О социализме

К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода

Автокефалия на Украине  Новости Украины  Украинская православная церковь (УПЦ МП)  Православный социализм  Русская цивилизация и Запад 
0
561
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Сначала – о методологии. При рассмотрении социально-политических вопросов нами используется не привычный формационный, а цивилизационный подход. Напомним, что согласно данному подходу цивилизации (суперэтносы) – это живые организмы, которые имеют свой срок жизни. Иногда они обновляются (Китай, Индия, Персия), но чаще исчезают (Др. Египет, Вавилон, Др. Рим, Византия и др.). Для нашей же темы важен тот факт, что во всех цивилизациях в заключительный период их существования (в фазах инерции и обскурации) люди начинают отказываться от духовных ценностей и стремиться к ценностям материальным. Вместо Бога поклоняться деньгам. Где-то больше («Запад»), где-то меньше («Восток»).

Согласно марксистскому экономическому подходу развитие производительных сил неизбежно должно привести к мировой коммунистической революции и дальнейшему объединению всех людей в одно безнациональное и безрелигиозное целое. А поскольку цивилизации-суперэтносы, со своими культурами, данному процессу мешают, их следует «преодолеть». И это будет – прогрессивное развитие.

Согласно цивилизационному подходу – экономика всегда вторична, а слияние наций в принципе невозможно. Если все люди сольются и станут одинаковыми («приятно-смуглявыми»), то никакого развития не будет. Будет конец человеческой истории на планете Земля. (С точки зрения метафизической – Новый Вавилон и приход антихриста).

Таким образом, мы имеем два совершенно разных подхода: 1) от природы и ее законов и 2) от человека, покоряющего природу (экономика и пр.) – смешивать которые, в их концептуальной части, нельзя. В том числе при «критическом анализе». Иначе получится говорение на разных языках, или «сумбур вместо музыки»…

Общеизвестно, что Маркс писал свою теорию для Западной Европы. И только позже признал, что есть еще, оказывается, «азиатский способ производства». Маркс глубоко изучил современный ему западный капитализм (XIX в.) и предсказал его системный кризис. Хотя, по справедливому замечанию профессора Катасонова, Маркс в «Капитале» описал не весь капитализм, а только его торгово-промышленный сегмент. Есть версия, что левый глобалист Маркс во вторую половину своей жизни был связан с кланом правых глобалистов Ротшильдов (впоследствии – спонсоров «мировых революционеров») и получал от них финансовую помощь. Вероятно, поэтому Маркс в своих трудах крупный ростовщический капитал как бы «не заметил». А ведь банковский капитал и был на тот момент самым «развитым капитализмом»…

Если же говорить об истоках современного финансового капитализма, то он явился порождением протестантского и иудейского проектов (М. Вебер и В. Зомбарт), которые в XX в. окончательно соединились (Фининтерн плюс). А к началу XXI в. – уперлись в тупик. Плотно уперлись! Это к вопросу о войне на Украине, Ближнем Востоке, и далее везде.

История показала, что, правильно предсказав кризис капитализма, Маркс ошибся в прогнозе. Возможно даже, сознательно «ошибся»… По его теории (именно теории!), на смену капитализму должен прийти более совершенный строй – коммунистический… Но он не придёт. На наших глазах наступает «Закат Запада». Европейский виток этногенеза завершается, Западная цивилизация уже вступила в последнюю фазу этногенеза. На смену буржуа придут не пролетарии, а субпассионарии. Они уже идут. Вместе с извращенцами и пр. «меньшинствами». А мигранты – следом. Будущее Европы – это Еврохалифат. (См. в кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения»; гл. «Фаза обскурации», и ст. «Пассионарность» (окончание)).

Историческая практика показывает, что социализм бывает двух типов – социализм от недостатка, назовем его – мобилизационный и социализм от избытка, назовем его – инерционный. Примерами первого служит Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лат. Америка, по Гумилёву – фаза подъема, и Россия в сталинский период – фаза надлома. Примерами второго – развитые страны Запада («шведский социализм» и пр.) – вторая половина XX в. – конец фазы инерции. (См. Кривую этногенеза).

Это два совершенно разных социализма.

1) Мобилизационный социализместь способ существования в экстремальных условиях начала-середины этногенеза в эпоху глобализации (XX в.).

Можно назвать такой социализм «пассионарным», призванным обеспечить защиту и укрепление развивающейся (в фазе подъема) или ослабленной (в надломе) этнической системы, в условиях нарастающего давления глобалистов («мировых империалистов»). Это социализм «движения сопротивления».

В это время идет жестокая борьба за выживание в условиях неразвитости экономики, бедности населения, междоусобиц и гражданских конфликтов. Такой социализм находит питательную почву главным образом в общинных, «сухопутных» цивилизациях. Происходит строительство такого социализма в начале эпохи индустриализации, а не в конце, как это предполагалось у Маркса.

Мобилизационный социализм всегда опирается: а) на идею вождя, б) идею справедливости, в) традиционные ценности: патриотизм, коллективизм, крепкую семью, высокую нравственность и готовность принести себя в жертву ради высокой цели. При этом религия отрицается или отодвигается на второй план.

Кроме того, мобилизационный социализм имеет четкую национальную специфику: в России – русскую, в Корее – корейскую, во Вьетнаме – вьетнамскую, на Кубе – кубинскую и т.д.

Но главное – если посмотреть на развитие мобилизационного социализма в XX веке с позиции цивилизационного подхода (столкновения цивилизаций), то получается, что марксистское учение, разработанное в XIX веке для слабопассионарных стран капиталистического Запада, было взято на вооружение пассионарными народами капиталистической периферии, адаптировано ими к реалиям XX века (глобализация) и… использовано для борьбы с «мировым империализмом», то есть с тем же Западом!

В результате на уровне мировой политики системный капитализм получил системный антикапитализм. Точнее – системный антиглобализм! Таким образом, «змея укусила себя за хвост» – идеология дочернего коминтерновского проекта бумерангом ударила по материнскому, фининтерновскому проекту. И не просто ударила, а очень сильно ударила, задержав открытую глобализацию лет на шестьдесят (до 1991 г.).

Ничего не скажешь, диалектика в марксистском духе! Или в гумилёвском?..

2) Инерционный социализм – есть результат длительного накопления этносом (суперэтносом) богатства. Когда после всех трудностей подъема, перегрева и надлома (через 700–800 лет с начала этногенеза) наступает благополучная фаза инерции, и государство уже может позволить себе отдавать часть накопленных богатств «трудящимся» (а потом – и нетрудящимся). Как писал Гумилёв о периоде процветания в античном мире: «В сытое время цивилизации для каждого найдётся крыша над головой, кусок хлеба и женщина».

Можно сказать, что с привычной, социально-экономической точки зрения, фаза инерции – это капитализм, плавно перетекающий в социализм от избытка. При этом частная собственность сохраняется. Жить при таком социализме очень приятно… Но это – до поры до времени. На смену инерционному социализму приходит другой социализм, назовем его – субпассионарный. Такой паразитический социализм «хлеба и зрелищ» мы видим в фазе обскурации в Древнем Риме. Элементы такого «социализма» мы (пока еще) наблюдаем в странах «Коллективного Запада».

Современные западные «социалисты-еврокоммунисты» из развратной фазы обскурации очень сильно отличаются от социалистов и коммунистов из суровых фаз подъема и надлома (Сев. Корея, Никарагуа, Венесуэла, Россия (при Сталине)). Современные западные «социалисты» борются не за будущее своих народов, а за приближение конца своих народов. Они защищают права субпассионариев, проституток, феминисток, гомосексуалистов и пр. извращенцев. И совсем не хотят защищать всех остальных, нормальных людей от все более возрастающего произвола правящих элит. Напомним, что в последней фазе обскурации антисистемная и субпассионарная (в т. ч. уголовная) психология начинает доминировать как в «верхах», так и в «низах» общества.

И еще один момент. Если мы посмотрим на состояние советского общества в эпоху «развитого социализма» (1970–1980-е гг.), то увидим, что этот период в целом укладывается в предложенную нами схему: Мобилизационный социализм – Капитализм – Инерционный социализм. В миниатюре. Практика показала, что «развитой социализм» в сытое и спокойное время брежневского застоя стал не продолжением, а концом мобилизационного социализма и, одновременно, началом наступления капитализма в России по всему «мелкобуржуазному» фронту. Что и явилось одной из объективных предпосылок либерального переворота 1991 г.

Впрочем, надо сразу оговориться, что предложенное нами деление социализма на мобилизационный и инерционный достаточно условно. В жизни все сложнее. После выхода этноса из экстремального периода в рамках любой динамичной фазы может быть и нечто среднее между ними – полусоциализм-полукапитализм (Китай, Вьетнам и др.). Или исламский социализм в Иране (религиозно-культурный фактор). Или социальное государство в арабских нефтедобывающих странах (религиозно-культурный фактор, плюс богатство в фазе подъема-перегрева). Все это – с учетом фактора Фининтерна и идущей по своим законам глобализации (Новый Вавилон).

Достаточно интересен в этом плане (как конструкт) проект «обновленного социализма», соединяющий в себе национально-патриотическую и социалистическую идеи, и допускающий частную собственность под контролем государства. Так же как и идея «православного социализма» – социального государства с регулируемой экономикой и духовно-нравственной опорой на Православие.

Классический социализм XX века был системой принципиально антирелигиозной, замешанной на материалистическом подходе. (Примечание. В России социалистическая идеология явилась заменителем религии в протестантской фазе надлома. С точки зрения этнологии – это было закономерно, поскольку в полубуржуазной (полутрадиционной) фазе надлома всегда возникает стремление к девальвации религии до уровня этики. Что отражает естественное снижение «религиозного напряжения». В Европе данный процесс происходил в период Реформации в XVI в., в Византии – в период иконоборчества в VIII в.).

Возможно, новый социализм XXI века на каком-то этапе найдет точки соприкосновения с религией. Но… Но в долгосрочной, эсхатологической перспективе на первое место должны выйти чисто религиозные идеологии. Поскольку в планетарном масштабе сатанинской религии глобализации может противостоять только религия. В России – это Православие. И в первую очередь – концепция «Москва – Третий Рим». Никакая другая идеология с этой духовной чумой не совладает! (Поэтому на Украине и начались гонения на УПЦ!) Тем более, что в Православии есть все, что мы относим к «правильной идеологии». Об этом хорошо сказал Федор Достоевский: «Православие – наш социализм!». И еще свое знаменитое: «Русский без православия – дрянь, а не человек».

Делаем вывод. Будущая российская идеология (без которой на данном этапе обойтись нельзя) не должна быть побирушкой по чужим домам; она должна отражать «свое, родное». Во-первых – культурные коды Российской цивилизации. Во-вторых – этнический возраст Российского суперэтноса.

В этнологическом аспекте идеология должна отражать «состояние здоровья» этнической системы на данном отрезке этногенеза, то есть – уровень пассионарности (в т. ч. сколько «буйных» на душу населения?), вектор пассионарности (динамику ее роста или снижения), целостность системы (состояние внутриэтнических связей). Другими словами идеология должна учитывать доминирующие в данной фазе (подфазе) этнический стереотип поведения и ментальность в их динамике.

Для нас – это начальная, полубуржуазная стадия фазы инерции. Когда все – на добротном среднем уровне; без крайностей, как в «левую», так и «правую» сторону. Гумилёв так сформулировал психологическую доминанту этой фазы: «Ну, сколько можно воевать! Дайте пожить спокойно!» (См. ст. «Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва о будущем России»).

Очевидно, что по завершении современного переходного (мобилизационного) периода данная идеология «золотой середины» станет базовым основанием для новой российской идеологии, в которых будет учтен и положительный советский опыт (социализма) и знаменитая триада «Православие, Самодержавие, Народ», которая, по сути своей, не устарела.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Русские – это этнос, суперэтнос или «многонациональный народ» России?
Кому понадобилось записать в русских инородцев и иноземцев
26.07.2024
Из истории антисистем в России. Старообрядцы-самосожженцы. Что это было?
О связи радикальных раскольников с гностическим сектантством и политическим диссидентством
11.07.2024
Об антисоветчиках
Церковных и светских
26.06.2024
О русском этносе и русской эмиграции
Реплика на реплику архиепископа Саввы (Тутунова)
11.06.2024
О капитализме не по Марксу
Или откуда берутся «народы-торгаши»?
01.06.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Автокефалия на Украине
Болгары разгромили «фанарское лобби»
На очереди «голубое лобби»
03.07.2024
Казус митрополита Ионафана
Может ли архиерей, спасая свою жизнь, оставить паству?
28.06.2024
Продолжаются гонения на епископат УПЦ
О судьбе архиереев-исповедников
28.06.2024
Митрополит Видинский Даниил: Благодать Святого Духа в единении, чистоте веры и благочестии
Видинский митрополит Даниил в интервью "Радио Болгария"
28.06.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Имперский военный социализм в российской перспективе
Стране потребны путеводный православно-имперский курс и полноценная всеобъемлющая стратегия национального развития
18.07.2024
На Украине больше не будет места смертоносному трезубцу
Сквозь слёзы, копоть, гарь, лютую ненависть войны станет проступать восхитительный, живущий в сердцах украинцев образ, мистическая мечта, которая когда-то сделала Киев матерью городов русских
18.07.2024
«ЕС пытается как можно дольше продлить украинскую агонию»
Цель одна – додержать умирающую Украину хотя бы до конца текущего года и попытаться убедить российские власти и народ, что выход один – мириться на условиях Запада
18.07.2024
Все статьи темы
Украинская православная церковь (УПЦ МП)
Украинские депутаты бояться креста, как чёрти
ладана: Нардепы почуяли зраду, увидев православные кресты в Раде
26.07.2024
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
В Москве прошёл Круглый стол «УПЦ – коллаборционизм и исповедничество»
24.07.2024
Пётр Порошенко призвал Майкла Джексона на
борьбу с Церковью. Что решала Верховная Рада перед каникулами?
24.07.2024
УПЦ больше не празднует дни икон Божией Матери
связанных с Россией. Воскресная проповедь
22.07.2024
Православную Церковь запретят на Украине?
Почему власть и оппозиция объединились против УПЦ
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32