Мы снова едем на машине через Белоруссию. Едем по объездной дороге.
Земля нашей соседней родственной, гостеприимной земли, где живут трудолюбивые доброжелательные, люди. Этим маршрутом мы следуем уже не первый раз. На душе спокойно и уютно, за окном мелькают чистые покрашенные полисадники сельских домиков, очищенные лесные массивы, новостройки и современные дома.
Еще несколько лет назад все названия улиц, поселков и деревень были написаны на русском языке. Теперь все чаще эти названия написаны по-белорусски. Едем быстро, стараюсь читать названия населенных пунктов, но не всегда могу их понять.
Написаны кириллицей, но невольно напрягаешь внимание и задумываешься, что же произошло в этих краях, чтобы переписывать привычные за многие-многие годы русские названия. Ведь это еще и материальные расходы.
Большие перемены происходят в нашем Союзном государстве.
В своё время мне приходилось убеждать местных деятелей города-курорта Кисловодска, где много улиц носят названия террористов, переименовать такие улицы и дать им названия достойных сограждан, например именем медиков, которые своим героическим трудом во время войны восстанавливали здоровье раненых солдат. В ответ слышала, что это дорого, потребуется много средств. Где же их брать то…
Невольно вспоминаю, как много лет назад интеллигенты из Украины объясняли горделиво, что они, украинцы, у них своя культура и язык, и советовали белорусам следовать их примеру. В начале 2000-х годов мне пришлось побывать в Киеве. Своими глазами видела в красивом киевском метро изуродованные мраморные стены на которых грубо выбиты русские названия остановок поездов. Предчувствие беды охватило меня тогда.
Теперь в Белоруссии мне напоминают, что обозначения населенных пунктов, в данном случае, на русском языке нежелательны.
Если посмотреть данные переписи населения Белоруссии 2019 года, мы обнаружим, что 54% населения республики называют родным языком белорусский, 42% –русский, при этом, в домашней обстановке на русском языке разговаривают 71% населения. В семье на русском общается большинство населения, независимо от своей национальности. Несомненно, столько же, если не больше, читают и пишут по-русски. По этническому составу белорусы составляют почти 85%, русские 7,5%, при этом, число русских с 1989 года снижается.
Въезжаем в Брест. Красивые просторные улицы, высотные дома. Всматриваюсь в надписи, вывески на некоторых зданиях и офисах на русском.
Много названий на белорусском, это тоже нововведение. Это в едином Союзном государстве, в то время, когда в России повсеместно русский язык. Выпячивание своей национальной идентичности на публичном уровне нам уже знакомо. На Украине все начиналось с русского языка, среди прочих причин, стирание русского языка, его отрицание и уничижение.
В России прочно сформировалось искреннее тёплое, уважительное отношение к белорусскому народу, родному и трудолюбивому. В то же время в Белоруссии появляется оригинальная ситуация с русским языком. Там, где использовался русский язык, по какой-то причине заменяется белорусским. Дело идёт к тому, что, русский язык в Белоруссии, на котором говорят две трети населения, отодвинут в общественном пространстве. В России вряд ли встретишь человека, который бы назвал белорусов националистами. Для нас белорусы – это такие же как и мы, живущие на своей родной земле, говорящие по-русски, на языке понятном нам всем.
Теперь нам предлагается иной вариант. Прежнее обычное место русского языка отодвигается. Не является ли это намёком на изменение приоритетов и в общественном сознании? Так обыкновенное национальное сознание может превращаться в нечто наднациональное. Создаётся впечатление, что эта тенденция имеет свою цель. Мы часто задаёмся вопросом, как мы проморгали разгул национализма в соседнем братском народе на Украине. Да, и внутри России в национальных республиках находятся силы, раздувающие национальные чувства.
В Белоруссии с национальными чувствами, казалось, всегда было благополучно, отличия белорусов и русских не ставились в приоритет. Братья и всё, равные – и никаких вопросов.
В Союзном государстве, как и раньше, когда мы жили в единой стране, национальный вопрос не исследуется. Оставлять эту сторону жизни Союзного государства любителям и борцам за гендерное равенство опасно. На чувствах принадлежности к своему народу играют злые силы. Реальные, сложившиеся за века отношения между людьми, надо беречь. Это самое ценное, что нужно каждому человеку и обществу в целом.
Зашли в супермаркет Бреста. Светлое многолюдное помещение, в основном молодые светлые оживленные лица. Покупаю мороженное, русские рубли в расчёт не берут. Достаю карточку Мир. Вспоминаю, что несколько лет назад в Белоруссии можно было в кафе и магазинах рассчитаться и российскими рублями. Или такого не было…
Еще один факт, который напоминает о том, что мы, по крайней, мере не у себя дома. Подошла в общественное место, стоит небольшая очередь, звучит бодрая, задиристая песня в исполнении юной девушки. Припев запоминается ключевым словом – Я Беларусачка!
Большой выбор подарочных конфет на витрине кондитерского киоска. Обращает на себя внимание коробка конфет, выставленная на видное место, читаю название, написанное крупными буквами по всей ширине коробки – БЕЛАРУСАЧКА. – Цена доступная. Купила своей подруге, родители которой происходили из этих мест.
В Белоруссии мы были одни сутки. Нам несколько раз такими знаками напоминали, что мы не в России. Испытываю разочарование. Много лет мы слышим, что живём в Союзном Государстве, но мы по привычке считаем, что как и раньше, в национальных отношениях проблем нет.
Мы помним еще совсем недавно, как молодые эмансипированные женщины стояли вдоль улиц Минска, недовольные политикой Президента Белоруссии А. Лукашенко. Их лидерша Тихановская создала в Европе теневое правительство, и видимо, надеется на определённые слои населения внутри республики.
Женщины-борцы, далеко не новое явление. Феминистки, среди которых есть личности с сильным характером, фанатки, которые не признают традиционную роль мужчины в семье и обществе, и борются за гендерное равенство. При различных физических и зачастую интеллектуальных возможностях женщин и мужчин. При этом игнорируют тот факт, что их защищают белорусские и русские мужчины в военной форме.
Женщины революционерки и террористки в начале двадцатого века в России много бед натворили.
Белоруссия – это славная, верная, надежная, красивая, родственная земля! Обращаюсь к молодой девушке, которая горделиво поёт, что она беларусачка.
Дорогая юная, белорусочка, я русская, мы сестры, люблю тебя, верю в искренность твою и дружбу нашу!
Чувство национального достоинства – это естественная составная часть достоинства личности, в которой главное – это уважение к человеку любой национальности без намека на какую либо исключительность или превосходство.
Мы живем в едином Союзном государстве, которое охраняет нас всех на равных, независимо от того, кто, где родился и какой национальности.
Валентина Дионисиевна Штраус, юрист
6.
Теперь ситуация уже давно развивается в правильном русле.
Причем на русском языке de facto говорит - и не дома, а везде, - порядка 97-98% населения. Сюда относится также порядка 25% деревенского белорусского наречия (фиксируемого качестве белорусского языка), среди носителей которого как раз русофобии вообще почти невозможно встретить (разве что в приграничном регионе за Неманом, где много католиков).
5. Мы живем в едином Союзном государстве Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/02/12/belorusochka
4. Ответ на 3, Р.Б.Павел:
3. Несколько лет назад в Белоруссии можно было в кафе и магазинах рассчитаться и российскими рублями
2. Абсолютно не согласна, часто бываю в Минске
Да, там тоже есть внутренние враги. Они могут, например, в своем книжном магазине продавать слишком много книг о польском владении белорусскими территориями, или в музее такой деятель может с особенным придыханием говорить о Польше, но это частные случаи, это не политика государства! У нас тоже в Питере в Петропавловской крепости сидит армянин - непонятно, даже может и не гид, а охранник, и лает на Екатерину - всем рассказывает какая она развратница, глумится над русскими государями. Но это же не Кремль его так научил...
Народ Белоруссии свой выбор в пользу России сделал в 2020 году. Не поднялся против Лукашенко и России. Так что давайте аккуратно будем писать, после реального исследования страны, а не "мне показалось". На Белоруссию до 2020 и так в российских СМИ было вылито столько помоев (это делали либералы и иноагенты).
1. Не об этом надобно беспокоиться
Другое должно беспокоить: искажённая белорусская историография. В которой большинство городов называются "в прошлом - польские"; поляк Тадеуш Костюшко назван "великим сыном белорусской земли", в стране упрямо возрождается культ Радзивиллов и Сапегов, печально известных в русской истории средних веков, а на воротах музея в Ружанах красуется наглая надпись «Здесь назначали ставленников на Московский престол»... Печалит, что работоспособная молодёжь, желающая побольше заработать, чаще думает о Польше, нежели о России.
А мне так и ни разу не удалось вызвать на откровенный разговор беларусов - они с опаской и настороженностью относятся к попыткам разговоров по душам о вековых духовных связях Святой Руси и Руси Белой...
см. моё "Историческое исследование "Беларусь - Белая Русь. Фотоальбом 2018".
https://ksanytch.ru/Belarus2018.shtml