Он оставил нам частицу русской истории

Из цикла «Бриллианты русской культуры»

Русская школа  Русская цивилизация 
0
10
Время на чтение 6 минут
Фото: И. Крамской. «Портрет художника К.А. Савицкого», 1871 г.

120 лет назад, 13 февраля 1905 г., умер выдающийся художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий (род. в 1844 г.), имя которого сегодня незаслуженно редко вспоминается.

Он был великим творцом сюжетных полотен, «оставивших нам частицу русской истории» второй половины XIX века. По умению соединять множество персонажей и мастерству пространственной композиции (расстановке акцентов на полотне, привлекающих внимание зрителя) с ним мог равняться только великий В.И. Суриков.

Его картины «Встреча иконы», «Беглый», «В ожидании приговора суда», «Ремонтные работы на железной дороге», «Панихида в 9-й день на кладбище», «На войну», «У мирового суда» ещё при жизни сделали художника классиком жанра.

Он мастерски писал не только групповые (многофигурные) полотна, но и жанровые сцены, и проникновенные портреты: «Инок», «Семейная ссора»» («Не сошлись характером»), «Крючник», «Отец», «Девочка-нищенка», «Голова женщины в синем платке», «Крестьянка с корзинкой в лесу», «Мечты», «Портрет жены художника с сыном Георгием», «Спасатель», «С нечистым знается», «Дети в избе», «Белорусская девушка» и др.

Был он ещё и мастером пейзажной живописи: «Зимний лес», «Поле», «Море в Нормандии», «На окраине деревни», «Стадо коров в лесу», «Охотник», «Осень в лесу».

Особенно близка ему была крестьянская тема. Его картины показывали и светлые лица крестьян, и тяготы крестьянской жизни, вызывавшие сочувствие, но никогда не опускались до уровня «обличения царского режима». Рассказывать о его картинах нет смысла, лучше их увидеть, тем более что большинство полотен Савицкого, к счастью, хранится в России – в Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее, в Пензенской картинной галерее и в других собраниях.

Однажды он стал героем незабытого до сих пор события. Его близкий друг И.И. Шишкин написал ставшую потом знаменитой картину «Утро в сосновом лесу» и попросил Константина Аполлоновича, в порядке творческого содружества, изобразить на ней медведей, хотя сам умел хорошо рисовать животных. Картину за подписью Шишкина купил П.М. Третьяков, но пока картина не была перевезена в галерею, Шишкин дописал на ней фамилию Савицкого. Увидев это уже в галерее, Третьяков был возмущён «своеволием» художника и вторую фамилию убрал. После этого пошли сплетни о непорядочности Шишкина, не утихающие до сих пор. Эти неверно хотя бы потому, что треть гонорара за эту картину Шишкин отдал Савицкому.

Родился Константин Апполонович в 1844 г. в Таганроге в семье военного врача, учился в Императорской Академии художеств (АХ) в Петербурге и за время учёбы был удостоен 7-и медалей Академии. Затем три года как пенсионер Академии изучал искусство в музеях Европы. Вернувшись на родину, несколько лет прожил в Двинске (ныне Даугавпилс в Латвии), с 1883 года – в Петербурге, где одновременно преподавал в Училище (ныне Художественно-промышленная академия) им. барона Штиглица, с 1891 года – в Москве, где преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. В числе учеников был и его сын Георгий – будущий известный художник-баталист, академик АХ СССР, лауреат Сталинской премии. В 1898 году переехал в Пензу, где прожил до конца своей недолгой 60-летней жизни и где был похоронен.

Переезд в Пензу был связан с необычным обстоятельством. В 1890 г. польским социалистом-террористом в Париже был застрелен пензенский военный губернатор генерал Николай Дмитриевич Селивёрстов, который завещал 300 тыс. рублей и свою богатую коллекцию картин и книг для создания в Пензе художественного училища, носящего его имя (ныне носит имя К.А. Савицкого). Училище и учреждённая при нём картинная галерея перешли в ведение Академии художеств и Министерства императорского двора, директором назначили Савицкого.

Константин Аполлонович лично разработал учебную программу, набрал штат великолепных преподавателей, передал в дар галерее коллекцию собственных картин и настолько высоко поднял уровень обучения, что лучших выпускников училища без экзаменов принимали в Императорскую Академию художеств. Его стараниями в Пензе дважды, в 1898 и 1901 гг., проходили выставки художников-передвижников.

Память о великом художнике и педагоге в Пензе высоко чтут. Его именем, кроме Художественного училища, названа картинная галерея (одна из крупнейших провинциальных галерей в России) и одна из улиц, памятник ему установлен возле «Губернаторского» дома, а мемориальная доска – на здании Художественного училища.

«Ремонтные работы на железной дороге», 1874, ГТГ

Один из лучших образцов многофигурной композиции, причём с разнонаправленными движениями. В советское время писали, что «художник отобразил эксплуатацию обездоленного реформой 1861 года крестьянства». Но в точности так же земляные работы выполнялись и в советские 1920-е –30-е гг., когда почти не было ни экскаваторов, ни бульдозеров, однако «эксплуатацией» рабочих (тоже вчерашних крестьян, обездоленных коллективизацией) это почему-то не называли. На лицах рабочих нет ни измождённости, ни страдания, а есть напряжённость работой, поскольку труд, хоть и тяжёлый, но свободный, а не принудительный. Точнее бы сказать, что на полотне отображён динамизм хорошо организованной работы.

«Встреча иконы», 1878, ГТГ

Достоверная картина из жизни крестьян, их глубоких религиозных чувств и надежд на помощь Божией Матери. У каждого персонажа свой психологический оттенок – в фигуре и выражении лица. В центре с ребятишками стоит, видимо, сельский учитель из числа народников, не испытывающий особых религиозных чувств. Бегущие из деревни поклониться святыне (на заднем плане) придают полотну центростремительное движение. Большое число персонажей на правой половине уравновешивается повозками на левой половине – ещё один образец совершенства композиции.

«Панихида на кладбище на 9-й день», 1885, ГТГ

Щемящий душу сюжет безысходности. Могила небогатого кормильца семьи, в центре тёмным силуэтом на фоне священника его вдова, рядом дочь-гимназистка, двое маленьких детей и безутешные старики-родители. Слева от них – священник, диакон и певчий, справа – близкая знакомая (или родственница), за ней – кладбищенская нищенка, и всё. Лиц не видно, но всё сказано самими фигурами персонажей.

«На войну», 1888, Русский музей

Драматическая сцена из крестьянской жизни – расставание родных с новобранцами, для многих – кормильцами, для кого-то – навсегда. На полотне нет центрального объекта, из большой толпы выделено несколько групп, но все они связаны общими чувствами и общим движением к поезду. Написана картина под сильным впечатлением о начале Русско-турецкой войны 1877 – 78 гг., на которой погиб муж сестры художника, и он взял на себя заботы о вдове и двух малолетних детях.

«Инок» (послушник, который ещё только готовится стать монахом), 1897, Пензенская картинная галерея

Тонкий психологический портрет. Молодой человек, судя по лицу – не смиренного, а своевольного характера, в глубоком раздумье: для него ли монашество, выдержит ли он его, не делает ли ошибку? Решение ещё не принято, и зритель тоже остаётся в раздумье – станет герой картины монахом или покинет монастырь?

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
«Железный генерал» Иосиф Гурко
Из цикла «Забытые полководцы»
24.01.2025
«Самый застольный поэт»
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
18.01.2025
Великий русский инженер
О Дмитрии Ивановиче Журавском (1821 – 1891)
06.01.2025
Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
26.12.2024
Душа обороны Порт-Артура: генерал Р.И. Кондратенко
Из цикла «Забытые полководцы»
14.12.2024
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Русская школа
Все статьи темы
Русская цивилизация
Золотой рубль – шаг к созданию валюты стран БРИКС
Экономический суверенитет России – это твёрдый рубль плюс технологическая самодостаточность народного хозяйства
12.02.2025
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Советский опыт – это не просто так возникшее духовное состояние общества
12.02.2025
«В стране до 40 процентов матерей-одиночек»
О неутешительных итогах Года семьи
10.02.2025
К 300-летию кончины первого Императора Всероссийского
О посещении Петром Первым Касимова будет напоминать памятная доска
10.02.2025
«В народе поселился зверь»
В России начинается борьба с сатанистами, пусть и запоздалая
10.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от С. Югов
12.02.2025 16:12
«Год змеи»?
Новый комментарий от Александр Волков
12.02.2025 15:54
Что вы стесняетесь Христа?!
Новый комментарий от Советский недобиток
12.02.2025 15:39
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Александр Волков
12.02.2025 15:33
Сказки Пушкина
Новый комментарий от Человек
12.02.2025 15:07
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от РОНОЛ
12.02.2025 14:28