Нам, верующим, нередко приходится слышать снисходительное: «Какая рабская психология! Сами себя называете рабами. Рабы Божии! Религия придумана для того, чтобы порабощать людей!».
Давайте тогда уж выясним понятия, которые употребляются в таком разговоре. Что значит порабощать? Это значит ограничивать свободу. Но все народы изначально имеют мораль, которая тоже ограничивает свободу личности. Потом появились законы, которые еще более ограничивают свободу. Военная служба, начиная с первых княжеских дружин, еще более ограничивает свободу, ибо без дисциплины дружина – уже не войско, а толпа, которая будет уничтожена организованным противником.
Ограничение свободы – это всеобщее человеческое явление, это признак культуры народа.
Зачем же нужно ограничивать свободу? Под свободой обычно подразумевают неограниченную реализацию желаний: что хочу, то и делаю, я сам себе указ.
Желания наши можно сравнить с огнём. Когда огонь ограничен хотя бы размерами костра, он приятен и полезен. Когда огонь ограничен топкой печи – он проделывает полезную работу, согревая печь и весь дом. А если огонь зажать в стальном (чугунном) цилиндре с помощью поршня, то огонь будет производить еще более значительную и полезную работу, двигая машины, поднимая и перевозя многотонные грузы.
Но если огонь не ограничивать ничем, а дать ему полную свободу, что получится? Пожар, катастрофа, уничтожение домов и людей.
Наши желания можно сравнить и с матросами на корабле, которые подчинены капитану-уму. Их свобода ограничена. А если дать полную свободу, убрав или убив капитана, матросы друг друга перебьют, корабль потопят и сами погибнут. Такое бывало в истории человечества не раз.
Главный урок истории как раз в том и состоит, что общества, в которых было строгое ограничение свободы, развили более высокую культуру, добились большей энерговооруженности и жизнестойкости.
Сын Божий Иисус Христос дал нам заповеди, которые предписывают нам самоограничение, самоконтроль и самодисциплину. То есть самоуправление. Неслучайно Он сделал это в такой исторический момент, когда империи уже возникли и им предстояло расти и расширяться, объединяя уже миллиарды людей. Чтобы они не уничтожили друг друга в беспощадной войне, Богочеловек и дал новую духовную связь с Собой, новую иерархию, а также новую закваску – так Он называл стиль отношений между людьми.
Возлюби ближнего своего как самого себя; как хотите, чтобы люди вам делали, так и вы делайте людям. Легко любить тех, кто вас любит, это и грешники умеют, а вы возлюбите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добрые дела тем, кто вам делает злые дела. Эти правила и по сей день кажутся излишними и невыполнимыми.
В православной религиозности главный канон – святость. Святость как норма жизни! Вот что живучесть и семьям, и общинам, и государству, и цивилизации. Наш народ это давно выразил в поговорке: «Не стоит село без праведника, а город – без святого». Самим своим существованием праведник и святой удерживают окружающих людей от полного осатанения и взаимного истребления. Они имеют цель и смысл жизни и тем самым показывают путь, дают пример. А когда таких верующих мало, случаются аварии на Чернобыльской АЭС, на Саяно-Шушенской ГЭС, сгорают два поезда с пассажирами под городом Ашой… И везде главной причиной оказывается «человеческий фактор». Что это за фактор? Это неумение и нежелание слушать совесть, слушать Бога.
Человек, который может управлять собой, может управлять и миром. Именно для такого управления Бог и создал человека (см. Быт. 1:28).
Степень самоконтроля и самоуправления бывает разной. Есть люди, возле которых, как возле печки, тепло и уютно. Они управляют своими желаниями, как огнем в печи. Есть люди, от которых веет энергией и оптимизмом, они сами в труде и других вооружают силой, чтобы горы свернуть. Это люди, которые управляют своими желаниями, как огнем в двигателе внутреннего сгорания.
А есть люди, от которых веет святостью и внутренней красотой, гармонией. О такой внутренней красоте поэт Николай Заболоцкий писал: «огонь, мерцающий в сосуде». Такие люди полностью подчинили себя воле Бога и держат свои желания в полном повиновении. Они – редкость, но они есть свет миру, соль земли.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово