Центральный банк в очередной раз поднял ключевую ставку и грозится в сентябре ещё повысить. Объясняет он это необходимостью снижения инфляции. Пресс-релиз ЦБ объясняет: «Совет директоров Банка России 26 июля 2024 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 18,00% годовых. Инфляция ускорилась и складывается существенно выше апрельского прогноза Банка России. Рост внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, а для возвращения инфляции к цели — существенно более жесткие денежно-кредитные условия, чем предполагалось ранее». И далее: «Оперативные индикаторы в II квартале 2024 года указывают на то, что российская экономика продолжает расти быстрыми темпами. Потребительская активность остается высокой на фоне существенного роста доходов населения и уверенных потребительских настроений. Значительный инвестиционный спрос поддерживается как бюджетными стимулами, так и высокими прибылями компаний. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста не уменьшается». Сногсшибательная фраза. Оказывается рост российской экономики в условиях войны с западом и жесточайших санкций с его стороны, которая удивляла даже наших врагов, для членов совета директоров ЦБ является «отклонением от траектории сбалансированного роста». Помилуйтё, господа хорошие, а на чьей стороне вы в настоящей войне?
Председатель ЦБ Э.С.Набиуллина неоднократно заявляла, что российская экономика перегрета. «Экономика России перегрета, и этот перегрев стал максимальным за последние 16 лет». То есть то, чему мы (включая президента) так радовались, по мнению главы главного финансового регулятора является перегревом. И вот: «для охлаждения спроса … на кредиты или ипотеку, и необходимо было повышение ключевой ставки». Вернуться к нормальному уровню ставок в регуляторе теперь планируют не раньше 2027 года. Как сказала Набиуллина, ЦБ будет держать ключевую ставку высокой столько, сколько потребуется для возвращения инфляции к цели. То есть удавку на шее российской экономики регулятор намерен удерживать ещё три года, а если потребуется, и больше.
Попробуем разобраться, к чему приводит повышение ключевой ставки? Вот мнение доктора экономических наук, академика РАН, директора Института новой экономики С.Ю.Глазьева: «Любой предприниматель, имеющий дело с реальной экономикой, а не с утопическими моделями рыночного равновесия скажет, что повышение процентной ставки влечет удорожание кредита. Это ведет к росту издержек предприятий-заемщиков и, соответственно, к повышению цен на выпускаемую ими продукцию. … Следствием этого становится сокращение производства, вызывающее рост издержек на единицу выпускаемой продукции и дальнейшее повышение её цены.
А вот мнение доктора экономических наук, профессора В.Ю.Катасонова: «Сторонников повышения ключевой ставки в Российской Федерации сегодня днем с огнем не сыщешь. Их нет ни среди бизнесменов, ни среди правительственных чиновников, ни среди даже домохозяек. Исключением, может быть, являются лишь банкиры, которые наваривают прибыль на таких повышениях. Все граждане (за исключением некоторых шустрых банкиров) справедливо видят в столь высоких ставках одни негативы. Они стали тормозом экономического развития Российской Федерации. И в то же время повышения ключевых ставок практически не влияют на инфляционные процессы. Конечно, есть небольшая группа ангажированных «экспертов», которая пытается убедить общественность в том, что в повышении ключевой ставки ничего плохого нет. … Дополнительным успокаивающим аргументом является то, что и другие центральные банки также борются с инфляцией путем повышения ключевой ставки. … Правда, когда начинаешь выяснять, на какую высоту успели поднять ключевые ставки ведущие Центробанки других стран, то видишь, что Банк России идет впереди их с большим отрывом. Вот какие ключевые ставки на сегодняшний день у наиболее крупных Центробанков (%): Федеральная Резервная Система США – 5,25-5,00 Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) – 4,50 Банк Англии – 5,25 Народный банк Китая – 3,45 Резервный банк Индии – 6,50 Национальный банк Швейцарии – 1,75 Банк Швеции – 4,00».
Выходит, любимый аргумент либералов – «посмотрите как это делают в цивилизованном мире» не работает и даже противоречит намерениям ЦБ.
Теперь мнение практиков. Глава Сбербанка Г.О.Греф заявил, что решение ЦБ поднять ставку «ударит по экономическому росту, все предприятия это ощутят и банки тоже». Глава Внешторгбанка А.Л.Костин подтверждает, что повышение ставки «имеет не очень хороший отклик со стороны бизнеса и правительства».
Генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев: «Мы ожидали, что после определённых словесных интервенций со стороны руководства страны о том, что необходимо заниматься развитием внутреннего производства, ситуация начнёт меняться. Но принятое Центробанком решение не просто осложняет развитие страны. Ключевая ставка в 15% (сейчас, напомню, ставку повысили до 18 %) – это демонстративное и циничное указание места промышленникам и сигнал, что «ловить» им нечего. Мы получили мощнейший удар не только по импортозамещающему производству. При такой ставке будет невозможно делать и то, что хорошо умели раньше. Это явное поражение патриотически настроенных сил в Правительстве страны. Такого мнения придерживаюсь я и все мои коллеги».
Об этом же говорит и генеральный директор «УК «СПУТНИК-управление капиталом» А.В. Лосев: «Набиуллина сказала, что она может поднять ставку, и Центробанк повысил прогноз ключевой ставки до конца года до 19,5%. … но дело в том, что прогноз Центробанка – это, по сути, прогноз британских ученых. Он ни разу не сбылся».
По словам Лосева, когда «Центробанк повысил ставку в прошлом году до 16%, обещая нам, что инфляция будет 4,5% уже этим летом, то ничего не сбылось. Вопрос в другом: дадут ли Центробанку повысить ставку, когда все центральные банки мира – под жесточайшей критикой из-за того, что они слишком пережали монетарную политику и политику высоких ставок, ввергая экономику в рецессию и кризис».
Как видим, мнения серьёзных экономистов, руководителей банков и промышленных предприятий единодушно – увеличение ключевой ставки отрицательно сказывается на экономике и финансовой системе страны. Так почему же чиновники Центрального банка так упорствуют в своём стремлении ставку повысить? А не есть ли это козырная карта того самого запада, который ведёт тотальную войну против России? Предвидя своё поражение, запад использует свои ранее скрываемые козыри, как например вооружённое вторжение в Курскую область и ужесточение финансовой политики ЦБ.
Сразу скажу, речь не о том, что все сотрудник Центрального банка предатели. Дело в том, что наш главный банк по своему статусу тесно связан с международными финансовыми организациями и находится с ними в постоянном контакте. Такое странное (мягко говоря) положение сложилось во время либеральной оккупации страны (см. мой текст «Центральный банк должен стать государственным»).
По закону Центральный банк независим от других органов власти России, но в тоже время находится в тесном контакте с мировыми финансовыми центрами. Очевидно, что такое положение в условиях войны, которую спонсируют эти же финансовые центры для нас смертельно опасно. Повышение ключевой ставки это только один из приёмов удушения российской экономики. Наверняка они применят и другие.
Нам срочно необходимо оздоровление нашей финансовой системы. И в первую очередь возвращение главному банку страны статуса государственного. Так было и так должно быть.
Ещё раз. Главный банк России должен вновь стать государственным и проводить финансовую политику в интересах Российского государства, а не финансовых глобалистов. Это будет спасительно для России и губительно для враждебного нам запада. Да будет так!
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»
2. Ответ на 1, Дмитрий_белорус:
Но именно их базовость должна вновь привести к осознанию простого факта: при нынешней правящей власти никакого существенного изменения политики Центробанка, национализации, изменения миграционной политики, ультралиберализма в культуре, отказа от отказа от идеологии и т.д. не будет.
Могут быть какие-то точечные меры, - в условиях, когда прижмёт. Так сказать, - антикризисный менеджмент. Но строго в антикризисных рамках и не более того. Именно в этом и заключался консенсус 1999 года.А вот и посмотрим
1.
Но именно их базовость должна вновь привести к осознанию простого факта: при нынешней правящей власти никакого существенного изменения политики Центробанка, национализации, изменения миграционной политики, ультралиберализма в культуре, отказа от отказа от идеологии и т.д. не будет.
Могут быть какие-то точечные меры, - в условиях, когда прижмёт. Так сказать, - антикризисный менеджмент. Но строго в антикризисных рамках и не более того. Именно в этом и заключался консенсус 1999 года.