«Соловей… Соловьи…»

Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину  Армия РФ  Русская цивилизация 
0
474
Время на чтение 7 минут
Фото: предоставлено автором

Концертные агитбригады появились в начале XX века для укрепления духа на фронтах, и, конечно же, во время самой кровопролитной в истории и столь длительной Великой Отечественной войны деятельность агитбригад получила особую значимость. Тогда творческие коллективы создавались при каждой дивизии, задачей им ставились исполненные оптимизма концерты для солдат и командиров в максимальном приближении к передовой, для раненых в госпиталях, проведение концертов с лирическими песнями, с частушками и куплетами, с танцами и дуэтами из оперетт, с одноактными комедиями, фельетонами, военными анекдотами и т.д.

Когда-то о своём участии во фронтовых агитбригадах мне рассказывала Ольга Васильевна Лепешинская – о том, как она, любимая балерина Сталина, танцевала на распахнутых кузовках «полуторок», в пуантах прыгала и крутила фуэте на растянутых прямо по траве брезентах. И – о восторгах солдат, в большинстве своём о балете ранее ничего даже не слыхавших. На самом деле, это же столь труднообъяснимое чудо – когда вот так, вне атмосферы декораций и софитов, без магии инструментальной полноты симфонического оркестра, самое, казалось бы, элитарное искусство находило прямую и короткую дорогу в неискушённые сердца недавних крестьян, пастухов, рабочих. Совсем молоденьких и забелённых сединами воинов, вдруг так равно, совершенно счастливо отдававшихся видениям фантастической девы-лебедя на фоне неумолкающей вдали канонады, под запахи гари, тлена и хлорированных бинтов. Но Ольга Васильевна и не пыталась разгадать тайну – она просто вспоминала восторг их глаз, разбиваемые в аплодисментах ладони. С осознанием своей сопричастности величию подвига народа-победителя, преодолевшего едино фашистскую Европу.

Да, это тайная тайна красоты, что спасает мiр, возвращает, являет и утверждает добро даже в самой ярой одержимости войны, в самом средоточии непримиримой злобы. Чудо красоты, равно целящей обожжённые, обугленные сердца вне своих видовых и жанровых принадлежностей, вне эстетических школ и этнических традиций.

А недавно мне самому посчастливилось – именно посчастливилось! – поучаствовать в рейде такой фронтовой концертной бригады Департамента культуры Министерства обороны России. Инструктаж о сохранении военной тайны, советы по снаряжению. Распределение по командам и до последней минуты неизвестным маршрутам. Четырёхвинтовой ИЛ-18 с шестью десятками лет лётного стажа, микроавтобус, до невозможного набитый людьми, музыкальным оборудованием, концертными костюмами. И дороги, многочасовые дороги – новые, гладкоасфальтно уже российские и убитые ещё украинские. Да, а над всем затянувшаяся на два месяца сорокаградусная жара.

В нашей команде первую половину концертной программы «отрабатывала» фронтовая творческая бригада «Рубиновая звезда», в основе собранная из вокалистов Ансамбля песни и пляски Южного военного округа. В основе, так как часть артистов рекрутировалась из самых разных воинских музыкальных коллективов самых разных регионов. Неожиданно было слышать в объявлениях «заслуженный артист Башкирии», «заслуженный артист Ингушетии», «заслуженный Коми», «Чувашии». Нет, не неожиданно – приятно, вдохновляюще, ведь вот так наглядно вся страна собиралась в единость сердечной поддержки тех, кому выпало опять отражать «драг нах остен» фашизма. Фашизма всеевропейского, всемирного. С импровизированных сцен звучали песни из репертуара Муслима Магомаева и «Любэ», Ободзинского и Лещенко, Лепса и Шамана. Ну и, конечно же, народная «Триста-тридцать-три».

Вторая половина концерта – выступление легенды эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей «Лейся, песня». Хиты семидесятых «Кто тебе сказал?», «Обручальное кольцо», «Синий, синий иней», «Всё, что в жизни есть у меня» – не только моих ровесников, но и тех, кто помладше на десять и двадцать лет, ностальгия пробивала до слёз. Ностальгия по первой влюблённости, первому танцу, первому свиданию…. Ностальгия по чистоте и остроте чувств и мыслей. Мои ровесники и они, не очень младшие, подпевали или беззвучно вышёптывали заветное о двух сердцах и о радости каждого дня. И лучились глазами.

Но что переживали те, для кого СССР – отцовское и даже дедовское предание? Во время концертов я каждый раз медленно описывал круги, входил в ряды, вглядываясь в лица слушателей, вникая в их душевное состояние, ловя – на сколько захватываются живыми мелодиями и живыми словами уже столь разные поколения, поколения с уже несравнимым опытом? Как молодые, совсем другие, оцифрованные, выросшие в тотальном запрете любых национальных мелодий, в осмеянии-отрицании классической музыки техно и хип-хопом, которым внушили что и рэп – вполне поэзия, как они, искалеченные глобализаций, как и насколько способны душевно проснуться и довериться, отдаться волнам немного наивной, но столь искренней романтике прошлого века? И радостно видел, ощущал, свидетельствовал: корка меркантилизма эпохи торгашеской временщины лопается, крошится и осыпается, обнажая сияние вечной лирики.

Вообще, лирика и война – тема особая, требующая для своего раскрытия обстоятельности. Однако от «соловей, соловей, пташечка» до «соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» заклинательная удвоенность обращения суровых богатырей к малой птахе подсказывает, указывает на зависимость мужества от нежности, на их метафизическую, не подвластную никаким материальным сиюмитностям связку, упорно выражаемую в столь осмеянной, даже запрещаемой педагогами, но никак не уходящей рифме «кровь-любовь». Лирика и война. Лирика на войне – это залог, убеждённость в возвращении мира. Победного возвращения в мiр. И потому военная лирика, в отличие от гражданской, не пафосна, в ней невозможно звучание бравурно звенящей меди, она в баяне, в гитаре – и слова, слова о самом сокровенном, о самом потайном… о том, во имя чего всё, всё – и жизнь, и смерть. «Соловей… соловьи…».

Понятие «генетические музыкальные коды» уже почти столетие используется психологами, изучающими механизмы эмоций в их связи с процессами формирования и преобразования динамических стереотипов. Учёными давно просчитано, в какой степени от звучащей в нас внутренней музыки зависит не только интеллектуально-эмоциональное состояние, но и физиологическая, и даже химическая деятельность нашего мышечного аппарата. Отсюда, от декодировки генетической памяти, слышимая мелодия вдруг решительно и неоглядно заполняет нас молитвенным умиротворением или же вспенивает боевым духом, именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих. И через эту родовую наследность мелоса никто никогда не лишит нас нашей Родины.

«Лейся, песня» – неугасаемая сопричастность искусства величию воинского подвига. Давно за-семидесятилетние Анатолий Мешаев и Владимир Калмыков, молодые Екатерина Ефименко и Николай Волегов, директор, продюсер, а точнее – опекун, заботливый нянь Евгений Красножён. Здесь наконец-то нет никакой военной тайны, и потому я с глубоким почтением перечисляю имена музыкантов-ветеранов и молодых солистов ВИА «Лейся, песня», чьи концертные пиджаки заслуженно украшают медали Министерства обороны – десятки, да уже сотни концертов в прифронтовых блиндажах, ангарах аэродромов, в учебных центрах и госпиталях. И это не некий филармонический план, это совершенно добрая воля артистов: найти окно в коммерческих гастролях, дабы вписаться в «командировку» Департамента культуры МО, и вот так, в жару или в холод, часами трястись в «газельках» под постоянной угрозой «прилёта» по чёрным номерам, и – дарить, дарить краткую, но совершенно бесценную радость мiра так изголодавшимся по любви, по чистоте и нежности, упорно не желающим черстветь от переизбытка окружающих страданий и смертей солдатским сердцам. В любых условиях, на любых площадках, перед любой аудиторией, даже в десяток выстриженных голов.

Вот только ещё одно наблюдение: если ВИА «Лейся, песня» совершенно естественно исполняла свой ретро-репертуар, то вызывающий восхищение богатыми вокальными данными и профессиональной, высококультурной подачей материала, ансамбль «Рубиновая звезда» не имел собственного репертуара. Исполнялись либо затиражированные хиты с чужого плеча, либо бардовская самодеятельность. А ведь исполнители такого уровня заслуживают, чтобы специально для них писались новые песни профессиональными композиторами на стихи профессиональных поэтов.

СВО вызвала бум патриотической поэзии – и патетической, и лирической. Под крылом Союза писателей России вышло уже под сотню столичных и региональных коллективных сборников и авторских книжек, что позволило нашему Союзу совместно с издательством «Вече» собрать в антологию «За други своя» сто семьдесят ведущих поэтов России. А что композиторы? Где они?..

Наверное, было бы правильным, чтобы, опираясь на имперский и советский армейский музыкальный опыт «воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан государства», Департамент культуры Министерства обороны, обладающий таким великолепным исполнительским потенциалом, свёл, объединил Союз писателей России и Союз композиторов для создания новых, столь востребованных временем песен, мюзиклов и оперетт, а, возможно, и опер, в прямом смысле слова воспевающих сегодняшние воинские подвиги, бессмертящих современное добровольчество, утверждающих вечное единение передовой и тыла, армии и народа. Убеждающих в победном возвращении мира в мiр – «Соловей…, соловьи…, …».

Дворцов Василий Владимирович, русский прозаик, поэт, публицист, драматург, художник

Фото предоставлены автором

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 17, Р.Б.Павел:

Да, западная духовная музыка еще допускалась:

Уже допускалась. Немало чего произошло в СССР уже. И еще много чего было на очереди, в т.ч. и то, очень может быть, о чем Вы написали.

17. Ответ на 16, Советский недобиток:

Как известно, детское воспитание, в т.ч. и музыкальное, в Стране Советов было сугубо атеистическим

Да, западная духовная музыка еще допускалась: Бах и пр.
А вот русская духовная, да еще с подлинным церковно-славянским текстом - ни-ни.
Р.Б.Павел / 07.09.2024, 08:46

16.

Как известно, детское воспитание, в т.ч. и музыкальное, в Стране Советов было сугубо атеистическим.
https://clck.ru/3D5f4B

15. Ответ на 14, Сергей:

За Дассена обидно.

Дассен неплох, бесспорно. Но знаешь, мне женское исполнение у франкофонов больше душу колышет.

14. Ответ на 11, Советский недобиток:

К Мирей Матье я равнодушен, но за Далиду обидно.

За Дассена обидно.
Сергей из НН / 06.09.2024, 07:22

13. Ответ на 12, Р.Б.Павел:

Впрочем, о вкусах не спорят.

Да. Тем более, на ночь ))

12. Ответ на 10, Советский недобиток:

Что это? Желание ответить оригинально, или просто-напросто вырождение вкусов?

Не понял - как у Вас претензии к этой песне? Я бы не назвал её в числе моих самых любимых французских песен, но по-моему - чудесные, трогающие за душу слова, чарующая мелодия. Впрочем, о вкусах не спорят.
Р.Б.Павел / 05.09.2024, 16:44

11. Ответ на 8, Р.Б.Павел:

К Мирей Матье я равнодушен, но за Далиду обидно.

10. Ответ на 8, Р.Б.Павел:

Ну, слова-то, текст песни и у нас ценят наравне с мелодией... Удивило вот это -

« Mistral gagnant » de Renaud, est la « chanson française préférée de tous les temps » des Français, devant « Ne me quitte pas » de Jacques Brel et « L’aigle noir » de Barbara.

Что это? Желание ответить оригинально, или просто-напросто вырождение вкусов? Наверное, и у нас на вопрос вроде - Любимые песни нашего народа за всю его историю - что-нибудь подобное, а то что и похуже придумали...

9. Ответ на 7, Павел Тихомиров:


Абсолютное большинство было для нас совершенно неизвестным.
Напротив, то, что любили у нас - Дип Пёрпл, Смоки, Назарет и т.д.- там считалось чуть ли не китчем.

Если судить по коммерческому успеху - то DP никак не "аутсайдеры". Общий объем реализации - более 100 млн. копий. Примерно столько же у The Doors (хотя, насколько понимаю, группа принципиально была не особо коммерческой). У Пинк Флойд 250, у ЛЗ - 300, и, конечно, первыми в сумме стали Битлы.
Думаю, что DP c их поразительной техничностью при необычно (на то время) притяжелённом звуке - не могли быть "середнячками". Хотя, как уже здесь писал, мне они всегда были скучны как "чисто технари", и гораздо более "живой" музыкой вижу Юрай Хип.
Сергей из НН / 05.09.2024, 13:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Путь России — собирание народов и земель»
Ответ на статью Андрея Сошенко «Какова ваша позиция, депутат Затулин?»
21.11.2024
«Время и бремя Русского Предстоятеля»: К 78-летию
Святейшего Патриарха Кирилла
21.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Ответ всегда будет!»: Президент России
выступил с экстренным обращением после ударов по России
21.11.2024
Дьявольская война против России
Центробанк занимается вредительством, разгоняя инфляцию через повышение ключевой ставки
21.11.2024
Мир на грани: Москва меняет ядерные правила игры,
Украине разрешили бить в глубь России, эскалация конфликта неизбежна?
21.11.2024
Россия посмела идти иным цивилизационным путём
Святейший Патриарх Кирилл о том, почему многие ополчишася на нас
21.11.2024
Все статьи темы
Армия РФ
«Наш ответ Чемберлену»
Наиболее адекватным ответом Кремля на удары американскими ракетами стало бы широкомасштабное использование северокорейских войск в зоне СВО, в чем до сих пор Москва была недостаточно решительна
21.11.2024
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Джо Байден разрешил т.н. Украине наносить удары по территории России ракетами ATACMS
18.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
«Война будет закончена на поле боя, а не в Овальном кабинете»
Происходящее на наших исторических землях – накопившийся геополитический конфликт большой жёсткости, который спровоцирован историческими процессами
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 22:29
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07