К вопросу о «тёмном Средневековье»

Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного

Иван Грозный 
0
305
Время на чтение 5 минут

В Древней Руси (с 9 века) антисистемных сообществ не было. Проникновение антисистемных учений в Россию начинается с 14-15 веков (стригольники, жидовствуюшие). Происходит это в зоне этнического контакта с Европой — в районе Новгорода и Пскова.

Через полтора столетия, с середины 17 века, в России возникают уже свои антисистемы – секты капитонов, хлыстов, радикальных раскольников; чуть позже – скопцов. Затем наступает очередь импортных антисистем светского типа – масонов, революционеров, «либералов» и прочих разрушителей «старого порядка» (с 18 в.). Одновременно, в 19 – нач. 20 в. в крестьянской и мещанской среде происходит бурный рост завезенных из Европы («евангелисты») и доморощенных сект.

Перед революцией 1917 года, спустя 500 лет после появления первых антисистем в России, мы наблюдаем уже целый букет разнообразных антисистемных сообществ. В том числе и в самой Православной Церкви (обновленцы и прочее). Одних сект в начале 20 века было более четырехсот!..

Примечание: Антисистема – это группа людей с негативным мироощущением, инстинктивно нацеленная на разрушение любой позитивной системы, будь то этнос, Церковь или государство.

Стригольники. Первой антисистемой в России была ересь стригольников, распространившаяся из Пскова в Новгород во второй пол. 14 в. Это была сравнительно небольшая группа еретиков, во главе с парикмахером (стригольником-иудеем, по другой версии диаконом) Карпом и диаконом Никитой. Сначала, они, как водится, резко критиковали пороки духовенства, в первую очередь – пьянство и симонию (поставление на должности за деньги). Затем призывали не ходить к «безблагодатным» священникам в храмы, не брать у них благословение, не причащаться, а исповедоваться «матушке-земле». 

Сведений об этой секте сохранилось мало. Стригольники формально не отказывались от христианского учения, говоря новообращенным, что «священником» может быть любой грамотный мирянин-наставник. Правда, потом, по мере погружения адептов в секту её руководители отвергали самое главное – бессмертие души в его православном понимании. При этом они призывали к строгой жизни и крайнему аскетизму (постничеству), с целью победы «духа» над плотью.

Мировоззрение стригольников основывалось на жизнеотрицающей (антисистемной) идеологии гностицизма, утверждавшей, что все материальное, в том числе тела людей, – это зло, приносящее только страдание!

После того, как стригольники начали распространять своё учение и пропагандировать отказ от Церкви (что в 14 веке было неприемлемо для русского человека), их довольно быстро разоблачили. В 1375 году организаторов схватили, пытали, а затем утопили с жерновами на шее, сбросив с моста в реку. 

Однако ересь уже успела пустить корни и распространиться по северо-западу Руси. Её удалось нейтрализовать только в 15 веке. Нескольких еретиков казнили в 1427 году, но какая-то часть антисистемщиков затаилась и затем в 1470-х гг. влилась в более мощную ересь жидовствующих («Ересь жидовствующих. Что это было»).

Следует подчеркнуть, что гностические, жизнеотрицающие идеологии, известные с 1 века н. э., практически неистребимы. Они, как болезнетворные микробы, замирают при высоком иммунитете (пассионарности) вмещающего этноса, и активно размножаются в периоды кризисов.

С точки зрения этнологии, главные кризисы в жизни этноса (суперэтноса) наступают: 1) в фазе надлома, когда происходит резкий спад пассионарности и этнос раскалывается на две-три части (в России – с сер. 19 - по нач. 21 в., с поправкой на глобализацию) и 2) в последней фазе разложения суперэтноса – обскурации (в Европе с кон. 20 в.).

После расправы над жидовствующими в начале 16 века (15 еретиков сожгли, остальных – по тюрьмам) религиозных антисистем в России долгое время не было, если не считать небольшие ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого (сер. 16 в.), которые явились отголосками ереси жидовствующих с налетом европейского протестантизма (Реформация). Однако в середине 16 века в России появляется первая светская антисистема. Даже не антисистема в чистом виде, а некое ее подобие.

Опричники. К антисистемным сообществам эпохи Ивана Грозного можно отнести наиболее оголтелую часть опричников (кромешников), опьяневших от крови и вышедших из под контроля царской власти на заключительном этапе опричнины (1565-72 гг.). Получив карт-бланш на убийство, эти люди, нередко с садистскими наклонностями, занимались самоуправством, калеча и убивая как виновных, так и невинных людей. Как говорится, «гнали план»... Потом это повторится во время «большой чистки» 1930-х.

Некоторые из опричников потом сами были убиты, как некогда приближенные к царю отец и сын Басмановы. Младший из них – Федор (возможный отцеубийца) – являл собой типичный пример авантюриста антисистемного типа.

Однако, здесь надо оговориться, что опричнина задумывалась Иваном Грозным, как спецоперация по устранению тогдашнего олигархата – сепаратистской боярской оппозиции царю. Поэтому, первоначально, царь занимался полезным делом – укреплением государства и наведением порядка в стране. Другое дело, что по ходу исполнения этой задачи были допущены серьезные ошибки и «перегибы». В том числе и потому, что инструмент для чисток политических «элит» был подобран не самый лучший. В.Молотов по этому поводу говорил: «А где взять чистеньких исполнителей?..».

Кроме того, свою роль сыграла и противоречивая, импульсивная личность самого царя Ивана IV, которого, заметим, при общей положительной оценке его деятельности, идеализировать не следует.

Относительное затишье в движении антисистем в 16 веке объясняется тем, что в это время в России наступает период роста пассионарности и, соответственно, ужесточения системы власти. По Льву Гумилёву – это акматическая фаза перегрева (максимум русской пассионарности: 16 – 18 вв.) – время превращение Московского царства в Российскую империю.

В данной фазе пассионариев становится значительно выше нормы, поэтому они не только завоевывают новые земли и совершают подвиги, но и начинают яростно бороться между собой за первенство (Смута нач. 17 в.), а так же – за свои идеалы (церковный Раскол 17 в.). Все это, как правило, приводит к большим неприятностям в стране, однако и антисистемщикам в этой бурной фазе приходится туго. Появившиеся антисистемы или уничтожаются (ересь жидовствующих и «отмороженная» часть опричников), или загоняются в глубокое подполье (хлысты, капитоны, радикальные раскольники-беспоповцы).

Хорошее время для антисистемщиков наступает позже – в фазе надлома, в конце фазы инерции и, особенно, в обскурации, где резко возрастает число антисистемщиков-извращенцев: содомитов, педофилов, феминисток, социопатов и пр. 

Для сравнения. В Европе, где из-за географической тесноты и развитой международной торговли (зоны контактов с чуждыми этносами) антисистемы появлялись постоянно, самое тяжелое время для антисистемщиков приходится на ту же акматическую фазу – 12-15 века, когда Католическая церковь и светская власть каленым железом выжигали всякую ересь. («Тёмное Средневековье» – это определение антисистемщиков.) Наиболее яркий пример – расправа над преступными сообществами катаров и тамплиеров, которые, заметим, тогда втайне творили то, что сегодня европейские сатанисты делают уже открыто (см. Олимпиаду в Париже-2024).                                           

Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Примитив по определению лучше секундитива.
С. Югов / 18.10.2024, 22:38

1.

Первоисточники можно означить? И доказательную аналитику? Иначе примитив.
архетипика / 18.10.2024, 18:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Русские и нерусские. Инстинкт своей территории
Почему опасно делать из этноса «резиновую квартиру»
02.08.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Иван Грозный
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58