В любом вопросе самое главное не сам вопрос, а правильная его ориентация. Неправильная ориентация и дезориентация приводят к падению, физическому, интеллектуальному и духовно-нравственному.
Клиентоориентированная цифровизация – это неправильная ориентация, она не потребности клиента удовлетворяет, о чём заявляет, она свои потребности формирует, и добровольно-принудительно внедряет в клиента свои «решения». При этом под клиентом чаще всего подразумевается не юридическое лицо и не сотрудник какой-либо организации, а гражданин, который уже всерьёз начинает подозревать, что из него хотят сделать заключенного цифрового концлагеря с многозначным несмываемым номером на лбу, хоть и наносимого пока только с обратной стороны.
Идеологи цифровизации, господа либералы и патриоты либерализма! Оставьте гражданину возможность самому определять свои потребности и возможность их реализации, оставьте ему свободу, о которой вы столько говорили. Не давите ему на психику и на его «эго». Займитесь лучше управлением и производством, где проблем после вашего прихода к власти под лозунгом борьбы с неэффективной советской системой управления и экономикой стало выше крыши, а эффективность управления упала ниже плинтуса. Некоторые успехи только в торговле и денежном обращении наблюдаются. Ну, так там с точки зрения информатизации всё до неприличия просто, цифровизация в своём первозданном голом виде: приход, расход, списание и оприходование чудесным образом образующихся остатков.
Не так давно на конгрессе вживую слушал клиентоориентированное выступление, на тот момент заместителя министра здравоохранения, отвечающего за вопросы цифровизации и информатизации, Елены Бойко. Заслушавшись, грешным делом не без зависти подумал: как легко и складно говорит, где их этому учат? Оказалось, что закончили один ВУЗ, только в принципиально разное время. И с разной дальнейшей школой повышения квалификации. Ну, в смысле принципиально разной.
Буквально через пару месяцев вся страна обсуждала, как замглавы Минздрава опозорилась на форуме «Здоровая Москва» своей бессвязной речью в стиле городского головы с некоторых пор «нездорового Киева». Отчего такая перемена, что случилось? Да всё просто. До этого Елена Бойко говорила о том, как должно быть, а на последнем форуме попыталась рассказать – как всё обстоит на самом деле. Как обстоит – так и рассказала. Вообще-то, её наградить или хотя бы поблагодарить надо было за её первое и последнее в роли заместителя министра честное и вполне адекватное сложившейся ситуации выступление.
Компьютер – это мощный инструмент делопроизводства и коммуникаций. Он один заменяет массу других вещей, служб и штатных единиц: печатную машинку, факс, почту, телефон, телеграф, библиотеку и даже секретаршу. Домашний – еще много чего и кого заменяет, но это отдельная история, сейчас мы говорим только про рабочий. Какие радужные надежды после его появления были на то, как теперь просто и быстро можно будет готовить, оформлять и передавать информацию и документы для нужд производства и управления...
Однако не тут-то было. Пока одни специалисты работали над реализацией этих надежд, разрабатывая программы и создавая информационные системы, другие, может и не совсем специалисты, но люди вне всякого сомнения целеупёртые, полноправные и даже сверх того граждане нашей всё ещё необъятной страны, унесённые ветром демократии и плутократии из наших рядов в Думу и на управленческие должности всех уровней, параллельно активизировали деятельность по разработке всё новых и новых законов, постановлений, требований, запросов и форм отчётности, а также по строгому их выполнению, заполнению и консолидации. Наперегонки: кто быстрее! Только в разные стороны. Ну, или по-другому: в автомобиле одновременно стали жать педали газа и тормоза, а потом удивляемся: движок работает на полную мощность, а движения вперед не происходит. Обороты на пределе, а ВВП не растёт.
Теперь вот выясняется, что в стране самые дефицитные работники – это айтишники и врачи. При этом дефицита кандидатов на бюрократические должности не наблюдается, там ведь достаточно знания основ русского языка и арифметики, при нашем-то теперь ЕГЭ и всеобщем высшем образовании – это не проблема. Вчерашние и потенциальные кухарки теперь всем управляют. Сбылось пророчество повелителя масс. В результате аннигиляция цифровизации и здравоохранения с бюрократизацией идёт опережающими темпами. Айтишники оцифровывают бюрократию, а бюрократия забюрокрачивает айтишников, учителей и медиков, которые уже и не знают –кого, как и от чего лечить надо. Конечно, при этом не происходит полного взаимного уничтожения цифровиков и бюрократов, просто происходит взаимное уничтожение усилий тех и других, или, что еще хуже, совместное уничтожение усилий учителей и медиков.
Тут вот ещё и правоохранительная система в цифровизацию включилась, на стороне, разумеется, бюрократии, как материальном носителе права. Безопасность информационных систем! Защита персональных данных! И это в век смартфонов. Критическая информационная инфраструктура! Которая действительно начинает работать критически в критические дни угрозы плановых и внеплановых проверок.
Экспертов-то мало, а то и вовсе нет, чтобы проверять – как на самом деле обеспечивается информационная безопасность и оценивать реальные риски. А знатоки основ русского языка есть, они везде есть,поэтому проверяют не систему безопасности, а нормативно-правовую базу учреждения. А чтобы она появилась, программистов заставляют писать не программы, а эту самую базу, потому как у специализирующихся в подобном написании – нужных слов в личном запаснике не хватает. Это уже что-то вроде захвата в плен с самокопанием ям и ликвидацией в них оставшихся айтишников. Оставшихся, потому как значительная часть оных успевает вместо плена за границу сбежать. Ну, примерно так же, как сто лет назад интеллигенция из России сбегала. Только вместо пароходов теперь самолеты, по воздуху быстрее и без лишних сантиментов получается.
Конечно, можно специализирующихся в этом деле контрагентов в помощь привлечь, вот только затраты в этом случае на несколько порядков будут превышать даже гипотетический ущерб, не говоря уже о реальном, который мало кто и в глаза-то видел, в основном все на уровне широко тиражируемых страшилок. Но это у нас обычная такая история с целью цифровизации в первозданном её виде, за страхи платить надо: кому-то расход, а кому-то приход. Ладно бы перераспределение в пользу внешних айтишников, а то ведь опять-таки в пользу «писателей».
Тут вот президент, недавно говоря о цифровизации, сказал о необходимости прорыва в дебюрократизации, по всем направлениям. Это хорошо. Это правильно. Мы – за, всеми конечностями. Да,вот только… Где ж взять таких дебюрократов, которые через эшелонированные заслоны бюрократов прорваться бы смогли, рассеять и обратить в бегство эти несметные и сплочённые административным ресурсом полчища? На кухни их вернуть, в конце концов, в рамках национальной программы борьбы с фаст-фудом, – кто сможет? Неужто новый премьер как раз из таких? Дай-то Бог! Лишь бы ориентация усилий была правильная. Не на гражданина, а на систему управления. А то ведь ненароком можно снести и последние барьеры в деле цифровизации человека и лишения его всяких нецифровых прав, всякой свободы и последней инициативы.
Нет, конечно, цифровизация управленческого хаоса с зашкаливающим уровнем энтропии, повышение производительности и качества труда с использованием искусственного интеллекта тех, кто в поте лица занимается волокитой и бюрократизмом – это круто. Очень круто! Вся страна работает над созданием большой цифровой педали тормоза. Это можно даже сказать – бесконечно круто! Это за спектральными пределами бесформенного сюрреализма и за квадратными рамками вселенной. Вот только от такой крутизны ещё не одна Елена Бойко сломаться может. А сколько уже сломанных, про которых мы просто не знаем, потому что на форуме «Здоровая Москва» им микрофон в руки не дали? И ведь не всех из них попросят написать «по собственному желанию». Эта эпидемия пострашнее коронавируса есть и будет.
Олег Викторович Кальмуцкий, публицист, Новосибирск