Как редко, произнося эти священные имена ипостасей Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы, мы вдумываемся в сокровенный и таинственный смысл произносимого! В то же время мы искренне желаем видеть во вверенных нам на воспитание детях будущих верных сынов Богу Отцу и своему земному Отечеству. Но великое, как мы знаем, начинается с малого. Верность Богу и Отечеству начинается с воспитания сыновнего отношения к земному отцу: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Пятая заповедь – единственная, которая сопровождается обещанием драгоценнейшей награды: долгих лет счастливой жизни на земле. Это говорит как о её особой значимости для существования народа Божьего, так и о её чрезвычайной трудности исполнения.
Первообраз сыновнего отношения явил и обновил в людях Сам Христос, Сын Отца Небесного. В этом Его спасительное служение Своей Церкви: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8), – свидетельствовал о Нём апостол Павел. А послушание Исаака Аврааму – сильнейший пророческий образ Ветхого Завета, свидетельство будущего истинного Христова Сыновства. Мне доводилось слышать такое расхожее мнение, дескать, жертвоприношение Авраама является «непедагогическим примером» для подростковой аудитории, у них могут развиться фобии, недоверие к своему родному отцу, и это негативно скажется на последующих внутрисемейных отношениях. Конечно, такой разговор будет непедагогичным, если сердца наши окаменели, «далеко отстоят от Бога», если мы погрязли в житейской суете и ожидаем от Бога по простоте душевной только «печенья, варенья и пряников». Мы дивимся силе необъяснимой веры Авраама Богу, призвавшего его принести, казалось бы, непосильную жертву, и в этом тяжелейшем отцовском переживании уразумеваем жертвенную тяжесть Небесного Отца! Бог, можно сказать, «поделился» Своей непостижимой личной отцовской тяготою с Авраамом, а через него, через переживание человека-отца Авраама, эта Божественная Домостроительная Тайна открылось и всем нам!
Но мы упускаем из вида веру и послушание отцу своему сына Исаака, который буквально содействовал и помогал отцу принести эту исключительную жертву. Эта безропотность в отношении отцовского решения о собственной жизни показывает священный и ничем не заменимый характер отношений сына и отца. Сам Христос об этой исключительной значимости говорит так: «Никто же знает Сына, токмо Отец, и Отца никто же знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» (Мф. 11:27). Это поразительнейшее единение Сына и Отца, так что Сын является прямым наследником, продолжателем жизни Отца в Духе, является не только высочайшим идеалом для всех верующих, но и конкретной родительской задачей воспитания подрастающего поколения.
Привычное нам в житейском обиходе слово ОТЕЦ имеет поразительно простую и в то же время фундаментально бытийную корневую основу. В корнесловном словаре ГЛАГОЛЪ мы читаем: «ОТЕЦ – того же корня, что и предлог от – “первоначальный источник, отправная точка”. “Аз есмь Альфа и Омега, Начаток и Конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и Грядый, Вседержитель” (Откровение Иоанна Богослова,1:8)».
Как не вспомнить тут дивную проникновенную молитву «От Меня это было»! В каждом значимом обстоятельстве своей жизни мы стремимся поведать причину, и уразумение причины возводит нас к Отцу – высшему началу всего сущего.
О сыне в том же словаре сказано: «СЫН – от древнего корня *seue– “рождать”. Буквально: “рожденный”, то есть отличный от сотворенного». Суть истинного сыновства Сам Христос разъясняет следующим образом, откроем Евангелие от Иоанна, главу пятую: «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». (Ин.5:15-23) Далее Христос говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». (Ин.6:38) И далее: «Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною». (Ин.6:57) И ещё: «Отец любит Сына и все дал в руку Его». (Ин. 3:35)
Заглянем ещё раз в наш корнесловный словарь и прочитаем о духе: «ДУХ – согласно данным этимологических словарей разных языков мира, восходит к древнему корню *дхе– “насаждать, устраивать”. Общепризнанным в этимологии является родство этого слова с русскими глаголами дышать, дохнуть. Можно представить… сочетание трёх простых первообразов: “делать, делить” + “вить, веять, вязать” + “двигать, приводить в движение”».
Подытожим неразделимую взаимосвязь Трёх Лиц, или Личностей в Единстве Божества: Отец рождает, промышляет, начальствует; Сын – рождается от Отца, продолжает Его в Себе, творит волю Его (как и Сам сказал: «Я в Отце и Отец во Мне»); Дух – приводит в движение, освящает, обновляет, животворит, возводит к Отцу, как сказано у Апостола: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». (Рим. 8:14)
Вспомним, какое великое значение имело отцовское благословение в эпоху патриархов, начиная от Авраама, «отца всех верующих»! Какое сильное драматическое чувство мы переживаем, читая о восхищенном Иаковом отцовском благословении… «Благословящих тебя благословлю, и проклинающих тебя прокляну.» И мы видим, что отец передаёт сыну благословение от Самого Бога, дарованное ещё патриарху Аврааму, и через это отеческое благословение передаётся благодать Святаго Духа, наполняющего Ветхозаветную Церковь, состоящую тогда только лишь из династии первенцев Авраамовых… А в книге Премудрости Иисуса, сына Сираха прочитаем уже более широкое, обязательное для всего народа божьего учение: «Почитающий отца очистится от грехов, … Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать,… Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3:3-9).
Святитель Амвросий Медиоланский так объясняет значение отцовского благословения: «Для того даровал отцам Бог такую благодать, чтобы у сыновей благочестие провозглашалось как нечто первостепенное. Стало быть, учение отцов есть учение детей. Итак, чти отца, да благословит он тебя. Пусть чтит отца благочестивый – из благодарности, неблагодарный – страха ради. Пускай беден отец и не имеет изобилия богатства, чтобы оставить сыновьям – однако он может оставить наследие последнего благословения, которое призовет на потомков щедрые дары освящения. А быть блаженным куда как больше, нежели быть богатым».
Ну и наконец, все ли мы помним торжественное чтение Евангелия на Рождество Христово? Да, да, знаменитое родословие Христа, самое начало Евангелия от Матфея! В нём есть сразу два момента, привлекающие наше пристальное внимание. Первое, вызывающее частенько разнообразные легкомысленные насмешки – «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова, Иаков роди Иуду и братьев его». Евангелие строго и однозначно утверждает, что земной отец по плоти рождает сына! Конечно, рождение ребёнка из материнской утробы здесь никак не подвергается сомнению, но под рождением личности понимается нечто большее… Священное и богодарованное единство отца и сына в Духе Святом, по образу и подобию Пресвятой Троицы! А это, согласитесь, неизмеримо больше, нежели только телесное рождение…
Второе обстоятельство, заслуживающее особого внимания, – родословие Христа возводится к праведному Иосифу, «мнимому отцу», как говорит Евангелие, то есть отчиму, выражаясь современным языком. Для нашего современного восприятия это выглядит чуть ли не ошибкой: как же так, ведь это же не родной отец? Для нас родной отец и неродной имеют качественное отличие: один настоящий, кровный, а другой – «только лишь» названный… В том-то и дело, что во времена Евангелия было само собой разумеющимся почитать отца уже только по имени: назван отцом – значит и есть отец! Добавим к этому, что в те времена существовал распространённый среди иудеев соблазн считать Христа «только человеком». И вот Евангелист, не смотря на опасность такого «человеческого» толкования, не побоялся возвести родословие Христа к названному отцу, потому что сын – наследник и преемник отца, принявшего сына в свою семью, и это отцовское волеизъявление и благословение значат гораздо больше, нежели только кровное родство и больше ничего.
Более того, мы видим в Евангелии, как Сам Христос проводит грань между истинным сыновством и только лишь кровным родством: обращаясь к книжникам и фарисеям, Он говорит: «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:38-43). Какой острейший мировоззренческий конфликт! Фарисеи искренне считают, что имеют сыновство от Бога, но Спаситель их жёстко обличает в противоположном сыновстве. Мы видим, что истинность сыновства удостоверяется духом – теми делами, которые творит человек, и расположением сердца, с которым эти дела творятся.
Вообще, тема сыновства глубоко волновала Спасителя, можно сказать, она красной нитью пронизывает всё Евангелие. Многочисленны и евангельские притчи о сыновстве, вспомним хотя бы: «А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» (Мф. 21:28-30). Ну, и наконец, ключевая притча, – о блудном сыне, она показывает, к чему приводит неуважение к отцу, раскрывает безмерную любовь и милость Отца небесного, разъясняет нам спасительную силу покаяния, возвращения к отцу заблудившегося сына…
Итак, мы обсуждали и рассматривали сейчас сыновство, каким оно должно быть по заповеди Божьей. Но к великому сожалению мы видим, что величие и высота заповеди Божьей сопровождается и бездонной глубиной отпадения от неё. Вспомним, что первородный грех нарушения первой заповеди поста подготавливался змеем через внушение праматери Еве сомнения и недоверия к благой и любящей отеческой заботе о первых людях. Это показывает, что любой грех имеет под собой почвой отречение от Небесного Отца в том или ином виде. Далее, мы видим невменяемость Каина, который, не смотря на любящие, мудрые слова предостережения, так и не внял отеческой заботе, совершил не только грех братоубийства, но отрёкся и от отца земного, и от Отца Небесного, стал вечным блудным сыном окаянным. Последующая история жизни первых людей показывает, что потомки Каина окаянного и потомки праведного Сифа разделились, собственно, этих последних Библия и именует сынами Божьими, они и составляли ветхозаветную церковь того времени. В каинской же цивилизации закрепляется традиция родства по матери (духовная безотцовщина), которая практикуется и поныне в иудейских сообществах. После Потопа дух Каина пробуждается в Хаме, надсмеявшимся над своим отцом, отсюда пошло хамство – что означает прежде всего пренебрежение, отсутствие сыновнего почитания отца, феномен безотцовщины, а затем уже всё остальное.
Конечно, всяким родителям и педагогам, особенно верующим, хотелось бы видеть в своих детях продолжение своих самых заветных мыслей, надежд, чаяний. Ведь идея продолжения жизни, продолжения рода имеет свои конкретные измерения: передача жизненного опыта, мудрости, накопленного нравственного багажа, почитание и поклонение святыне. Но что же приходится постоянно слышать на исповеди, когда женщины делятся своими семейными невзгодами? (Ни для кого не секрет, что женщины составляют подавляющее большинство (приблизительно 95%) церковного народа, и это тоже тревожный знак для нас…). Массовая картина ужасающей разрухи в семье: отчуждение и разобщённость с мужем, дети избегают общения, в церковь не ходят, внуков не доверяют, всё наперекосяк, отсюда – внутреннее опустошение. Возникает ощущение, что падшие духи в наше время с особой силой ополчились на семью, малую церковь, как будто уже поставлена цель её полного уничтожения, и многое для этого уже сделано.
Приведу один характерный пример. Несколько лет назад мне довелось познакомиться с одной очень приятной семейной парой почтенного возраста, они попросили освятить их новый аккуратный домик, затем регулярно приезжали на службы, исповедовались и причащались. Через какое-то время моя знакомая появляется одна, без мужа, и с тревогой в голосе рассказывает о том, что муж её тяжело заболел, сейчас находится в больнице, врачи решают, делать ли ему операцию, у него редкое заболевание – множественное прободение внутренних органов. Движимый смутной догадкою, я спросил, не имела ли она привычку «пилить», уязвлять своего мужа, постоянно выказывать ему свои претензии и недовольство? Она признала, что да, имеет такую привычку. Я ей заметил, что ведь это – грех, который приводит к своим закономерным последствиям. Потрясённая, она стояла какое-то время, видимо, окидывая внутренним взором прожитую жизнь. Потом, всё ещё в глубоком потрясении, она тихо произнесла: «Мне ещё никто об этом не говорил», повернулась и молча пошла.
То есть эта почтенная женщина, прожившая всю сознательную часть жизни в церкви, не знала, что постоянные, ставшие уже привычными попрёки мужу, которые проистекают из ставшего уже привычным женского доминирования в семье, женского любоначалия, являются серьёзным грехом, богоборческим переворотом, имеющим самые страшные разрушительные последствия из рода в род, фактически, это – родовая порча. И такой пример «незамеченного» греха, – категоричного радикального своеволия, далеко не единичен, наоборот, он незаметно стал уже «новым законом», новой нормальностью, как теперь говорят.
Женщина в таких семьях чувствует себя энергетическим центром, светилом, вокруг которого по своим заведённым орбитам должны вращаются планеты большие и малые. Она находится в такой гиперответственной роли, что нужно тянуть за собой сразу и паровоз, и вагоны, то есть весь состав, и, надо заметить, что у неё это прекрасно получается! На мой вопрос, однажды заданной такой труженице, а зачем она это делает, та, ни секунды не раздумывая, выпалила: «А если не я, то кто?». Мне этот девиз показался знакомым, и, немного покопавшись в памяти, я заметил, что похожие слова изображаются … на эмблеме ВДВ, чем несколько смутил самоуверенную ответчицу. С некоторых пор я стал проводить экспресс-опрос об установленных Богом взаимоотношениях первых людей – мужа и жены. На мой первый вопрос, как Бог поставил мужа, в основном все без труда отвечают, что «во главу». А на вопрос, как же Он поставил жену, после некоторого смущения неуверенно отвечают: «Шеей». И это пошёл уже массовый ответ! То есть современные православные христианки искренне по простоте душевной считают, что их роль в семье – крутить, манипулировать своим мужем! Однажды на мой прямой вопрос такой энергичной, запутавшейся в своих проблемах мамочке, – «Мужем командуешь?», та бодро отрапортовала: «А как же!». По контексту я догадался, что смысл ответа такой: «А как же иначе, по-другому то нельзя!». Действительно, современная женщина видит смысл своей семейной жизни в том, чтобы целенаправленно управлять и мужем, и детьми, и если кто-то упирается, как непослушный бычок на верёвке, значит, – семейная жизнь «не удалась». Причём, воцерковление такой целеустремлённой мамочки выступает как новое супероружие в борьбе за высшую власть в своей семье: то она была просто «узурпатором», творила «волюнтаризм», теперь же она – «законная царица», которая призвана «от имени Бога» всех поучать, направлять к благим устремлениям, то есть, – поднимается на высший пьедестал перед своим мужем и выросшими детьми.
По моим наблюдениям, современный мужчина всё меньше соответствует своему традиционному образу. «Глава семьи» (приходится уже ставить это именование в кавычки) оказывается придавлен непреходящим стрессом, что воспринимается как жизненный крах, вызывает хроническую депрессию, это является состоянием «наведённого безумия», из которого «выходят» или через алкоголь, или через поиск взаимопонимания на стороне, или через длительную тяжёлую болезнь. Мало кому удаётся научиться «не замечать» досадных особенностей своей второй половины, как правило, это люди, увлечённые своей профессиональной деятельностью или хобби: строительство, научная работа, домашнее хозяйство, рыбалка, компьютерные игры, соцсети, – самые популярные из них. Такие или подобные им увлечения выполняют функцию «экологической ниши», в которой муж может худо-бедно сохраниться как вид, который, как исчезающий, давно пора заносить в Красную Книгу…
И, конечно, такие уродливые взаимоотношения родителей не могут не отразиться на детях. Даже не будучи свидетелями домашних конфликтов, и не смотря на старания мамы душевно «привязать» к себе детей, с раннего подросткового возраста у детей вдруг начинаются непримиримые конфликты в первую очередь, как ни странно, с мамой, а если папа выполняет роль маминого рупора, то и с папой тоже. Все начинают ссориться со всеми. Семейная жизнь превращается в сущий ад на земле. Дети демонстрируют крайне ранимую непокорность, вызывающее поведение, независимость любой ценой; в более старшем возрасте приходит «тяжелое похмелье» – начинается депрессия, внутреннее опустошение, апатия. Дальше, если не остановить, это состояние может развиваться по ещё более разрушительным сценариям, таким как стремление к суициду, нарушение гендерной идентичности, полный разрыв отношений со своей семьёй, крайние формы противопоставления себя общественным нормам, и тому подобное. У подростков с ослабленной «тонкой» психикой на этой почве просыпается «спящая» шизофрения, социопатия, безотчётное притяжение к инфернальным символам и смыслам (рисунки, маски, косметика, одежда и т.д., тут молодёжная субкультура «всегда к вашим услугам!»).
Легко представить себе, что будет твориться в молодых семьях так выросших детей. Статистика утверждает, что на десять заключённых браков сейчас приходится восемь с половиной разводов. А что нас ещё ждёт впереди? Это при том, что огромное количество неустойчивых пар предпочитают вовсе не регистрироваться. Как-то ко мне на исповедь подошёл на вид шестидесятилетний юноша, который, обрисовывая свою ситуацию, упомянул «моя девушка». Я в ужасе чуть ли ни целый час всеми доступными способами убеждал его не откладывая посетить ЗАГС, но не знаю, дошёл ли… Инфантилизация мужчин, причём не только молодёжи, просто зашкаливает. Не имея продуманного религиозного мировоззрения, современный глава семьи даже не имеет возможности адекватно осознать ту ситуацию, которая складывается в его семье. Место отца в семье давно уже находится под прицелом Левиафана, как сказано, «поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31). Стремительно распространившаяся зараза блудного сожительства имеет под собой то практическое соображение, что перепуганный недомуж (который, как он сам утверждает, «до этого уже не раз обжёгся») может легко сбежать от не в меру раскомандовавшейся «девушки». Как изменилось время! Раньше, когда мы учились в школе, изучали пословицу: «Назвался груздем – полезай в кузов!», а сейчас впору изучать обратную мудрость: «Залез в кузов – называйся груздем!». Мы видим, как на фоне растущего гиперактивного лидерства женщины в семье уже сформировался и «защитный» комплекс мужского поведения: нерешительность, безволие, апатия, безучасность, в лучшем случае – ведомое исполнительское отношение. Это сопровождается, как правило, равнодушием к духовной жизни, к церкви, – каждый мужчина в храме – на вес золота. Слабый пол становится всё более сильным, а сильный – на глазах ослабевает, и эта ужасающая картина прогрессирующей дисгармонии в семье носит массовый, если не сказать, глобальный характер.
Выросшие в семьях с женским доминированием дети приобретают своеобразную закваску, бессознательную программу на свою будущую самостоятельную жизнь. У девочек формируется мамина модель поведения «генерала в юбке», или «серого кардинала», это уже зависит от личного темперамента ребёнка. Страсть гордыни незаметно, как воздух сквозь поры, проникает и напитывает открытую и пластичную детскую душу ещё в раннем детстве. Далее эта закваска начинает проявляться как непомерное самомнение, завышенная самооценка, зацикленность на себе, отсюда, – раздражительность, обидчивость, неконтролируемая гневливость, злопамятство… Беда в том, что когда девочка входит в сознательный возраст, начинает замечать в себе грех, тот уже давно сформировался, прирос к душе «намертво». На исповеди «срываются вершки», а «корешки» остаются глубоко в бессознательном, они ведь были заложены ещё в раннем детстве. Духовная жизнь в церкви в таком случае на долгие годы, а то и десятилетия, вплоть до глубокой старости, превращается в хождение по кругу, жизнь по принципу «шьём, да порем», поверхностное покаяние – повторение того же самого греха.
Над мальчиком отрабатывается иная модель поведения и отношений: «послушание – шалость – наказание». Главное для мамы – чтобы мальчик её слушался. До какого-то возраста ей удаётся «договариваться» и «держать ситуацию под контролем», но неожиданно пар начинает прорываться, срывать резьбу, мальчик прибегает к негативным формам поведения, к протесту и борьбе любыми средствами. И тут или маме удаётся подавить «бунт на корабле», то есть растворить мужскую волю и характер в мамином произволе, законсервировать ведомое поведение, инфантильное «послушание» маме на всю оставшуюся жизнь, или конфликт переходит в неуправляемую терминальную фазу, отношения становятся невыносимыми, и разрешаются только лишь физическим расставанием, когда родственные чувства прямо пропорциональны расстоянию. Так сбывается евангельская мудрость: «Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму», – не воспитанная в послушании родительница не способна воспитать послушание у сына, это не игрушки, это божественная педагогика. В современной психологии эта ошибка называется весьма деликатно и обтекаемо – «родительская гиперопека».
Окидывая всю эту многоплановую картину целиком в исторической перспективе, можно увидеть звенья одной цепи. Если 19 век – на повестке «женский вопрос», вопрос равноправия во всех приличных домах «звучит» и «ставится»; в романах Достоевского, например, мы увидим, как он незримым фоном присутствует за основным действием. Одна современная авторитетнейшая исследовательница Достоевского даже назвала его первым феминистом в русской литературе (Какой почётный титул, не правда ли? Вот Фёдор Михайлович подивился бы, как его прочитывают потомки…В психологии эта ошибка называется аберрация восприятия). 20 век – век всевозможных революций, закрепил в общественном сознании равноправие и пошёл дальше – к женскому доминированию в семье (мать-героиня, «Родина–Мать зовёт»). Отцы в индустриальном обществе становятся обезличенными носителями функции кормильца, добытчика, труженика. Это становление идеологии неоматриархата в развитых странах, слово «развитые» как-то невольно хочется взять в кавычки. Век 21-ый – уже пожинание плодов. Неудивительно, что в перевёрнутом мире, где мама заняла место папы, а папе предлагается занять место мамы, всё больше мальчиков начинают чувствовать себя девочкой, и всё больше девочек начинают чувствовать себя мальчиком. Сейчас как-то уже забыли, давным-давно доказано, были соответствующие научные работы, что шизофрения имеет и социальное измерение, то есть, при определённых условиях она может быть заразным заболеванием, индуцироваться и в здоровой психике. Сейчас это называется уже по-другому: мировоззренческая перепрошивка, формирование «новой нормальности». Всё более чудовищные античеловеческие идеи вплоть до каннибализма через окно Овертона закачиваются в общественное поле. Мы видим, как продвижение трансгендерной повестки в западных странах закрепляет достижения «радужного» безумия, как чума охватившего весь мир, не за горами уже и трансгуманизм, соответствующие организации уже давно работают в данном направлении. Сатанинская работа «расчеловечения» человечества имеет свою чёткую логику, проводится постепенно, по принципу медленного сваривания лягушки, чтобы та понемногу привыкала к более высокой температуре, и не выпрыгивала из кастрюли.
И вот теперь сам собою напрашивается резонный вопрос, ну и что же со всем этим делать? Как видите, доклад получился проблемным, оставляющим больше вопросов, нежели ответов. Но, чтобы подойти к такой наитруднейшей теме воспитания отеческого сыновства не декларативно, а практически, необходимо реалистически обозреть всю глубину проблемы, а потом уже, взвесив свои силы, ставить и решать конкретные педагогические задачи. Почему-то сейчас не принято ни говорить, ни писать об этой проблеме, как будто эта какая-то засекреченная рубрика, или этого вопроса не существует вовсе. Например, наш православный портал «Экзегет» на вопрос зрителя «что делать с лидерством жены в доме» пространно отвечает, что ничего страшного, лучше оставить всё как есть, чтобы не было чего хуже (!). Можете легко найти и пересмотреть этот ролик. Да, можно согласиться с этим выводом, что может быть и гораздо хуже, можно потерять и эту оставшуюся семейную скорлупку, остаться вообще ни с чем, но надо заметить, что данное предостережение далеко не исчерпывает всей проблемы и вообще никуда не ведёт. На наших глазах церковная жизнь перетекает с общинно-семейного на атомарно-индивидуальный уровень, и это очень тревожный знак: если не будет отцовства, не будет и сыновства, это непреложный закон наследования.
Конечно же, как нас учит всё христианство, начинать исправление необходимо с самого себя, а не со своего ближнего: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). На вопрос об уважении к мужу слышишь всё чаще такой несчастный ответ (отвечает как бы потерпевшая сторона): «А за что мне его уважать?». Конечно, быть заочным адвокатом несостоятельному мужу – занятие неблагодарное, но сначала всё-таки необходимо увидеть грех в себе и потрудиться над его исправлением. Заповедь, которая запечатлена в молитве Господней: «Отче наш,… да святится имя Твое», завещает нам святить имя Отца в своей жизни. Применена самая наивысшая форма действия: не «славится», не «величается», это всё недостаточные человеческие действия, а именно «святится»! Это уже сакральный уровень священнодействия, когда христианин (или христианка) подобно священнику в храме служит для того, чтобы жертва освятилась на алтаре собственного сердца.
А дальше возникают и общие, межличностные задачи. Сам Христос сказал, что «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23), и это задаёт напряжённую духовную вертикаль от мира земного, видимого – к миру горнему, невидимому. Но верно также и обратное: кто не чтит отца и отцовство в своём доме, не сможет воспитать достойных сыновей. Потому что «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19), а если отец «стёрт» в ценностном личностном плане, что будет делать сын? Это – тончайшая межличностная горизонталь, то поприще, которое предстоит пройти семье как целостному организму, малой церкви, это – семейная литургия, если хотите. Потому что человек замыслен и сотворён Богом не как остров в океане, а как семья, как церковь, как богодарованное общение: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Мне довелось как-то читать древние иудейские толкования на книгу Бытия, там на сотворение человека сказано, что мужчина приходит в этот мир с хлебом в руках, а женщина – с пустыми руками. Это неожиданное толкование представляется действительно древним, дохристианским, поскольку оно чётко согласуется с молитвой Господней: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», хлеб жизни мы просим именно у Отца. Можно предположить, что хлеб в руках Адама – свидетельствует о харизме отцовства, переданной Адаму при сотворении Отцом Небесным для того, чтобы тот напитывал им своих сыновей, которые составляют силу и славу отцовского дома. Как сказано: «Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего; сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея». (Пс. 127:3-4)
А в Книге Притчей Соломоновых есть такой стих: «Мудрые жены созиждут свои домы, безумные же – раскопаша своима рукама» (Притч. 14:1). Размышляя над ним, я никак не мог понять, как это возможно, что за атомная энергия в руках у жены? Ведь когда строят дом, пригоняют экскаватор, он копает яму, потом заливают бетон на фундамент, затем кладут кирпич или брёвна на стены. Как всё это можно раскопать одними слабыми женскими руками? Но ведь Премудрость возвещает нам не о внешних стенах дома, а о духовной истине! Если жена незаметно начнёт сама помимо мужа строить отношения с детьми, делать вид, как будто его вовсе не существует, скажет себе: «Я сама решаю, что мне делать, мой ребёнок, что хочу, то и делаю!», она не сможет никого накормить, потому что у неё пустые руки! И тогда Авраам не сможет родить Исаака, а Исаак не родит Иакова…Прервётся связь времён! Наступят последние времена, о которых сказано, что «восстанут чада на родители и убиют их». Сыновья начнут вслед за матерью высмеивать отца, прекословить, перестанут считаться с ним. Слово «убить» имеет не только буквальный смысл, можно быть убитым от горя, видя нечестие выросших детей, об этом также предупреждает Божественная Премудрость. Если же отец будет раздавать детям хлеб жизни подобно священнику, а жена будет со смирением и благоговением стоять у чаши, и отирать уста сыновей платом подобно дьякону, и сама будет причастна, такой дом будет крепко стоять, и никакая буря не одолеет его. Надеюсь, все понимают, что это образ фигуральный, и понимать его нужно иносказательно.
Это и есть образ семейной литургии. Поэтому апостолы и учат: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим … сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:1-6). Та же мысль и у апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). Парадокс: то, что современная женщина воспринимает как свою естественную самость, свои внутренние личные границы (какое, казалось бы, дело апостолам, как ведёт себя женщина в своём доме?), оказывается, является высочайшим благословением Божиим, ядерным предметом духовного делания и ответственности перед Богом.
Третий уровень задач – общинный. Необходимо возрождать и всячески способствовать созиданию вымирающих как мамонты отеческих общин. Из детства вспоминается, как в школах работали по-своему замечательные военруки, трудовики, завхозы, руководители кружков; худо-бедно в школе существовал неформальный институт отеческого общения, наставничества и поддержки, сейчас же отток состоявшихся отцов из школы принял катастрофический характер. Да, сейчас у нас появилось казачество, оно имеет свой здоровый потенциал, но мы должны понимать, что это далеко не всё, что нужно школе. Нужно всеми силами опять привлечь отцов в школу, если, конечно, эта школа не является анархическим женским клубом. Неважно, в конце концов, какой предмет, факультатив, или рукоделие они будут вести, важно организовать, точнее сказать, создать условия для искреннего, сердечного отцовского общения. Один разговор мало что даст, нужно совместное дело, соработничество, тогда опыт сердца легче и естественнее воспринимается и передаётся.
Есть и ещё один уровень осмысления этой работы – исторический, или точнее – эсхатологический. Понятно, что воспитание отеческого сыновства – дело, которое совершается наперекор общему стремительному скатыванию в океан греха, наперекор всемирной апостасии. Дело созидания народа Божьего – это и есть «удерживание» мира от окончательного распада, то есть – это царское дело. Разумеющий, да разумеет!
Иерей Евгений Ефремов, Годеново
6. Россия (и Запад) - оплот прелюбодеяния и каратель семьи, хулитель Закона Божия
5.
Зачем обычный человеческий грех, от пола не зависящий - гордыню, ропот, осуждение ближних - выделять в некую специфическую систему и, тем более, озвучивать это как причину конкретных внутренних заболеваний (вторгаясь в область медицины)?
4. Ответ на 1, Алекс:
Жаль, только главного ответа не дает.
Вот представьте, как будет учить сына строить уже свою семью такой вот незадачливый отец?
-я то, подкаблучник, свою семью сам управить не могу, но ты уж сынок не подкачай"?
Смешно, но только смеяться не хочется.
Вы же, отченька, ровно в той же ситуации. Нет?
В Евангелии есть один замечательный принцип: "Познайте истину, и истина сделает вас свободными ". Эта формула оказалась неожиданным и неприятным сюрпризом для слушателей, мол, как это так, чего такого мы не знаем, и отчего это мы несвободны?
Всё же предложенному Вами среднестатистическому мужу-подкаблучнику я бы посоветовал воцерковляться посерьёзнее, без дураков, не ограничиваться "внешним благочестием", начать глубоко и искренно исповедоваться опытному в духовном руководстве священнику. И результаты не замедлят сказаться:"Невозможное человеку с Богом возможно". Господь наделил нас величайшим даром свободы, руководствуясь которым, мы встаём перед безграничным океаном жизненного творчества. Как говаривал один известный творческий человек, не бывает без выходных положений! Иногда приходится тащить себя из болота за волосы, вытаскивая вместе с конём!
И ещё, лично к Вам хотелось бы обратиться словами из одного очень доброго, всеми любимого фильма:"За беспокойство не беспокойтесь!) "
3. Ответ на 2, Сергий Халин:
http://hkorus.ru/С большой радостью!
2. о.Евгению
http://hkorus.ru/
1. автору
Жаль, только главного ответа не дает.
Вот представьте, как будет учить сына строить уже свою семью такой вот незадачливый отец?
-я то, подкаблучник, свою семью сам управить не могу, но ты уж сынок не подкачай"?
Смешно, но только смеяться не хочется.
Вы же, отченька, ровно в той же ситуации. Нет?