27 и 28 ноября в Москве прошел юбилейный XXV Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Для того, чтобы «отрефлексировать», иначе говоря – «переварить» всё увиденное и услышанное, конечно же, нужно некоторое время. Но первые впечатления от столь значимого мероприятия возникли у многих участников раньше, чем они смогли составить окончательное мнение о нём, и эти первые впечатления вынуждают их задать вполне конкретные вопросы тем, кто организовывал и проводил ВРНС. Прежде всего, следует сказать о том, что задолго до его проведения в обществе ходили слухи о том, что ВРНС станет чуть ли не Земским собором, и на нём будут выработаны очень важные документы, которые лягут в основу государственной политики, идеологии и управления государством. Хотя эти обещания выглядели весьма сомнительно, но ожидания все-таки были. И в чём-то они оправдались! Однако в целом результат оказался не таким, на который можно было рассчитывать.
Указывать на какие-то возможные ошибки или просчёты в проведенном мероприятии по первым, еще глубоко не отложившимся в памяти, впечатлениям, желания не возникает, потому что дело это очень неблагодарное. Всегда найдутся те, кто скажет, что осуждать со стороны любое действо намного легче, чем попробовать что-то сделать самому. Соглашусь с этим утверждением, и поэтому не буду кого-то наставлять или укорять. Просто попробую поделиться мыслями человека, представляющего категорию граждан, переживающих за свое Отечество, и надеявшегося, что ВРНС оправдает свое предназначение.
Начну с названия – Всемирный Русский Народный Собор. Первые три слова означают, что речь идёт о всём Русском мире, существующим на нашей планете. Исходя из этого, на Соборе мы могли услышать о проблемах и тревогах русских диаспор, проживающих в разных странах: например, в Чехии, Словакии, Франции, Австралии и во многих других. Как они живут, что их беспокоит, и чем мы, как Центр Православного мира, можем им помочь?
Теперь обратимся к значению слова собор. В дореволюционной России собором называлось собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления. Поэтому и участниками ВРНС предполагалось, что основой работы нашего Собора будет рассмотрение каких-то важных жизненных вопросов и проблем общегосударственного масштаба, которых скопилось огромное количество, даже если не говорить о войне на Украине.
От слова собор образовалось и слово соборность, которое русская религиозная философия объясняет как свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Аналогичных переводов в других языках это слово не имеет, поэтому в Европе его значения до сих пор не понимают. Для нас же это понятие связано с представлением о том, что такое русское государство, что такое Русь, которая испокон веков была сильна как могучей властью государей, так и мощью народной общины, которая, в свою очередь, в течение почти всей российской истории, и даже в советское время, была крепкой «нервной системой страны».
История свидетельствует, что все русские Соборы так или иначе решали проблемы общегосударственного масштаба. Например, главной целью Стоглавого Собора (проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Успенском соборе Кремля с участием царя Иоанна Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы) было стремление устранить разночтения в сфере церковной жизни и разрешить важнейшие духовно-бытийные вопросы русского народа.
Другой Собор – Большой Московский, созванный русским царем Алексеем Михайловичем, самый представительный по числу участников из бывших до того в Русской Церкви (проходил с ноября 1666 года по февраль 1667 года под церковным председательством Александрийского Патриарха Паисия, с участием Антиохийского патриарха Макария III и представителей Константинопольского и Иерусалимского Патриархов) кроме суда над Московским Патриархом Никоном уточнил применение ряда канонических норм и провёл отмену некоторых положений прежнего Стоглавого собора.
Имея такие исторические примеры, в нашем обществе присутствовали ожидания, что и нынешний Собор оставит свой след в истории: на государственном уровне будут рассмотрены основные насущные проблемы, существующие в стране, особенно в таких областях, как наука, образование и культура, которые связаны между собой на протяжении всего времени становления и развития российского государства.
Писать о результатах работы одиннадцати секций Собора, наверное, нет особой необходимости. Был ли в ней смысл, непонятно. Судите сами: секционные заседания проводились на различных площадках, но их работа почему-то не транслировалась на всю аудиторию страны. Никаких результатов работы секций в печати или в открытом интернет-пространстве до сих пор не опубликовано, и неизвестно будет ли это сделано вообще.
Зато Пленарное заседание освещалось более чем хорошо, все четыре, прозвучавшие на нём, выступления транслировались по центральным телевизионным каналам. Пленарное заседание юбилейного ВРНС имело особое значение, потому что благодаря ему вся страна услышала обращение к народу Президента страны В.В. Путина и Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла.
Не будем касаться содержания выступлений основных докладчиков, о них неоднократно писалось практически во всех средствах массовой информации, тезисы обсуждались и объяснялись на различных передачах и политических шоу. Напомню только, что Президент страны посвятил своё выступление Специальной военной операции, подробно остановился на характеристике геополитической ситуации вокруг России, сказал о гибридной войне, ведущийся Западом против нашей страны, и на основных военных и военно-политическим проблемах, которые, по его мнению, на сегодняшний день являются главными.
Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе о Специальной военной операции не говорил. Он коснулся роли Всемирного Русского Народного собора для нашей страны, напомнил историю его возникновения и задачи, которые ставили основатели ВРНС.
Но главное внимание Предстоятеля Русской Православной Церкви было обращено на две государственные проблемы. Во-первых, семья и демография. И вторая проблема – неконтролируемая миграция, которая несёт угрозу русскому миру. Первосвятитель сказал, что «ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его культурно-духовного ядра. Сейчас в публичном пространстве популярна идея о том, что мигранты – это конкурентная рабочая сила, а поэтому общество должно смириться с последствиями, которые несет с собой практически ничем не ограниченный завоз иностранной рабочей силы. Но это не значит, эти потоки никак не должны регулироваться и ограничиваться».
К сожалению, на слова Патриарха о проблемах с миграцией Президент никак не отреагировал, ни в своей речи, ни в заключительном слове на прозвучавшие выступления. Почему – непонятно. Возможно, Президент не видит в этом вопросе угрозы государственного масштаба, ведь какие-то меры в этом отношении по линии силовых ведомств – МВД и Следственного Комитета – все-таки принимаются.
И, конечно, главный посыл, который исходил из уст Патриарха, – это раскрытие понятия о Русском мире, о мировоззрении и идеологии. Первосвятитель сказал: «Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народом общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, отчего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения. Подчеркну: именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации, поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях, и наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но все же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплен запрет на установление общей государственной идеологии обязательной для всех.
В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Что может быть лучше, если хотите эффективнее мотивировать человека на созидательные труды, на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность Родине? Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология, не нужно ничего придумывать и изобретать».
Такое четкое объяснение официальной позиции государства из уст Предстоятеля Русской Православной Церкви означает, что и национальная идея, и идеология, о необходимости которых так много говорилось с различных трибун, как таковые в настоящее время нам не нужны, потому что они уже есть. Главное – это необходимость иметь в обществе единство мировоззрения и мотивацию человека на созидательный труд на благо общества.
Здесь вынужден остановиться, потому что подобный ракурс проблемы вызывает крайнее недоумение. И поэтому не могу не согласиться с уважаемым Анатолием Дмитриевичем Степановым, который в своём отзыве на выступление Патриарха написал, что «Мировоззрение никак не заменит государственную идеологию. Мировоззрение – это у людей, а идеология – это у государства. Без идеологии государство неустойчиво».
К этому добавлю, что мировоззрение – это все-таки система взглядов, оценок и образных представлений о мире, месте в нём человека, и его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Понимая это, возникает вопрос, а кто же будет формировать в нашей стране указанное мировоззрение? Кто будет в реальности заниматься этими задачами, если до сих пор в этом отношении ничего сделано не было?
Теоретически предполагается, что это дело государства! Но тогда кем или чем в стране будет создана новая система воспитания? Организацией типа Российской академии образования, Министерством образования или каким-то другим ведомством? И какой будет эта система? Может быть, наподобие той, которая существовала в советское время (только теперь отставая от нее со счётом 2.0)?
Затем будет необходимо выработать новый подход к образованию, потому что воспитание и образование связаны воедино. К тому же у нас за прошедшие тридцать лет ничего существенного, глубокого и серьезного в работе по созданию новой национальной системы образования, в том числе по крайне нам необходимому военно-патриотическому воспитанию молодежи, разработано и внедрено не было.
Как известно, формирование мировоззрения человека происходит через процесс воспитания. И добавлю – образования. Это значит, что и воспитание, и образование надо выстраивать так, чтобы молодой человек получил не только знания, но также четкие ценностные ориентиры, выработал в себе высокие нравственные идеалы и правильные жизненные позиции. Но кто и как этим будет заниматься пока неясно.
В заключение выскажу известную всем истину, которая призывает нас к тому, что в настоящее время, несмотря на идеологические и другие проблемы, нам давно пора объединяться. Следует делать всё возможное, чтобы в обществе не было усталости от войны, и чтобы СВО не превратилась в некую субкультуру, которая интересна только родственникам и друзьям наших бойцов, а также идеологически заряженным гражданам.
Несмотря на трудности, мы верим в будущее нашей страны и надеемся, что с Божией помощью Россия преодолеет все нестроения и скорби, выпавшие на долю нашего народа. Мы надеемся, что духовное и светское руководство страны едиными усилиями разрешит те проблемы, которые мы имеем по всем фронтам, и обратит внимание, прежде всего, на идеологический и информационный. Будем об этом молиться!
Азаров Владимир Алексеевич, член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войн и военных конфликтов
27. Ответ на 26, Лев:
26. Патриарх: "Именно с учетом отрицательного, но все же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплен запрет на установление общей государственной идеологии обязательной для всех. "
25. Ответ на 21, Агафон:
Вот, например, почему нет суверенной Германии, сегодня? Именно в силу этого. А почему в США идет черт знает что? Именно в силу этого. В силу правды, в которую не верят, ибо Модерн показал, что всемирная правда ведет в Войну. Но это - ложь на правду. Это и есть ложь Антихриста, которая погубила правду Еноха и правду Илии - правду Запада и правду России.
Однако сказано, что пророки сии будут воскрешены и поставлены на ноги свои в глазах всего мира. Правда восторжествует в Духе мудрости, которая есть дух видящий свою хитрость.
Мы скажем о своей хитрости прячущейся в правде, они скажут о своей хитрости в своей правде. Но, по праву Победы, мы скажем о правде в которой прячется хитрость, в отношении всей Истории и мироздания, начиная от событий в раю, где, впервые, хитрость стала прикрываться правдой.
24. Ответ на 21, Агафон:
Наша общая и большая проблема в том, что правда не прикрыта мудростью видения своей хитрости. Правда есть, а под ней прячется ее хитрость и нет мудрости, чтобы правда видела свою хитрость.
Есть хороший советский мультик об этом, когда показано поведение коврика, на котором лежит тигр, после того, как тигр ушел по делам.
За счет чего правда может быть, и не видеть своей хитрости? За счет силы власти. За счет власти.
В этом - проблема Советской власти, она же проблема Модерна. Власть есть, власть правды мира - есть, а видения своей собственной хитрости этой правды - нет. Мудрости нет. Поэтому единые в правде, но не видящие своей собственной хитрости, объединенные в этой правде, христианские народы были брошены властями правды в пучину войны, подчиняясь той общей хитрости, к укрощение суммы которой ни одна власть не оказалась готовой.
А СССР победил не в силу мудрости власти, а в силу правды власти. По Православию у нас правда - первородная. Нои у Германии - часть христианской правды и у других. Но ни у нас, ни у них мудрости не было. Поэтому никто не мог укротить Войну, и лишь победить по правде, ценой огромных потерь. Эту правду нужно беречь свято, помня о цене за нее. Но и настало время - укротить хитрость, которая прячется под правдой. Настало время мудрости укрощения Войны. Укротитель Войны - та мудрость, за которой и от имени которой христианский мир соединится в правде Модерна, но уже не боясь хитрости суммы правды.
Правда СССР нужна целиком как она есть, но - обеспеченная силой власти в мудрости видения собственной хитрости этой правды.
23. Не всё потеряно!
Договоритесь с оппонентами. Ну что, со Стариковым разве нельзя найти общий язык? Найдите! Пусть гордыня отойдёт, поработайте...
И тогда на самый Верх.
Храни Вас Господь!
22. Ответ на 21, Агафон:
В раю Адам прямо общался с Богом, до грехопадения. Это как? В духе. В духе чувства и мысли есть одно. Но сами чувства остаются чувствами и не тождественны мыслям, равно и мысли. А вот в духе они - единые. Но хитрость змея, которую они послушали - разъединила дух Адама и Дух Бога. А уже потому, по этой линии раскола, и сам мир, рай и далее Вселенная - стали материализовываться в том смысле, что по своей правде мира, из которой и был создан человек - из земли.
Поэтому, сегодня, надо говорить о единстве двух мировоззрений. О единстве идеализма и материализма.
Вот, например, материя по Ленину - это одно мировоззрение, а схоластика царской России - идеализм, отчасти, несформированный. А надо эти мировоззрения соединить в мировоззрение духа. Но для этого надо увидеть не только Всемирную историю в единстве и противоположности, но указать сотворение мира по Библии и появление материи по грехопадению.
Только не надо объявлять материю злом. Материя - это одна из двух правд, где другая правда есть дух. Но Адам потерял дух первородства в грехопадении, и расколол истину духа на две правды. Ведь так же, только в другой последовательности, Адам был создан из материи мира, которая была продуктом Слова. Это не то, что материя была духом, а то, что в духе человека она была его мыслимым чувством; мир был мыслимым чувством. Так, что Адам не мог сказать само слово - "материальное". У него все было живым - в Слове его ума. И Адам имел свободу поступать как думает его чувство. Ибо от начала, от наивного начала Адама, его ум шел за чувством. А это - не хорошо. Поэтому и была создана жена. Но и дана заповедь. Чтобы Адам овладел первенством мысли над чувством в духе, посредством соблюдения заповеди не есть с древа познания добра и зла.
21. Ответ на 16, Игорь Бондарев:
Весь двадцатый век и ранее, и до сих пор - есть борьба духа и материи, чувства и мысли за истину правды. Но не за истину! Для Модерна правда и есть истина, а это та форма обмана, которая не ведает своего обмана. Отсюда - слепая ненависть к своей противоположности истины, по правде. Путаница невероятная! Ведь и красные и белые воевали за Россию - с одной стороны истинно, а с другой стороны - в ненависти друг к другу. Шире, касаясь христианского мира - это война Германии и России, с одной стороны - за единство духа в Духе Бога, а с другой стороны - в слепой ненависти коммунизма и фашизма духа друг друга.
Есть правда факта и высшая правда морали, нравственности. Забить гвоздь - факт. Совершить поступок - факт. Но далеко не всякий факт есть высшая правда, а вот всякая высшая правда - всегда факт. Например, воскресение Господа, или чудесное насыщение пятью хлебами.
Почему же, например, остается т. Эволюции, если истина всегда обладает фактами? Тем более, что у истины этих фактов больше, чем в случае обыденных фактов правды, которые не всегда могут быть высшей правдой?
У ученых не хватает ума. Высокого ума. Потому, что мешает хитрость. В мировоззрении. А без этого обнаружения число зверя остается в действии, ибо Апостол говорит " Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое...".Дрг.Игорь, из всего текста я понял только это: "Весь двадцатый век и ранее, и до сих пор - есть борьба духа и материи". Но если брать христианство, вне гностических ересей, такой борьбы в нем нет. Это иудейская проблема, таких как Маркс и мн. др. ученых и философов. Может, ты как философ, рефлектируешь в твоем научно-философском поле, борешься, как Дон Кихот с философскими и научными "мельницами". Но христианство, исключая манихейство, и особенно Православие не теряли этого единства. Потому Христос вознесся на Небо в теле. Потому мы чтим мощи Святых. Только христианство против материи как идола, поклонения ей вместо Бога. Высшая форма материи в Православии, это одухотворенная материя. Когда прикасаются к раке Святого и исцеляются.
20. Ответ на 19, Лев:
«Попробую дать определение: "Мировые религии" - это религиозные учения, исповедующие в своих нравственных установках…»
///////////
Не... Не надо. Нравственность оставим «идеологиям».
19. Ответ на 17: "А что – «основные мировые религии» «равнозначны» по духу? В таком случае, о каком «духовном братстве людей» может идти речь? "
Мировые религии имеют различное социальное назначение: буддизм учит достижению духовной свободы (независимость от внешних факторов); христианство учит самоотверженности (на основе культа любви); ислам проповедует "покорность" перед Волей Бога. Но все эти религии имеют общие нравственные черты и потому рассматриваются как мировые.
Попробую дать определение: "Мировые религии" - это религиозные учения, исповедующие в своих нравственных установках взаимопощь между людьми и обращенные с проповедью своей веры ко всем людям, не разделяя их по сословиям, этносам, материальному достатку
18. О мировоззрениях
Мировоззрений всего два. Это мировоззрение людей «рождённых свыше», и мировоззрение людей «рождённых сниже». Почему?
В беседе с Никодимом (Ин.3:1-21), Иисус говорит ему, Никодиму: "истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
Что значит «родиться свыше»? Иисус поясняет это словами: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». – Словами ап. Павла, это люди, «которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим.8:1-9).
Епископ Василий Кинешемский (Преображенский) в своей книге «Беседы на Евангелие от Марка» говорит о «рождении свыше» как о покаянии, которое есть «решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления.
Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог».
Родиться свыше можно мгновенно, подобно разбойнику, распятому справа от Иисуса, который, испытав душевное потрясение, воскликнул: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23:42)».
Какое мировоззрение выберет Православная Россия?