Андрей Буховецкий делится своими воспоминаниями об известном ученом Леониде Васильевиче Алексееве (15.01.1921 – 22.03.2008) – докторе исторических наук, видном археологе-слависте, крупном ученом ХХ века, знатоке археологии, истории, прежде всего Полоцкой земли, и в целом, древностей Белоруссии и Смоленщины.
В наше время очень много написано про крест Евфросинии Полоцкой деятелями Православной Церкви и профессиональными историками, исследователями старины. Мы знаем, что Крест преподобной Евфросинии Полоцкой создан в 1161 г. как ковчег для христианских святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей; крест был положен в Спасо-Преображенском храме полоцкого Евфросиниева монастыря в XII веке. Крест Евфросинии Полоцкой являлся не только шедевром искусства Древней Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает о времени создания, имя вкладчика и место вложения креста. В прошлом столетии именно Леониду Васильевичу Алексееву, советскому и российскому историку и археологу, удалось разыскать уникальные фотоматериалы в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, позволяющие получить представление о том, как выглядел утраченный крест Евфросинии Полоцкой. Поэтому, зная лично много лет Леонида Васильевича, я задал ему вопрос о знаменитом кресте Евфросинии Полоцкой.
В христианском понимании, не важно, христианин ты или нет, но проклинать другого человека – это грех. Самое интересное на кресте – проклятие прп. Евфросинии Полоцкой. В то время это было самое страшное проклятие. Почему Евфросиния Полоцкая может себе позволить проклинать, хотя она писала и проклинала тех, кто вывезет крест из обители, как написано на кресте. Вот отрывок: «Пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами». Выходит, Евфросиния этим поступком выше Святой Троицы и выше святых отцов Церкви? Мне кажется, что Евфросиния Полоцкая некрасиво поступила. Это даже не по-христиански. Я понимаю, что именно христианин должен нести только любовь к Богу и человеку. Мы не имеем права, если мы христиане, проклинать.
Удивляет даже последняя надпись на кресте, где сказано, что «Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…». Похоже, что сама Евфросиния этой надписью ещё при своей жизни поместила себя в святые обители, но прославление самой Евфросинии Полоцкой в Русской Православной Церкви произошло только в 1547 году. А в 1984 году она была причислена к Собору белорусских Святых. День смерти Евфросинии стал в Беларуси Днем святой Евфросинии Полоцкой. Впервые он стал отмечаться в 1994 году.
Я попросил Леонида Васильевича рассказать про проклятие Евфросинии Полоцкой на кресте. Проклятие – это форма языческого текста на кресте. Мы должны понимать, что жизнь Евфросинии Полоцкой в XII веке – это жизнь в то непростое время, когда еще сильны были языческие традиции в княжеской семье, несмотря на то, что строились храмы в Полоцке, но жизнь полочан была переплетена с языческими молитвами, обрядами старой веры, коротая долго жила в быту и в жизни, в том числе княжеской семьи. Всё было ещё свежо и жило в той среде народа. Поэтому языческое проклятие на кресте Евфросинии Полоцкой – это языческая заповедь нашим поколениям.
Вот точный текст на кресте – «В год 6669 кладет Евфросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается, кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…»
Леонид Васильевич Алексеев рассказал, что в целом надпись на кресте связана со стремлением преподобной Евфросинии сохранить крест вечно.
Леонид Васильевич дальше сказал, что Евфросиниия Полоцкая осталась в истории благодаря тому, что отстроила свой храм и сделала свой крест. Но не надо забывать, что Евфросиниия Полоцкая бала очень богата, она была княжна. Значит, ей было легко отстроить храм и сделать свой крест. Но труды Евфросинии Полоцкой не сохранились в истории. Это те книги, которая она сама переписывала в храме святой Софии. Евфросиния не оставила даже своего труда по христианской вере.
Мы смело можем сказать, что Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, только вошла в духовный труд Полоцка, который был создан ещё до неё. Уже до Евфросинии Полоцкой стоял первый храм Богородицы, который, скорее всего, был деревянным. Также стоял Софийский собор, возведённый в середине XI века в византийском стиле. За Западной Двиной стоял мужской монастырь святых Бориса и Глеба. В начале XII веке в Бельчицах стояли четыре храма. В Сельце находились храм Спаса и храм-усыпальница полоцких епископов. Еще один храм стоял на территории Верхнего замка. Храм называли «Княжеский». Были христианские школы, писались фрески в храмах Полоцка. Всё это уже существовало здесь и до самой Евфросинии.
Продолжая свой рассказ, Леонид Васильевич рассказал, что во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Леонид Васильевич рассказывал нам, Андрею и Алексею Буховецким, что по нескольку раз в год в течение пяти лет он ездил из Москвы в Минск и встречался с митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом, виделись они и на полоцкой земле, в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Но заповедь Евфросинии Полоцкой с проклятьем перестали соблюдать. В середине ХІХ века епископ Василий Лужинский повёз крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью крест возили по домам местных князей, богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ Василий Лужинский пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.
Что касается самого текста, то перед нами заклятье — форма, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквям и монастырям. Рассмотрение этой формы заклятья в письменных памятниках Новгорода, Пскова и Полоцка привело нас к наблюдению, что она употреблялась, главным образом, в домонгольское время.
Есть сведения о распространении, правда, в несколько более позднее время, подобных заклятий и в самом Полоцке. Заклятье от воровства писалось в Древней Руси и просто на предметах. Так, при раскопках К. Мусьянович в Дрогичине была найдена рукоять ножа с надписью: «Ежъковъ ножъ, а иже и украдет — прокляту бу …[дет]» (XII—XIII вв.)
Если рассматриваемая форма заклятья в Полотчине сохранялась довольно долго, то в Новгородской земле она существовала только в домонгольское время.
Леониду Васильевичу был задан вопрос: «Значит, можно рассматривать, что если христиане до революции поклонялись старому кресту Евфросинии и потом новому воссозданному кресту, который был сделан в наше время мастером Н. Кузьмичём, где опять повторяется то же заклятие, значит, мы поклянемся не только тем святыням, которые вложены в кресте Евфросинии, но и поклоняемся языческому заклятью Евфросинии?» «Да, это точно», - подтвердил Леонид Васильевич Алексеев.
Л.В. Алексеев с братьями Буховецкими. Фото из архива Андрея Буховецкого
Леониду Васильевичу был задан последний вопрос: «Шестиконечная форма креста Евфросинии Полоцкой – откуда эта форма была взята мастерам Лазарем Богшей? Были ли в Древней Руси ещё подобные форма креста среди русских древностей?» Леонид Васильевич, отвечая на вопросы, сказал: «Да, именно шестиконечная форма креста была уже известна довольно хорошо в XII в, и я думаю, что мастер Лазарь Богша знал и видел подобные кресты среди русских древностей. Был крест Авраамия Ростовского (около 1125 г.), крест из ризницы Благовещенского собора в Москве (XII в.). Форма креста, избранная Лазарем Богшей и Евфросинией Полоцкой, была весьма распространенных у христиан в XII—XIII вв.»
Продолжая свой рассказ, Леонид Васильевич сказал, что в житии Евфросинии Полоцкой есть очень много белых пятен. Из истории жизни Евфросинии мы не знаем, что она делала до своей старости в Полоцке. Пишется в некоторых источниках, что Евфросиния строила храмы и открывала монастыри в Полоцке, но большой отрывок жизни Евфросинии нам неизвестен, только известно по найденным печатям, что сама Евфросиния в Полоцке имела власть мирскую и духовною. В житии преподобной Евфросинии очень много больших пробелов, но Леонид Васильевич поделился своими историческими открытиями, к которым он пришел в результате своих многолетних исследований. В частности, нам неизвестно, когда сама Евфросиния и в каком возрасте ушла в Иерусалим, что она там делала, как жила, с кем встречалась. Просто нет никаких исторических сведений о жизни Евфросинии Полоцкой в Иерусалиме. Второе очень интересное обстоятельство. Когда Евфросиния Полоцкая ушла в мир иной, её тело было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти храма Пресвятой Богородицы. И только спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, вскрыли могилу Евфросинии Полоцкой и взяли с собой тело Полоцкой княжны. Дальше не понятно, где было похоронено тело Евфросинии, кем и в каком году ее мощи были принесены в Киево-Печерскую Лавру в дальнюю пещеру. Нет никаких исторических записей. Значит, этот отрезок истории нам не известен.
В Смоленске в 1495 г. была сделана копия креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Леонид Васильевич привел сведения о том, что были сделаны две копии креста. Будут ли когда-нибудь найдены эти копии креста, да и сам крест? Леонид Васильевич выразил уверенность, что история нам подарит ещё настоящий сюрприз.
В наше время на территории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря есть два креста Евфросинии Полоцкой. Один крест, созданный ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичём, выносят только на большие праздники и вывозят за приделы обители. Второй крест создан специально для поклонения паломников и для экскурсий.
Источник: Алексеев Л.В. Лазарь Богша — мастер-ювелир XII в. // Советская археология. 1957. № 3. С. 224–244.
Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», почётный член Клуба 6-го егерского полка Санкт-Петербурга, член Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун», Международный отдел, г. Полоцк, Беларусь