«На Западе молодёжь видит в России альтернативу»

Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников Всемирного фестиваля молодёжи

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Мигранты в России  Русская цивилизация и Запад  Миссионерская деятельность  Семья  Русская цивилизация  Молодежное движение 
0
189
Время на чтение 16 минут
Фото: Патриархия.ru

Как сообщалось, 2 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи.

На встрече с участниками Первосвятитель ответил на вопросы собравшихся.

Первый вопрос задал Филипп Гриненберже из Франции: «Сейчас мы наблюдаем "многополяризацию" мира. Будет ли, по Вашему мнению, меньше войн, меньше страдания, и будет ли этот многополярный мир более справедливым? И что каждый человек должен сделать, чтобы этого достичь? Спасибо».

«Спасибо, - ответил Предстоятель Русской Церкви. - Я уже что-то говорил о многополярном мире, но позвольте резюмировать. Либо мир будет многополярным, либо он не будет существовать. Ведь если мир будет управляться из одного центра, как сейчас пытаются сделать, — центра экономической силы, центра военной силы, центра, который может диктовать свою волю другим, — то такой мир будет нежизнеспособным. Поэтому наши призывы к многополярности, к демократизации общественных и межгосударственных отношений, к включению понятия справедливости в эти отношения — все это забота о том, чтобы мир существовал.

В этом смысле, я думаю, очень важна позиция нашей молодежи. Действительно, именно от вас зависит будущее, вы в него войдёте и будете только вспоминать, что были такие старички, которые тоже что-то говорили. Это будет ваша реальность, которая от вас зависит, и в первую очередь я хотел бы пожелать всем вам крепкой веры, любви друг к другу и к Отечеству и способности различать духов — духов злобы от духов радости и спасения. Вот эта способность различать добро и зло и может предопределить мирное и справедливое развитие человеческой цивилизации».

Далее последовал вопрос от Кимберли Глисона: «Моя семья переехала в Россию, потому что мои родители хотят растить детей согласно своей вере, а не той идеологии, которую навязывают в США в сфере гендера. Но как западным христианам защитить своих детей? Может ли Россия принять всех желающих?»

«Россия, конечно, большая страна и многих может принять, но не думаю, что возможно принять всех желающих, - полагает Первосвятитель. - Однако я благодарен Вам за слова, которые Вы сейчас произнесли. Это свидетельствует о том, что и на Западе молодёжь видит в России определенную альтернативу. И Вы не ошибаетесь — это действительно так. На сегодня, я думаю, у нас почти достигнут общественный консенсус, потому что нам очень дороги наши ценности — ценность семьи, ценность любви, ценность брачных отношений и, конечно, ценности, связанные с нашей верой.

Но ещё и ещё раз хочу сказать, что не всё так просто в современном мире. Благодарю Бога за то, что очень много людей сегодня действительно видят в России свет в конце туннеля. Это накладывает на Россию очень большую ответственность, но это не снимает ответственности и с людей, которые живут в других странах.

В качестве практической рекомендации я бы сказал о необходимости создания системы взаимной поддержки и солидарности. Когда коммунисты боролись за власть, был выдвинут такой лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Не получилось, но лозунг был очень привлекательный. Вот я бы всем сегодня сказал, что все совестливые люди, все, кто сознает опасность цивилизационного пути, который нам предлагают сильные мира сего, — все такие люди должны объединяться.

Когда я смотрю на вас, мои дорогие, я вижу, что вы представляете семью молодых людей, уже объединенных общими идеями и смыслами. Еще раз скажу: надо молиться и работать для того, чтобы эта солидарность расширялась по всему миру. Ведь если мы останемся в абсолютном меньшинстве, то сами спасёмся, а вот мир может и не спастись. Поэтому, несомненно, нужно работать на поддержку друг друга, на поддержку единомышленников, на создание разного рода организаций молодёжи, целеполаганием которых являются наши мечты и наши надежды».

Карим из Египта поинтересовался у Патриарха: «Правда ли, что во время Вашей встречи с Председателем Си Вы подарили ему свою книгу "Свобода и ответственность"? И как Вы считаете, что важнее: быть свободным или нести ответственность перед государством, общественностью и семьей? Спасибо».

«Благодарю Вас. Да, я встречался с господином Си Цзиньпином, замечательная была беседа, очень содержательная, на мой взгляд, и она касалась той самой темы, которую Вы сейчас затрагиваете, - отметил Предстоятель Русской Церкви. - Мы говорили о свободе и ответственности — думаю, для мира это сейчас самая важная тема. Ведь никто не хочет уходить в рабство, никто не хочет, чтобы над ним господствовали какие-то внешние силы, и потому личная свобода очень важна. Что говорить, совсем другой стала жизнь в нашей стране, когда люди почувствовали свободу — свободу предпринимательства, свободу выбирать свой жизненный путь, свободу политического выбора, возможность кого-то критиковать, а кого-то поддерживать. Это просто необходимые условия формирования и развития свободной творческой личности.

Но и тема ответственности очень важна, и я благодарю господина Си Цзиньпина за понимание, с которым он отнесся к тому, о чем мы с ним говорили. Действительно, я подарил ему свою книгу, а она была написана в довольно трудное для меня время. Я просто озадачился проблемой — я не мог понять, как тема прав человека могла разрушить Советский Союз, то есть историческую Россию. Как? А очень просто. У тогдашних идеологов не хватило ни ума, ни терпения, ни, может быть, знаний или желания, чтобы объяснить людям простую вещь, что свобода без ответственности — это анархия, а ответственность без свободы — это рабство. И только если мы комбинируем эти два понятия, мы можем обеспечить нормальное развитие человеческого общества, в том числе достижение справедливости.

Возвращаясь к беседе с господином Си Цзиньпином, должен сказать, что это была содержательная беседа, которая произвела на меня очень хорошее впечатление. Нынешний руководитель Китайской Народной Республики — это мудрый человек, очень благожелательно относящийся к России».

Анастасия Сиротюк из Молдовы задала Патриарху вопрос о его жизненном пути в юном возрасте: «Уважение к родителям является традиционной ценностью, но, как нам известно из Вашей биографии, в молодости Вы покинули своих родителей и стали жить самостоятельной жизнью вопреки их воле. Как сохранить уважение к родителям, живя своей, а не их жизнью? И как предотвратить конфликт отцов и детей? Спасибо».

«Спасибо Вам за этот вопрос, - ответил Первосвятитель. - Сразу вспоминаю, что произошло, когда я ушел из дома. Это не было против воли родителей. Конечно, когда я сказал, что хочу жить самостоятельно, — а я был совсем молодым, мне было 16 лет, — маму это повергло в тяжелое состояние. Она плакала, папа ходил задумчиво, и они стали меня спрашивать: что же ты хочешь? В то время мы, будучи ленинградцами, жили в районном центре Красное Село (сейчас это уже часть Большого Петербурга), куда отца послали служить не по его желанию. Он был авторитетным проповедником, люди его любили, но начались хрущевские гонения, и таких священников пытались изолировать от паствы. Вот и отца перевели, и мы переехали вместе с ним в Красное Село. А я закончил восьмой класс и стал размышлять о своем жизненном пути. Подумал, что мне в школе скучновато — может быть, еще и потому, что это было время тотальной идеологической обработки. Например, все должны были быть пионерами, а я так и не стал пионером. Не в силу оппозиционных политических взглядов, а просто потому, что быть пионером означало в то время быть атеистом, я уже об этом рассказывал.

Еще раз расскажу: меня решили "прорабатывать" в школе, а школа была передовая, пригласили на педсовет, ну и все на меня набросились: "В наше время уже спутники летают, а ты в Бога веришь??", — ну и так далее, по схеме. А я им сказал простую вещь: "Я не против того, чтобы вступить в пионеры, только у меня маленькое условие — чтобы я мог в воскресенье, повязав пионерский галстук, идти в церковь". Помрачнели мои собеседники и сказали: "Это невозможно". "Тогда, простите, мне невозможно вступить в пионеры". Вот так мы разошлись.

И вот мне пришлось вернуться в Ленинград, жить одному, зарабатывать — а зарабатывал я очень мало, жил на рубль в день. Это было очень мало, все было рассчитано до копейки. Помню, 6 копеек на трамвай туда и обратно, кажется, 3 копейки на покупку газеты, комплексно-рационный обед за 60 копеек в столовой, а остальное — на завтрак и ужин. Вот с этим было трудно — надо было покупать батон за 13 копеек и плавленый сырок за 11, и делить на две части. Вам это все непонятно, но люди старшего поколения знают, что это такое. Было тяжеловато, недоедание и все прочее, но я благодарю Бога за то время, потому что я попал в замечательный коллектив. Я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, где выучился на картографа. Я встретился с замечательной ленинградской интеллигенцией. Большинство из них были люди верующие, очень просвещенные, с независимым суждением, и они, конечно, оказали очень благоприятное влияние на мое развитие.

Поэтому глубоко убежден: то, что я стал жить самостоятельно, ни в коей мере мне не повредило, а, наоборот, во многом помогло. Но это не был конфликт с семьей».

«А возможно ли вообще преодолеть конфликт отцов и детей? То есть отпустить ребенка и дать ему возможность жить самостоятельно?» - уточнила Анастасия.

«Я бы так смело не сказал. Во-первых, что за ребенок? Как он воспитан? Какие у него убеждения? Ребенок, который каждое воскресенье ходит в храм и воспитан в очень сильных убеждениях, — запросто. А вот если ребенок не знает, где правда, где ложь, где хорошо, где плохо? Если он очень подвержен внешним влияниям — культурным, поведенческим и так далее? Тогда нужно очень серьезно подумать.

Но самостоятельность для человека, способного определять свой жизненный путь, даже в раннем возрасте — это вообще очень хорошая школа жизни. При исполнении тех условий, о которых я сказал», - подчеркнул Патриарх.

Затем свой вопрос задал мусульманин Валид из Алжира: «Во многих западных странах традиционные ценности исчезают, особенно в сфере семьи. Недавно мы видели, что в Греции, православной стране, легализован "однополый брак"; ЛГБТ*-повестка навязывается в школах. И вот мой вопрос: означает ли это конец европейской цивилизации, ведь становится ясно, что традиционная семья в европейских странах отменяется? Спасибо».

«Конечно, каждый православный человек, знающий историю, со скорбью воспринимает события в Греции, - ответил Предстоятель Русской Церкви. - Ведь Греция — это православная страна; из греческого мира, из Византии мы получили нашу веру, и на территории Греции находится Афон — монашеская республика со строгими монастырскими уставами. О чём это говорит? В первую очередь, это измена со стороны политических элит тем традициям, той культуре и той религиозной ориентации, которая сыграла решающую роль в формировании греческой нации и греческой культуры. Произошло просто предательство.

Может быть, если бы какие-то другие партии пришли к власти, этого бы не было. А сейчас мы можем смело сказать, что Греция потеряла свой суверенитет. Но если она потеряла свой суверенитет, если те силы, в пользу которых этот суверенитет потерян, не являются сторонниками религиозного и духовного выбора, сделанного греческим народом, то возникает внутренний конфликт, который никак не будет укреплять греческое общество.

Поэтому мы с тревогой наблюдаем за тем, что происходит в греческом мире. Это наши братья по вере. В конце концов, из Византии мы получили нашу веру. И я от всего сердца призываю наших братьев и сестер, православных людей, которые прекрасно понимают, что происходит, оставаться верными своей вере, своим убеждениям. А для того чтобы оставаться верными, нужно быть внутренне, духовно сильными. Поэтому я и желаю им такой духовной силы. Будет очень печально, если Греция как культурная наследница Византии потеряет свою духовную самобытность и свою духовную свободу».

«А есть ли опасность, что рано или поздно Евросоюз отменит традиционную семью во всех странах, входящих в его состав?» - вопрошает Валид.

«А что его будет сдерживать, если уже сейчас и семья, и традиционные ценности практически отменяются? – в ответ задал вопрос Святейший Патриарх Кирилл. - И ведь Европейский Союз не разрушается, потому что главным для многих являются не высокие идеи, тем более не религия, а утилитарные соображения. Хорошо живём, много потребляем — и этого достаточно. Вот самое опасное, что происходит в западной цивилизации, — смещение акцентов. Ведь западная цивилизация — преемница греческой и римской цивилизации, где философия, искусство играли решающую роль в формировании личности. А если сегодня всё это, как и религия, уходит на задний план, — а мы видим, что так происходит, — то это означает духовную и нравственную деградацию западного общества. И, конечно, по этому поводу у нас не может быть никаких положительных эмоций. Этому надо сострадать и по возможности как-то влиять, чтобы всё это не закончилось духовным и нравственным коллапсом. Но на сегодня уже очевидны опаснейшие тенденции в развитии западного общества с точки зрения деградации нравственных и духовных основ человеческого общежития».

Мансур аль-Аджмани из Республики Нигер задал вопрос о рождаемости детей: «На Африканском континенте — самый высокий в мире уровень рождаемости, а в моей стране, Республике Нигер, — самый высокий на континенте. Могут ли африканцы стать убедительным свидетельством для каждого, что больше детей в семье — это более значимо, чем материальное богатство и деньги?»

«Давайте внимательно посмотрим на Африку и вообще на развивающийся мир, - предложил Патриарх. - Что сейчас является главным целеполаганием, даже в бедных странах? Избавиться от бедности, стать богатыми, достичь того уровня потребления, который существует в западном мире. По милости Божией эта тенденция пока не разрушает традиционных ценностей, но она их, несомненно, ослабляет, и мы это видим особенно в Латинской Америке.

Значит, что происходит? Люди стремятся жить так, как живут в богатых странах. Но богатые страны, как мы сегодня говорили, переживают духовный кризис. И если в странах Африки, Латинской Америки стремление к богатству не будет сопровождаться духовным ростом и осознанием важности духовных ценностей, если это все будет связано с деградацией религиозной веры, то ничего хорошего из этого не получится. И уж если богатый Запад вошел в кризис, то что произойдет со странами третьего мира, если они духовные основы своей жизни разрушат в угоду стремлению разбогатеть, будучи неспособны достичь этого богатства?

Мои слова ни в коем случае не надо понимать так, будто не нужно стремиться к улучшению материального состояния. Конечно, нужно! Всенепременно нужно развивать экономику, науку, образование. Но при этом будьте бдительны в отношении того, чтобы не разрушить духовные основы жизни, в том числе глубокую веру в Бога, которой сегодня действительно отмечена и Африка, и Латинская Америка.

Если материальный прогресс будет сопровождаться религиозной деградацией, то ничего доброго вы из этого не вынесете, а может быть, кризис будет еще более глубоким и тяжелым, чем это имеет место в развитых странах. Поэтому стойте и держитесь тех ценностей духовных, религиозных, которые являются вашими ценностями, и одновременно развивайте и науку, и технологии, и экономику. Только чтобы одно не вытесняло другое».

Арина Гуляева из Алтая спросила Патриарха о том, «не грозит ли нам опасность пойти путем секуляризации, поиска не воли Божьей, а лишь исполнения собственных желаний и поиска благополучия только для себя? Спасибо большое».

«Поиска благополучия для себя мы никогда не избежим, - считает Первосвятитель. - Вот рука так устроена. И еще: если человек перестанет о себе заботиться, он может погибнуть. Здесь все зависит от пропорций и от взаимосвязи с другими ценностями. Будет правильно, если мы, не исключая работу для себя, для своей семьи, для своих детей, желание жить лучше будем сопровождать также заботой о своей душе, о своем мировоззрении, и, как человек религиозный, скажу прямо — о сохранении веры. Потому что это и есть самая большая сила, которая может удерживать человека от греха, а значит, от распада личности.

Если мы сумеем все это сбалансировать, то и хорошо. Но одностороннее развитие с уклоном исключительно в материальную сторону приведет нас в лучшем случае к экономическому, духовному и культурному кризису, который сейчас переживают богатые страны. А в худшем случае могут быть еще более драматические последствия. Речь идет в первую очередь о будущем человека и о будущем человеческой цивилизации. Еще раз скажу: цивилизация не сможет пережить эти высокотехнологичные вызовы, если не будет одновременно духовного роста людей, если не будут укрепляться духовные и нравственные ценности. Это абсолютно очевидно, об этом кричать нужно!

Вот поэтому, когда нам говорят с высоких трибун: мы должны сделать то-то и то-то в плане развития техники, повышения уровня благосостояния, — как печально, если никто о самом главном не говорит. А что с человеком будет происходить? Всё по горизонтали, а ведь именно вертикаль определяет полноту человеческой жизни и счастья.

Поэтому еще и еще раз: очень ценю эту возможность с вами встретиться, пообщаться, поделиться своими мыслями. И, самое главное, осознать, что сейчас очень много людей действительно озабочены духовным кризисом современной цивилизации. А для того чтобы выйти из этого кризиса, никогда нельзя игнорировать вертикаль человеческого развития, то есть то, что соединяет нас с тем, что наверху, а не внизу».

Абдул Азиз из Нигера задал вопрос о высоких технологиях: «Молодые люди живут в мире высоких технологий, общаются через текстовые сообщения или по видеосвязи; говорят, что личное общение уже потеряло релевантность. Как Вы считаете, нужно ли человеку общаться с другими лицом к лицу, есть ли в этом какая-то ценность?»

«Я уже старался более или менее об этом сказать, но еще раз скажу: если стремление к обеспечению себя и своих ближних материальными благами будет доминировать настолько, что полностью снизит значение духовного измерения человека, то мы построим нежизнеспособную семью, нежизнеспособное государство, нежизнеспособную цивилизацию, - подчеркнул Первоиерарх. - Может быть, это должно сейчас звучать рефреном: чем более развиваются наука, техника, технологии, тем больше внимания должно быть уделено душевной, духовной составляющей человека. Ведь не шутка все то, что сегодня предлагает нам наука. Это и замечательные вещи, которые используются в быту. Но ведь наука создает и оружие массового уничтожения, и иные инструменты ослабления и уничтожения рода человеческого, помимо оружия. Поэтому чем интенсивнее идет научно-техническое развитие, тем активнее должно быть развитие внутренней духовной составляющей каждого человека и человеческого общества. Только это гарантирует выживание рода человеческого, а в противном случае — конец света и торжество зла.

Если мы думаем о будущем, мы должны непременно помнить, что без развития духовной составляющей личности, без влияния духовных ценностей на человеческое общество мы действительно вступаем в очень рискованную полосу развития цивилизации, которая может привести к самому неприемлемому исходу — род человеческий истребит сам себя. А при наличии оружия массового уничтожения это возможно уже сейчас».

«Если мы ограничимся соцсетями, видеосвязью и всеми прочими новыми технологиями, мы потеряем самое главное. Приведу неожиданный пример. Когда вы выбираете материю на платье, что вы делаете?» - задал вопрос Патриарх Абдулу Азизу.

«Надо потрогать», - ответил гость из Нигера.

«Да, тактильность — нужно потрогать. Вот и тут точно так же: нужно потрогать, нужно почувствовать, - отметил Первосвятитель. - Просто глазами, ушами и даже мозгом недостаточно — нужно прикоснуться, испытать на прочность, испытать на верность. Без этого личного опыта соприкосновения с реальностью невозможно прогнозировать будущее».

Егор Кувалдин Егор из Северодвинска задал вопрос о прогрессе: «Очень часто в публичном пространстве бытует мнение о том, что Церковь хочет остановить прогресс и вернуть общество в средневековье. Как Вы считаете, должна ли Церковь идти в ногу со временем? Спасибо».

«А как Вы думаете, вот мы с вами тут сидим и при помощи микрофонов общаемся — это в ногу со временем? "Церковь устарела", "Церковь о чём-то таком, что неинтересно молодёжи", "нужно идти в ногу со временем" — а что, собственно, значит "в ногу со временем"? Ведь требуется интеллектуальный и нравственный выбор — что выбрать из современного, чтобы вместе с ним идти.

Вот я бы не хотел идти вместе с идеями, которые разрушают целостность человеческой личности, человеческой семьи, которые подрывают любовь к Отечеству и патриотические чувства. Мне бы не хотелось идти в ногу с теми, кто исповедует в качестве якобы современных идей подобного рода взгляды, предполагающие отказ от собственной идентичности. Ведь моя собственная идентичность укоренена в идентичности страны, народа, семьи.

Поэтому ни в коем случае не нужно отказываться ни от чего доброго и правильного, особенно того, что формирует человеческую личность, - призвал Предстоятель Русской Церкви. - Даже если это доброе принадлежит прошлому, как таблица Менделеева или теорема Пифагора, — мы же и сегодня всем этим пользуемся. Думаю, не надо выбрасывать ничего такого из прошлого, что необходимо для настоящего и будущего. И мы должны строить будущее, основываясь на исторических знаниях, на интеллектуальном и духовном опыте».

Кельдебек из Кыргызской Республики затронул миграционно-культурную тему: «Вы занимаете достаточно жёсткую позицию в отношении мигрантов. Отсюда вопрос: в чем Вы здесь видите проблему и нет ли в этом стремления ограничить присутствие в стране разных культур и религий?»

«А с чего Вы взяли, что у меня жесткая позиция в отношении иммигрантов?» - задал в ответ вопрос Патриарх.

«Вы всегда так высказываетесь», - ответил гость из Киргизии.

«Нет, я так не высказываюсь, я вот о чем говорю, - пояснил Первосвятитель. - Присутствие иммигрантов, обусловленное экономическими потребностями, не должно создавать угроз для национальной идентичности России и русских. Вот представьте себе: в вашу страну приехали люди другой национальности, их много, очень много, и они начинают вытеснять все киргизское. Ведь человек, связанный со своей культурой, скажет, что это не очень хорошо. Может быть, и центростремительные настроения в советских республиках были в свое время спровоцированы тем, что не в полной мере развивалась, скажем, религиозная жизнь в этих республиках. Культура присутствовала, но в основном, я бы сказал, фольклорном плане. Вот ни в коем случае нельзя подавлять ни религию, ни культуру.

Но если говорить о присутствии иммигрантов, то иммигранты в России всегда должны помнить, в какую страну они приехали. Они должны уважать наши обычаи. Русские люди мирные, они не собираются в какие-то группы, которые могут нападать на иммигрантов, избивать их. Есть отдельные экстремистские явления, но это абсолютно не связано с умонастроениями большинства людей. Поэтому я просто говорю о том, что присутствие иммигрантов в России, которое сейчас обусловлено экономическими проблемами, возможно при соблюдении двух условий. Иммигранты должны иметь уважение к той стране и к тому народу, в среде которого они работают. Они не должны формировать свои национальные гетто, агрессивно настроенные к окружению.

Всё то, о чем я говорю, имеет место. Конечно, не глобально, иначе государство забило бы тревогу. Но мне хорошо известно, как, например, люди иногда боятся консолидированных этнических групп, которые могут прибегнуть и к насилию по отношению к тем, кто им не нравится. Другими словами, присутствие людей другой культуры, другого языка, другой религии на территории России допустимо, возможно, но непременным условием должно быть уважение к русскому народу, к русской культуре, то есть к культуре большинства. Тогда у нас всё будет хорошо, хотя и сейчас неплохо».

«Ваше Святейшество, приношу сердечные приветствия от братского сербского православного народа, прежде всего братьев и сестер святой земли сербской Косово и Метохия. У меня к Вам вопрос. На российском флаге — двуглавый орел; некоторые считают, что он олицетворяет связи России с Европой и Азией. Чего, на Ваш взгляд, в Вашей стране больше — европейского или азиатского? Спасибо большое», - задал вопрос гость из Сербии.

«Во-первых, - ответил Патриарх, - наш двуглавый орел — это византийский символ, он просто перешёл в Российскую империю, в отличие от одноглавого орла на Западе. А что означал в Византии двуглавый орел? Ни про Азию, ни про Европу никто и не думал, речь шла о симфонии между Церковью и государством. Византия была наследницей Римской империи, потом стала православной империей, в Византии был Патриарх, он и сейчас остается, и, конечно, вся культура Византии формировалась под влиянием Православия. Вот эту симфонию в отношениях церковного и государственного символизировал двуглавый орел, и над каждой головой — корона. Это признание значения церковной и светской власти и исповедание той истины, что в единстве и гармоничном взаимодействии этих двух начал, этих двух властей — безопасность, стабильность и благополучие Византийской империи. Вот так прочитывалась эта символика, и я не против этой символики и сегодня».

В завершение беседы с представителями молодёжи Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Всё в порядке с нашей молодёжью!».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Традиционные духовно-нравственные ценности России
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Все статьи темы
Мигранты в России
Заждались, но пока не ясен смысл новой модели роста
О новой экономической модели и миграционном вопросе из уст Президента
26.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Ждём новых «крокусов»?
Почему практически ничего не изменилось с момента ужасного теракта?
22.04.2024
Маяк в развитии человека!
О проблемах миграционной политики России…
22.04.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06