Конец капитализма и демократии – это не конец истории. Просто предстоит переход к новому образу жизни. Для этого Бог приготовил Россию.
Постиндустриализм – это пока только мечта. «Самодержавные режимы сохранились лишь в отдалённых закоулках мира», – пишет молодой кандидат политических наук. В принципе, я согласен с ним, что такие страны, как Великобритания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Австралия, Япония – это закоулки мира. Потому что их образ жизни умирает. Как и предсказывал Карл Маркс, норма прибыли стремится к нулю, а значит, капитализм утрачивает свою мотивацию, свою движущую силу.
В таких условиях сохранить возможность власти и паразитирования лучше всего посредством собственности на природные ресурсы. В древности отдаленные (от Европы) «закоулки мира» начинали свою государственность как раз с установления собственности на воду, а не на землю. Так что это тоже испытанный путь.
Природные ресурсы в достаточно серьезном количестве сохранились только в России. Значит что? Значит, Западу, привыкшему паразитировать, надо сделать эту территорию своей собственностью. Для этого не обязательно ее завоевывать, можно просто купить управленческий слой (а при идеократии, при партийной системе формирования власти это особенно удобно) и спокойно вывозить ресурсы и капиталы. Как это было в «банановых республиках» и у нас при Горбачеве и Ельцине.
Но вот беда: этот неправильный, варварский русский народ опять оказался неуправляемым и непредсказуемым. И вся беда – в его религии, в его вере, в его обычаях, в его культуре. Надо, чтобы он забыл свою культуру, а еще лучше – и свой язык (ибо язык – это носитель «национального архетипа», «коллективного бессознательного», говоря словами К.-Г. Юнга). Отсюда – болонская система в образовании, обязательность английского языка, обилие англицизмов в текстах, лавина фильмов, телешоу, конкурсов, грантов и прочих наживок.
Дискуссия о монархии и демократии на РНЛ случается не впервой. Сейчас, правда, навязывается дискуссия о монархии и идеократии. Дескать, какая партия предложит лучшие идеи, той и доверить власть и управление. Уместно вспомнить, что такая власть, по Аристотелю, называется аристократия. Но по сути, это та же многопартийная демократия, которая и так уже существует почти повсюду.
Хочется отослать читателя к моим прежним публикациям, которые мало кто прочитал, но, пожалуй, читатель скажет: чего ты меня по ссылкам гоняешь, ты скажи здесь и сейчас. И будет прав. Поэтому позволю себе процитировать отрывки из своей статьи 2006 года.
«Наша цивилизация существует тысячу лет после Крещения, а если прибавить «внутриутробный период» до Крещения, то получится – полный срок жизни типичной цивилизации. Кстати, Запад тоже прожил весь срок типичной цивилизации, и если до сих пор еще не прекратил своё существование, то, наверное, только потому, что вначале жил как христианская цивилизация. Теперь Запад стремится продлить свою жизнь, паразитируя на своих окраинах, и хочет сделать такими окраинами весь мир. Только так он может продлить свой образ жизни. А потом утащить с собой в небытие тоже весь мир.
Речь идёт не об идеалах, а просто о выживании. Как для нас, так и для Запада. Постиндустриальное общество существует пока только как теоретическая возможность. На Западе не создано и не создаётся постиндустриальное общество. Происходит простое вытеснение индустрии к месту эксплуатации рабов, так дешевле. Источником потребительских благ для Запада остаётся именно индустрия, а не принципиально новые технологии. Они и не могут быть созданы в недрах торгашеской цивилизации, потому что не сулят коммерческого успеха.
Принципиально новые технологии могут быть созданы именно у нас. Только для этого нам надо осознать себя, опомниться, понять, что торгашеская цивилизация – это не наше. Наша цель – духовно-нравственное совершенствование личности, а вовсе не материальное богатство, не рост потребления. Средства для жизни, конечно, нужны, но можно и нужно создавать их с минимальными затратами вещества и энергии, а кроме того, делать вещи как можно более долговечными, а не такими, чтобы покупатель поскорее пришёл за новыми.
Наконец, наша миссия по отношению к Западу заключается в том, чтобы поставить его перед необходимостью уже сейчас переходить на постиндустриальные технологии, уже сейчас перестраивать образ жизни, пока еще можно обойтись малыми жертвами. Чем далее будет Запад оттягивать агонию индустриально-торгашеского образа жизни, тем больше человеческих жизней будет стоить вынужденный переход, когда ресурсы всех «окраин», всего мира будут исчерпаны.
Таким образом, нам есть для чего жить, есть, что сохранить для потомков. Это, в первую очередь, слово и дело Христово, это уникальность нашей цивилизации, это благотворная, хоть и неблагодарная роль в жизни всего человечества. В контексте идущей войны цивилизаций (которую нам навязывают) демократическая форма государственности почти гарантированно приведет нас к поражению и гибели, монархическая – к спасению и сохранению нашей цивилизации». (Конец цитаты)
Напомню, написано и опубликовано на РНЛ в 2006 году.
Природа власти. А в 2022 году я писал об этом в статье «Куда ж нам плыть?». Но ее мало кто читал, в ней «буков много». А если серьезно, то для ее восприятия нужна некоторая научная подготовка. Поэтому приведу здесь лишь основные выводы.
«Здесь, наверное, уместно отметить, что власть и государство – вовсе не одно и то же. Государство – инструмент, а не сама власть. Государство может разрушаться, политические режимы – меняться, а власть остаётся. Власть невидима, духовна. Именно она создает новое государство взамен разрушенного.
Власть и повиновение вложены в природу человека. Это родительская власть над детьми, самая жизнь которых зависит от повиновения родителям. В небольших трудовых и воинских коллективах власть возникает также естественным образом как повиновение тому, кто имеет опыт и знания, кто видит цель и пути её достижения. Это власть авторитета.
Таким образом, сущность власти не в господстве, а в подчинении. Власть – это повиновение. Изначально – повиновение цели, идеалу. Она духовна по своей природе. В основе повиновения, а стало быть, и власти, как оборотной стороны повиновения, лежит вера. Вера в цель, истину, идеал. Вот почему «несть власть, аще не от Бога» (Рим. 13:1).
Доктор юридических наук Т.П. Скрипкина в своем исследовании «Доверие как социально-психическое явление» установила, что легитимность власти измеряется степенью доверия масс. Доверие же, в свою очередь, есть разновидность, особое проявление веры. То есть вера и доверие соотносятся как общее и особенное. Таким образом, повиновение и его отражение – власть – имеют духовную природу.
Названные святителем Филаретом Московским три рода повиновения создают возможность для трех способов мотивации деятельности людей – политики, экономики и идеологии.
Разумеется, хребет государства и общества вообще составляют люди, которые повинуются добровольно, сознательно, по убеждению, по вере в тот идеал, который послужил началом объединения этноса. Другие виды повиновения – лишь дополнение. Если же и хребет нации, государствообразующий этнос станет повиноваться только из страха, корысти и честолюбия, а не по вере, то довольно скоро такое государство рухнет. Ибо даже исполнение юридических законов невозможно без влияния морали. Например, в статьях уголовного кодекса предусмотрено различение мотивов преступления, а мотив – категория нравственная.
В зависимости от нравственного выбора народа власть принадлежит определённому идеалу, цели, смыслу жизни. Этот идеал находит свое конкретное выражение в принципах, лежащих в основе верховной власти – во власти одной личности (монархия), многих лучших, избранных личностей (аристократия) либо всему народу (демократия). Такую классификацию ввёл еще Аристотель.
Таким образом, три основных рода власти сформировались еще в древности – демократия, аристократия, монархия. Каждый из этих принципов верховной власти может реализоваться в различных формах правления.
Поскольку в основе власти вообще лежит повиновение, доверие, вера, можно по форме устроения власти судить о вере народа. В основе демократии лежит вера в силу количества (тела); в основе аристократии лежит вера в силу авторитета, опыта, знаний, то есть в силу разума (души); в основе монархии лежит вера в силу нравственности, в силу добра (духа), в Божий закон.
Можно добавить к этому, что демократия является закономерным выбором того народа, который ставит самоутверждение на самый верх «пирамиды потребностей». Монархия означает, что народ на самый верх пирамиды ставит служение – Богу, ближнему.
Таким образом, на самом верху как в личности, так и в этносе стоит то, что и должно стоять – вера.
В Православии есть такое выражение: «Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, выше справедливости – только прощение». Вот такой должна быть верховная власть, которая над законом, над правом и над справедливостью. Но и она выше всего – лишь в тех случаях, когда руководствуется прощением, милостью и любовью.
Такая власть может быть воплощена только в личности царя, ибо коллектив (парламент, Совет и прочее) – никак не может обладать таким духовным авторитетом, такой нравственной чистотой и таким правом. Практика демократических выборов показывает, что победителями в предвыборной гонке становятся, как правило, люди, не слишком отягощенные совестью и высокой моралью.
И практика же показывает, что царь может достигать святости в нравственном совершенстве. Гарантий нет, цари были всякие. Но как раз в те времена, когда цари стали воспитываться с младых ногтей в строгой морали, в святом отношении к своему народу, в чувстве долга и ответственности перед Богом за свой народ, тогда-то враг рода человеческого через покорных себе людей и стал отстреливать таких царей, взрывать их бомбами и, наконец, совершить ритуальное убийство и жертвенное сожжение.
В своё время люди очень хотели, чтобы Богочеловек Иисус Христос стал их земным царём, особенно после того, как Он накормил пять тысяч, затем ещё четыре тысячи семей. Однако это вовсе не входило в Его планы. Ведь если детям не давать самостоятельности, всё решать за них, лечить, кормить и одевать их всю жизнь, то они никогда ничему не научатся.
Такова должна быть и царская власть. Это должна быть последняя инстанция, когда решаются вопросы жизни и смерти народа, страны и конкретного подданного. Когда объявлена или фактически начата война со внешним врагом или гражданская война, тогда вся полнота власти должна автоматически переходить в руки царя. В остальное время народ должен решать сам, как организовать свою жизнь. Пусть он выбирает парламент или Думу, пусть выбирает даже премьер-министра или президента. Пусть будет демократия либо аристократия, либо сочетание того и другого. Пусть пробуют, учатся.
Более того, все формы правления – это социальные изобретения, которые могут и должны работать, как и формы собственности. Но каждому инструменту – своё назначение, своя функция. Можно и нужно соединить все социальные изобретения, в том числе все формы правления. На местах выборная власть – лучшая форма, поскольку там люди знают, кого выбирают. Главы районов и городов могут выбрать и губернатора – главу самоуправления в регионе, который будет сотрудничать с наместником царя в губернии. Один из них ответствен перед царём, другой – перед народом. Один служит интересам всей страны, другой – интересам ее частицы.
Чем же будет заниматься царь в мирное время? Тем же, чем и Царь Небесный – индивидуальной работой. Создатель не делает публичных выступлений, не устраивает «знамений» – шоу небесных. Его задача – спасти каждого, поэтому он беседует с каждым индивидуально, ежедневно творит чудеса, но только для спасения конкретного человека.
Поэтому может быть и Конституция, и в ней (Конституции) может быть прописано, что в мирное время царь ведёт приём по личным вопросам, даёт рекомендации должностным лицам по их просьбе, милует преступников и налагает вето на решения территориальных, экологических, генетических и демографических вопросов. Ибо эти вопросы касаются жизни и смерти всего народа. Можно предусмотреть еще ряд вопросов, неверное решение которых может стать причиной гибели народа, страны, и, следовательно, конечное решение их должно быть правом царя.
Вот, собственно, и всё. Таким образом, наследственный (или преемственный) царь станет настоящим гарантом сохранения народа, страны, станет независимым «экспертом» для политических вождей народа. Именно его некоторая отстранённость от решения повседневных проблем и даст ему возможность лучше видеть большое, общее, видеть путь, по которому движется страна.
Наличие такого царя в стране резко снизит градус политической борьбы.
Наконец, еще один аспект. Испытание властью – самое тяжкое искушение для человека. Поэтому царь должен готовиться к своему служению с рождения. Именно факт наследственности его власти станет лучшим противоядием против тщеславия и самодурства. В том, что он царь, его заслуги нет, это Божия воля. Стало быть, и ответственность – перед Богом, а Его не обманешь. Гордиться нечем, а служить обязан, готовься с младых ногтей. Царское служение – религиозное по своей природе и сути.
Подытожить эти рассуждения можно двумя словами: «Соединяй противоположное». Мы верим, что Россия найдёт свою естественную форму общественного устройства, что православный царь станет гарантом её устойчивости и развития. Под властью православного царя христиане и мусульмане, буддисты и атеисты, сотни национальностей и племён уживались и будут уживаться.
Но, помимо верховной власти, народу нужно и самоуправление. Без него, как показала наша же история, народ тоже дичает. Для развития самоуправления нужно использовать все формы, все социальные изобретения. В экономической, а правильнее сказать, хозяйственной политике нужно вернуть здравый смысл, помнить, что главный экономический показатель – рост населения. В нём концентрируется всё. Нужно дать возможность каждому мужчине построить или купить для семьи жилище – дом или квартиру, – нужно дать возможность народу кормить себя самому, не ввозя то продовольствие, которое можно самим вырастить. Нужно одевать и обувать себя самим. Жизнь за счет торговли нефтью и газом плоха не только потому, что рискованна – вдруг цены упадут, вдруг добыча резко снизится, – а потому, что безнравственна. Надо самим себя кормить, одевать, строить себе жилье. Иначе мы превратимся в животных – торгующих ресурсами, но не умеющих ничего делать, создавать».
Как может появиться царь? Только по воле Божией. Устраивать выборы царя в нынешних условиях – это будет фарс, смешной и жалкий. Когда Бог явит человека, которого Он избрал царем, то всем будет ясно: вот он.
О необходимости новых форм общественной жизни для новой веры, новых целей и смысла жизни Спаситель говорил: «…никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5:36-39).
Теперь настало время, когда старое вино кончилось, старый образ жизни даже в Европе уже не такой «вкусный» как прежде. Но конец капитализма и демократии – это не конец истории. Просто предстоит переход к новому образу жизни. Для этого Бог приготовил Россию – она должна показать пример.
Иерей Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово, Челябинская область
11. Ответ на 10, viktormaximov:
Во время совершения Таинства Крещения, крещаемый на вопрос: "Веруеши ли Ему? (Христу)" -- отвечает "Верую Ему яко Царю и Богу". Эта форма обращения установлена апостолами. Совершенно верно: "Царь царствующих". Но царствующих! А не только рядовых! Стало быть, царствующих Церковь не отрицает. У меня же речь шла о формах управления (самоуправления) как раз в Цивилизации,в Культуре. Лучшая форма самодержавия народа - это монархия (по образу Монархии Небесной). Боятся появления царя в России только те, кто ненавидит Россию и боится ее.
Я бы сказал по другому. Лучшая форма Власти народов - История Предначертанная, и в ней Царь - Богочеловек. Поэтому лучше чем монархия как следствие - монархия как причина. А монархия как причина - История Предначертанная, в которой Царь является в определенное время как Богочеловек, с тем, чтобы научить народы человечества быть как Он.
Повторю еще раз: лучше, чем монархия как следствие - монархия как История Предначертанная. Чистая История, до опыта. Но без нее нет никакой Истории в опыте, в том числе и опытной монархии в Истории как следствия.
История Предначертанная - и есть Творение Бога.
10. Ответ на 9, Игорь Бондарев:
Так не надо Христа делать царем. Он - Царь Иудейский, царь царствующих и Господь господствующих.
Не за царем надо гоняться, а исповедовать Царя - Христа, явившегося во плоти.
Антихрист здесь ровно наоборот - тот, кто исповедует Христа, явившегося во плоти, тот не может верить в Антихриста, который и обольщает тем, что он - царь во плоти, то есть бог.
А какой смысл хоть в каком царе, если он не от Бога. Зачем нам царь, если мы верим в Богочеловека, во Христа. То есть нам нужна вера - везде в Цивилизации и Культуре. А царь - это уже пройденный этап монархии в Истории.
А вот веры, например в Цивилизации, в Науке, в Культуре - проявлено преступно мало.
Можно сказать, веры в них нет, ибо не исповедуют Бога во плоти. И не царя надо вымаливать, а - исповедовать Христа в Науке, Цивилизации и Культуре. И это - удел России. А не царя ждать.
Во время совершения Таинства Крещения, крещаемый на вопрос: "Веруеши ли Ему? (Христу)" -- отвечает "Верую Ему яко Царю и Богу". Эта форма обращения установлена апостолами. Совершенно верно: "Царь царствующих". Но царствующих! А не только рядовых! Стало быть, царствующих Церковь не отрицает. У меня же речь шла о формах управления (самоуправления) как раз в Цивилизации,в Культуре. Лучшая форма самодержавия народа - это монархия (по образу Монархии Небесной). Боятся появления царя в России только те, кто ненавидит Россию и боится ее.
9. Ответ на 8, viktormaximov:
Так не надо Христа делать царем. Он - Царь Иудейский, царь царствующих и Господь господствующих.
Не за царем надо гоняться, а исповедовать Царя - Христа, явившегося во плоти.
Антихрист здесь ровно наоборот - тот, кто исповедует Христа, явившегося во плоти, тот не может верить в Антихриста, который и обольщает тем, что он - царь во плоти, то есть бог.
А какой смысл хоть в каком царе, если он не от Бога. Зачем нам царь, если мы верим в Богочеловека, во Христа. То есть нам нужна вера - везде в Цивилизации и Культуре. А царь - это уже пройденный этап монархии в Истории.
А вот веры, например в Цивилизации, в Науке, в Культуре - проявлено преступно мало.
Можно сказать, веры в них нет, ибо не исповедуют Бога во плоти. И не царя надо вымаливать, а - исповедовать Христа в Науке, Цивилизации и Культуре. И это - удел России. А не царя ждать.
8. Ответ на 6, Игорь Бондарев:
Но тогда надо Историю Мира объяснить едиными устами. В двух вариантах - в истинной версии и в ее перверсии (грехопадение; грех). То есть надо дать истинную версию Мира и Истории, и - перверсию истинной версии Мира и Истории. Дать в том смысле, чтобы объяснить. Разумеется, на основе Библии и научных фактов.
Хочешь, не хочешь, а придется, тогда, объяснять и такие вещи, которые требуют своего понимания как единой Власти - Творение. Творение истинной версии Истории. И рационально объяснить ее перверсию во грехе. Чтобы, например, дать ключ ученым - вернуть Науку в т. Эволюции к версии библейской, и объяснить т. Эволюции как перверсию допотопного мира, согласно библейской версии Истории.
Такая постановка вопроса уже получила объяснение в творении апостола Иоанна Богослова. Такой царь всея Земли будет антихристом. Потому что такой централизацией власти моментально воспользуется дьявол. Ведь он давно ведет "хозяев денег" к этому, к абсолютной власти. Зачем ему это? Затем чтобы уничтожить род человеческий. Сатана пытается занять место Бога в сердцах человеческих и управлять всеми. А если не получится, то уничтожить всех. Ведь он человекоубийца искони. Пока люди в состоянии греховности, пока несут в себе первородный грех, семя сатанинское, гордость, такая централизация власти неизбежно приведет к власти сатаны.
Соблазн построить некий гармоничный мир под властью одного человека - давний соблазн. Русский философ В.С. Соловьев долгое время призывал всех объединиться под власть папы Римского. Но потом понял, что это к добру не приведет, поскольку зло реально существует как сила, имеющая цель и волю. И это зло имеет свое семя в каждом человеке. Тогда В.С. Соловьев и написал "философское покаяние" - "Три разговора".
Рай на Земле невозможен. Поэтому Богочеловек и открыл, что только после всеобщего воскресения, после очищения от семени сатанинского, будет один Царь на новой Земле под новым небом.
7. Ответ на 6, Игорь Бондарев:
Но тогда надо Историю Мира объяснить едиными устами. В двух вариантах - в истинной версии и в ее перверсии (грехопадение; грех). То есть надо дать истинную версию Мира и Истории, и - перверсию истинной версии Мира и Истории. Дать в том смысле, чтобы объяснить. Разумеется, на основе Библии и научных фактов.
Хочешь, не хочешь, а придется, тогда, объяснять и такие вещи, которые требуют своего понимания как единой Власти - Творение. Творение истинной версии Истории. И рационально объяснить ее перверсию во грехе. Чтобы, например, дать ключ ученым - вернуть Науку в т. Эволюции к версии библейской, и объяснить т. Эволюции как перверсию допотопного мира, согласно библейской версии Истории.Ну Вы уже от простой ереси царебожничества перешли к Великой ереси царебожничества. Царебожники духовно слепые , омраченные бесовским мороком. Во всем есть ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ , он так ярко светится, сияет как Сверхновая звезда. Но ересь не дает возможности видеть этот БОЖИЙ СВЕТ !
6.
Но тогда надо Историю Мира объяснить едиными устами. В двух вариантах - в истинной версии и в ее перверсии (грехопадение; грех). То есть надо дать истинную версию Мира и Истории, и - перверсию истинной версии Мира и Истории. Дать в том смысле, чтобы объяснить. Разумеется, на основе Библии и научных фактов.
Хочешь, не хочешь, а придется, тогда, объяснять и такие вещи, которые требуют своего понимания как единой Власти - Творение. Творение истинной версии Истории. И рационально объяснить ее перверсию во грехе. Чтобы, например, дать ключ ученым - вернуть Науку в т. Эволюции к версии библейской, и объяснить т. Эволюции как перверсию допотопного мира, согласно библейской версии Истории.
5. Ответ на 2, Серега с Малой Бронной:
На чем основывается такая ваша уверенность? Не оговорились ли вы, имея перед собою, например, американского предпринимателя Илона Маска?
Любезно надеюсь, что вы со своей стороны проясните этот возникший вопрос для всех монархически настроенных читателей РНЛ.
Испрашивая вашего благословления на добрую христианскую жизнь, к сему раб Божий Сергий.
Здравствуйте, Сергий! Призываю на вас Божие благословение! Моя уверенность в том, что принципиально новые технологии невозможны в условиях коммерческой цивилизации, основаны на реальных исторических фактах. Про Илона Маска вам уже ответили -- он в рамках торгашеской цивилизации. А я о чём? У инженеров и ученых есть такое выражение: "закрывающие технологии". Что же они закрывают? Они дают возможность создавать товары не просто длительного, а очень длительного использования. Почти вечного. И тем самым закрывают имеющиеся производства и продажи за их ненадобностью. Но тогда что производить и продавать, если люди уже не нуждаются в этом? И такие изобретения есть.
Конечно, не только у нас (а у нас, в СССР, их тормозили по другой причине: такие технологии могут уничтожать целые отрасли производства. А людей, рабочих куда девать?).
Да, такие ученые и инженеры могут быть и есть в любых странах. Но им не дадут такой возможности по многим причинам: прежде всего это угрожает доходам властителей мира, а главное - это требует глубокого, коренного переустройства всех общественных отношений, в том числе имущественных! А мы, люди, не станем делать этого, пока нас нужда не заставит. Жестокая нужда! Вопрос жизни и смерти! Пока гром не грянет.
Нужен принципиально новый уклад жизни, новые отношения собственности, новые критерии оценки продуктов труда. А это возможно только в России, если она откажется от "магистрального пути" Запада и пойдет своим путем.
4. Ответ на 1, учитель:
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/20/rossiya_sozdaet_novyi_mir
Но вы же сами ответили на этот вопрос! Лютеране - это не только не ученики Иисуса Христа, но ученики его противника. О том, как оценить религиозные воззрения кого-либо, читайте митр. Сергия Страгородского или в моей статье олб отношениях Церкви, государства и общества на примере Украины.
3. Ответ на 2, Серега с Малой Бронной:
Вместе с тем, вы утверждаете, что принципиально новые технологии могут быть созданы именно у нас. Они не могут быть созданы в недрах торгашеской цивилизации, потому что не сулят коммерческого успеха.
На чем основывается такая ваша уверенность? Не оговорились ли вы, имея перед собою, например, американского предпринимателя Илона Маска?
Любезно надеюсь, что вы со своей стороны проясните этот возникший вопрос для всех монархически настроенных читателей РНЛ.
Испрашивая вашего благословления на добрую христианскую жизнь, к сему раб Божий Сергий.
Не подскажете ли, какие "достижения" очередного финансового спекулянта Илона Маска вас так возбудили. Что такого он сделал, чтобы говорить о каких-то "новых технологиях", им рожденных? Или вы просто ведетесь на дешевую рекламу ЧатГПТ и прочего инфомусора?
2. Про новый русский мир
Вместе с тем, вы утверждаете, что принципиально новые технологии могут быть созданы именно у нас. Они не могут быть созданы в недрах торгашеской цивилизации, потому что не сулят коммерческого успеха.
На чем основывается такая ваша уверенность? Не оговорились ли вы, имея перед собою, например, американского предпринимателя Илона Маска?
Любезно надеюсь, что вы со своей стороны проясните этот возникший вопрос для всех монархически настроенных читателей РНЛ.
Испрашивая вашего благословления на добрую христианскую жизнь, к сему раб Божий Сергий.