День Святой Троицы, Пятидесятницу называют еще днем рождения Церкви. Почему именно этот день, а не день, когда Господь призвал первых учеников или день, когда Он Сам причастил своих учеников на Тайной вечери? Ведь Он же создал Церковь!
Дело в том, что Церковь Христова – это не просто община людей, не общественная организация, организованная общность. Это Святой Дух, Бог, вселившийся в человеческую общность.
Это открыл людям Сам Бог еще в Ветхом Завете через пророков: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33).
И подтвердил в Завете Новом: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).
Община апостолов стала Церковью, когда на них сошел Святой Дух, о Котором и предупреждал Сын Божий: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
Апостолы преобразились, когда сошел на них Дух Святой. До этого они были такими же, как все мы – глуповатыми, трусоватыми, жадноватыми, мечтали о славном месте рядом с Царем Иудейским и т.п. А стали мудрецами, видящими души человеческие, бесстрашными и неутомимыми проповедниками, стали постоянно слышать голос Божий и совещаться с ним. Например, «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2). И такое общение было постоянным. А когда двое из апостолов пошли в некий город, «а Дух Святый не пошел с нами», там их проповедь оказалась безуспешной.
Святый Дух – это третье Лицо Святой Троицы, он не только Утешитель но и Дух Истины. Он дает людям способность видеть и разуметь истину, он дает ориентиры в жизни. Если в жизни общества нет ориентира, нет цели, то люди блуждают по кругу. Царства возникают и распадаются, империи создаются и разрушаются, цивилизации рождаются и умирают «и всё возвращается на круги своя».
О Святом Духе было известно немного, поэтому в первом варианте Символа веры, принятом на Первом Вселенском соборе, о Нем было сказано только: «Верую… и в Духа Святаго». На Втором Вселенском соборе понятие о Духе Святом было расширено: «в Духа Святаго, Господа Животворящего, от Отца исходящаго, со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки».
Творец постепенно открывал Себя людям, давал знания о Себе. В самом начале Книги Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-3). Уже здесь говорится о Святом Духе. Зачем же Он носился над водами и над Землей? Дух Животворящий всеивал невидимые семена жизни. Говоря современным языком, вводил программы, которые Бог Отец потом запустил в действие Богом Словом: «Да произрастит земля…», «Да произведет вода…».
Только программы эти были тоньше, чем человеческие, они были нематериальны, они были идеи, образы будущих растений и животных. Как в семени березы заложен образ дерева березы, в семени лошади заложен образ будущей лошади. Так и в этих нематериальных «семенах» были заложены образы всех творений. Как это возможно, скажете вы? А как возможно возникновение образа будущего здания в уме архитектора, будущего самолета – в уме инженера-конструктора?
Мы читаем в Книге Бытия, как Святая Троица совещается перед сотворением человека: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Значит, в человеке также соединены подобия и Отца, и Сына, и Святого Духа. В человеке мы различаем разные психические функции: ум, воля, чувство. Функции разные, а человек един.
Какова же «функция», специализация Святого Духа? Он – Животворящий. Он соединил живые идеи с мертвым веществом – с материей, в результате чего возникли и стали жить вещественные, материальные растения и животные.
Специализация Святого Духа проявилась и в рождении Иисуса Христа, Который, как мы знаем родился от Марии Девы и от Духа Святого. Но это не означает, что Дух Святой – Отец Иисуса. Сын Божий был рожден как Бог от Бога Отца, а с человеческой плотью, с веществом Его соединил Дух Святой. Такова «специальность» Третьего Лица Святой Троицы.
Эта же Его способность проявляется и в том, что Он соединяет Бога Слово (Сына Божия) с хлебом и вином во время литургии, в таинстве евхаристии.
Сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, Святой Дух соединил их со всею Святою Троицею. Бог вселился в человеческую общность и сделал ее Своею Церковью. Вот почему праздник Святой Троицы называется днем рождения Церкви.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово