7 и 8 июня в Ярославской области в городе Переславль-Залесский и селе Годеново прошли ставшие уже традиционными III Годеновские чтения, посвящённые 601-й годовщине явления Небоявленного Креста Господня, ныне именуемого по месту пребывания Годеновским.
Тема Чтений, в которых мне довелось принять участие, – «София в контексте мировой и русской истории и культуры». Открывая Чтения, один из их организаторов клирик храма Ильи Пророка села Ивановского Переславской епархии, секретарь Союза писателей России священник Владимир Мартышин отметил, что первые и вторые чтения были посвящены теме осмысления Явления Креста Господня на Руси. А вот нынешние теме Софии, что объясняется еще и тем, что в этом году мы отмечаем 1700-летие начала строительства Софийского собора в Константинополе.
Годеновские чтения не только по тематике обсуждения, и по составу участников, очевидно, становятся событием не епархиального и даже не регионального, а всероссийского значения. И в этом заслуга, прежде всего, организаторов Чтений – настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря игуменьи Евстолии (Афониной) и священника Владимира Мартышина.
Из года в год им удаётся собирать весьма представительный состав участников Чтений, благодаря чему уровень конференции заслуживает самой высокой оценки и похвалы.
Судите сами, среди участников Чтений были:
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Сергей Иванович Реснянский. Он выступил с докладом «Сакральные смыслы Святой Руси как Третьего Рима».
Доктор исторических наук, декан факультета истории, профессор, декан факультета истории, политологии и права МГОУ профессор Вардан Эрнестович Багдасарян выступил с докладом «Наследие русской софиологии в формировании социогуманитарных основ мировоззренческого строительства современной России».
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии, профессор МДА, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М.Горького РАН, профессор Сретенской духовной семинарии Владимир Михайлович Кириллин предложил участникам Чтений доклад «Исихазм и русская литература конца XIV – начала XVI века».
Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ Владислав Игоревич Петрушко предложил доклад на тему «Митрополит Фотий как пастырь (по материалам посланий и поучений)».
Педагог из Санкт-Петербурга кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов предложил участникам чтений любопытный доклад на тему «Корнесловие надписаний семи ступеней иконы "Премудрость созда Себе дом"».
Профессор СПбГУ, доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук протодиакон Владимир Василик выступил на тему «Софийская ересь прот. Сергия Булгакова в свете святоотеческого учения».
Отец Владимир был не единственным докладчиком в священном сане.
На конференции с докладами также выступили кандидат богословия благочинный Угличского муниципального района, доцент кафедры «Богословия и Литургики Ярославской Духовной Семинарии игумен Николай (Шишкин), предложивший доклад «Традиции исихазма в русском монашестве».
Клирик Тихвинской Епархии протоиерей Геннадий Беловолов выступил на тему «Икона Божией Матери "Благодатное Небо" – государствообразующий образ Третьего Рима».
Клирик Переславского Никольского женского монастыря иерей Евгений Ефремов предложил очень интересный анализ загадочной иконы «Благословенное воинство Небесного Царя». О. Евгений интересно рассуждал на тему софиологии русского креста. Он обещал прислать свой доклад для публикации на «Русской народной линии».
На конференции также выступил клирик Рыбинской епархии, член Союза писателей России иерей Сергий Карамышев с темой «Рождение великой России».
А настоятель православного храма в турецкой Анталье священник Алексий Головин рассказал о паломничестве в Византию в истории и современности.
А один организаторов конференции священник Владимир Мартышин выступил с докладом «О храмовом празднике Святой Софии».
С интересными докладами выступили также известные писатели и общественные деятели. В частности, видный русский писатель, генеральный директор Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов предложил доклад на тему «Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?», который опубликован на «Русской народной линии».
Кандидат технических наук, сопредседатель Изборского клуба Новороссии (г. Донецк), академик Международной славянской академии Фёдор Алексеевич Папаяни выступил на схожую тему «Россия: Третий Рим или провинция нового Вавилона».
С очень содержательным докладом выступил член Союза писателей России Андрей Евгеньевич Самохин «Осмысление святой Софии на Руси: от иконографии к богословию».
Еще один постоянный автор «Русской народной линии» историк и публицист Леонид Евгеньевич Болотин предложил свои размышления на тему «Годеновский Крест – Русских Царей Держава».
Мой доклад был посвящён очень важной теме «Государствоцентричность русской истории: историософские размышления». Надеюсь, после обработки, я также предложу его нашим читателям.
С интересным докладом, вызвавшим оживлённую дискуссию, выступил кандидат культурологии, историк, член Союза писателей России Владимир Евгеньевич Ларионов. Тема его доклада «Гибель Империи: невыученный урок».
Всех докладчиков сложно перечислить, да и в этом нет необходимости. Надеюсь, все доклады участников Чтений будут опубликованы на сайте монастыря.
Первый день Годеновских чтений, проходивший в новом прекрасном здании православной гимназии Переславля, был посвящён докладам.
На второй день, 8 июня, участники Чтений переместились в Годеново, где Чтения продолжились Литургией в строящемся Софийском соборе. Литургию возглавили викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий и правящий архиерей епархии – епископ Переславский и Угличский Феоктист.
После Божественной Литургии владыка Евфимий и прибывший на Чтения генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчеников представили участникам Чтений фильм и рассказ о состоявшемся в прошлом году грандиозном крестном ходе с копией Годеновского креста, который крестообразно пересёк всю Россию от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока. Сейчас эта святыня находится в храме Синодального миссионерского отдела на Долгоруковской улице в Москве.
Затем Чтения были продолжены в формате докладов.
Напомню, что Годеновский Крест был явлен на Сохотском болоте при великом князе Василии II Васильевиче Тёмном ровно день в день за 30 лет до падения Константинополя 29 мая 1423 года (по григорианскому календарю, это теперь, кстати, 11 июня, как раз канун праздничного дня в стране – Дня России). И эти совпадения нуждаются в осмыслении.
Как и тот факт, что первыми увидели крест на воздухе простые люди – пастухи, подобно тому, как первыми узнали о рождении Богомладенца пастухи.
Теперь уже искусствоведами и историками доказано, что Крест имеет византийское происхождение. Его явление воспринималось и воспринимается как знак и символ особого предназначения Русской земли, русского народа. Неслучайно, на чтениях многие доклады были посвящены именно историософским темам.
Сейчас игумения Евстолия строит для Креста грандиозный Софийский собор (нижний храм уже построен, в нём и служилась литургия). А к кресту нескончаемым потоком едут паломники, поклониться святыне.
Что же касается Годеновских чтений, то они не являются, конечно, каким-то уникальным форматом взаимодействия церковной институции с научным и экспертным сообществом. Мы знаем, что уже много лет по соседству – в Борисоглебском монастыре той же Переславской епархии – проходят Иринарховские чтения, инициатором которой совместно с монастырём выступил в своё время Союз писателей России. Есть и другие примеры чтений, организатором которых выступают монастыри, но тематика Годеновских чтений характерна постановкой серьёзных историософских, мировоззренческих проблем, касающихся судьбы нашего Отечества.
Сегодня в обществе есть запрос на обсуждение мировоззренческих проблем и проектов будущего с опорой на традиционные ценности и смыслы. Неудивительно, что на этот запрос откликаются монастыри, ведь это имело место и в прежние времена. Мы помним, какое значение имела Оптина Пустынь в истории русской мысли и литературы, как она притягивала лучшие русские умы.
Кстати, в той же Оптиной Пустыни сегодня ее наместник епископ Иосиф (Королёв) пытается возродить интеллектуальные штудии в виде некоего неославянофильского клуба. Уже прошло несколько чтений, как сообщали православные ресурсы. Однако, увы, Оптинские чтения сильно политизированы, там собираются ученые с ярко выраженной политической позицией, поэтому они сильно проигрывают Годеновским чтениям.
Впрочем, наверное, это и неудивительно – ведь центром Годеновских чтений является Небоявленный Крест Господень, который пребывает в селе Годеново, где расположено подворье Никольского женского монастыря. Крест, ставший знаком особенного предназначения России, уже сам требует соответствующего масштаба размышлений и достойного мировоззренческого дерзания. Поэтому будущее за такими проектами как Годеновские чтения. Потому что они и есть – подлинное продолжение славянофильской традиции русской мысли.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России