В канун Рождества Христова в Литву прибыл эстонский иеромонах Иустин (Кивилоо) из Эстонской апостольской церкви (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата, которого патриарх Варфоломей назначил руководить созданным на территории Литвы собственным экзархатом.
«К встрече высокого гостя в городе не подготовились. Не было даже храма. За помощью обратились к местным католикам – те любезно предоставили для первой литургии столичный Тринопольский костел. Но нужны были еще прихожане и духовенство. С горем пополам нашлись и они – добровольцы из здешней Виленско-Литовской епархии РПЦ. Однако священнодействовать все равно нельзя. Оставляя за скобками комичность религиозного эклектизма, ситуация в прибалтийской республике серьезная. Налицо явное нарушение канонов. Говоря простым языком, в одной стране не может существовать двух параллельных православных структур. Но Константинополь поступился духовным в угоду светскому», – справедливо отмечается в связи с этим в материале РИА Новости.
Напомним, что Литва является канонической территорией Русской Православной Церкви. Здесь на законных основаниях существует Виленско-Литовская епархия РПЦ. Но Константинополь давно стремился влезть на чужую территорию, провозгласив своей канонической территорией всю планету.
Новоназначенный экзарх Константинопольского патриарха в Литве иеромонах Иустин (Кивилоо) после прибытия дал развёрнутое интервью литовской прессе.
Центр «Хризма» в тлг-канале отметил знаковые моменты интервью:
1. Сейчас в Литве 10 приходов Константинопольского патриархата. Уже составлен Устав экзархата и ориентировочно в феврале он должен получить государственную регистрацию.
2. Сейчас службы идут в протестантских и католических храмах. Есть планы строительства в Вильнюсе кафедрального собора, власти уже предложили место. Средств нет, идёт поиск меценатов (если речь зашла о кафедральном соборе, значит главой экзархата все же будет епископ. Возможно, на повышение пойдёт сам Кивилоо).
3. В Литве будут две параллельные юрисдикции. Кивилоо заявляет, что не планирует враждовать с Литовской епархией РПЦ и намерен встретиться с митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием.
«В Литве – я об этом слышал – говорят о том, что надо отобрать русские церкви. Я категорически против. Нам надо построить собственные», – заявил он.
А вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в интервью РИА Новости заявил, что литовское государство вряд ли пойдет на обострение конфликта и не станет оказывать давление на православное духовенство. «У них весьма неплохие взаимоотношения – никаких громких эксцессов и противоречий за последние годы не было. Отнять храмы у Литовской епархии довольно трудно – она владеет ими на правах собственности», – поясняет эксперт.
А главное, продолжает он, клир и паства митрополита Иннокентия четко дали понять: порывать с Москвой не намерены, но хотели бы повысить статус до «автономии». До созыва Архиерейского собора Русской Православной Церкви этот вопрос повисает в воздухе. В свою очередь, и Константинополь занял выжидательную позицию – нужно понять, насколько рентабельной окажется афера с литовским экзархатом.
Напомним, что 29 июня 2022 года митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Церковный суд установил, что бывшие священнослужители в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата. При этом было отмечено, что церковный суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права.
Однако Константинопольский патриархат своим решением восстановил бывших священнослужителей в сане, чего не имел канонического права делать.
Руководство Виленской епархии это решение не признало. Лишение сана – не дисциплинарный, а религиозный акт. Окончательный и бесповоротный. Извергнутые не подлежат восстановлению: они миряне и останутся ими, «даже если дерзнут облачиться в церковные одеяния».
Тем не менее, в марте 2023 года патриарх Варфоломей и премьер Литвы подписали документ о создании экзархата Фанара. Туда вошли 5 бывших клириков Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви, которых митрополит Иннокентий лишил сана – протоиреи Владимир Селявко и Виталий Моцкус и священники Виталий Даупарас, Гинтарас Сунгайла и Георгий Ананьев.
И вот в Литву прибыл глава нового Константинопольского экзархата эстонский иеромонах Иустин (Кивилоо). Ожидается, что экзархат Фанара в Литве будет зарегистрирован как религиозная организация в соответствии с законодательством страны.
Напомним, что 16 марта 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви обсудил предоставление статуса «самоуправляемой Церкви» в Литве и отложил рассмотрение её статуса до Архиерейского собора. Еще в 2022 году руководство Виленской и Литовской епархии обратилось с ходатайством в Священный Синод Русской Православной Церкви с просьбой о предоставлении ей статуса самоуправляемой. Теперь, видимо, требование превращения Литовской епархии в автономную церковь со стороны руководства епархии станут более настойчивыми.
Высказывается обоснованное предположение, что очередная церковная буза, начатая патриархом Варфоломеем в Литве, имеет дальний прицел. И нацеливается Варфоломей не на Литву, а на Белоруссию. Дело в том, что в Литву сбежали несколько либеральных священников Белорусского экзархата, после того, как экзарх Белоруссии митрополит Вениамин начал наводить порядок в церковной жизни республики. Весьма вероятно, они пополнят штат нового экзархата.
Но дело даже не в сбежавших белорусских священниках. Цель более глобальная, нежели получить в составе Фанара еще одну мизерную по численности верующих структуру.
Напомним, что формальным основанием церковного разбоя на Украине со стороны Константинопольского патриархата, стало возвращение к ситуации до 1686 года, когда был издан указ святейшего патриарха Константинопольского Дионисия IV, принятый всей полнотой Православной Церкви, о передаче Киевской митрополии в церковное управление Москвы. В 2018 году Варфоломей бесчинно отменил указ более чем трёхсотлетней давности и возвратил Киевскую митрополию в своё ведение. Но поскольку из законных православных архиереев и священников Украины к Варфоломею никто не пошёл, из раскольников и самосвятов была учреждена «Православная церковь Украины», которая сейчас занимается форменным разбоем на Украине.
И дело в том, что в состав Киевской митрополии на момент 1686 года входили и территории Белоруссии, вот на них, собственно, и покушается Варфоломей. Ему не нужна маленькая в основном католическая по вероисповеданию Литва с небольшим числом православных, ему нужна православная Белоруссия.
Редакция Русской народной линии
1.