Один день со святым

Духовные очи подвижников видят то, что скрыто от нас…

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры 
0
419
Время на чтение 6 минут
Фото: предоставлено автором

Эти события разворачивались десять лет тому назад, а точнее, в 2013 году. Май месяц на Кубани – прекрасное время года, особенно в горах, и уж тем более в Апшеронском районе, где я тогда и находился. Весеннее ласковое солнышко, чистый прохладный воздух и горные склоны, густо поросшие лесом преимущественно лиственных пород – весь этот колорит дурманит и кружит голову. А также большое количество ручейков и речушек с кристально чистой, холодной водицей, стекающей с высоких горных вершин, которые в это время года местами ещё покрыты снежными шапками – всё это наш Северный Кавказ. Такими пейзажами можно любоваться часами: горные тропы, обрывы и пропасти, непроходимые поляны, поросшие кустарником боярышника и лоскутные покрывала лесных цветов. Глядя на всё это, хочется идти дальше в горы, где открываются новые и новые картины девственной природы Северо-Кавказского хребта. Сюда стекаются не только любознательные туристы, но и пустынножители, ушедшие в затвор от суетного мира, чтобы исполнить свой молитвенный подвиг во Славу Божию.

Я со своими товарищами оказался здесь тоже не случайно, мы забрались в эту дремучую чащу повидаться с отшельником, чтобы взять у него интервью. Эту встречу нам организовал мой друг – житель Хадыженска, с которым мы познакомились в Иерусалиме, находясь в паломнической поездке. Он – человек, как говорят в народе, набожный. Какое-то время даже проживал в монастыре, но вынужден был уйти оттуда для ухода за престарелой матерью. В этой командировке меня сопровождали кинооператор Алексей и Александр – мой постоянный помощник во всех поездках подобного рода. Переночевав в Хадыженске в доме у Олега (так зовут моего товарища), помолившись, позавтракав, загрузив оборудование в багажник NISSAN PATHFINDER, мы в приподнятом настроении отправились на встречу с пустынножителем. Ехали недолго по проторенной среди леса каменистой дороге.

Келья о. Александра меня немного разочаровала, ну не так я представлял жилье аскета, удалившегося от безумного мира для спасения души. Это был заброшенный, полуразрушенный домик, в котором когда-то мирно проживали люди. Вокруг него были ещё несколько сгоревших хат, на пепелище одной из которых возвышалась уцелевшая при пожаре кирпичная печь, с гордо устремлённой в небо трубой. Всё это хозяйство окружал частокол, изрядно подгнивший и покосившийся, но не пострадавший от пожара. Сохранилась и калитка, которая вполне выполняла свою функцию, при этом жалобно скрипя старыми заржавленными петлями. Поверх каждой штакетины была одета ржавая консервная банка, очевидно, для того, чтобы меньше намокали доски забора – по-видимому, это уже было творчество последнего постояльца. Одним словом, пред такой натурой трудно было устоять, расчехлив съёмочное оборудование, мы с Алексеем записали несколько пробных стендапов.

Я горел творческим азартом, мне не терпелось поскорее начать съемку задуманного мною фильма «Отшельники». Но Бог рассудил иначе – отснятые мною в тот день видеоматериалы в хуторе Городок с пустынножителем Александром остались пылиться на полках долгие десять лет. Параллельно мною был отснят ещё один сюжет с пустынножителем Геронтием, и он также лёг на ту же полку. Я взялся за работу над новым фильмом «Воплощённая молитва», который успешно вышел в свет. Как-то на досуге, просматривая видео с пустынниками, мне пришла в голову мысль – а не написать ли мне книгу? В памяти были ещё свежи диалоги с подвижником. Находясь под впечатлением, я сел за клавиатуру и написал повесть под названием «Отшельник» – это самая читаемая моя книга…

А время шло, в августе 2020 г. отошёл ко Господу (теперь я с уверенностью могу сказать Великий подвижник Александр), приняв перед смертью схиму с именем Иоанн. Все эти новости мне сообщал по телефону из Хадыженска Олег. От него я узнал, что Дедушку (так духовные чада называли пустынника Александра) похоронили на кладбище женского монастыря «Фёклина пустынь», которая находится неподалёку от «Оптиной пустыни». Также через Олега на меня вышли духовные чада схимонаха Иоанна, узнав, что у меня имеются видеоматериалы, снятые ещё при жизни подвижника. Нужно было решать, что делать: отдать видео им, либо закончить работу над фильмом самому. Я вспомнил притчу из Евангелия: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

И принял решение закончить фильм самостоятельно во что бы то ни стало, но здесь было одно НО. Сразу планировалось снять фильм об отшельниках, а теперь задача поменялась – нужно рассказать о подвигах и мытарствах одного человека – послушника Александра (в схиме монаха Иоанна), а для этого потребовались дополнительные сведения. И я приступил к сбору материалов о подвижнике. По мере поступления информации постепенно стал складываться духовный портрет смиренного воина Христова. По ходу работы я мысленно возвращался назад, в тот день, который мы провели вместе с пустынником. Это был не тот человек, с которым я познакомился в 2013 году, тогда я многого о нём не знал, теперь же, после его кончины вырисовывалась нижняя, не видимая в то время часть айсберга. Я узнавал всё новые и новые факты из жизни Дедушки и восхищался его смиренным подвигом. «Он был гоним за веру, за Христа и вот теперь он наверняка в Царствии Небесном, – думал я». И тут меня осенило – «Загнанный в Рай» – так я назову свой фильм. На данный момент фильм практически готов и ждёт свою очередь на монтаж, а я включил видео и погрузился в воспоминания…

– Скажите, как давно вы живёте в этом месте?

– Примерно лет десять.

– Давно ли вы приняли монашество?

– А я не принимал монашество, я послушник.

И тут у меня в голове закипели мозги, как так…

– А кто вас окормляет, кто ваш духовный наставник? – раздумывал я вслух.

Тогда я не придал значения ответу, но вот теперь, спустя 10 лет, узнав, кто на самом деле был Дедушка – меня поразило его смирение.

Он мне ответил: «Это у молодых духовные наставники есть, а у стариков всё больше нас спрашивают…».

Человек, к которому за духовным наставлением ехали люди отовсюду, ответил на все мои нелепые вопросы. Мы провели с послушником Александром целый день: записали ёмкое интервью, отсняли его в движении на природе, он смиренно выполнял любую нашу просьбу, затем мы трапезничали под навесом у его кельи и долго беседовали на разные темы и в довершение вместе пошли на службу в храм, который располагался буквально в ста метрах от его жилища. Только сейчас мы узнали, что по его молитвам к одной влиятельной персоне явилась Богородица и повелела ехать в х. Городок к пустыннику и сделать то, что он попросит. По его просьбе и был построен храм. И ещё интересный факт – как мне рассказали, у Дедушки ежедневно было много приезжих, одни уезжали, другие приезжали, а в тот день по его молитвам никого не было – он посвятил весь день нам. И как уместно здесь Евангельское изречение: «И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4:24).

Хочу описать два случая, которые не вошли в мой фильм, но они показывают, что схимонах Иоанн был не простым человеком.

Как-то к прозорливому старцу схиархимандриту Симеону Сочинскому пришли посетители, среди которых был Александр Московский (так Дедушку называли в горах Абхазии). Старец Симеон (Нестеренко) уже не ходил и был прикован к постели. Он спросил посетителей: «А вы кто? Откуда будете?» Дедушка подошёл к старцу и тихонько ответил: «Я Александр Московский». Старец с трудом спустился с кровати на пол, став на колени, сказал: «Так вот ты какой!» – и заплакал…

Километрах в ста от дедушкиной кельи есть небольшая кубанская станица, названия я не стану писать, чтобы после моей «рекламы» тому, о ком я сейчас расскажу, не досаждали. Этот человек – протоиерей о. Николай – мой духовный отец, кстати, он одногодка с моим биологическим отцом. Духовные чада отца Николая из Апшеронска рассказывали: как-то они в начале двухтысячных поехали на остров Залита к Николаю Гурьянову. И когда старец вышел из дому и оглядел паломников, он обратился к Апшеронцам: «А вы зачем приехали? Ведь у вас свой о. Николай есть, у него в лесу в последние времена ещё многие спасаться будут…». Протоиерею в настоящее время 92 года.

В августе месяце этого года я был в Фёклиной пустыни у могилки схимонаха Иоанна (Давыдова), после интервью с монахиней Февронией, которая последние 10 лет жила рядом с Дедушкой, мы какое-то время ещё беседовали, вспоминали Куринку и Городок. Перескакивая с темы на тему, мы заговорили о моём духовном отце Николае, и тут она вспомнила: «А мы с Дедушкой тоже были у отца Николая. У него на столе лежали стопочки листов с напечатанными на них молитвами, и он вместо ответов давал каждому свой листок с той или иной молитвой. Он тогда нам сказал: «Вам отвечу только на два вопроса каждому…». Расставаясь со священником, сестра Феврония ещё что-то спросила у него, на что тот ответил: «Если бы ты знала с кем пришла ко мне… Он гораздо выше меня!» Вот так старцы отзывались о смиренном послушнике Александре ещё при его жизни. Духовные очи подвижников видят то, что скрыто от нас…

Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссёр, писатель, Краснодарский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Малёванный
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
Не дай взломать духовный «аккаунт»
Глубоко будет разочарование заблудших, когда они осознают, что, находясь в пяти шагах от Рая, продали душу дьяволу за миску чечевичной похлёбки
09.02.2024
Не виноватая я…
Утратив одних арт-агентов, пятая колонна пополнится новыми, и это будет до тех пор, пока в самом руководстве ТВ каналов будут тоже агенты пятой колонны
09.01.2024
Божий страх
О важности подготовки к таинству покаяния
04.01.2024
Все статьи Владимир Малёванный
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Русский дух повержен на обе лопатки
На колдунов россияне тратят больше, чем на еду: астрология и нумерология продолжают набирать популярность…
27.12.2024
Мы продолжаем бой за душу человека
О позитивных сдвигах в культуре в 2024-м, о тревогах и планах на 2025 год
26.12.2024
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Сергей Михеев о традиционных ценностях и попытках уничтожить Христианство
26.12.2024
«Важнейшая внешняя угроза – агрессивная экспансия Запада»
Опубликовано Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора
26.12.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12