К вопросу о «тёмном Средневековье»

Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного

Иван Грозный 
0
331
Время на чтение 5 минут

В Древней Руси (с 9 века) антисистемных сообществ не было. Проникновение антисистемных учений в Россию начинается с 14-15 веков (стригольники, жидовствуюшие). Происходит это в зоне этнического контакта с Европой — в районе Новгорода и Пскова.

Через полтора столетия, с середины 17 века, в России возникают уже свои антисистемы – секты капитонов, хлыстов, радикальных раскольников; чуть позже – скопцов. Затем наступает очередь импортных антисистем светского типа – масонов, революционеров, «либералов» и прочих разрушителей «старого порядка» (с 18 в.). Одновременно, в 19 – нач. 20 в. в крестьянской и мещанской среде происходит бурный рост завезенных из Европы («евангелисты») и доморощенных сект.

Перед революцией 1917 года, спустя 500 лет после появления первых антисистем в России, мы наблюдаем уже целый букет разнообразных антисистемных сообществ. В том числе и в самой Православной Церкви (обновленцы и прочее). Одних сект в начале 20 века было более четырехсот!..

Примечание: Антисистема – это группа людей с негативным мироощущением, инстинктивно нацеленная на разрушение любой позитивной системы, будь то этнос, Церковь или государство.

Стригольники. Первой антисистемой в России была ересь стригольников, распространившаяся из Пскова в Новгород во второй пол. 14 в. Это была сравнительно небольшая группа еретиков, во главе с парикмахером (стригольником-иудеем, по другой версии диаконом) Карпом и диаконом Никитой. Сначала, они, как водится, резко критиковали пороки духовенства, в первую очередь – пьянство и симонию (поставление на должности за деньги). Затем призывали не ходить к «безблагодатным» священникам в храмы, не брать у них благословение, не причащаться, а исповедоваться «матушке-земле». 

Сведений об этой секте сохранилось мало. Стригольники формально не отказывались от христианского учения, говоря новообращенным, что «священником» может быть любой грамотный мирянин-наставник. Правда, потом, по мере погружения адептов в секту её руководители отвергали самое главное – бессмертие души в его православном понимании. При этом они призывали к строгой жизни и крайнему аскетизму (постничеству), с целью победы «духа» над плотью.

Мировоззрение стригольников основывалось на жизнеотрицающей (антисистемной) идеологии гностицизма, утверждавшей, что все материальное, в том числе тела людей, – это зло, приносящее только страдание!

После того, как стригольники начали распространять своё учение и пропагандировать отказ от Церкви (что в 14 веке было неприемлемо для русского человека), их довольно быстро разоблачили. В 1375 году организаторов схватили, пытали, а затем утопили с жерновами на шее, сбросив с моста в реку. 

Однако ересь уже успела пустить корни и распространиться по северо-западу Руси. Её удалось нейтрализовать только в 15 веке. Нескольких еретиков казнили в 1427 году, но какая-то часть антисистемщиков затаилась и затем в 1470-х гг. влилась в более мощную ересь жидовствующих («Ересь жидовствующих. Что это было»).

Следует подчеркнуть, что гностические, жизнеотрицающие идеологии, известные с 1 века н. э., практически неистребимы. Они, как болезнетворные микробы, замирают при высоком иммунитете (пассионарности) вмещающего этноса, и активно размножаются в периоды кризисов.

С точки зрения этнологии, главные кризисы в жизни этноса (суперэтноса) наступают: 1) в фазе надлома, когда происходит резкий спад пассионарности и этнос раскалывается на две-три части (в России – с сер. 19 - по нач. 21 в., с поправкой на глобализацию) и 2) в последней фазе разложения суперэтноса – обскурации (в Европе с кон. 20 в.).

После расправы над жидовствующими в начале 16 века (15 еретиков сожгли, остальных – по тюрьмам) религиозных антисистем в России долгое время не было, если не считать небольшие ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого (сер. 16 в.), которые явились отголосками ереси жидовствующих с налетом европейского протестантизма (Реформация). Однако в середине 16 века в России появляется первая светская антисистема. Даже не антисистема в чистом виде, а некое ее подобие.

Опричники. К антисистемным сообществам эпохи Ивана Грозного можно отнести наиболее оголтелую часть опричников (кромешников), опьяневших от крови и вышедших из под контроля царской власти на заключительном этапе опричнины (1565-72 гг.). Получив карт-бланш на убийство, эти люди, нередко с садистскими наклонностями, занимались самоуправством, калеча и убивая как виновных, так и невинных людей. Как говорится, «гнали план»... Потом это повторится во время «большой чистки» 1930-х.

Некоторые из опричников потом сами были убиты, как некогда приближенные к царю отец и сын Басмановы. Младший из них – Федор (возможный отцеубийца) – являл собой типичный пример авантюриста антисистемного типа.

Однако, здесь надо оговориться, что опричнина задумывалась Иваном Грозным, как спецоперация по устранению тогдашнего олигархата – сепаратистской боярской оппозиции царю. Поэтому, первоначально, царь занимался полезным делом – укреплением государства и наведением порядка в стране. Другое дело, что по ходу исполнения этой задачи были допущены серьезные ошибки и «перегибы». В том числе и потому, что инструмент для чисток политических «элит» был подобран не самый лучший. В.Молотов по этому поводу говорил: «А где взять чистеньких исполнителей?..».

Кроме того, свою роль сыграла и противоречивая, импульсивная личность самого царя Ивана IV, которого, заметим, при общей положительной оценке его деятельности, идеализировать не следует.

Относительное затишье в движении антисистем в 16 веке объясняется тем, что в это время в России наступает период роста пассионарности и, соответственно, ужесточения системы власти. По Льву Гумилёву – это акматическая фаза перегрева (максимум русской пассионарности: 16 – 18 вв.) – время превращение Московского царства в Российскую империю.

В данной фазе пассионариев становится значительно выше нормы, поэтому они не только завоевывают новые земли и совершают подвиги, но и начинают яростно бороться между собой за первенство (Смута нач. 17 в.), а так же – за свои идеалы (церковный Раскол 17 в.). Все это, как правило, приводит к большим неприятностям в стране, однако и антисистемщикам в этой бурной фазе приходится туго. Появившиеся антисистемы или уничтожаются (ересь жидовствующих и «отмороженная» часть опричников), или загоняются в глубокое подполье (хлысты, капитоны, радикальные раскольники-беспоповцы).

Хорошее время для антисистемщиков наступает позже – в фазе надлома, в конце фазы инерции и, особенно, в обскурации, где резко возрастает число антисистемщиков-извращенцев: содомитов, педофилов, феминисток, социопатов и пр. 

Для сравнения. В Европе, где из-за географической тесноты и развитой международной торговли (зоны контактов с чуждыми этносами) антисистемы появлялись постоянно, самое тяжелое время для антисистемщиков приходится на ту же акматическую фазу – 12-15 века, когда Католическая церковь и светская власть каленым железом выжигали всякую ересь. («Тёмное Средневековье» – это определение антисистемщиков.) Наиболее яркий пример – расправа над преступными сообществами катаров и тамплиеров, которые, заметим, тогда втайне творили то, что сегодня европейские сатанисты делают уже открыто (см. Олимпиаду в Париже-2024).                                           

Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Примитив по определению лучше секундитива.
С. Югов / 18.10.2024, 22:38

1.

Первоисточники можно означить? И доказательную аналитику? Иначе примитив.
архетипика / 18.10.2024, 18:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Что он значит для ситуации в Церкви
10.03.2025
Как попы хотели разрушить Церковь
Обновленцы в РПЦ в 1920 -х гг. Несколько портретов
24.01.2025
Болезнь этноса
Что такое фаза надлома, и как она протекала в России
27.12.2024
Преобладали ли православные в Российской империи?
Сектанты, оккультисты, инородцы и пр. в начале 20 века. Из истории антисистем
14.12.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Иван Грозный
Современный облик Русской идеи
Наиболее перспективным направлением развития русского самосознания является разработка ноосферного научно-философского мировоззрения
13.03.2025
«Империя – наша естественная модель существования государства»
Во Владимире обсудили воздвижение памятника святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому
26.02.2025
День рождения Русского Собрания
Сегодня мы также отмечаем годовщину венчания на царство Государя Иоанна IV Грозного
29.01.2025
В тревогах о будущем мира и надеждах на добрую волю
В Москве состоялось итоговое годовое заседание Совета старейшин коренных народов России и стран Евразии
27.12.2024
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
Новый комментарий от С. Югов
15.03.2025 07:37
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от С. Югов
15.03.2025 06:52
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.03.2025 06:03
Праздник Державной иконы Божией Матери
Новый комментарий от Апографъ
15.03.2025 05:25
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.03.2025 05:22
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.03.2025 04:57
Цель Лондона – стравить Россию и США
Новый комментарий от Александр Уфаев
15.03.2025 04:43