- Большая будет потеря для мира, если мрак поглотит Хоббитанию, если все ваши потешные олухи – Бобберы, Дудстоны, Булкинсы, Толстобрюхлы и прочие, не говоря уж о чудесных чудаках Торбинсах, – станут жалкими трусами и темными подлецами.
Фродо поежился. – С чего это мы станем трусами да подлецами? – спросил он. – И кому нужны такие подданные?
– Всеобщему Врагу, – мрачно ответил Гэндальф.
«Властелин Колец».
«Чем же был “ренессанс” на самом деле? По лаконичному определению историка А. Фурсова (который посвятил этим проблемам фундаментальное исследование), это была “сборка” в XVI-XVII вв. геоисторического субъекта, создавшего капитализм» (см.: «De conspiratione (капитализм как заговор)»). Впрочем, по нашему мнению, “капитализм”, зародившийся в ту эпоху, это, скорее, сверхантиситема, противостоящая всем нормальным этносам и культурам и уничтожающая их».
Эти слова из статьи «Ренессанс которого не было» касаются одной из важнейших и самых актуальных проблем.
Здесь, на РНЛ, было немало содержательных публикаций о теории Гумилёва в разных аспектах, прежде всего принадлежащих перу Е. Евтушенко.
Но вот что хотелось бы отметить. Согласно Л.Н. Гумилёву, в 18-19 вв. западный суперэтнос (то, что в Средние века именовался «Христианским (на деле католическим) миром, но сейчас этот термин более чем неуместен) вступил в инерционную фазу. А это – «золотая осень», время пожинания плодов предыдущего развития этноса/суперэтноса, время мира и относительной стабильности.
В действительности же «что -то пошло не так». Сначала- Наполеоновские войны, потом – и вовсе – две первые мировые войны, фашизм (нацизм), гонка ядерных вооружений, наконец, глубокий духовно-нравственный упадок. При этом – массированный колониальный и неоколониальный грабёж большей части мира – но это уже за пределами суперэтноса, следовательно, картине «инерционной фазы» особо не противоречит.
Потрясения, которых не было ни в ранней Римской империи, ни в эпоху эллинизма, ни вообще в инерционных фазах развития большинства других этносов. Сам по себе упомянутый духовно-нравственный упадок можно бы объяснить «инерционной фазой»: это уже не «золотая» осень, но своего рода коллективный «маразм», рождённый глубоким упадком пассионарности и ростом критической массы «субпассионариев», которых сам автор теории определял как психологический тип «горьковских босяков или чеховских интеллигентов». Декаданс.
На настоящую «золотую осень цивилизации» на Западе был похож лишь исторически краткий период с 1960 по 1980-е гг., отмеченный быстрым ростом жизненного уровня – до окончания холодной войны и начала новых горячих войн в Европе. Но гипотеза Сверхантисистемы позволяет объяснить весь этот комплекс негативных явлений.
Антисистема по Гумилёву – системная целостность людей с негативным, жизнеотрицающим мироощущением, которая стремится уничтожить любой этнос (суперэтнос) и культуру. Сверхантитситема – это антисистема, принимающая уже глобальный характер. Собственно, всё то, что именуется «современной цивилизацией». При этом она может принимать формы «левого экстремизма» или «правого экстремизма», «революционности» или «контр-революционности», «прав ЛГБТ» (движение запрещено в России) или «тоталитарных сект», чтобы тем вернее запутать людей. Главным всегда является её деструктивный характер. А паразитирование на разных привлекательных для нас идеях является тем, что христиане именовали и именуют прелестью». Это может быть откровенный сатанизм, но чаще нечто обманное. «И неудивительно: потому что если сам сатана принимает вид Ангела света, то что великого, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11:15).
Складывалась сверхантисистема на протяжении всего периода от «эпохи возрождения» до наших дней.
В результате великих географических открытий и колонизации Северной Америки колонисты захватили земли с истреблением большинства коренного населения. Ландшафт, совершенно им чуждый и совсем иной, нежели их родной ландшафт (Англия, Ирландия). В результате же такого разрыва людей с ландшафтом образовался этнос-мутант, именуемый ныне американцами. Превратиться в настоящий он мог бы в течение длительного процесса изоляции на севроамериканском ландшафте (не один век). Так что американские «изоляционисты» интуитивно нащупали верное решение.
В Южной Америке для испанцев и португальцев новый ландшафт был существенно ближе к их родному. Да и с коренным населением удалось лучше поладить. В США по самым оптимистическим подсчётам индейцев не более 5 миллионов, в Южной Америке их десятки миллионов, и они сыграли огромную роль в этносинтезе. Этноса-мутанта там не сложилось.
В Канаде также ландшафт оказался для колонистов из Англии и Франции ближе к родному. Но главное, малочисленность канадцев при огромности территории сейчас исключает их серьёзное влияние в мире. Канада обычно идёт в фарватере США.
В Западной Европе в результате ряда мутаций, описанных в выше отмеченной книге Фурсова и другой литературе, происходит постепенное перерождение традиционных этносов, причём быстрее протестантских по религии, как прежде всего разорвавших с традицией. Но теперь уже и католические этносы. И сам католицизм подерглись серьёзной мутации, о чём много писали в последнее время, в т. ч. на РНЛ.
Так и создалось глобальное противостояние: с одной стороны России, пережившей в свою эпоху надлома (20-21 века) не меньше трёх великих потрясений, но сохраняющей пока свои традиционные ценности (Православие и другие традиционные конфессии, общие ориентиры на жизнь по совести), других наров, сохранивших традиционные ценности и свою культурную самобытность, и, с другой стороны – коллективного Запада, т.е. глобальной антисистемы.
Сознательно не хочу вторгаться в сферу богословов и рассуждать об эсхатологии, но ясно, что глобальная антисистема дьявольское дело.
Мы приветствуем все те силы на Западе, которые с ней пытаются бороться. На данном этапе их существование нам очень выгодно. С другой стороны, вот Трамп уже был у власти. У нас тогда началась даже «трампомания» (вроде «горбомании» на западе при Горбачёве).
И что? И ничего. «Глубинное государство», т.е. та же антисистема, не позволила ему практически ничего совершить. Как там пойдёт дальше, Бог весть.
А нам надо рассчитывать на себя и на тех, на кого сейчас более или менее. можно рассчитывать в мире. Что сегодня и делается через Евразэс, Брикс, ШОС. И молиться.
Сергей Серафимович Луговской, историк, Москва
3. Это для Петросяна.
2. Сергей Луговской
1.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/ne_sovsem_po_gumilevu
Правильно: "фазой обскурации".
Приношу извинения.