1 января 2024 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, состоялся двадцать четвертый по счету крестный ход православных трезвенников. Крестные ходы в первый день гражданского нового года в главном духовном центре Санкт-Петербурга уже давно стали благочестивой народной традицией.
Священники, окормлявшие крестный ход, приветствовали верующих пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» Несмотря на сильный мороз и высокие снежные сугробы, в молитвенном шествии приняло участие большое количество православных, прежде всего, представителей различных трезвеннических общин города и области. Были среди молящихся и прихожане храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, настоятелем которого является старейший клирик епархии митрофорный протоиерей Иоанн Миронов. На крестном ходе, в братском единении, сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия! Символично, что в первый день нового 2024 года после многочисленных пасмурных дней в северной столице, наконец, выглянуло солнце, исчезли тучи, небо прояснилось.
Как обычно, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Во время церковной службы и каждении на могилах воздух, при почти полном отсутствии ветра, наполнялся чудным благоуханием.
Протоиерей Максим Плетнев, руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга, произнес после литии пастырское слово:
«Мы с вами собрались, чтобы здесь помолиться, чтобы начать год с молитвы. Благослови нас Господь, благослови наши благие начинания! Конечно же, с радостью мы будем молиться о трезвости, о трезвении, о победе над страстями и, в конечном итоге, над смертью. И уже по традиции, а уже третье десятилетие существует эта традиция, – мы будем молиться на могилах праведных трезвенников нашей епархии. Сейчас мы отслужили литию на могилке отца Александра Рождественского, священника Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. Далее мы помолимся на могилке митрополита Иоанна и на могилке Владимира Алексеевича Михайлова, одного из тех людей, которые возродили православное трезвенническое движение в России.
Священник Александр Рождественский был совершенно удивительным человеком. Вот сколько нам лет? Как правило, много, и мы в основном уже немолодые люди. А священник Александр умер молодым, но так много в этой жизни сделал! И более чем через сто лет мы вспоминаем его подвиг. Я каждый раз удивляюсь количеству обществ трезвости, которые тогда существовали. Какая это была мощная работа, какая мощная молитва была у этого священника, молитва трезвости! И поэтому мы не случайно здесь сегодня молимся и вспоминаем добрым сердцем священнослужителей и мирян-трезвенников, которые являются уже для нас фундаментом, основанием для нашей трезвости».
Затем крестный ход двинулся к могиле приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в феврале 1993 года, благословил основателя одного из старейших православных обществ трезвости, клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на руководство клубом. На могиле владыки литию отслужил настоятель храма св. равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области иерей Евфимий Добрянский.
По окончании литии священник произнес краткую проповедь:
«Мне удалось лично общаться с владыкой Иоанном всего лишь один раз. В свое время с ныне покойным Владимиром Николаевичем Глинским, руководителем общества православных трезвенников Братца Иоанна Чурикова (+16 апреля 2021 г.), мы были на приеме у митрополита и просили, чтобы зарождавшиеся тогда общества трезвости Петербурга окормляли священники-трезвенники. Когда с этой просьбой мы обратились к владыке, то он сказал нам, что на всю епархию есть только два священнослужителя-трезвенника – отец Александр Захаров и сам владыка Иоанн. Прошло 30 лет, и ситуация изменилась, сколько появилось священников, ведущих трезвый образ жизни и окормляющих общества трезвости в нашей епархии! Значит, семя трезвости дало добрые всходы!
Часто говорят: "Как встретишь Новый год, так его и проведешь". Можно встретить его с Господом, а можно, пребывая во грехах. Так будем же пребывать с Господом! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проникновенную проповедь после литии произнес священник храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще иерей Сергий Учанейшвили:
«Вечный покой душе усопшего раба Божия Владимира! У Бога все живы! У Бога нет мертвых! А такой человек, как Владимир Алексеевич, еще и оживил многих людей, которые были уже на шаг от геенны, и выдернул их оттуда, из преисподней – и не только в нашем городе, не только в храме "Неупиваемая Чаша", в обществе трезвости, которое существует в Петербурге, но и по всей России, ибо было создано всероссийское трезвенническое движение во имя Иоанна Предтечи. Владимир Алексеевич доезжал до самых дальних пределов нашей страны – ездил и в Екатеринбург, и в другие города, и, как Предтеча, трезвил людей, расталкивал их, чтобы они просыпались, чтобы они просыпались от этой пьяной жизни, чтобы они выдергивались из всего этого болота. И ему это, слава Тебе, Господи, удавалось. И, слава Богу, что у нас есть такой центр трезвости, как завод АТИ. Казалось бы, асбесто-технические изделия: что тут может быть связано с трезвостью? А вот тебе и здрасьте: есть! И там есть голос православный – Православное радио Санкт-Петербурга, на котором Владимир Алексеевич вещал многие годы, и тысячи людей услышали этот голос. И даже сейчас, когда он уже на небесах пребывает с Господом, его голос спокойно звучит, потому что был записан на радио, и мы можем слушать его выступления и переслушивать их, издавать и переиздавать. Эти бессмертные творения, проповеди, которые отрезвили в нашей стране многих! Я не знаю, кто еще может так же послужить Богу, как он послужил, но для нас он является примером, как можно в этой жизни послужить Богу на этом непростом поприще отрезвения вокруг нас живущих людей.
Пьянство для России – это одна из самых больших проблем. Россия – северная страна, а северные люди очень быстро спиваются. И когда бравируют тем, что, мол, русские люди хорошо пьют водку и прочее, – всё это глупости. Посмотрите вокруг себя: сколько разрушено семей, сколько погибло людей на этом пути! Посмотрите – тут есть разная статистика – но каждый год около 50 процентов людей попадают в тюрьмы по пьянке, по пьяному делу. А дорожно-транспортные происшествия? Ежегодно миллионы людей умирают в этих происшествиях, и опять-таки около половины, плюс-минус, всех этих жертв могло бы и не быть, если бы люди были трезвыми за рулем или не попадали бы под колеса. Стоит ли того пьяное зелье, чтобы мы теряли бесценные души наших сограждан? Людей нужно родить и воспитать, но в конечном итоге многие их них куда уходят? В преисподнюю.
Владимир Алексеевич на этом пути был как бы новым апостолом. Для нас с вами он пример, что в этой жизни можно, в первую очередь, своим собственным делом утверждать трезвость, а, во-вторых, своим горячим словом, своей жизнью можно проповедовать трезвый образ жизни. Если мы с вами будем привлекательными как трезвенники для других людей и не будем каким-то жупелом, который станет внушать страх другим людям, тогда мы сможем утвердить трезвый образ жизни.
К сожалению, нас, священников-трезвенников, очень мало. Когда мы приходим на братские советы, то видим там отца Максима и буквально нескольких священников, которые, как бриллианты, а остальные, к сожалению, пока что еще не примкнули к трезвенническому движению. Но я еще надеюсь, что, как сказано в Евангелии, отрывок из которого мы читали вчера, как закваска, положенная в муку, заквашивает всё, так и мы с вами, наша малая рать, братия наша, заквасим и нашу епархию, и нашу городскую и областную братию. Есть фестиваль "Трезвая волна", который затеял отец Максим с братией и который существует уже шесть лет, и я надеюсь, что эти трезвые волны куда-то покатятся, вплоть до Дальнего Востока, до Калининграда, до Сочи, до Мурманска, и как-то смоют волну гадости, которая в нашей стране уносит жизни тысяч, а, может быть, и миллионов людей. Я очень на это надеюсь.
От каждого из нас с вами зависит, как это будет происходить. Мы с вами сегодня проходили сюда мимо могилы Федора Михайловича Достоевского, который сказал удивительную вещь: "Живи так, как если бы от тебя зависели судьбы всего мира". Как мы должны жить? Да так, чтобы всему миру были примером. Как сказал батюшка Серафим Саровский, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Мы должны стать ярким примером хорошей трезвой жизни, яркой жизни, когда можно жить трезво и не думать о том, как эту жизнь прожить с удовольствием. Но какое может быть большее удовольствие для православного человека, чем жить со Христом, внутри себя, как после причастия сегодня, или вообще в этой жизни и через себя, через свои глаза, через свои поступки транслировать Христа в мир? От нас с вами зависит, будет ли трезвых людей в нашей стране больше. Спасибо Федору Михайловичу за такое наставление, и Владимиру Алексеевичу, который все это претворил в жизнь, тоже».
Затем по старой традиции, установленной в свое время В.А. Михайловым, все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.
Православное трезвенническое движение в нашей стране продолжает развиваться. Конечно, нам еще очень далеко до дореволюционного уровня, когда в стране существовало более двадцати тысяч обществ трезвости, братств, чайно-столовых и т. д., которые в процессе своей работы привлекали в свои ряды значительное количество страждущих от порока пьянства русских людей, вели активную трезвенническую работу, опираясь на идеалы Православия. Необходимо продолжить дело возрождения славной традиции православной трезвости. Вопрос становится особенно актуальным, учитывая, что за последние годы, согласно статистическим данным, вновь возросло потребление алкоголя на душу населения (что, как полагают, связано с крупными общественными потрясениями – пандемией коронавируса, а также трудностями, которые испытывает государство и общество в связи с военными действиями на Украине и на юге России и введенными против нашей страны западными санкциями). Утверждение Православной веры и трезвости призвано стать действенным препятствием разрастанию тяжкого порока.
Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н., доцент, выпускающий редактор «Русской народной линии», специальный корреспондент газеты «Трезвение» в Санкт-Петербурге