Животворящая святыня

О книге В.Г.Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Семья 
0
543
Время на чтение 18 минут
Фото: Обложка книги

Россия отпраздновала свой День народного единства. В диалектике социального единства и многообразия российских этносов, религий, идеологий, партий семья остаётся общей ценностью и источником как самого народонаселения, так и государства.

Недаром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выделил веру, семью и Отечество в качестве основных скрепов национального и государственного единения страны. А Президент Российской Федерации В.В.Путин стал рассматривать традиционные для России духовно-нравственные ценности в качестве уникальной основы не только русской, но и более широкой евразийской цивилизации.

Редакция интернет-портала «Русская народная линия» предлагает своим читателям статью-рецензию писателя Валерия Иванова-Таганского на книгу Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни», в которых в яркой форме дано толкование этих ценностей, показано сакральное и социально-политическое значение семьи для настоящего и будущего человечества.

***

Обращение к национальным корням русского народа и традиционным семейным ценностям на фоне глобальных попыток их уничтожить

«Вечные ценности семейной жизни», так называется научно-популярная книга вице-президента Петровской академии наук и искусств, кандидата философских наук Владимира Глебовича Осипова. Была она написана в 2007 году в Твери и подарена мне автором в 2017-ом, в Санкт-Петербурге, на X съезде нашей Академии.

Почему именно сейчас, в 2022 году, я обращаюсь к ней вновь и призываю своих читателей сделать то же самое? Да потому, что именно сейчас возникла реальная угроза уничтожения этих корней и святынь, хотя, надо признаться, попытки игнорирования либо размывания их делались не раз. Но в этот раз, поймите, наши цивилизационные ценности пытаются уничтожить радикально, вместе с уничтожением России как таковой! Ведь именно такую цель поставил, воюя с нами на Украине, объединённый Запад во главе с англосаксами.

И чтобы победить это сатанинское нашествие и вселенское зло нам необходимо высокоточное оружие, мобилизационная экономика и духовное единство народа. А для этого надобно обернуться лицом к традиционным нравственным ценностям, вернуть в государственное образование и воспитание русскую модель формирования духовной личности и взяться всерьёз за поддержку семей Отечества. Потому что именно семья рождает и воспитывает защитников Родины, а они потом защищают как её, так и свои семьи от всяческих напастей и военных угроз.

Вот отчего сегодня самыми нужными книгами становятся книги о стяжании Духа святого, о героической истории Отечества, о родословии и сохранении глубинной памяти наших семей и родов.

Книга В.Г.Осипова «Вечные ценности семейной жизни» как раз об этом. И наша национальная гордость А.С.Пушкин ещё 192 года назад поднял любовь к родной земле, память о предках и родословие до сакральной высоты «животворящей святыни»:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

Труд В.Г.Осипова, безусловно, является научным и духовным событием, значение которого не падает, а возрастает, хотя на своей родине, в Твери, книга почему-то не нашла своего читателя... Возрастание значения, на наш взгляд, обусловлено вечностью и социально-гуманитарной значимостью самой темы. Исторически востребованной актуальностью, в связи с вынужденным разворотом нашей власти, как и в годы Великой Отечественной войны, к традиционным ценностям, героям Отечества, к домашней среде их воспитания и к пропаганде всего этого. Конечно, вес и привлекательность книге задаётся ещё академической глубиной проникновения в изучаемое явление, литературно-художественным мастерством преподнесения его результатов и привлекательностью личности автора вместе со всеми его родословными родственниками, попавшими в книгу.

Хотелось бы обратить внимание также на одно, не бросающееся в глаза, но важное обстоятельство – глубинную соотнесённость содержания книги с биографией и деятельностью Президента России Владимира Владимировича Путина.

Во-первых, книга родилась на Тверской земле, где, оказывается, жили и трудились крестьянские предки нашего президента. Это биографическое открытие сделали и первыми обнародовали тверские журналисты в январе 2000 года. Путинское родовое гнездо, отмечает автор, расположено рядом с Завидовским охотхозяйством, на противоположном от президентской резиденции «Русь» берегу реку Шоша, в «…деревнях Поминово и Заречье Тургиновской волости Тверского уезда Тверской губернии, где родились и жили родители президента – Владимир Спиридонович Путин и Мария Ивановна Путина (Шеломова)», до своего переезда в Ленинград. В книге, кстати, дана изученная родословная Путиных.

Во-вторых, книга оформилась как инициативный творческий ответ на указ Президента от 14.06.2007 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В-третьих, она появилась на свет в 2007 году после знаменитой речи Путина в Мюнхене на международной конференции по проблемам безопасности того же года, что тоже достаточно знаменательно.

Речь В. Путина стала исторической и вызвала взрыв негодования в англосаксонском, капиталистическом мире. Но что интересно, большинство свидетелей этой речи вынуждены были признать, что Российская Федерация начала более уверенно вести себя на международной арене, в чертах её внешней политики стали проступать изначально присущие России мужество, независимость и суверенность. Тут-то и просматривается та глубинная связь, которая, на наш взгляд, роднит два выше указанных события. Конечно, у речи Путина и книги Осипова разный политический вес и разные судьбы, но есть очевидные и взаимосвязанные общие основания.

Убеждён, главная причина наступательной уверенности в выступлении Президента таится не только в произошедшим ранее укреплении экономики РФ, но и в возрастающим интересе к ценностям русской цивилизации, к её истории и тем традициям, которые не удалось за годы безуспешного «сближения» с Западом изжить из сознания русского народа. Фактически, мюнхенская речь Владимира Путина – громогласное заявление о том, что Россия в дальнейшем не позволит западным странам пренебрегать её интересами, что после блужданий по «либеральным лабиринтам», она возвращается на истинные пути своего духовного развития.

Возникает простой вопрос, откуда в выступлении Президента такая наступательность? Ответ закономерный. Перед автором мюнхенской речи стояла большая политическая задача: заявить на весь мир о самостоятельности и самодостаточности дальнейшего развития России, развернуть её к своим национальным ценностям и к тому пути, который веками складывался как благодать русского домостроя, сущностные черты которого изложены в книге В.Г. Осипова.

Думается, что выступление В.В.Путина не было бы столь впечатляющим, если бы он ни опирался на свои национальные корни, на свои личностные качества и на то, что талантливый литератор и философ В.Г.Осипов называет коротким словом: родословие!

Читая эту книгу, понимаешь важность своего происхождения, той корневой основы своего рода и того потенциала человечности, который взращивается семьей для осуществления замысла, поставленного перед тобой Всевышним. Вот почему нельзя не согласиться с основными выводами книги, где семейные ценности систематизированы и описаны искренне, с глубоким пониманием их значения. А система расположения материала, даже оглавление, построены в соответствии с открытым автором законом корреляции между функциями и ценностями: «…каждая функция семьи имеет соответствующую ей и возникающую на её основе ценность семейной жизни, и не одну».

Начинается всё с самой древней – репродуктивной функции семьи, что возвышает социальную ценность сексуальной жизни, без которой нет потомков, брачной семьи, рода и многочисленных родственников.

Любовь, дружба, интимные и доверительные отношения между членами семьи связаны с эротической функцией, как бы анти романтично ни звучало это словосочетание.

Рекреативная функция семьи проявляется в таких ценностях как взаимопомощь в сложных житейских ситуациях, душевная поддержка, совместная организация здорового образа жизни, досуга и отдыха для восстановления сил членов семьи.

Духовно-нравственная и воспитательная функции формируют свои ценности как то: семейные традиции, особый дух каждой семьи, общую культуру семейных отношений и, наконец, сами личности, как детей, так и родителей.

Не будем перечислять всё, чем богата книга, закончим описанием гедонистической функции. Она ориентирует нас на удовлетворённость семейной жизнью, на счастье в семье как ценность и цель жизни. Ну, а в широком смысле – на полноту бытия и наслаждение самой жизнью.

После сухости и строгости всех этих терминов тянет расслабиться и насладиться ароматом художественной поэтики. Поэтому будем вникать не только в научное содержание книги, обратим внимание на симпатичный стиль её изложения, который в предисловии определён коротко и поэтично – «гуманитарное очарование». Чтобы согласиться с этим определением, достаточно начать со вступления:

«Мы рождаемся, живем и умираем. И наша жизнь, эта уникальная случайность в масштабах Вселенной, это чудо Божественного дара, результат страсти и подвига родителей при снисходительном попустительстве, или демонстративном интересе социума, и есть – то самое ценное, что у нас есть. Хотя, по большому счету, даже ею часто приходится рисковать, а в исключительных случаях – жертвовать. Во имя любви, во имя долга, во имя Родины…».

Книга В.Г.Осипова, на наш взгляд, как раз и написана «во имя любви, во имя долга, во имя Родины».

В ней четырнадцать глав. В каждой представлена логическая структура осмысления той или иной части «родословия»: начиная с Русского мира и русской системы родства, в которых и существуют семьи русских людей, кончая правилами составления своего генеалогического древа и ведения семейно-родового архива.

В качестве необходимого регионалистического примера в книге дана генеалогия Тверского княжеского рода. В качестве личного примера – исследование генеалогии, объединённых родством и свойством, торопецкого рода Осиповых-Аксёновых и тверского рода Ратниковых-Крыловых, которые в совокупности и подарили миру нашего автора «Вечных ценностей семейной жизни», своего бытописателя и хранителя родовых архивных богатств (в изначальном значении этого слова – даров от Бога).

Из истории, из приоритетов и достижений семейных союзов, что по крупицам собирает родословие, складывается социальная жизнь явления, который автор назвал трогательно: «родимым корабликом под вымпелом «Семья», по имени «Фамилия».

Покоряет неподдельная сердечность автора, сумевшего сказать о главном, не впадая в излишний пафос или простоту, которая, как известно, хуже воровства. Русская пословица: «Простота, чистота, правота – наилучшая красота», вот та стилистическая манера, которую автор выбрал и наполнил им своё сочинение литературным мастерством и глубоким научным пониманием семейных ценностей. Поэтому мы понимаем и разделяем авторское признание: «Если меня спросят словами известной песни «С чего начинается Родина?», без колебаний отвечу: «С семьи!». Не с «картинки в букваре», не с «верных товарищей», а именно – с семьи. С семьи начинается Родина, потому что все остальное, включая и меня самого, – производное от неё».

Когда автор находит такой тон повествования, читатель не только проникается доверием к смысловому содержанию произведения, но и хочет учиться. А это и есть сверхзадача научно-популярной книги!

Теперь зададимся самым главным вопросом: каковы же перспективы вечных ценностей семейной жизни и книги, где они изложены? Известно, что в ходе социальной эволюции человечества семья и её традиционные ценности претерпевают неизбежные изменения. Патриархальная семья исчезает, в развитых странах катастрофически падает рождаемость, «священный» институт брака превращается в мало к чему обязывающее сожительство, даже однополые брачующиеся никого на Западе теперь не удивляют… Вот поэтому для нравственно здорового общества проблема заключается в гармоничном соединении вековых традиций с социальной эволюцией без значительного ущерба для того и другого, так как абсолютизация их – это крайности, которые не приносят добра.

Главной претензией к российским властям является то, что они так и не создали условий для успешного и устойчивого экономического и социального развития страны. Так это случилось с экономической моделью Советского Союза. Так это может случиться и с экономикой современной России, особенно при развороте страны к цивилизационному противостоянию англо-саксонскому Западу, к специальной операции на Украине. Сейчас, как полагают западные «доброжелатели» России, главным катализатором политических перемен в стране должно стать оскудение содержания холодильника. Хочется верить, что и в этом случае наши противники ошибаются.

Да, после того как Советский Союз разрушился, остался один полюс. И этот однополярный мир руководствовался только одним набором правил, которые он немедленно объявил всеобщим. Но это-то и стало "концом истории" согласно американскому футурологу Фукуяме: один либеральный мировой порядок, одна победившая западная, капиталистическая система ценностей, которую приняли все. Китай – в экономике, а Россия – полностью. В противовес этому, такие книги как «Вечные ценности семейной жизни» сильны и притягательны тем, что показывают: есть в мире и другие, не глобальные, а локальные национальные ценности, в них отражается ВЕЧНОСТЬ, которую не победить, не переиначить невозможно!

Любая страна, а особенно Россия – страна мифов. Русскую историю от языческих времён до большевизма и до нашего непростого времени невозможно понять без осмысления её социально-политической мифологии. Мечты о Божием царстве на земле, о русском чуде, о государстве справедливости и правды, о священной Победе лежат в основании русского самосознания и коллективного бессознательного. И современное освоение этих идей и мифов – огромная задача, стоящая перед русской культуры.

Нельзя не согласиться со страстным публицистическим пассажем одного известного публициста: «Против Силиконовой долины, университета в Бёркли с его теорией управляемого хаоса, могучего шествия банков, о котором с таким восторгом говорит Герман Греф, мы выставим Ослябю и Пересвета с длинными деревянными копьями, оснащёнными кованой отточенной сталью. И удар такого копья, нанесённый из мифологического прошлого в цифровое будущее, создаст фантастический мир, который будет принадлежать не горстке банкиров, не шестиногим оцифрованным людям, а всему лучезарному человечеству».

Действительно, если мир стал столь неразумным, то именно России выпадает миссия, о которой, словно предчувствуя грядущие катаклизмы, достойные люди, жившие на Западе, говорили так: «Спасение России есть спасение Мира. Гибель России есть гибель Мира».

Что это за миссия? Сейчас России, по замыслу Божьему, ниспослана уникальная возможность возродиться на старо-новых основаниях и представить миру иную цивилизационную модель просветленного, гармоничного, позитивного и разумного государства в неразумном мире.

Для того чтобы осуществить это возрождение, на наш взгляд, и написана небольшая по объему, но важная и богатая по содержанию книга академика Петровской академии наук и искусств В.Г.Осипова. Автор ставит вопросы, озвучивает известные пути, предлагает своё решение стратегических проблем.

Один из таких краеугольных вопросов: какие ценности считать своими и как руководствоваться ими в практической жизни? Вот как по- государственному звучит авторский ответ на подвопрос о ценности детей для семьи и о решении индивидуума «иметь или не иметь их»:

«Наивно думать, что эти решения – личное дело каждого и другим нет до них никакого дела. Дело, конечно, личное, но результаты индивидуальных решений в массе становятся, по терминологии ученого мира, демографической тенденцией и затрагивают базовые интересы самого общества. Если тенденции неблагоприятны, то возникает проблема сохранения народонаселения, или, выражаясь пафосно и, по сути, – вопрос о жизни и смерти нации…».

Здесь В.Г.Осипов ссылается на важный документ, который по весомости и значению является частью стратегии безопасности нашей Родины: «В октябре 2007 г. Президент России Владимир Путин утвердил долгосрочную концепцию демографической политики России, до 2025 года. Она ложится в основу государственного стратегического плана преодоления последствий той демографической катастрофы, которая обрушилась на страну и народ в конце прошлого века».

И тут же ставит задачу, которая вытекает из этой концепции и стоит перед каждым из нас: «В такой ситуации гражданским долгом каждого ответственного перед собой и страной человека становится участие в реализации этого стратегического плана тем способом и усилием, которое для него доступно. Что я могу сделать полезного для страны, а не чем «эта страна» может быть полезна мне? – вот в какой постановке вопроса видят сейчас свое будущее в России и простой крестьянин, и ученый идеолог российского возрождения, и Президент».

В заключение автор рецензии готов поделиться одним личным наблюдением. В 2012 году, участвуя в Москве в политическом праймеризе, мне пришлось коснуться темы семейно-родового воспитания. В выступлении я предложил включать в учебную программу вузов занятия, посвященные этому важному аспекту человеческой жизни, например, в форме спецсеминара. А ещё лучше – создать высшее учебное заведение, занимающееся непосредственно «вечными ценностями семейной жизни». Аудитория, которая присутствовала на этих слушаниях, с нескрываемым энтузиазмом восприняла эти предложения.

На наш взгляд, замечательная книга В.Г.Осипова, может стать научно-методической основой для организации такого рода семинара. А опыт автора – учёного, университетского преподавателя и бывшего ректора НОУ «Академия политической культуры» поможет созданию нового университета, где на смену жизни «Иванов, не помнящих родства» пребудет жизнь его помнящих. То есть, там будет изучаться на всех факультетах: история и генеалогия российских семей и родов, русская система родства – кстати, самая совершенная среди всех – ценности и специфика отечественной семейной жизни. А во главу угла поставят воспитание почтения к своему прошлому и стремление сделать одухотворённым своё настоящее.

Важность традиционных духовно-нравственных ценностей в «диалоге цивилизаций», бережного сохранения каждым народом неповторимых национальных традиций и святынь, не навязывания другим своих цивилизационно-ценностных приоритетов было подчёркнуто, в самый раз!, в недавней речи В.В.Путина 27 октября 2022 года на заседании дискуссионного клуба «Валдай»:

«Развитие должно идти именно в диалоге цивилизаций, с опорой на духовно-нравственные ценности. Да, у разных цивилизаций разное понимание человека, его природы – оно часто на поверхности только разное, но все признают высшее достоинство и духовную сущность человека…

Традиционные ценности – это не какой-то фиксированный свод постулатов, которых надлежит придерживаться всем. Конечно же, нет. Их отличие от так называемых неолиберальных ценностей в том, что в каждом случае они неповторимы, потому что вытекают из традиции конкретного общества, его культуры и исторического опыта. Поэтому традиционные ценности нельзя никому навязать – их необходимо просто уважать, бережно относиться к тому, что выбирал веками каждый народ».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях на Всемирном русском народном соборе, который прошёл в храме Христа Спасителя 25 октября, сделал акцент на «вечных ценностях» русской жизни, к коим предложил отнести «саму жизнь», «верность», «долг» и «жертвенность». А главными же ценностями русского народа им были определены «вера, семья и Отечество». Интересующая нас «семья» попала в этот приоритетный перечень, ещё и потому что «… все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию».

Опираясь на эти заявления государственного и церковного лидеров светского Русского мира и мирового православия под эгидой Русской Православной Церкви, сделанные в унисон, можно смело утверждать, что книга В.Г.Осипова ничуть не устарела, а скорее наоборот, приобрела дополнительную социально-политическую значимость. Осипов славит семью, учит её членов, больших и малых, творит философские умозаключения и тем самым делает полезное для России дело.

Ну, и наконец, в опубликованном на днях Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”, которые определены, ни больше—ни меньше, как документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, прямо сказано о том, что «сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России» является основным стратегическим национальным приоритетом.

Что касается государственного заказа на проведение научных исследований, создания информационных и методических материалов.., произведений литературы и искусства, то зачем далеко ходить, когда в Твери на складе лежит часть тиража готовой научно-популярной книги для молодёжи и семейного чтения «Вечные ценности семейной жизни»?..

Таким образом, ценности семейной жизни в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей, их научное изучение, государственная пропаганда и социально-бытовое воспроизводство в наших семьях – изначальное условие духовного и физического здоровья нации, залог существования и развития самого государства и форпост против античеловечного мирового глобализма.

А посему, будем почаще рожать наследников, величать их традиционными именами у российских народов, воспитывать, как следует, давать подходящее, а не «болонское» образование, одаривать их интересной работой. Овладеем грамотной русской речью, защитим язык от «иностранных интервенций», станем с уважением относиться друг к другу. Выберем ту социально-экономическую модель развития, которая отвечает национальным интересам и глубинным чаяниям «простых» людей, а не продажной «элиты»; призовём во власть лидеров, хотящих и могущих всему этому политически содействовать. Словом, продолжаем все вместе любить и умело защищать своё Отечество.

Валерий Александрович Иванов-Таганский, Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств. Заслуженный артист России

Июнь-август и октябрь-ноябрь 2022 года, город Москва – деревня Лёдово.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49