Все лавры русского художника-мариниста достались И.К. Айвазовскому (по происхождению полу-турку – полу-армянину). Его имя известно даже детям – хотя бы по самой популярной картине «Девятый вал». Почему так получилось, сегодня сказать трудно. А получилось не вполне справедливо, ибо забытым оказался другой (и последний в XIX веке) выдающийся русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов, 200 лет со дня рождения которого исполнилось 16 (29) марта 2024 года и имя которого неизвестно даже многим любителям живописи.
Он создал много превосходных полотен, связанных с морем, включая целую серию, посвящённую победам русского флота, начиная с Гангутского сражения 1714 г. и кончая сражениями Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Тема была близка художнику, поскольку сам он был моряком.
Восьмилетнего мальчика, сына полковника, участника Отечественной войны 1812 г. и внука (по матери) опального писателя А.Н. Радищева, после смерти отца отдали в Александровский малолетний кадетский корпус, оттуда перевели в Морской кадетский корпус, из которого он в 1841 г. вышел мичманом и стал служить во флоте. Бывая в заграничных плаваниях, он посещал музеи и художественные выставки, где «заразился» красками («Гармония красок навсегда запала в мою душу») и сам стал пробовать себя в живописи, написав картины «Пароход-фрегат “Камчатка”» (хранится в Центральном военно-морском музее), «Фрегат “Усердный”», множество этюдов и рисунков.
По совету К.И. Брюллова, ознакомившегося с этими работами, Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств, которую окончил в Большой золотой медалью в 1853 г. и получил назначение на службу художником Главного морского штаба. Именно по заказу штаба Алексей Петрович написал серию полотен к 200-летию Российского флота. Трудность заказа состояла не только в том, чтобы найти правильную композицию и отобразить накал морских сражений, но и в том, чтобы, не будучи самому свидетелем и даже современником многих сражений, точно изобразить окружающий пейзаж (а многие сражения происходили неподалёку от гаваней), построение кораблей и все детали корабельной оснастки. Для этого художнику потребовалось побывать на местах боёв, углубиться в военно-морскую историю, в боевую тактику старых времён и в историю кораблестроения.
Но военно-морской тематикой его творчество не ограничивалось. Этим он существенно отличался от Айвазовского. Побывав во многих зарубежных странах (последние годы он жил в Париже) и совершив путешествия по Волге и Каспию, Алексей Петрович написал множество замечательных «гражданских» пейзажей, хотя его морская душа без воды обойтись не могла – в большинстве картин в том или ином виде присутствует морская или речная гладь. И не только пейзажей. В 1871 г. он написал несколько фресок для православного собора в Париже.
Был он не только выдающимся художником, но и необыкновенным человеком. Его благородство, ум, добросердечность вызывали глубокое уважение людей, которые его знали. В 1860 г. в залах Академии художеств он устроил выставку своих работ в пользу вдов и сирот художников. В 1861 – 65 гг. в качестве «свободного профессора без жалования» в Академии он занимался с пейзажистами Шишкиным, Ознобишиным и другими будущими знаменитостями. В Париже, где он по настоянию врачей с 1873 г. жил по зимам, опекал русских художников – пенсионеров Академии Верещагина, Поленова, Репина, Савицкого и др., помогал устраивать их выставки и получать заказы для них. Авторитет Боголюбова был столь велики, что Император Александр III пригласил его быть консультантом при покупке картин для царской коллекции – основы будущего Русского музея.
Главным же благотворительным делом Алексея Петровича было создание в 1885 г. в Саратове первого в России провинциального общедоступного художественного музея, основу которого составили картины, этюды и рисунки самого художника и собранная им коллекция других авторов. Музей он назвал именем своего деда А.Н. Радищева, с которого не без его влияния была снята царская «опала». В создании музея принял участие и Император Александр III, лично утвердивший проект здания и подаривший часть картин из своей коллекции.
Через три месяца после смерти художника было выполнено и его последнее желание: при музее открылась художественная школа (ныне Академия художеств Поволжья), вырастившая впоследствии многих живописцев, скульпторов и гравёров мирового уровня. Музею и школе Боголюбов завещал всё своё состояние. (Кстати, Саратов не имел никакого отношения ни к его родословной, ни к месту работу, ни к месту жительства, но этот город тогда был фактически культурной столицей Поволжья, на что художник обратил внимание, путешествую с мольбертом по Волге.)
«Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года» (1877)
«Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Бутленд" в Черном море 11 июля 1877 года» (1878)
«Ипатьевский монастырь близ Костромы» (1861)
«Гавр» (Франция, 1893)
Скончался Алексей Петрович 7 ноября 1896 г. в Париже, прах его был перевезён в Россию и похоронен на Малоохтинском кладбище Петербурга, а в 1941 перенесён на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры. Память о выдающемся художнике и патриоте России осталась и в Москве: в особняке, где он несколько лет жил, открыта Библиотека искусств, носящая его имя. К счастью, большинство его произведений находится в музеях России.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств