Отцы и деды в адрес каждого последующего поколения детей и внуков говорили: «Мы в вашем возрасте щи лаптем хлебали, а вы по ресторанам да по картошкам фри пробавляетесь…».
Говорить-то говорили, да только невдомек многим, что планка нравственности, с высоты которой вещали наши «отцы и деды», редко располагалась на одной и той же высоте для каждого последующего поколения.
Другими словами, каждое поколение «отцов и дедов», а также «сыновей и внуков», находятся на своей «лестничной площадке» между «лестничными маршами», спускаясь вниз или поднимаясь вверх, в зависимости от исторических обстоятельств. В Императорской России эта «лестничная площадка» располагалась на высоте, достаточной для благодатного государственного существования страны.
Взлет российского патриотизма во время Великой Отечественной войны обусловил Великую Победу 1945 года.
На какой высоте сейчас располагается «лестничная площадка» патриотизма и нравственности в нашем государстве?
Перенесемся в конец девяностых годов криминального капитализма страны.
«Постсоветский патриотизм, явившийся естественной реакцией значительной части общества, сохранившей в себе душевные качества коллективизма, порядочности и добросовестности, при изменении социальной обстановки от атеистической в советские времена до прямо-таки сатанинской в последнее двадцатилетие, проявил и естественный же инфантилизм, воспитанный этой самой советской властью.
Поэтому нас не должен удивлять искренний гнев некоторых авторов, которые утверждают, что при советской власти было воспитание, образование, комсомол и таких моральных и криминальных безобразий, какими переполнена история "демократической" России, не было».
Или: «Нам советская власть дала образование, и поэтому мы должны уважать ее за это…» и т.д.
Во-первых, должно понимать, что «золотое советское время» опиралось на платформу русского православного традиционного сознания, платформу, умело замаскированную официальной пропагандой, лозунгами и пустыми философско-идеологическими теориями.
Правила, обычаи, традиции человеческого общежития определялись опытом и константами русского культурно-исторического цивилизационного мира.
И в этом смысле процесс христианизации широкой массы населения продолжался весь XX век, ослабевая, может быть, только в периоды сильного угнетения и преследования православного коренного населения. Духовно же народ все советское время ежовыми рукавицами жестко держался в рамках богоборческой революционно-большевистской практики и идеологии с соответствующим «воспитанием» и «образованием».
Вот это-то «воспитание» и «образование» и вымело чисто «горницу души» большой части общества, не посеяв в ней благих зерен. Поэтому многим честным и порядочным, но пока что еще далеким от Бога людям даже и сейчас трудно понять, что творцы «новой» демократической России – выходцы и воспитанники советской системы.
«Сотни тысяч нынешних мошенников, киллеров, проституток, родителей, бросающих своих детей, взяточников, коррупционеров, олигархов, политиков, торгующих интересами Родины, были комсомольцами, коммунистами, членами профсоюза.
Все они учились в советских школах, институтах, университетах, слушали политинформации, проходили курсы политучёбы...
И что самое страшное – они воспитывались в советских семьях» (Алексеев О. «Господи, прости!» // Русский Дом, 25.01.2009). Пустота в душах, оставшаяся от советских времен, если не наполняется Богом, заполняется известно кем – «еще более злейшими бесами»!
Духовный инфантилизм и раздвоенность мировоззренческой доминанты значительной части общества – устойчивое наследие советских времен. И именно оно является препятствием для единения российского общества и выработки алгоритма действий, направленных на конструктивные шаги по государственному строительству.
Таким образом, для выполнения задачи введения в систему школьного и высшего образования РФ уроков нравственного и патриотического воспитания – как трудной и долгосрочной задачи государственного строительства – необходимо готовить методические материалы для преподавателей школьного и высшего образования, совершенствовать информационную инфраструктуру общества – театры, газеты и журналы, телевидение и кино – в нравственном и патриотическом отношении, повышать авторитарный и материальный статус учителей и преподавателей, перекрывать токсичные каналы влияния зарубежных интернетовских платформ и журналов типа «Scopus» и т.д. и т.п.
С Божьей помощью это возможно.
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист, кандидат технических наук