От мощей святителя Иоасафа Белгородского в «Московскую правду»

О важности почитания русского святого, прославленного при Царе Страстотерпце Николае II

Российская Империя  Николай II 
0
347
Время на чтение 14 минут

Говоря об исключительной роли святого Императора Николая Второго в деле канонизации святителя Иоасафа Белгородского, нужно напомнить, что за год до нее – в 1910 году – Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского».

Спросим же честно себя, а часто ли мы молимся святителю Иоасафу об укреплении нашей православной веры, о воцерковлении наших родных, близких, друзей? Признаюсь, что акафист ему я читаю лишь в дни его памяти – 17 сентября и 23 декабря. Слава Богу, что на стене у меня висит молитва святителя Иоасафа, которую я читаю часто: «Да будет благословен день и час, в который Господь мой Иисус Христос ради меня родился, распятие претерпел и пострадал до смерти. О Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моей приими дух раба Твоего, находящегося в странствии, ради молитв Пречистыя Твоея  Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Не раз я писала о том, что первым своим учителем, открывшим мне горизонты православной веры, считаю первого ученика Иисуса Христа – святого апостола Андрея Первозванного. Но примерно за год до знакомства с ним, а вернее, с его святыми мощами, прибывшими в Москву из Греции, я впервые в жизни оказалась в кафедральном Преображенском соборе Белгорода у мощей святителя Иоасафа (Горленко), который сразу явил мне свое чудо. Фактически это именно он сделал меня журналистом – сначала корреспондентом газеты «Московская правда», а позже – различных православных изданий. 

Приезжая в Белгород, где живут сестра Елена и ее сын Никита с семьей, а ранее жил мой покойный отец, прямо с вокзала я обычно сразу еду в Преображенский собор, чтобы поблагодарить святителя Иоасафа за его многократную помощь мне грешной. Но ни разу не получилось у меня быть у мощей в дни его памяти. Он родился 8 сентября 1705 года в Прилуках, бывшей Полтавской  губернии, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Отошел ко Господу почти 270 лет тому назад – 10/23 декабря 1754  года. Его святые мощи были обретены в Белгороде 113 лет тому назад – 4/17 сентября 1911 года, когда и состоялось его прославление в лике святых. 

Приложившись впервые в жизни к мощам святителя Иоасафа, я получила в дар от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), ныне митрополита, освященную на Афоне иконку преподобного Серафима Саровского. Позже узнала, что мощи этих двух великих чудотворцев одно время хранились в Государственном музее истории религии и атеизма, некогда расположенном в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Именно здесь 33 года назад – 28 февраля 1991 года – через 80 лет после канонизации святителя Иоасафа – состоялось второе обретение его мощей. Когда 17 сентября 1991 года мощи вернулись в Белгород, для участия в торжествах в город впервые приехал Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, давший мне много позже свое благословение. 

Но первым меня благословил, как я сейчас понимаю, святитель Иоасаф, к руке которого я смогла прикоснуться губами. Его нетленная рука такая же мягкая и теплая, как и у преподобного Александра Свирского. Их мощи имеют температуру здорового человека, и это не может не поражать воображение. От их мощей потоками изливается благодать.

Когда в 1911 году гроб с мощами святителя Иоасафа был поставлен в раку, возле нее уже горели очень красивые лампады, украшенные рубинами, изумрудами и жемчугами. От всей семьи Николая II, очень почитавшей владыку Иоасафа еще до его прославления, лампады подарили собору Императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф и Царская Семья Николая II. Несмотря на всенародное почитание и множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя почти 100 лет ходатайство местного населения о его прославлении не поддерживалось Святейшим Синодом. Впервые вопрос о его канонизации поднимался жителями Белгорода еще в 1815 году. Но прославили его лишь в 1911 году по инициативе последнего Императора России Николая II. Переоценить его роль в канонизации святителя Иоасафа Белгородского и других святых невозможно. В 1903 году во время торжественной канонизации Серафима Саровского, в которой приняла участие вся Царская семья, Царь Николай II лично нес мощи преподобного. Вскоре он поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа. Проезжая через Белгород в 1904 году, Император воочию убедился в том, что его мощи стопроцентно нетленнны. В 1910 году в Белгород прибыла комиссия для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря (в день кончины святителя Иоасафа по старому стилю) 1910 года на докладе Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».

Власти и духовенство Белгорода ожидали участия Императора Николая II и членов царствующей фамилии в сентябрьских торжествах 1911 года. Но приезд Царя не состоялся по не зависящим от него причинам. Лишь в декабре того же года Царская семья заехала в Белгород и приложилась к мощам святителя Иоасафа, а в дни его канонизации на Белгородской земле семью Николая II представляли Великий князь Константин Константинович Романов (знаменитый поэт К.Р.) и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В ее дневнике есть запись о духовной радости, которую она испытала, проезжая однажды через Белгород и чувствуя, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях. Благодаря Императору Николаю II и Великой княгине Елизавете Федоровне – настоятельнице московской Марфо-Мариинской обители милосердия – затянувшийся почти на век процесс канонизации святителя, наконец, был завершен 4 сентября 1911 года, в канун ее тезоименитства. Сейчас именины святой прмч. Елисаветы мы отмечаем 18 сентября по новому стилю – в день Пророка Захарии и праведной Елисаветы – родителей Иоанна Предтечи.

Мощи святителя Иоасафа в советское время. В 1920 году произошло надругательство над святыми мощами святителя Иоасафа. Извлеченные из гробницы они служили экспонатом в музеях Москвы. Младшая сестра Марины Цветаевой Анастасия Цветаева в 1924 году увидела святыню в музее Наркомзема и написала: «Он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза – не видели, слава Богу!».

С целью доказать, что это мумия богохульники положили святые мощи святителя Иоасафа рядом  с засохшей мертвой крысой и трупом убитого во время дележа денег фальшивомонетчика. Но мумифицированный фальшивомонетчик «плохо пахнул» и вскоре исчез вместе со своим стеклянным гробом.  Лишь через 10 лет Анастасия Цветаева в разговоре с женщиной из лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, узнала, что к ним привезли дурно пахнущего фальшивомонетчика. Так как его нужно было вернуть обратно в музей Наркомзема, труп принялись бальзамировать. Сколько было потрачено сил и знаний! И все зря! «Он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». 

Второе обретение мощей святителя Иоасафа. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево, а вот со вторым обретением нетленных мощей святителя Иоасафа, которые с конца 1920-х годов считались утраченными, все было гораздо сложнее. История возвращения великой святыни в Белгород весьма интересна.

Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. Бывший бригадир плотников Аркадий Васильевич Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место на чердаке собора. До этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова написала митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну о том, что бригада ее отца ремонтировала храмы. В начале 1960-х годов, заменяя кровлю Казанского собора, Соколов нашел деревянную раку с чьим-то телом. По просьбе настоятеля Казанского собора митрополит Иоанн назначил церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей. В Спасо-Преображенском соборе комиссия, в которую входил Соколов, установила, что останки – это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. Сохранились документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.
Так что выдать мощи за мумию не удалось. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году. 

Из Москвы мощи святителя Иоасафа перевезли в Ленинград, где в 1970-е годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора. Когда появилась угроза их уничтожения (из-за случаев заболевания холерой администрация музея распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале), два плотника тайно закопали мощи святителя, не зная, чьи они, в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия на чердаке Казанского собора.

Пещерка Святителя Иоасафа. После второго обретения мощей их перенесли сначала в Спасо-Преображенский собор Ленинграда, а затем в Преображенский собор Белгорода, где святыня находилась до 2011 года. К 100-летию со дня прославления святителя Иоасафа его мощи были перенесены в склеп, получивший в народе название «пещерка святителя Иоасафа». Здесь его нетленные мощи находились 156 лет (1754-1911 гг.)». В конце 1920-х годов, когда снесли монастырь, и началась застройка этого места, «пещерка» была засыпана и утрачена. В 2010 году белгородские краеведы обнаружили ее во время археологических раскопок. В 2011 году над «пещеркой» установили стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Рядом с «пещеркой» на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора построена часовня. И в часовне, и в «пещерке» мне посчастливилось однажды побывать и помолиться святому, благословившему меня заниматься журналистикой.

Святитель Иоасаф в моей жизни. У мощей святителя Иоасафа я впервые увидела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), еще не зная, что стану журналистом и не раз возьму у него интервью. Во время первого из них владыка рассказал о чуде, когда на его глазах ветеран афганской войны приложился к мощам святителя и сразу вскочил на свои парализованные ноги с инвалидной коляски, начал бегать по храму и радостно кричать, что чувствует их. Потрясены были все – и он сам, и высокопоставленные лица России, и сопровождавший их владыка Иоанн. Он напомнил, что в 1911 году во время канонизации святителя Иоасафа многие люди, страдавшие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. От них в дни торжеств обильно изливалась благодать чудесных исцелений. Один Бог знает, сколько за эти годы случилось чудес – сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных. 

В разные годы я жила в трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа, в Белгороде, где находятся его мощи, и в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора. Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». В год 100-летия со дня канонизации святителя эту уникальную книгу мне подарил во время записи интервью с ним настоятель Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.

На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Эти слова могу произнести и я, ведь святитель Иоасаф подарил мне интересную работу, круто изменил мою жизнь, а позже помогал в лечении брата-диабетика (прошу молитв о упокоении Олега). По милости Божией я смогла побывать во многих странах мира, прикоснуться ко многим православным святыням, познакомиться с житиями разных святых. А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления у мощей святителя Иоасафа. Позже было множество чудес по молитвам у разных икон и Честного Пояса Божией Матери, святого апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Шанхайского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, святой Семьи Императора Николая II. 

В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, я всегда ставлю свечи перед огромной иконой святых Царственных великомучеников и страстотерпцев. Есть тут и икона поменьше, на которой изображены Император Николай II и Цесаревич Алексий. 120-летие со дня его рождения мы отметили 12 августа 2024 года. Именно светлый отрок и его святая семья привели меня и к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга.

Однажды, когда этот город назывался Ленинградом, мы с мужем и маленькой дочкой приехали в Казанский собор, в здании которого тогда размещался Государственный музей истории религии и атеизма. Слово «атеизм» меня тогда не пугало. Учась на филфаке Харьковского госуниверситета, я сдала атеизм на «отлично». Каюсь, что в те годы (задолго до своего воцерковления) спорила о существовании Божьем с глубоко верующей бабушкой мужа Клавдией. Мой муж-биолог никогда в жизни не носил крестик. Он слышать ничего не мог о церкви и «попах». На ночь любил читать труды Дарвина. Ни разу при мне не перекрестился, хотя благодаря бабушке Клаве был крещен еще в раннем детстве. Слава Богу, что она крестила его, ведь теперь можно подавать записки о его здравии. 

Однажды, споря с бабушкой Клавой о Боге, Которому она постоянно молилась, я заявила, что «Бога нет» (Господи, прости меня, грешную), и почти сразу после этого провалилась в погреб. Кое-как я дохромала из сарая до дома, справедливо связав полученную травму со своим атеизмом. Именно тогда я впервые подумала, что, наверное, Бог все же есть. А иначе как объяснить такое вразумление? Через год после рождения дочери я крестилась вместе с ней в храме Петра и Павла, расположенном недалеко от бабушкиного деревянного дома на Журавлевке в Харькове.

Но от крещения до воцерковления прошло много лет. И первыми моими учителями стали сначала святитель Иоасаф Белгородский, а затем святой апостол Андрей Первозванный – первый ученик Христа. В Белгороде после развода с мамой жил мой отец-атеист. Маму в детстве крестили в Красноярске, но в храм она никогда не ходила, молитв не знала. После развода жила с братом в Харькове. И родители, и брат уже умерли, и мне не известно, были ли они хоть раз у мощей святителя Иоасафа, в благодатной силе которой я смогла убедиться практически сразу.

Первое чудо произошло, когда мой отец попал в больницу с инфарктом. Я приехала из Москвы в Белгород и впервые в жизни приложилась к мощам святителя Иоасафа, ничего о нем не зная, – 8 марта 2003 года. А 9 марта горячо молилась в Преображенском соборе не только о выздоровлении своего некрещенного отца, но и о его крещении, если это угодно Богу. И вот незнакомый мне батюшка согласился совершить это таинство прямо в отделении реанимации Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа, если, конечно, отец даст на то свое согласие. Я почти не сомневалась, что отец захочет креститься, потому что однажды видела, как он наложил на себя крестное знамение, молясь о больном сыне. Но когда мы с батюшкой шли в больницу, мне позвонила вторая жена отца (азербайджанка) и запретила крестить его, крича в трубку: «Ты хочешь, чтобы он стал русским? Не бывать этому!». Я была настолько убита ее словами, что даже не воспользовалась правом дочери навестить отца в реанимации, погладить его по руке, попросить прощение за все, что могла сделать для него и не сделала. В больницу мы со священником не пошли. 11 марта отец умер. А 13 марта мне вдруг позвонил Леонид Гвоздев – руководитель отдела гуманитарных проблем газеты «Московская правда», в которой я успела опубликовать всего одну статью о любительском хоре МГУ («Молодость старейшего»), и предложил работу в штате. Так нежданно-негаданно святитель Иоасаф подарил мне журналистскую работу, хотя после защиты кандидатской диссертации хотелось продолжить изучение творчества Достоевского. Но в те годы научная работа почти не оплачивалась. Муж-биолог получал гроши, я сидела дома с маленькой дочкой, и мы еле-еле сводили концы с концами. В том, что Господь даровал мне интересную работу именно по молитвам святителя Иоасафа, я не сомневаюсь. И спустя 20 лет благодарю его и за это, и за помощь моему больному брату Алику – в крещении Олегу, который будучи гражданином Украины и жителем Харькова – мог лечиться и в Белгородской больнице святителя Иоасафа, и в одной из лучших больниц Москвы. Это было второе чудо великого чудотворца.

В эти сентябрьские дни давайте соборно помолимся святителю Иоасафу Белгородскому о примирении дорогих его сердцу братских народов – России и Украины, о том, чтобы брат не убивал брата, ведь святитель родился на Украине в Прилуках, любил посещать Харьков, обрел недалеко от Изюма чудотворную Песчанскую икону Божией Матери, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня. Давайте ежедневно молиться о том, чтобы воины не матерились, а постоянно молились, как это делали солдаты и офицеры Александра Суворова и Федора Ушакова, не проигравших ни одного сражения! А еще всем нам нужно покаяться в грехах клятвопреступления, Цареубийства, абортов, оскудения веры. Вспомните, как от проповеди Ионы покаялись ниневитяне и были прощены Господом вопреки предсказанию пророка. Господи, по молитвам Богородицы и святителя Иоасафа, помилуй нас грешных!

Ирина Рамизовна Ахундова, православная журналистка

Крестный ход с мощами, 1911 г.

 



Портрет Владыки Иоанна

 

 

Великая княгиня Елизавета Федоровна 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рамизовна Ахундова
Три правила преподобномученицы Елисаветы
Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия
02.11.2023
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
15.10.2023
Россия была, есть и будет под Покровом Пресвятой Богородицы – Непобедимой Воеводы
Интервью с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко
18.09.2023
«Судьба царя – судьба России…»
В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец»
15.09.2023
Все статьи Ирина Рамизовна Ахундова
Российская Империя
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Николай II
Крестный ход и миссия состоялись
Посещение чудотворным Образом Святого Царя-Мученика и Страстотерпца Николая II города Петрозаводска
13.11.2024
«Фантом Поросёнкова лога»
ДНК-экспертиза в деле «екатеринбургских останков». Её особенности
13.11.2024
Гессенские принцессы и Россия
К 160-летию со дня рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны
12.11.2024
В православии истина не большинством утверждается
О «Екатеринбургских останках» и Василии Бойко-Великом
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
17.11.2024 07:35
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47