«Соловей… Соловьи…»

Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину  Армия РФ  Русская цивилизация 
0
464
Время на чтение 7 минут
Фото: предоставлено автором

Концертные агитбригады появились в начале XX века для укрепления духа на фронтах, и, конечно же, во время самой кровопролитной в истории и столь длительной Великой Отечественной войны деятельность агитбригад получила особую значимость. Тогда творческие коллективы создавались при каждой дивизии, задачей им ставились исполненные оптимизма концерты для солдат и командиров в максимальном приближении к передовой, для раненых в госпиталях, проведение концертов с лирическими песнями, с частушками и куплетами, с танцами и дуэтами из оперетт, с одноактными комедиями, фельетонами, военными анекдотами и т.д.

Когда-то о своём участии во фронтовых агитбригадах мне рассказывала Ольга Васильевна Лепешинская – о том, как она, любимая балерина Сталина, танцевала на распахнутых кузовках «полуторок», в пуантах прыгала и крутила фуэте на растянутых прямо по траве брезентах. И – о восторгах солдат, в большинстве своём о балете ранее ничего даже не слыхавших. На самом деле, это же столь труднообъяснимое чудо – когда вот так, вне атмосферы декораций и софитов, без магии инструментальной полноты симфонического оркестра, самое, казалось бы, элитарное искусство находило прямую и короткую дорогу в неискушённые сердца недавних крестьян, пастухов, рабочих. Совсем молоденьких и забелённых сединами воинов, вдруг так равно, совершенно счастливо отдававшихся видениям фантастической девы-лебедя на фоне неумолкающей вдали канонады, под запахи гари, тлена и хлорированных бинтов. Но Ольга Васильевна и не пыталась разгадать тайну – она просто вспоминала восторг их глаз, разбиваемые в аплодисментах ладони. С осознанием своей сопричастности величию подвига народа-победителя, преодолевшего едино фашистскую Европу.

Да, это тайная тайна красоты, что спасает мiр, возвращает, являет и утверждает добро даже в самой ярой одержимости войны, в самом средоточии непримиримой злобы. Чудо красоты, равно целящей обожжённые, обугленные сердца вне своих видовых и жанровых принадлежностей, вне эстетических школ и этнических традиций.

А недавно мне самому посчастливилось – именно посчастливилось! – поучаствовать в рейде такой фронтовой концертной бригады Департамента культуры Министерства обороны России. Инструктаж о сохранении военной тайны, советы по снаряжению. Распределение по командам и до последней минуты неизвестным маршрутам. Четырёхвинтовой ИЛ-18 с шестью десятками лет лётного стажа, микроавтобус, до невозможного набитый людьми, музыкальным оборудованием, концертными костюмами. И дороги, многочасовые дороги – новые, гладкоасфальтно уже российские и убитые ещё украинские. Да, а над всем затянувшаяся на два месяца сорокаградусная жара.

В нашей команде первую половину концертной программы «отрабатывала» фронтовая творческая бригада «Рубиновая звезда», в основе собранная из вокалистов Ансамбля песни и пляски Южного военного округа. В основе, так как часть артистов рекрутировалась из самых разных воинских музыкальных коллективов самых разных регионов. Неожиданно было слышать в объявлениях «заслуженный артист Башкирии», «заслуженный артист Ингушетии», «заслуженный Коми», «Чувашии». Нет, не неожиданно – приятно, вдохновляюще, ведь вот так наглядно вся страна собиралась в единость сердечной поддержки тех, кому выпало опять отражать «драг нах остен» фашизма. Фашизма всеевропейского, всемирного. С импровизированных сцен звучали песни из репертуара Муслима Магомаева и «Любэ», Ободзинского и Лещенко, Лепса и Шамана. Ну и, конечно же, народная «Триста-тридцать-три».

Вторая половина концерта – выступление легенды эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей «Лейся, песня». Хиты семидесятых «Кто тебе сказал?», «Обручальное кольцо», «Синий, синий иней», «Всё, что в жизни есть у меня» – не только моих ровесников, но и тех, кто помладше на десять и двадцать лет, ностальгия пробивала до слёз. Ностальгия по первой влюблённости, первому танцу, первому свиданию…. Ностальгия по чистоте и остроте чувств и мыслей. Мои ровесники и они, не очень младшие, подпевали или беззвучно вышёптывали заветное о двух сердцах и о радости каждого дня. И лучились глазами.

Но что переживали те, для кого СССР – отцовское и даже дедовское предание? Во время концертов я каждый раз медленно описывал круги, входил в ряды, вглядываясь в лица слушателей, вникая в их душевное состояние, ловя – на сколько захватываются живыми мелодиями и живыми словами уже столь разные поколения, поколения с уже несравнимым опытом? Как молодые, совсем другие, оцифрованные, выросшие в тотальном запрете любых национальных мелодий, в осмеянии-отрицании классической музыки техно и хип-хопом, которым внушили что и рэп – вполне поэзия, как они, искалеченные глобализаций, как и насколько способны душевно проснуться и довериться, отдаться волнам немного наивной, но столь искренней романтике прошлого века? И радостно видел, ощущал, свидетельствовал: корка меркантилизма эпохи торгашеской временщины лопается, крошится и осыпается, обнажая сияние вечной лирики.

Вообще, лирика и война – тема особая, требующая для своего раскрытия обстоятельности. Однако от «соловей, соловей, пташечка» до «соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» заклинательная удвоенность обращения суровых богатырей к малой птахе подсказывает, указывает на зависимость мужества от нежности, на их метафизическую, не подвластную никаким материальным сиюмитностям связку, упорно выражаемую в столь осмеянной, даже запрещаемой педагогами, но никак не уходящей рифме «кровь-любовь». Лирика и война. Лирика на войне – это залог, убеждённость в возвращении мира. Победного возвращения в мiр. И потому военная лирика, в отличие от гражданской, не пафосна, в ней невозможно звучание бравурно звенящей меди, она в баяне, в гитаре – и слова, слова о самом сокровенном, о самом потайном… о том, во имя чего всё, всё – и жизнь, и смерть. «Соловей… соловьи…».

Понятие «генетические музыкальные коды» уже почти столетие используется психологами, изучающими механизмы эмоций в их связи с процессами формирования и преобразования динамических стереотипов. Учёными давно просчитано, в какой степени от звучащей в нас внутренней музыки зависит не только интеллектуально-эмоциональное состояние, но и физиологическая, и даже химическая деятельность нашего мышечного аппарата. Отсюда, от декодировки генетической памяти, слышимая мелодия вдруг решительно и неоглядно заполняет нас молитвенным умиротворением или же вспенивает боевым духом, именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих. И через эту родовую наследность мелоса никто никогда не лишит нас нашей Родины.

«Лейся, песня» – неугасаемая сопричастность искусства величию воинского подвига. Давно за-семидесятилетние Анатолий Мешаев и Владимир Калмыков, молодые Екатерина Ефименко и Николай Волегов, директор, продюсер, а точнее – опекун, заботливый нянь Евгений Красножён. Здесь наконец-то нет никакой военной тайны, и потому я с глубоким почтением перечисляю имена музыкантов-ветеранов и молодых солистов ВИА «Лейся, песня», чьи концертные пиджаки заслуженно украшают медали Министерства обороны – десятки, да уже сотни концертов в прифронтовых блиндажах, ангарах аэродромов, в учебных центрах и госпиталях. И это не некий филармонический план, это совершенно добрая воля артистов: найти окно в коммерческих гастролях, дабы вписаться в «командировку» Департамента культуры МО, и вот так, в жару или в холод, часами трястись в «газельках» под постоянной угрозой «прилёта» по чёрным номерам, и – дарить, дарить краткую, но совершенно бесценную радость мiра так изголодавшимся по любви, по чистоте и нежности, упорно не желающим черстветь от переизбытка окружающих страданий и смертей солдатским сердцам. В любых условиях, на любых площадках, перед любой аудиторией, даже в десяток выстриженных голов.

Вот только ещё одно наблюдение: если ВИА «Лейся, песня» совершенно естественно исполняла свой ретро-репертуар, то вызывающий восхищение богатыми вокальными данными и профессиональной, высококультурной подачей материала, ансамбль «Рубиновая звезда» не имел собственного репертуара. Исполнялись либо затиражированные хиты с чужого плеча, либо бардовская самодеятельность. А ведь исполнители такого уровня заслуживают, чтобы специально для них писались новые песни профессиональными композиторами на стихи профессиональных поэтов.

СВО вызвала бум патриотической поэзии – и патетической, и лирической. Под крылом Союза писателей России вышло уже под сотню столичных и региональных коллективных сборников и авторских книжек, что позволило нашему Союзу совместно с издательством «Вече» собрать в антологию «За други своя» сто семьдесят ведущих поэтов России. А что композиторы? Где они?..

Наверное, было бы правильным, чтобы, опираясь на имперский и советский армейский музыкальный опыт «воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан государства», Департамент культуры Министерства обороны, обладающий таким великолепным исполнительским потенциалом, свёл, объединил Союз писателей России и Союз композиторов для создания новых, столь востребованных временем песен, мюзиклов и оперетт, а, возможно, и опер, в прямом смысле слова воспевающих сегодняшние воинские подвиги, бессмертящих современное добровольчество, утверждающих вечное единение передовой и тыла, армии и народа. Убеждающих в победном возвращении мира в мiр – «Соловей…, соловьи…, …».

Дворцов Василий Владимирович, русский прозаик, поэт, публицист, драматург, художник

Фото предоставлены автором

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 17, Р.Б.Павел:

Да, западная духовная музыка еще допускалась:

Уже допускалась. Немало чего произошло в СССР уже. И еще много чего было на очереди, в т.ч. и то, очень может быть, о чем Вы написали.

17. Ответ на 16, Советский недобиток:

Как известно, детское воспитание, в т.ч. и музыкальное, в Стране Советов было сугубо атеистическим

Да, западная духовная музыка еще допускалась: Бах и пр.
А вот русская духовная, да еще с подлинным церковно-славянским текстом - ни-ни.
Р.Б.Павел / 07.09.2024, 08:46

16.

Как известно, детское воспитание, в т.ч. и музыкальное, в Стране Советов было сугубо атеистическим.
https://clck.ru/3D5f4B

15. Ответ на 14, Сергей:

За Дассена обидно.

Дассен неплох, бесспорно. Но знаешь, мне женское исполнение у франкофонов больше душу колышет.

14. Ответ на 11, Советский недобиток:

К Мирей Матье я равнодушен, но за Далиду обидно.

За Дассена обидно.
Сергей / 06.09.2024, 07:22

13. Ответ на 12, Р.Б.Павел:

Впрочем, о вкусах не спорят.

Да. Тем более, на ночь ))

12. Ответ на 10, Советский недобиток:

Что это? Желание ответить оригинально, или просто-напросто вырождение вкусов?

Не понял - как у Вас претензии к этой песне? Я бы не назвал её в числе моих самых любимых французских песен, но по-моему - чудесные, трогающие за душу слова, чарующая мелодия. Впрочем, о вкусах не спорят.
Р.Б.Павел / 05.09.2024, 16:44

11. Ответ на 8, Р.Б.Павел:

К Мирей Матье я равнодушен, но за Далиду обидно.

10. Ответ на 8, Р.Б.Павел:

Ну, слова-то, текст песни и у нас ценят наравне с мелодией... Удивило вот это -

« Mistral gagnant » de Renaud, est la « chanson française préférée de tous les temps » des Français, devant « Ne me quitte pas » de Jacques Brel et « L’aigle noir » de Barbara.

Что это? Желание ответить оригинально, или просто-напросто вырождение вкусов? Наверное, и у нас на вопрос вроде - Любимые песни нашего народа за всю его историю - что-нибудь подобное, а то что и похуже придумали...

9. Ответ на 7, Павел Тихомиров:


Абсолютное большинство было для нас совершенно неизвестным.
Напротив, то, что любили у нас - Дип Пёрпл, Смоки, Назарет и т.д.- там считалось чуть ли не китчем.

Если судить по коммерческому успеху - то DP никак не "аутсайдеры". Общий объем реализации - более 100 млн. копий. Примерно столько же у The Doors (хотя, насколько понимаю, группа принципиально была не особо коммерческой). У Пинк Флойд 250, у ЛЗ - 300, и, конечно, первыми в сумме стали Битлы.
Думаю, что DP c их поразительной техничностью при необычно (на то время) притяжелённом звуке - не могли быть "середнячками". Хотя, как уже здесь писал, мне они всегда были скучны как "чисто технари", и гораздо более "живой" музыкой вижу Юрай Хип.
Сергей / 05.09.2024, 13:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Пока человеку плохо внутри, он носится всюду»
Беседа с неравнодушной аудиторией
14.09.2024
О театре
Все необходимое для души и тела есть в лоне Христовой Церкви, нужно дорожить временем нашего кратковременного земного бытия, а не отвлекаться на зрелища
14.09.2024
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
О бестактной реплике популярного блогера
13.09.2024
Симфония двух лидеров – Президента и Патриарха
О праздновании 300-летия перенесения мощей св. блг. вел. кн. Александра Невского в Петербурге
13.09.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Выступление в ходе посольского «круглого
стола» по урегулированию ситуации вокруг Украины / важное видео на 5′′
14.09.2024
О боях в Курской области, наступлении России на
Донбассе и возможных ударах НАТО по России
14.09.2024
Большая стратегия Евразии по защите от диктата
стран моря / «Хроники изоляции»
14.09.2024
«Россия может забрать Галицию себе»
Нам невыгодно оставлять любую территорию, которая может служить зародышем будущей Украины
14.09.2024
Все статьи темы
Армия РФ
День памяти православных воинов
Сегодня мы также вспоминаем графа Э.И.Коновницына
11.09.2024
Украинство – вопрос политического выбора
Все территории, которые мы сейчас не присоединим к себе, будут чувствовать себя отстоявшими независимость в кровопролитной войне, и они будут формироваться как отдельный этнос
10.09.2024
Невыученные уроки
«Пока продолжается 2,5-летняя практика "гасить пожар, поднося воду стаканами"»
07.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Апографъ
14.09.2024 20:36
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Михаил Соловьев
14.09.2024 20:05
Из России мессия: толстовство на западный манер
Новый комментарий от Агафон
14.09.2024 19:47
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.09.2024 19:10
Путин предупредил Запад о вступлении в войну
Новый комментарий от Агафон
14.09.2024 18:49
Их остановит только готовность ответного удара по США…
Новый комментарий от Калужанин
14.09.2024 18:46
Симфония двух лидеров – Президента и Патриарха
Новый комментарий от влдмр
14.09.2024 18:45