Известный читателям «Русской народной Линии» американский политолог сербского происхождения Срджа Трифкович опубликовал вчера в журнале Американской Культуры Chronicles Magazine статью «Проснувшиеся вестернизируют Россию, чтобы очернить её» (Wokedom Westernizes Russia to Malign Her). «Проснувшимися», как мы помним, в современной североатлантической культуре называются носители совокупности неолеволиберальных идей. Пламенных энтузиастов продвижения феминизма, гомосексуализма, расизма наоборот и т.д.
Теперь же леваки из числа тружеников глобалистической агитации и пропаганды решили встроить старую традицию русофобии в совершенно новый контекст.
Речь идёт о том, чтобы сменить – ни много, ни мало – саму парадигму западной русофобии.
Классическая русофобия – от де Кюстина до Гитлера
Как мы помним, начиная от маркиза де Кюстина Россия воспринималась в качестве пост-монгольской деспотии, слегка примаскированной «потёмкинскими деревнями» фасадов в стиле Растрелли. Согласно Кюстину, у русского народа было «ровно столько блеска европейской цивилизации, чтобы быть "избалованными как дикари", но не настолько, чтобы стать подлинно культурными людьми». В глазах «просвещённых» европейцев мы были чем-то, вроде дрессированных медведей, которые заставляли их умиляться дикостью, стилизованной под цивилизацию. Вот так на нас смотрели парижане, которые поначалу годами паразитировали на придури российских вельмож, а затем познакомившиеся с русским войском очно. Точно так же на нас смотрели и за «каналом» Ла-Манш.
Даже, пожалуй, хуже.
Французов-то понять можно: всякий побитый, но не покаявшийся, покушается выдумать аргументы в своё оправдание. Но эти-то?
Эти придумали контекст очень подлый.
Понимая, что Восток – дело не только тонкое, но и достаточно привлекательное, подопечные Бенжамина Дизраэли сформировали такую традицию осмысления, в рамках которой существует Османская империя, некогда враждебная цивилизации, но теперь такая туристически милая и экзотическая, а наряду с ней существует дикая и жестокая Россия, лишь маскирующаяся «под Европу».
В своей статье Трифкович напоминает, что к концу XIX века русофобия распространилась из Франции и Великобритании и в Германию. Видимо, этому способствовало резкое ослабление позиций России на Балканах, что позволило германскому миру не просто вздохнуть свободнее, но и перейти в контрнаступление.
«По словам историка Джеймса Э. Кастила, поколение спустя, в недавно объединенной Германии, “Россия стала местом, на которое немцы спроецировали свои амбиции и ожидания относительно будущего, а также свои худшие опасения по поводу современности”. После того, как молодой кайзер отправил Бисмарка в отставку с поста канцлера в 1890 году, антироссийским нарративам придали отчётливо немецкий оттенок в виде надвигающейся и якобы неизбежной экзистенциальной борьбы между германцами и славянами. Это нашло отражение в смиренном замечании канцлера Теобальда фон Бетманн-Гольвега гостю, который похвалил молодые дубы, росшие вдоль дороги в его поместье в Бранденбурге: когда они наконец повзрослеют, некоторые казачьи всадники, вероятно, будут отдыхать в их тени.
В “Комплексе Руссландии” (2023) Герд Коенен нашел корни предполагаемого «комплекса России» Германии в «давнем образе ‘русской опасности’, которая превратилась в антибольшевизм» после революции 1917 года. Впоследствии «нацистам не нужно было придумывать образ России с нуля, поскольку они могли использовать устоявшиеся культурные дискурсы в немецком обществе и использовать их в своих собственных целях». Они просто соединили стремление к земле и ресурсам на Востоке — жизненному пространству Тысячелетнего рейха — с понятием расовой неполноценности русских и славян».
После 2МВ грубая русофобия вышла из моды
Однако после разгрома нацизма грубая русофобия вышла из моды, причём, по обе стороны Атлантики.
Одной из причин было левачество интеллектуальной элиты западных стран. Деятели культуры идеологически симпатизировали советскому коммунизму. Как и следовало ожидать, они испытывали отвращение к негативным стереотипам о русских – как стержне нации Первой Страны Социализма. Вместо этого, запад, под предводительством иудео-англосаксонских комиссаров сосредоточился на «дружбе против предполагаемой угрозы немецкого реваншизма и возрожденного милитаризма».
Конечно, начиная с «конца прекрасной эпохи», т.е. Чехословакии 1968 это очарование мало-помалу угасало. Но со времени «Горби» вновь заговорили о возможности интеграции «нормализованной» постсоветской России в стабильный, дружественный Западу мир.
Но после 24.02.22. все старые стереотипы возродились, и теперь русские заняли место послевоенных немцев в контексте «угрозы реваншизма/милитаризма». Русские стали bête noire (жупелом) для либеральных интернационалистов.
Новый контекст – в духе «вокизма»
И вот теперь, по словам Трифковича, «возникает новая и несколько причудливая тенденция. Её можно кратко охарактеризовать как систематические попытки интерпретировать проблемы России в контексте идеологии wokedom».
В феврале 2023 года журнал Foreign Policy опубликовал своего рода манифест “Давно пора деколонизировать западные исследования России”. Её авторы, Артём Шаипов, соучредитель Украинского Глобального Университета, и Юлия Шаипова, сотрудница Рады, настаивают на том, чтобы Россию воспринимали как классическую империю, угнетавшую колонизированные народы.
Это исследование, несомненно, было бы весьма полезно почитать тем российским оппозиционерам, которые хотя и не согласны с целыми пластами современной культурно-политической реальности РФ, но, тем не менее, остаются патриотами России, а вовсе не очередной версией «демшизы». Потому что для украинских пропагандистов, идеи которых, возможно, вскоре будут взяты на вооружение тружениками глобальной пропаганды, любой русский – хоть черносотенец, хоть любитель песен Никитиных – «имперец, колонизатор и угнетатель». И украинцы искренне переживают, что западные кураторы продолжают общаться с российскими оппозиционерами, не требуя от тех целования ботинок «угнетённым народам».
В общем, украинские специалисты настоятельно рекомендуют всячески возбуждать в малых народах РФ чувство обиды за колониальное прошлое.
Украинцы рады стать «цветными маргиналами»
Как заметил в частном разговоре со мной автор Хроники Гузи Хэ, примечательно, что в статье содержались ссылки на британскую и французскую колониальные империи, государства-угнетатели, коренные народы, разнообразие, представительство и призрак ”крайне правых". Он писал:
«Фактически, если вы замените слово “русский” на “белый / европейский”, а “украинский” на “чёрно-коричневый-маргинал", весь фрагмент будет неотличим от любого другого материала woked screed. Похоже, авторы думали, что, имитируя язык DEI, они могли бы заручиться поддержкой Запада в украинском деле. Западные элиты, которые часто питают глубокую и иррациональную русофобию, счастливы прислушаться к призыву».
«Чего многие западные консерваторы не понимают, так это того, что импульс, который движет русофобией (часто маскируемой под неолиберальный антикоммунизм), тот же, что породил DEI и другие пагубные антизападные идеологии. Вы не можете быть идеологически последовательными, если поддерживаете первое, но осуждаете второе. Оба одержимы “угнетением” и отказываетесь видеть какие-либо достоинства в наследии предполагаемого угнетателя. Оба приписывают все сегодняшние проблемы реальной и воображаемой несправедливости прошлого, совершенной угнетателем. Оба поощряют мстительную риторику и поведение против членов группы угнетателей, и все это во имя освобождения и справедливости.», отмечает Трифкович.
Напомним читателям, DEI (от англ. diversity, equity, inclusion – разнообразие, равенство, инклюзивность) – это аббревиатура, которой обозначается идеология «вокизма».
Трифкович продолжает: «Тенденция очевидна, и ее плоды все чаще видны в СМИ, академических исследованиях и конференциях. Его заметным предвестником стал отчет Amnesty International за 2021 год по России, в котором утверждалось, что ”жестокий расизм“ в Российской Федерации ”вышел из-под контроля". В сентябре 2021 года Slavic Review, издаваемое престижным издательством Cambridge University Press, опубликовало статью “Невидимость расы в социологических исследованиях современной России: деколониальное вмешательство”. По словам автора, “Следуя пониманию критической расовой теории расы как конституированной в отношениях и укоренившейся в дискурсах о европейскости, современности и цивилизации, эссе показывает, что расизм широко распространён, но не признан в социологических исследованиях России...”
В июне 2022 года Foreign Affairs опубликовало яростно антироссийскую статью, якобы вдохновленную DEI, “От Пушкина до Путина: имперская идеология русской литературы”. Автором статьи является Владимир Ермоленко, редактор UkraineWorld, киевского пропагандистского издания, работу которого “поддерживают Сеть Интерньюс (Украинская медиа-программа), Фонд ”Открытое общество", Национальный демократический институт и другие партнеры".
Автор начинает с утверждения, что “русская классическая литература, битком набитая дегуманизирующим национализмом, сегодня читается тревожно знакомо… Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это была всего лишь версия XIX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как предполагаемых нацистах, историческая судьба которых - смерть и подчинение.”
“Конечно, ” добавляет Ермоленко, “русская культура не является единственной причиной российских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной”».
Скомпрометировать Россию в глазах африканцев и латиноамериканцев
В мае прошлого года в Йельском университете была проведена конференция по «поселенческому колониализму» в Российской империи и СССР. В него вошла статья с мрачным названием, типичным для зарождающегося жанра: «Неопределившиеся тела в пограничных землях: гендер, половая принадлежность, этничность и проблема заселения Сибири». (“Disordered Bodies in the Borderlands: Gender, Sex, Ethnicity, and the Problem of Settling Siberia.”)
Через запятую.
Однако, существует ещё очень важный аспект проблемы встраивания русофобии в контекст «вокизма».
Не беда, если любители нетрадиционного секса станут воспринимать нас в качестве пугала.
Беда в другом.
Эта пропаганда может смутить афроафриканцев и латиноамериканцев. Т.е. тех негров, которые настроены против французов, и тех латиносов, которые настроены против «гринго», и которые теоретически могли бы переориентироваться не только на китайцев, но и на Россию. И именно поэтому супостат пытается изо всех сил продвигать отождествление нашей страны с прочими колонизаторами.
Трифкович напоминает: «22 февраля этого года Euronews.com опубликовал статью под названием “Россия сейчас притворяется, что ничего не знает о своем колониальном наследии”. “Неизбежным фактом является то, что Россия была одной из крупнейших европейских колониальных держав, - утверждалось в статье, - особенно с незападной точки зрения. Это справедливо даже сегодня”. В нем предупреждается, что “хотя корни Москвы лежат в западной колониальной мощи, она умело проецирует контрастный образ, чтобы понравиться незападным странам”. С точки зрения DEI, это расистское заявление, подразумевающее, что азиаты, африканцы, жители Ближнего Востока и латиноамериканцы слишком неосведомлены и наивны, чтобы разгадать махинации России».
Заключение
И неолибералы, и неоконсерваторы ненавидят Россию как таковую не потому, что она представляет реальную угрозу для Америки, а потому, что они признают Россию последним крупным оплотом против волны культурного и морального самосожжения, охватившей США и большую часть Запада. Нынешний пробужденный психоз в сочетании с эскалацией кризиса на Украине потенциально может уничтожить остатки нашей общей европейской цивилизации. Это было бы одолжением всем тем, кто ненавидит эту цивилизацию и стремится к ее разрушению.
Итак, украинские специалисты настоятельно рекомендуют всячески возбуждать в малых народах РФ чувство обиды за колониальное прошлое.
Чем может ответить сотрудники идеологического отдела?
Скорее всего, ещё сильнее начнут воспевать многонациональный многоконфессиональный и многокультурный салат федерации.
Не думаю, что это убережёт уши и души представителей нерусских народов от ядка, который им будет вливаться непрерывно и целенаправленно. Вон, в Америке, которая уж насколько была сильна своим национальным фундаментом идеологии Белого Англо-Саксонского протестантизма – уже не менее половины населения в той или иной мере симпатизирует «проснувшимся.
Денационализированных советской, а затем постсоветской пропагандой русских людей будет гораздо проще превратить в навоз для взращивания неких иных общностей. Собственно, похоже, что уже превратили.
Я не говорю об обывателях, которым всё до лампы.
Даже русские интеллектуалы уж какую изобретательность проявляют, чтобы только не прослыть националистами или хотя бы то симпатизирующими Ивану Ильину.
Не получилось заделать того «фашистом», так с каким-то непонятным воодушевлением лепят из него «февралиста».
Понятно, что патриот не должен быть «рассерженным», но обязан быть «ответственным». Поэтому нельзя и помыслить о том, чтобы совершить или озвучить нечто, что может отозваться пресловутым «раскачиванием лодки».
Однако же, всякий, кто общался в своё время с азиатами, знает, что Азия уважает силу и культуру. Были бы русские сильными, были бы носителями культуры – и не нужно было бы убивать национальное чувство, подпевая как коммунистам, так и нонешним «пробудившимся».
Всё очень просто.
Последние действия по миграционной проблеме показывают это весьма наглядно.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
1.