророке Илии, которые я высказал в предыдущей статье о нём. В комментариях к ней меня спросили: какие есть у меня сомнения в том, что придут именно те самые Илия и Енох, которые были взяты живыми на Небо? Приведу некоторые рассуждения, которые дают мне основания для этих сомнений.
Бог не нарушает свободу человека и не совершает над ней насилия. Он хочет, чтобы мы избрали Истину добровольно. Поэтому Он использует для нашего спасения свойство человеческой веры, а не знания. Знать всё точно мы будем уже в будущем веке, а сейчас мы можем видеть только как бы через тусклое стекло, по выражению апостола Павла. Если бы Бог хотел дать всем людям точные знания, то Ему не было бы необходимости вообще использовать каких бы то ни было пророков. Он мог бы сделать так, что каждый человек услышал бы глас Божий, сотрясающий вселенную, и у него не было бы никаких сомнений в том, что говорит с ним именно Бог. И тогда все люди без исключения обратились бы к покаянию, потому что точно знали бы, что их будет ждать неминуемое наказание и вечная мука, если они этого не сделают.
Однако Бог так не делает, потому что в этом случае была бы нарушена свободная воля человека. Поэтому Он открывает нам истину через Священное Писание, пророков, апостолов и святых отцов, чтобы мы могли ее познать добровольно через Веру, а не непосредственно от Бога.
Вот по этой же причине я думаю, что Он не будет направлять тех самых пророков, о которых нам известно то, что они взяты живыми на небо. Потому что в этом случае также было бы в определённой степени совершено насилие над свободной волей человека. Ведь если люди будут точно знать, что им говорят о покаянии именно те самые Илия и Енох, которые были взяты живыми на Небо и вернулись с него, то они поневоле примут их проповедь, как бы из уст Самого Бога. А нужно, чтобы проповедь о покаянии принималась людьми добровольно. Нужно, чтобы люди принимали эту проповедь, реагируя на ее содержание, а не на личности тех, кто проповедует. Конечно, нам известно о пророках Илии и Енохе тоже через веру. Однако, в данном случае для верующих людей это уже является как бы знанием. Поэтому их свободная воля в таком случае была бы связана.
Ведь и при Своём воплощении Господь не открывал людям Себя полностью, хотя и мог бы сделать это так, что ни у кого не оставалось бы никаких сомнений в том, что перед ними Сам Бог. Но Он действовал прикровенно, через веру, чтобы люди могли узнать Его сами и принять истину добровольно. «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:15-17).
Вот точно также не плоть и кровь должны открыть нам Илию (то есть не должен он прийти с великой важностью под своим именем и объявить о себе), но мы сами должны догадаться о том, что это он и есть, как было тогда, когда пришел Иоанн Креститель, которого Господь и назвал Илией (см. Мф. 17:10-13), хотя все ждали именно самого Илию. А догадаться мы сможем только в том случае, если действительно ищем покаяния, которое, как мне думается, он и будет проповедовать.
Когда же может начаться эта проповедь? Это может произойти только тогда, когда необходимость всенародного покаяния и его проповеди осознает современная политическая и церковная власть. Только при этом условии может быть обеспечен всеобщий ее характер. Каким же образом может случиться это прозрение, если до сих пор его всё нет и нет?
Подобный пример неожиданного осознания руководством нашей страны необходимости коренных перемен в своём отношении к Церкви произошёл в середине прошлого века. По некоторым документально неподтвержденным сведениям (а верующие люди не всегда опираются на документы), в годы Великой Отечественной войны руководителю нашей страны И.В. Сталину митрополитом гор Ливанских Илией было сообщено о явлении ему Пресвятой Богородицы, Которая сказала – что конкретно ему (Сталину) необходимо сделать для того, чтобы переломить ход военных событий и не потерять страну. И он выполнил эти условия, касающиеся возвращения свободы Церкви, благодаря чему смилостивился Господь, и произошёл коренной перелом в ходе войны, а в дальнейшем нашей стране удалось победить врага.
Разговор Сталина с митрополитом Илией состоялся в то время, когда немцы почти уже достигли Москвы и вся обстановка была безнадежной с точки зрения возможности перелома ситуации. Именно поэтому Сталин смог поверить митрополиту. Он поверил поневоле, потому что от безнадежности ситуации и неизбежности грозящей страшной беды он находился в подавленном и сокрушенном состоянии духа. В таком состоянии человек обычно перестаёт надеяться на свои мудрость, силу и власть и вместо самоуверенности у него появляется чувство беспомощности и своего бессилия что-либо изменить, близкое к отчаянию, и он хватается за любую представившуюся ему возможность отвратить неизбежную беду, и иногда у него внезапно пробуждается и оживает вера в Бога. Такие попущения Божии святыми отцами называются промыслительным смирением (св. Григорий Синаит, Добротолюбие, т.5).
Вот и сейчас, кажется, единственным вариантом для того, чтобы переломить сложившуюся тяжелую ситуацию, может стать какое-то чудесное вразумление или явление от Бога, которому бы поневоле поверили руководители нашей страны и Церкви. Такие случаи, происходившие с вождями и царями народов, не раз описаны в Священном Писании. Например, египетскому фараону был послан пророческий сон, который его так взволновал, что он не находил себе покоя, пока сон не был истолкован ему Иосифом. И фараон был вынужден сделать то, что он ему предложил.
И думаю, что произойти это чудесное вразумление может только тогда, когда внешние обстоятельства, в которых будет находиться наша страна, станут чрезвычайно сложными – подобными тем, в которых она находилась в годы Великой Отечественной войны, когда немцы стояли под Москвой. Я не имею в виду зеркальное повторение тех обстоятельств. Это вовсе не означает, что враг должен дойти до Москвы, да этого и не будет, как я полагаю. Нет, сама ситуация может быть совершенно иной, но она должна настолько накалиться и стать настолько тяжкой, что будет представляться нашим руководителям абсолютно безвыходной, что повлечёт за собой изменение их внутреннего душевного состояния, подобно тому, как это произошло со Сталиным. Вот только тогда они поневоле смогут принять Божие вразумление, и, начав покаяние с самих себя, призвать к нему и народ. Это должно произойти примерно так же, как это некогда сделал правитель Ниневии:
«Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 3:6-10).
Вот так может начаться всенародная проповедь покаяния в нашей стране. Конечно, мне и самому почти не верится, что так может случиться, но другого варианта для того, чтобы нам получить от Бога еще какую-то помощь и отсрочку конца, я не вижу.
Исходя из этих рассуждений, я думаю, что нам не стоит ожидать серьёзных и кардинальных улучшений ситуации для нашей страны ни во внешнеполитическом отношении, ни во внутренней социальной и экономической сфере. Наоборот, обстановка будет неуклонно становиться всё тяжелее и беспокойнее, до тех пор, пока ее ухудшение не достигнет определённого предела, о котором я уже писал выше.
Конечно, всем нам, как гражданам и патриотам, хотелось бы скорейшей и окончательной победы над всеми врагами, а также нерушимого мира на наших условиях. Однако Бог осуществляет Свой Промысл, исходя не из наших хотений, а из того, что полезно прежде всего для нашей вечной участи. Ведь что толку дать нам победу и мир, если мы так и не осознали своей греховности, своего погибельного плена грехам и страстям и до сих пор не начали своего настоящего покаяния? Такая победа будет нам во вред, так как только усилит наше самодовольство и веру в свою исключительность, и покаяние будет для нас еще более затруднительным. А результатом этого станет вечная мука в аду. Так что остается надеяться на единственное для нас возможное благо в сложившейся ситуации, с точки зрения нашей духовной пользы – это возможное чудесное вразумление Божие нашей власти и начало проповеди покаяния среди народа.
Но, еще раз повторю, что Бог может устроить что-то подобное только в том случае, если будет заранее видеть возможность покаяния, прежде всего, со стороны руководителей нашей страны и Церкви. Что значит для нынешней власти (политической и церковной) – начать покаяние с себя? Это значит, что они должны осознать свою личную ответственность перед Богом за нынешнее нравственное состояние российского народа, призванного быть православным, за его непрерывное развращение западной «культурой» и пропагандой различных смертных грехов и страстей, которое длится уже не один десяток лет, за многочисленные искажения догматического и нравственного Предания Церкви, за братания с еретиками, за отсутствие проповеди Веры и покаяния и за то, что «Сами не входят, и не дают войти» (Мф. 23:13) даже тем малочисленным верующим, которые еще пока посещают храмы.
Только при наличии покаяния руководства страны и Церкви будет возможно и покаяние народа, по примеру Ниневии. Тогда должен будет появиться и Илия, который бы, с санкции высшей политической и церковной власти, проповедовал бы покаяние.
Что же будет дальше? Если власть начнёт покаяние с себя и будет всеми доступными с точки зрения Веры способами продвигать и насаждать его в народе, тогда определённая часть современных людей могут принять эту проповедь покаяния. И тут могут быть два варианта. Первый – покается большая часть народа. В этом случае был бы действительно возможен приход православного царя. Однако я сомневаюсь, что процент покаявшихся будет значительным – слишком велико развращение современных людей смертными грехами и страстями, которое длилось десятилетиями. Поэтому дальше мне приходится излагать свои рассуждения и предположения о втором варианте развития событий.
Благодаря тому, что покаяние должно начаться с самой власти, его всё-таки примет определённое, довольно значительное число людей, хотя и далёкое от абсолютного большинства. Предположим, что это будет хотя бы 10% (не думаю, что эта цифра может быть большей) – но даже и это количество могло бы стать достаточным для того, чтобы Бог умилостивился и отодвинул еще на некоторое время последние события этого мира. Но для этого эти люди обязательно должны будут всерьёз начать свое настоящее покаяние, как учат о нём святые отцы – прекратить совершать смертные грехи, начать исправлять свой ум изучением Православной веры и начать решительную борьбу со своими грехами и страстями. Ради этого небольшого процента Бог мог бы потерпеть и отвержение покаяния остальными 90% людей (указываю эти цифры примерно). Если так произойдёт, то в течение некоторого времени (в Откровении указаны тысяча двести шестьдесят дней) пророк Илия будет осуществлять свою проповедь. Но Бог может продлить и это время, в течение которого многие люди получат возможность узнать и укрепить свою Веру, встать на спасительный путь истинного покаяния и подготовиться к грядущим последним испытаниям.
На этом заканчиваю вторую часть своих рассуждений о пророке Илие. В заключение дополню вышенаписанное некоторыми пояснениями, словами из Священного Писания и попыткой их объяснить.
1. Каковы основания для моих предположений о скором приходе Илии именно в нашей стране?
Россия – особая страна, и в ней живёт особый народ, который призван Богом быть православным. И поэтому думаю, что каждый крещёный человек (которых у нас около 100 миллионов) должен услышать проповедь о покаянии, чтобы затем быть испытанным на верность Христу и Православию. А другой возможности для этого я, как человек, не вижу.
2. Каковы основания думать, что именно власть должна будет объявить народу о пророке Илии, и он будет проповедовать всенародное покаяние?
Об этом я уже подробно написал в статье. Но все вышенаписанное – лишь мои рассуждения. А сейчас я еще хочу обратить внимание читателей на слова 11-й главы, стих 3 Откровения: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище». Не совсем понятное выражение: «дам». Что дам? Почему не написано: «прикажу», «повелю», «пошлю»?
Мне думается, что слово «дам» может означать «дам возможность», то есть «создам условия» для их пророчествования. Например, может быть, они и до этого пророчествовали, но их почти никто не слушал по причине их незначительности и неизвестности. Но в какой-то момент Бог создаст условия для их всенародной проповеди. Это может случиться тогда, когда Он вразумит власть, и она напрямую укажет на них народу.
Еще хотел бы уточнить значение слова «пророчествовать». Многие ошибочно понимают его как «предсказывать будущее». Нет, не только. Пророк – это тот человек, который доносит до людей волю Божию. А главная воля Божия о людях – это их спасение, а значит, их покаяние. «В покаянии – вся тайна спасения», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово «вретище» также может являться символом покаяния.
3. Почему я думаю, что сначала должен прийти Илия (а с ним и Енох), а антихрист – уже потом?
На это указывают слова 7-го стиха главы 11-й Откровения Иоанна Богослова: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их». Слово «выходящий» означает то, что он выходит из бездны в момент окончания их проповеди. То есть, сначала должна быть осуществлена проповедь покаяния (свидетельство об истине), а потом, когда ее время закончится, к власти придет антихрист. Иначе в Писании было бы употреблено слово «вышедший», а не «выходящий».
Если Богу будет угодно, то в следующий раз продолжу рассуждать о возможных дальнейших событиях.
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область