Твой ангел тебя не слышит – сколько ни зови,
Без веры, ты как без ветра парусник в ночи.
Твой голос разнесся эхом и затих вдали,
Одна под безмолвным небом в центре всей Земли.
Припев:
Боже, дай ей силы все преодолеть,
Дай душе бескрылой снова ввысь взлететь.
Быстротечны дни, мы наполним их
Дыханьем последней любви.
Отрывок из песни Валерия Кипелова, лидера рок группы «Ария». Слова: Маргарита Пушкина, музыка: Андрей Голованов, Валерий Кипелов.
Валерий Кипелов – значимая фигура в среде рок-музыкантов. Песни в его исполнении слушают миллионы. Хит «Я свободен» знают не только рокмены, но и все, кто хоть немного слушает музыку. Не ошибусь, если скажу – это классика русского рока. Далее, «Непокорённый» – яркая патриотическая композиция в традициях тяжёлого рока. Вот, что пишут о ней в Википедии: «"Непокорённый" – четвёртый сингл российской хеви-метал-группы "Кипелов", написанный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сингл посвящается подвигу ленинградцев, переживших страшные дни блокады и отстоявших свой город и страну».
Рекомендую даже не поклонникам рока посмотреть клип на композицию «Непокорённый» – есть в свободном доступе в интернете. Это достойное произведение – патриотичный текст, профессионально положенный на жёсткие ноты хеви-метал, и всё это на фоне документальных съёмок периода ВОВ. Эти три составляющие, как нельзя, лучше передают всю атмосферу того нелёгкого времени – противостояние русского народа фашизму.
Из классов школы русского рока вышло много ярких музыкантов. Один из них – Дмитрий Варшавский, советский и российский рок-музыкант, основатель рок-группы «Чёрный кофе». Его композиция «Деревянные церкви Руси» говорит сама за себя: её можно противопоставить заокеанской мистической ереси Ronnie James Dio под названием «Holy Diver». Кстати ещё, Дмитрий Варшавский перепел «Крещенский снег» – песню автора и исполнителя протоиерея Олега Скобли. И это стало как-то закономерно: наши рок-музыканты зачастую используют православные темы в своих произведениях. Что же касается запада, у них в основном всё прямо противоположно – там воспевают князя тьмы. Нет смысла перечислять примеры, там сатанизм сплошь и рядом, и не только в рок-музыке.
Шедевр коллекции русского рока – рок-опера «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова – наш русский ответ на богохульство «Jesus Christ Superstar» (имею в виду только смысловую составляющую). Если кому-то интересно знать, почему я так отзываюсь о рок-опере, которую слушали в 70-х и слушают сейчас миллионы человек. Вот ссылка на мою статью «Злобные игры еретиков».
Кстати, ныне покойный Ken Hensley, лидер Uriah Heep, перепел арию из рок-оперы «Юнона и «Авось» «Я тебя никогда не забуду». Оказывается, наш рок любят не только в России.
И всё же, действительно ли рок-музыка разрушает личность? Я уверен, многие смотрели фильм Павла Лунгина «Остров». Именно после выхода в свет этой киноленты стало широко известно имя рок-музыканта, актёра, певца, поэта и радиоведущего Петра Николаевича Мамонова, сыгравшего в фильме главную роль. Из многих православных ресурсов мы знаем: П. Мамонов был глубоко верующим человеком, и, тем не менее, это не помешало ему играть рок (экспериментальный, психоделический, альтернативный, инди-рок, постпанк, авангард…) до последних своих дней. У Петра Николаевича была солидная коллекция виниловых грампластинок различных музыкальных направлений, в том числе рок, и, как показывает история, личность музыканта от этого не пострадала! Он не сотворил себе из музыки идола – Бог у него был превыше всего.
Бытует мнение, что после долгих лет увлечения рок-музыкой меломан обязательно должен подняться на следующую ступень – окунуться в мир классической музыки. Кратко, что такое классика – это лучшие образцы академической музыки, отобранные временем. Прежде всего, это сложная музыка и не ограничена по времени, как песни. Слушать классику и не любить остальные жанры – это ханжество. Так же, как в живописи нельзя любить один какой-то жанр: мы восхищаемся полотном «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина и К. Савицкого, натюрморт «Сирень и незабудки» И. Грабаря, «Девятый вал» выдающегося художника мариниста И. Айвазовского – такие разные жанры, но какие величественные полотна.
Любящий по-настоящему музыку слушает все стили и течения, хотя бы лучшие образцы. Я люблю рок, джаз, блюз, регги, рэп, классику, народную музыку и так далее. Балет «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского полюбился мне с первого посещения театра. Однако классическая музыка лучше звучит вживую из оркестровой ямы или со сцены, завораживая слушателя мощными всплесками меди, скрипичных инструментов. Звучание симфонических оркестров сложно воспроизвести из акустики, даже если это Hi-end аппаратура, особенно лавинообразные всплески громкости. Поэтому из моей домашней акустики звучит чаще классика в исполнении Richard Clayderman, Yanni, Kenny G, Francis Goya и так далее. Эта музыка имеет электронный окрас, что делает картинку более контрастной для индивидуального восприятия.
Своеобразные обработки классической музыки записала рок-группа Accept. Конечно, отдельных аплодисментов заслуживает гениальный гитарист группы Wolf Hoffmann. Благодаря совместным усилиям музыкантов мир услышал 40-ю симфонию В.А. Моцарта с жёстким акцентом Heаvy Metal. А ещё из-под медиатора злого гения, так называют Хофманна некоторые музыканты, прозвучала композиция «Blues For Elise» – замечательная аранжировка в стиле блюз на классическое произведение Людвига ван Бетховена «К Элизе».
Можно ли рок-музыку считать искусством или нет, это не столь важно, главное, она существует и востребована. Во всех музыкальных течениях и направлениях есть свои шедевры, которые считаются достойными образцами данного жанра, но есть и то, что не хочется называть музыкой вообще. Так и во всём, и в живописи тоже. Взять, к примеру, полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это, несомненно, искусство. А вот полотно Казимира Малевича «Чёрный квадрат» не станет привлекательней от того, что оно тоже считается произведением искусства. Холст Малевича так и останется безумием. Кто со мной не согласен, я приведу реплику из сказки Ганса Христиана Андерсона «А король-то голый!»
И всё же почему мы с таким уважением относимся к классической музыке, что в ней особенного? Классика – мать всех стилей и жанров музыки. Точно так же и фортепиано по отношению к остальным инструментам. Но многие предпочитают гитару или саксофон, или скрипку, и так далее. Классику создали люди, такие же грешные, как все мы, а не боги. Автор статьи «Рок-музыка. Искусство или массовая культура?» упоминает о Роберте Джонсоне. Дескать, известный блюзмен продал свою душу дьяволу в обмен на виртуозную игру на гитаре – камень в огород истоков рока. А как же классика? Известно, что и Никколо Паганини также вступил в сговор с нечистой силой, его даже называли скрипач дьявола. Среди великих гениев были и гомосексуалисты, и самоубийцы. Но прекратим копаться в чужом белье. «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» – слова из молитвы Ефрема Сирина. Не будем никого судить и продолжим разговор о музыке.
Вся светская музыка, в том числе и классическая, соткана из человеческих страстей, либо из пагубных, либо возвышенных. Существует всего семь нот, а сколько эмоций у слушателя вызывают их вариации. И только церковные песнопения пишутся иначе – во Славу Божию, исполняются, славя Бога, и благоговейно воспринимаются – но это отдельная тема. Другими словами, вся музыка, кроме церковных песнопений, – это буря мирских страстей, положенная на нотный стан. Вернемся к статье Александра: «Чрезмерное увлечение роком приведет только туда, куда он и сам пришел – к Slayer и норвежским сатанистам». У меня есть несколько иное мнение по этому поводу. Есть хорошая народная пословица «Свинья всегда грязи найдёт». То, что поёт Киркоров, ни каким боком не касается рока, и это ему не мешает исполнять на сцене сатанинские шабаши – глумление над чувствами верующих. Причём в данном случае рок-музыка?
Зачастую мы слышим от старшего поколения: «Что вы сейчас слушаете? Разве это музыка? Вот в наше время была настоящая музыка!» И если старшее поколение из 70-х, то их музыка была рок. Что они могут порекомендовать своим потомкам: «Для тебя, сынок, тяжёлый рок!» Мне самому в молодости частенько приходилось такое выслушивать от старших. Музыка моих предков звучала в исполнении М. Бернеса, Л. Утёсова, К. Шульженко, если не кривить душою, я тоже слушаю эту музыку – «Утомлённое солнце» особенно часто.
Музыка молодого поколения мне тоже нравится. Естественно, не вся, а более удачные, на мой взгляд, её образцы. С сыном я слушаю Eminem, Kendrick Lamar, J.Cole, BLK ODYSSY. Со старшим внуком слушаю: 24kgoldn, Lil Pump, DMX, XXXtentacion, Saba – ну и в таком плане. Самому маленькому нашему музыканту 7 лет. Он с пелёнок любит музыку. В дошкольном возрасте его песни были из игры «Ведьмак» (ему даже диск CD с ними подарили). Затем он перешёл на прослушивание «Поющих монстров». Сейчас он часто слушает со мной Nazareth, ему больше нравится «Let me be your leader». В машине у меня плей-листы внуков: кого везу в музыкалку, того треки и слушаем. Благодаря «Поющим монстрам» малыш научился петь по голосам. Были случаи, когда, находясь в церкви, он выбирал свою партию и подпевал певчим. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Аксиома – если мы действительно любим друг друга, то должны и уважать выбор нашего ближнего.
P.S. Особенно неприятно, когда в полемику вступают люди, далёкие от музыки, и пытаются выдать своё мнение за общественное…
Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссёр, писатель, Краснодарский край