Уход Константина Малофеева с должности заместителя председателя Всемирного Русского Народного Собора, о котором сегодня официально объявлено (хотя слухи ходили уже несколько недель назад), закономерно стал предметом обсуждений и пересудов. Ищут подспудные причины. На мой взгляд, уход Малофеева вполне закономерен.
Напомню, что изначально в структуре ВРНС было два заместителя председателя (председателем и при прежнем Патриархе и при нынешнем является сам Предстоятель Русской Церкви) – один от клира, другой от мирян. Это произошло еще и потому, что создателями ВРНС были, по сути, Отдел внешних церковных связей и его тогдашний глава митрополит Кирилл (Гундяев) и Союз писателей России и его председатель Валерий Ганичев, они и стали заместителями председателя ВРНС. Потом митрополит Кирилл стал патриархом и заместителями председателя ВРНС в паре к Ганичеву были разные лица из числа высокопоставленного клира РПЦ (протоиерей Всеволод Чаплин, управделами митрополит Савва).
После смерти Ганичева встал вопрос о его замене. Причём речь шла не просто об известном мирянине, но о человеке с деньгами, который мог бы финансировать проекты ВРНС, который становился всё более влиятельной структурой. Первоначально таким человеком стал бизнесмен Олег Костин, который однако не оправдал возлагавшихся на него ожиданий. Кроме того, как говорили, к нему возникли какие-то финансовые претензии.
И вот тогда на горизонте ВРНС появился предприниматель Константин Малофеев, тогда уже активно занимавшийся общественными проектами монархического толка, в частности его детищем была организация «Двуглавый Орёл», ставшая затем «Царьградом».
Примечательно, что с назначением Малофеева заместителем Главы ВРНС Святейший Патриарх Кирилл ввёл еще одну должность заместителя, на которую был назначен лично близкий к Святейшему учёный-политолог, доктор философских наук Александр Щипков. Таким образом, у Патриарха в ВРНС стало три заместителя – управделами Русской православной Церкви (сначала митрополит Дионисий, теперь митрополит Григорий) и два гражданских – Константин Малофеев и Александр Щипков.
Однако всем было понятно, что первую скрипку играет Константин Малофеев, который фактически финансировал все проекты ВРНС. Александр Щипков, ставший к тому же вскоре ректором Российского православного университета, участвовал в работе ВРНС скорее номинально – в итоговых мероприятиях ВРНС с докладами, в иногда в роли модератора на заседаниях секций.
Малофеев вскоре объявил об амбициозных целях ВРНС. Речь шла не только о давно назревшем создании региональных отделений Собора, которые начали активно развиваться едва ли не во всех регионах России с выстраиванием, естественно, контактов с местными властями и региональным бизнесом. Главное – было объявлено о начале работы над подготовкой столь необходимой для России государственной идеологии.
Весь предыдущий год такая работа активно велась. В структуре «Царьграда» был создан «Институт Царьграда» во главе с философом Александром Дугиным, который еженедельно проводил семинары по обсуждению различных актуальных мировоззренческих проблем, в некоторых семинарах довелось принимать участие и мне. К участию в разработке идеологии были привлечены известные эксперты академик Сергей Глазьев, бывший министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, бывший губернатор Белгородской области, сенатор Евгений Савченко и другие.
Была разработана целая программа работы региональных соборов, на которых должны были обсуждаться различные аспекты государственной идеологии (демография, пространственное развитие, социальная структура общества и др.). В частности, в Санкт-Петербурге должен был пройти заключительный региональный собор, посвященный собственно вопросам идеологии. А завершиться вся эта грандиозная работа должна была принятием идеологического документа на итоговом заседании Собора в Москве, в Кремлёвском дворце, с участием Главы Российского государства.
Это заседание и прошло 27-28 ноября 2023 года. И закончилось, собственно, полным провалом. Хотя буквально накануне Александр Дугин, анонсируя заседание ВРНС, назвал его весьма амбициозно Земским Собором.
Президент Владимир Путин, и правда, принял участие в заседании Собора, хотя и дистанционно. Но Президент выслушал все главные выступления соборян. Однако главное, что Глава ВРНС Патриарх Кирилл в своём выступлении прямо заявил, что нам не нужна идеология, нам нужно правильное мировоззрение. Это был, по сути, приговор, проекту Малофеева-Дугина. В чём причины столь жёсткой позиции Патриарха, что происходило за кулисами, мне не известно, поэтому фантазировать не буду. Напомню, что о своём несогласии с мнением Святейшего я писал вскоре после завершения Собора. Но, это к слову, в данном случае речь не о содержании и смысле идеологии, а о причинах ухода Малофеева.
Впрочем, признаки провала идеологического проекта Малофеева-Дугина видны были внимательному наблюдателю раньше итогового заседания ВРНС. Накануне итогового заседания состоялась идеологическая секция ВРНС, её вёл Александр Щипков, который во вступительном слове заявил, что нам идеология не нужна, она у нас уже есть и ее сформулировал президент России Владимир Путин. Это, конечно, не так, но важно, что близкий к Святейшему Патриарху Щипков, видимо, уже что-то знавший, объявил, что никакого идеологического проекта принято Собором не будет.
Хотя еще за месяц до итогового заседания ВРНС на Санкт-Петербургском (идеологическом) форуме Собора из объявленных высокопоставленных государственных деятелей никто не принял участия, даже губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, что говорило о многом. Участвовал тогда только заместитель главы Администрации Президента Александр Харичев, хотя предполагалось участие руководителя внутренней политики Сергея Кириенко.
Можно предположить, что вокруг вопроса об идеологии и в государственных, и в церковных верхах шла аппаратная борьба, которую Константин Малофеев проиграл.
После провала проекта Малофеева-Дугина (причины провала – отдельная тема, которую в двух словах не описать) стало понятно, что уход Константина Малофеева – вопрос времени. Он вложил много сил и средств в проект государственной идеологии, проект провалился, уход закономерен, хотя я уже слышал и иные версии причин отставки Малофеева.
Кто заменит Малофеева? Не знаю. После провала идеологического проекта ВРНС мне непонятно, чем будет заниматься Собор. Если работа Собора сведётся к организации ежегодных тематических заседаний Собора, как и было ранее, то для этого не нужны серьёзные ресурсы и с задачей может справиться и небизнесмен Александр Щипков, хотя у него в РПУ работы невпроворот. Впрочем, расходы всё равно понадобятся – для текущей работы ВРНС нужен какой-то секретариат, какая-то активность. Иначе региональные отделения Собора скоро захиреют.
А может быть, у Патриарха есть какой-то свой план использования ВРНС. Поживём – увидим, как говорится.
Ну а что касается Константина Малофеева, то весьма возможно, мы увидим его в политике. Тем паче объявлено об учреждении им фонда «Царьград» чуть ли с замахом на проекты уровня пресловутого Сороса.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России
31. Неприятный трёп
30.
29. Ответ на 25, Владимир С.М.:
////////////////////////
Здесь вот « в параллели» эпизод из фильма Владимира Валентиновича Меньшова «Ширли-мырли» вспомнился с «держанием» и чем то закончилось для «жениха»…
28. всему свое время
Но наше общество сегодня не развивается, а деградирует. При этом так же, как дьявол многих убедил, что его нет, нас убедили, что у государства нет идеологии. Хотя все мы прекрасно понимаем, что она есть и даже знаем какая именно.
В этих условиях пытаться искусственно принять какую-то идеологию не получится. А если и получится, то скорее всего она окажется совсем не такой, какая нужна обществу. Мы проходим период выживания и сохранения того, что еще не смогли разрушить. В этих условиях церковь делает единственное, что может делать - борется за души и мировоззрение конкретных людей, которые, быть может, позднее примут правильную идеологию.
27. Что-нибудь одно.
26. Царьград
Но нам-то дело какое до евреев и арабов, мы от них бесконечно далеки и народ русский немного иначе видит и оценивает всё и у нас свой был Царь-град под именем Москва и не было в том граде ничего выше храмов и колоколен. Но ежели Москва наша в нынешнем виде Вавилон или Москваабад, то всё же ничего до конца ещё не потеряно. Ломать ту Москву начала ещё Екатерина, устроив вместо каменных стен бульвары для гулянки, добили же большевики и Собянин, но ещё не поздно обрушить новоделы, убрать все офисы и конторы, пусть звенят в Москве трамваи, да звон колокольный. Восстановить все церкви не проблема, учреждения все в Новую Москву. Вот что надо делать, вот к чему стремиться. А не строчить дешёвенькие агитки в витиеватом дугинском стиле. Нам нужен свой Царь-град, русский, а тот греки прохлопали.
25. Ответ на 23, Александр Волков:
«Константин Малофеев - один из гостей на свадьбе Георгия. Венец держал, однако.»
////////////////
А не всего лишь это обычная отрыжка-практика-прием из времени, когда из «кошелки» лезли птенцами партия за партией, движение за движением, их всех привечали-оформляли региональными отделениями, «наделяли» зиц-председателями и т.д. и т.п…, а генеральная линия-то, вместе с тем, держалась одна?
Ну так, возможно, примерно и здесь – попросили «подержать», а чего отказывать-то – пусть покуражатся? Это как в одном из фильмов «про Неуловимых» -один кандидат в императоры, другой – потом сцепляются друг с другом, «рюшки» «чистят», а реальное дело-то идет иной стороной? У меня нет, как любит говорить М.Хазин, инсайдерской информации про "реальные дела", я как многострадальный чукча: что вижу - о том пою.
А насчёт проходил мимо, "попросили подержать" - нас-то с Вами не попросили.
24.
А в чем различие между идеологией и мировоззрением? Идеология всегда социоцентрична, направлена на выражение практической воли общественых масс, тогда как мировоззрение может быть и индивидуальным, не замечающим социальные проблемы. А какая проблема сегодня для России практически наболее актуальна? Отвечаю : РУССКАЯ. Вот и объяснение причины, по которой РПЦ не решилась поставить в плном объеме Русский Вопрос перед Кремлем и всей Россией: Перед выборами нельзя было будоражить русских: слишком опасно для Кремля. Поэтому надо ограничиваться "правильным мировоззрением"
23.
«Константин Малофеев - один из гостей на свадьбе Георгия. Венец держал, однако.»
////////////////
А не всего лишь это обычная отрыжка-практика-прием из времени, когда из «кошелки» лезли птенцами партия за партией, движение за движением, их всех привечали-оформляли региональными отделениями, «наделяли» зиц-председателями и т.д. и т.п…, а генеральная линия-то, вместе с тем, держалась одна?
Ну так, возможно, примерно и здесь – попросили «подержать», а чего отказывать-то – пусть покуражатся? Это как в одном из фильмов «про Неуловимых» -один кандидат в императоры, другой – потом сцепляются друг с другом, «рюшки» «чистят», а реальное дело-то идет иной стороной?
22. Ответ на 20, Человек: