История России на духовно-политической карте

О творческом наследии Ивана Ильина

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн  Владимир Ильич Ленин  Бывший СССР  Новости Германии  Иосиф Сталин 
0
263
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

В обществе опять обострилась дискуссия вокруг имени русского философа Ивана Ильина. Его противники, расположившиеся в основном слева и внизу, сводят дискуссию к тому, что был он, мол, фашистом и антисоветчиком, стало быть, и обсуждать больше нечего.

Оставим эти мысли им, коль они для них являются непреодолимым барьером, сами же попробуем на практике и с пользой для себя применить философские мысли Ивана Ильина изложенные в статье «Что есть государство – корпорация или учреждение?», схематично изобразив историю России, попутно затронув и фашизм, на духовно-политической карте общества, ранее описанной в статье.

«Государство, как многоголовый (или совокупный) субъект права, может быть или "корпорацией" или "учреждением". Что же оно есть на самом деле?» – задаётся вопросом Ильин и ищет на него ответы. Конечно, такое сравнение философ использует для того, чтобы донести до читателя основной политический расклад в мировой истории: «Идея "государства-учреждения" представлена в истории началом монархическим (и диктаториальным)». «Идея "государства-корпорации" представлена в истории началом республиканским (и демократическим)». Именно эта политическая ось: монархия – демократия, является главной в работах Ильина.

И, конечно, сам он занимает консервативно-монархические позиции, острие своей критики направляя на «формальную демократию», стальное при этом причисляя к «левому и правому тоталитаризму». Остаётся изобразить заданные оси на карте и разместить на ней Россию в разные периоды ее истории, дополнив для полноты картины некоторыми другими государствами и идеологиями.

Видимость взаимного расположения разных государств и в разные периоды может помочь лучше понять позиции монархистов, коммунистов, националистов и демократов, и хотя бы частично устранить ту постоянную путаницу, которая возникает в бесконечных спорах между ними. Понять то, где позиции спорящих действительно принципиально расходятся, а где стороны просто не понимают друг друга, акцентируясь на второстепенных деталях, по факту при этом придерживаясь близких базовых позиций и ценностей.

Наложим иерархическую пирамиду «учреждения» на пирамиду «корпорации», острие которых направлено к своим метафизическим центрам, и обратим внимание не точку переворота, проходя которую государство из традиционного, из «учреждения», превращается в «корпорацию», в которой правят олигархи и ТНК, которые постепенно и подменяют собою государство.

Россия прошла точку (линию) переворота «точку» дважды: в феврале 1917 года и в 1991, приходя оба раза «к величайшим затруднениям и бедствиям». В феврале 1917 действительно произошел переворот, к которому Россия постепенно приближалась, начиная с реформ Петра I, усиливаясь при этом организационно и материально, но ослабевая духовно и нравственно.

Эту же точку в свое время прошли и Франция, и Германия. Но дальше их пути расходились. Франция после Великой буржуазной революции пошла прямо – в логово «формальной демократии», которую сегодня наилучшим образом иллюстрирует Макрон. Германия – направо. А Россия – налево. Поэтому Октябрьскую революцию нельзя считать переворотом, Россию уже перевернули в феврале. Если предмет перевернуть дважды – он вернется в свое исходное положение, но Россия в исходное положение не вернулась, поэтому Октябрь был поворотом после переворота.

Обратим теперь внимание на то, что общее политическое пространство образованное «учреждением» и «корпорацией», делится на четыре части: консерватизм – вверху, социализм (коммунизм) – слева, национализм – справа и либерализм (демократия) в аду внизу, и переходы между ними плавные.

И самое интересное заключается в том, что в каждой из этих частей остаются те же самые направления. Например, практически в каждой европейской стране есть свои партии консерваторов, социалистов, партии «националистического толка» и собственно демократы. Обычно подавляются только противоположные направления: консерваторы борются с демократами, социалисты с националистами, националисты с социалистами, демократы с консерваторами. Разве что, последние, в отличие от остальных, делают это не открыто, а более тонкими и изощренными способами.

Точно так же получилось и в Советской России: Ленин, Троцкий и Сталин – видели дальнейший путь развития страны внутри общей идеологии по-разному. Троцкий в последний момент из меньшевиков подался к большевикам, но цель видел прежнюю – ту же, что и у демократов, только вести к ней собирался окольным путем. Ленин, как настоящий коммунист, стремился к устранению всякой иерархии и построению бесклассового общества, пока не обжегся на военном коммунизме и не сдался нэпманам (разновидность демократов).

Сталин же, получивший правильное начальное образование и власть в свои руки, напротив, – восстановил иерархию. Вернул к управлению страной царских спецов, погоны в армию, священников из лагерей и оперевшись на русский народ фактически стал красным монархом, создав Советскую империю, которая стала оплотом не только социалистически, но и консервативно ориентированных сил в мире. Чего, к сожалению, не заметил Ильин, все-таки он был философом, но не был, как говорят, «политическим экспертом», не всегда умел применить свою теорию на практике.

Ну, а поскольку со временем троцкисты и демократы никуда не делись, а наоборот – вместо появления «нового человека» быстро размножились при общем падении рождаемости, особенно внутри партии и комсомола, где было тепло и сытно, то в 1991-1993 гг. они перевернули страну практически точно так же, как Российскую империю в феврале 1917 г., приведя одних опять «к величайшим затруднениям и бедствиям», а других – к неумеренному потреблению всего, чего можно и нельзя (с точки зрения нормального консервативного общества). За счет, конечно, других, по причине чего демократы считают себя очень умными.

Что касается фашизма… Митрополит Иоанн Ладожский писал: «На заре своего существования фашизм ничем особенным не выделялся, по-своему продолжая традиции европейского национального консерватизма… Большая часть элементов фашистского мировоззрения имела довольно длительную и весьма респектабельную историю. С известной долей условности можно утверждать, что они начали складываться около двухсот лет назад как реакция консервативной Европы на катастрофу Великой французской революции с ее очевидным разрушительным политическим и религиозным масонским модернизмом».

Отметим на карте и заметим, что именно такой идеологический «фашизм» поддерживал Иван Ильин в начале его зарождения, но вовсе не тот реальный, который позднее прочно вошел в историю. «Немецкое национальное движение постепенно отвергло христианство в качестве своего духовного фундамента скатившись, в конце концов, к худшим формам оккультизма, восточной мистики и неприкрытого язычества. С этого же времени начало активно формироваться то явление, которое сегодня известно миру под названиями "национал-социализм" или "немецкий фашизм"» (Иоанн Ладожский).

В этом важно разобраться, даже не столько с целью зашиты Ильина, он уже давно в этом не нуждается, сколько для понимания важности того места на политической карте, которое занимала идеология «фашизма».

Вполне возможно, что это место находится на пути самого ближайшего будущего возрождения России и через него нужно пройти. В XX веке спаслись после падения, повернув налево, дважды этого не повторить, теперь можно спастись, повернув направо. Шире нужно смотреть. Нужно, чтобы мы не избегали этого пути только потому, что на нем уже висит табличка «заминировано – фашизм». Национальный консерватизм – это то, что сегодня очень нужно России, не забывая, конечно, о том, куда можно из него скатиться и куда будут толкать противники такого возрождения. Национальный консерватизм должен быть направлен не против других, а на самих себя, на наше телевидение и образование.

Конечно, Ивана Ильина нужно читать критически. Но каждый может найти в нем то, что ищет: одни мух, другие котлеты. По мне так лучше котлеты.

Олег Викторович Кальмуцкий, публицист, Новосибирск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 5, Алекс. Алёшин:

Мы повернули налево, потому что:
Мы с ними полные противоположности, были, есть и будем.
Мы славяне (R1a), а они германцы (R1b). Две разные крови, два разных отношения к добру и злу, две разные цивилизации, два разных мира.
Мы храним Православие (даже пройдя через государственный атеизм, всё равно храним), а они всё дальше уходят от него (католицизм, протестантизм, мамонизм, со скатыванием в откровенный сатанизм).
Мы мирные люди, вынужденные веками обороняться от их натиска, а они извечные агрессоры, веками прущие на нас. Мы обороняемся, они нападают.
Мы никогда не были националистами ибо во Христе нет ни эллина, ни иудея. Они встав на путь здорового консервативного национализма закономерно пришли по нему к фашизму ибо этот путь ведёт только туда. Сатана начинает искушать с малого, но ухватив за палец, проглатывает жертву целиком. Пора бы уже это понять всем, усматривающим в фашизме положительное начало.
Усматривать положительное надо в том, что было у нас, а не у них, ибо мы - не они, и их путь - не наш путь.


1. Мы и немцы имеем, очевидно, одни и те же далёкие кровные корни.
Немцы - естественный наш союзник в борьбе белых народов за своё существование на Земле и против прихода антихриста, который, как известно, не будет относиться к белой расе.
2. Истинные русские всегда был националистами и патриотами в рамках собственной государственности. Но были интернационалистами вне своих границ. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Вы свет миру...

5.

Мы повернули налево, потому что:
Мы с ними полные противоположности, были, есть и будем.
Мы славяне (R1a), а они германцы (R1b). Две разные крови, два разных отношения к добру и злу, две разные цивилизации, два разных мира.
Мы храним Православие (даже пройдя через государственный атеизм, всё равно храним), а они всё дальше уходят от него (католицизм, протестантизм, мамонизм, со скатыванием в откровенный сатанизм).
Мы мирные люди, вынужденные веками обороняться от их натиска, а они извечные агрессоры, веками прущие на нас. Мы обороняемся, они нападают.
Мы никогда не были националистами ибо во Христе нет ни эллина, ни иудея. Они встав на путь здорового консервативного национализма закономерно пришли по нему к фашизму ибо этот путь ведёт только туда. Сатана начинает искушать с малого, но ухватив за палец, проглатывает жертву целиком. Пора бы уже это понять всем, усматривающим в фашизме положительное начало.
Усматривать положительное надо в том, что было у нас, а не у них, ибо мы - не они, и их путь - не наш путь.
Алекс. Алёшин / 27.04.2024, 09:43

4. Путают

Целенаправленно
Русский Иван / 25.04.2024, 13:21

3. Схема неточна

Как на схеме СССР оказался выше Российской Империи на пути к Святой Руси? Оксюморон
РомКа / 25.04.2024, 10:37

2.

В XX веке спаслись после падения, повернув налево, дважды этого не повторить, теперь можно спастись, повернув направо. Шире нужно смотреть.
"Сейчас к людям надо помягше, а на вещи смотреть ширше!..."
С. Югов / 25.04.2024, 08:29

1.

Столько много букв, а всё свелось к тому, что есть фашизм неправильный, но правильный фашизм тоже существует.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Викторович Кальмуцкий
Цифровая аннигиляция
Размышления на актуальную тему
06.03.2020
Пишущая экономика, или «Ни шагу вперед»
О цифровой иллюзии, реалистичном способе перейти на «цифровую экономику» и перекосе в сторону цифровизации человека
07.06.2018
Бескультурный центр Сибири
Олег Кальмуцкий о «Тангейзере» и превращении сферы культуры Новосибирска в бесовство
28.03.2015
Все статьи Олег Викторович Кальмуцкий
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
Непримиримый боец с врагами Руси Святой
40 дней со дня смерти Константина Душенова
23.03.2024
Все статьи темы
Владимир Ильич Ленин
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
Годовщина большевистского переворота
Также сегодня мы вспоминаем Л.А.Пушкина, П.В.Киреевского, П.И.Чайковского
07.11.2024
Религиозная амбивалентность?
Почему Ленин был так страстно антирелигиозен?
02.11.2024
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
На жидомасонов и масоножидов валить не надо
Многим уже тяжко терять своих детей, тяжко смотреть на их страдания духовные и телесные…
01.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
17.11.2024 22:00
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
17.11.2024 21:22
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58