К вопросу о миротворчестве на Украине

Киевской власти и Западу нужно перемирие, нам нужен мир

Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости Киева  Новости США  Новости Украины  НАТО  Новости Сербии  Бывший СССР 
0
173
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

В Европе после начала активной деятельности президента США Дональда Трампа по прекращению войны на Украине возникла идея использования миротворцев в качестве гарантий безопасности для киевского режима. Инициатором ее выступает президент Франции Макрон. Его активно поддержал британский премьер Кир Стармер.

Выступая по французскому телевидению, президент Франции обратился к нации и объявил, что для гарантий мира на Украине, возможно, понадобится «развертывание европейских сил». По его словам, они «не отправятся воевать сегодня… на линию фронта, но они окажутся там, как только будет подписан мир, чтобы гарантировать его полное соблюдение». Как на подобные предложения отреагирует Вашингтон, пока непонятно. Скорее всего, США будут абстрагироваться от участия в этом проекте.

В настоящее время европейских объединенных военных сил не существует. Относительно создания какой-то отдельной европейской армии также можно забыть. В этом направлении усердно поработали англосаксы, лично со многими европейскими лидерами, тогда как перспектива сближения НАТО и Евросоюза очень выгодна Великобритании как стране, вышедшей из этого союза, но стремящейся доминировать во всех европейских делах. Для этого и существует блок НАТО.

Таким образом, участвовать в так называемой «миротворческой миссии» смогут только войска НАТО. Однако они не располагают миротворческими силами, которые, в отличие от штатных армейских подразделений, комплектуются в зависимости от выполнения предстоящих миротворческих задач и без использования тяжелого вооружения. С другой стороны, после окончания «холодной войны», роспуска Организации Варшавского договора в 1991 г. и снижения вероятности возникновения крупномасштабной войны в Европе и мире появилась новая стратегическая концепция НАТО (1991), предусматривающая создание «многонациональных сил» для проведения военных операций НАТО (в том числе совместно с государствами, не входящими в альянс) под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН).

Поскольку, согласно всем международным нормам, для применения войск НАТО в различных точках земного шара требуется резолюция Совета Безопасности ООН, а для использования их в Европе – разрешение от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в НАТО с 1999 года был взят курс на дальнейшую адаптацию военной организации НАТО к изменившейся военно-политической обстановке в мире.

Первое применение военной силы против иностранного государства блок НАТО осуществил 1 марта 1994 года в Боснии. Операция называлась «Намеренная сила». Она была первой крупномасштабной военной акцией в истории НАТО и отличалась тем, что самолеты ВВС Германии, сбрасывая бомбы, наносили по сербам также особый психо-исторический удар, напоминая им о бомбардировках сербских позиций немецкими летчиками в годы Второй мировой войны. Характерной чертой стало тогда широкое использование высокоточных авиационных боеприпасов, потому что две трети всех сброшенных бомб имели лазерное наведение.

Целью операции войск НАТО в Балканской войне была Армия Республики Сербской, присутствие которой в Боснии якобы представляло опасность для зон, где размещались миротворческие силы ООН. В конечном итоге операция помогла достичь Дейтонских соглашений. Но никакого разрешения от ООН на использование натовских войск получено всё-таки не было.

Эта акция устрашения показала всему миру, что США и НАТО впредь не собираются руководствоваться нормами международного права. Вместо резолюции СБ ООН американцы использовали «Меморандум о взаимопонимании между главнокомандующим Объединенными силами НАТО в южной зоне Европы и командующим силами ООН по охране в бывшей Югославии». При этом два постоянных члена Совбеза – Россия и Китай, даже не были ознакомлены с текстом этого документа.

Последовавшие в дальнейшем по всему миру военные действия войск НАТО продолжаются по сей день. Только теперь они классифицируются на Операции по сдерживанию и обороне и Операции кризисного регулирования и реагирования на кризис.

Начиная с момента своего появления, альянс с целью защиты Европы от «красной угрозы» ориентировался на противодействие СССР и членам образовавшейся в 1955 году Организации Варшавского договора. В настоящее время НАТО вернулось к реализации своей основополагающей важнейшей цели – защите свободы и безопасности всех членов НАТО, но уже не от красной угрозы, а от «любой агрессии» России.

Руководство Российской Федерации неоднократно и категорически выступало против принятия перемирия в предлагаемом Евросоюзом формате и размещения европейского миротворческого контингента на Украине, подчеркивая, что такой подход нацелен лишь на продолжение конфликта. Тем более, что подобные предложения делаются без согласия России, что является явным нарушением всех международных норм и законов.

Следует знать, что миротворческие войска может вводить только ООН. Как и прежде эта структура остается единственным универсальным форумом, обеспеченным уникальной законностью, несущей груз международной системы коллективной безопасности и главного элемента современной многосторонней дипломатии.

Именно миротворческие операции ООН являются важным инструментом поддержания мира. Их деятельность регулируется принятой на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, в которых регулярно рассматривается вопрос о миротворческих операциях.

И хотя в миротворчестве ООН имеется немало нерешенных вопросов, эта сторона ее деятельности, призванная привести конфликтующие стороны к соглашению, является важной функцией Организации. Она содействует политическому урегулированию, но не подменяет его. Это принципиальное положение, которое относится к компетенции всех органов ООН.

Миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность государств, выполняя роль нейтральной, третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами.

Чтобы объяснить порядок действия миротворческих сил ООН, постараюсь осветить этот вопрос с позиции человека, который прослужил в четырех миссиях. Прежде всего, необходимо понимать, что для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения Совет Безопасности на основе Устава ООН вправе применять вооруженные силы. Речь идет, в том числе, и о военном принуждении. Так, если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными, оно может выражаться в участии миротворческих подразделений в силовом разделении воюющих сторон. Однако одним из главных условий применения миротворческих сил ООН является желание всех сторон, принимающих участие в конфликте, их использовать.

При наличии этого желания в ООН решается вопрос определения сущности мандата предстоящей операции, где законодательно будут обозначены цели, задачи применения миротворческих сил и каков будет характер будущей миротворческой операции. Например: миротворческая операция по установлению (содействию) мира, операция по поддержанию мира, операция по принуждению к миру, операция по восстановлению мира и т.д.

И хотя мандат в целом принимается Советом Безопасности ООН, его детали и все нюансы вырабатываются уже в недрах Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ). Этот Департамент обеспечивает во всем мире политическое и директивное руководство операциями ООН по поддержанию мира и осуществляет контакты с Советом Безопасности, странами, предоставляющими войска, и сторонами в конфликте в контексте выполнения мандатов Совета Безопасности. ДОПМ проводит работу в целях обеспечения согласованности усилий ООН, правительственных и неправительственных субъектов при проведении миротворческих операций.

Правда, следует признать, что за семьдесят лет своего существования система ООН заметно устарела и в настоящее время требует серьезного реформирования, о чем постоянно говорят руководители многих стран. Главным образом, это касается кадрового комплектования всей системы ООН.

Одной из острых проблем ООН является почти абсолютное преобладание в высшем и среднем звене управления Организации граждан англосаксонского мира, точнее – представителей единой политической элиты Великобритании и США, а также стран Соединённого Королевства (бывшей Британской империи), таких как Канада, Австралия, Новая Зеландия, населённых преимущественно потомками выходцев из Британии, которые всегда находились и находятся в геополитическом противостоянии с Россией. Из этого следует, что у России инструментов влияния на принятие справедливых и беспристрастных решений внутри самой Организации просто нет.

И как здесь не обратиться к опыту прошлого, вспомнить события более тридцатилетней давности на Балканах, когда на территории бывшей Югославии шла кровопролитная война между сербами, хорватами и мусульманами. Особенно кровавой она была в Боснии и Хорватии, на территории самопровозглашенной Республики Сербская Краина (РСК). Тогда для прекращения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Резолюцией СБ ООН № 743 от 21 февраля 1992 года была учреждена миссия UNPROFOR (Силы ООН по охране – СООНО).

Первоначальной задачей миссии был контроль за перемирием между враждующими сторонами в Хорватии и Боснии. Затем решением СБ ООН, принятом 31 марта 1995 года, операция СООНО была реорганизована в три самостоятельные, но взаимосвязанные миротворческие миссии. Одна из них стала называться Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (УНКРО) (англ. United Nations Confidence Restoration Operation in Croatia – UNCRO). Но к предлагаемым ООН решениям по урегулированию конфликта и установлению доверия между сербами и хорватами желания руководствоваться ими у политических кругов Хорватии не было. Оно решило идти путем ликвидации РСК.

В новой миссии ООН хорватскими войсками под руководством американских советников и инструкторов были проведены две военные наступательные операции – «Блесак» (Молния) и «Олуйя» (Буря). В результате этих операций в самопровозглашенной Республике Сербской Краине сначала пала Западная Славония (май 1995), затем подверглась окончательному уничтожению оставшаяся часть РСК (август 1995). Операции привели к исходу из непризнанной республики большинства сербского населения и массовым жертвам среди местных жителей.

В то время мне довелось служить в миротворческих войсках ООН от Украины, в УНПРОФОРе (СООНО), и быть свидетелем уничтожения Западной Славонии в ходе проведения операции «Молния».

Она началась на рассвете 1 мая 1995 года нанесением хорватскими войсками авиационных и артиллерийских ударов, прежде всего по площадкам скопления тяжелой техники Вооруженных сил РСК. Во всем мире в это время праздновался день Международной солидарности трудящихся, который отмечается в 142 странах мира, и мировая общественность была в полном неведении относительно трагедии, развернувшейся в центре Европы. В течение 1-3 мая 1995 года хорватская армия, преодолев оборону сербов, заняла Западную Славонию и ликвидировала эксклав.

До 5 мая хорватские власти не позволяли представителям международных и гуманитарных организаций посещать главные города эксклава Окучани и Пакрац, а также другие места боев. Даже Специальному представителю генсека ООН Ясуши Акаши, намеревавшемуся прибыть в Дарувар для организации эвакуации сербских беженцев, въезд был запрещен. В период запрета все последствия боев в Западной Славонии были ликвидированы, и когда международных специалистов, наконец, допустили в зону проведения хорватской операции, то перед ними предстала одна лишь картина частичных разрушений домов в сербских селах. Жертв атак на местах, среди местного населения, они не обнаружили.

Российская Федерация тогда настояла на срочном проведении заседания Совета Безопасности ООН. Члены СБ были оповещены о событиях в Западной Славонии, но резолюция так и не была подготовлена, хотя Совбез и выслушал сообщения, в которых осуждались военные действия, приведшие к человеческим жертвам и изгнанию сербского населения. Только 17 мая последовала невнятная реакция мирового сообщества. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 994, которая призывала обе стороны к сотрудничеству с миротворческими силами и отводу войск от линии разделения.

Какими же были действия миротворцев в данной ситуации? Во время атаки хорватских вооруженных сил на Западную Славонию личный состав трех миротворческих батальонов, дислоцированных на ее территории, – Третий Иорданский, Непальский и Аргентинский – практически не препятствовал хорватским войскам в ходе их наступления на эксклав.

После операции правительство Сербской Краины создало специальную комиссию, которая должна была установить ответственных за потерю Западной Славонии. Однако ее выводы остались неизвестными для широкой мировой общественности. Краинские сербы также обвинили миротворцев миссии УНПРОФОР в содействии хорватской стороне. Так, по утверждениям представителей краинского правительства, иорданский батальон передал хорватам часть своего вооружения, а аргентинский – открыто сотрудничал с хорватскими подразделениями. Корректными были названы только действия непальского батальона.

Необходимо иметь в виду, что руководство и личный состав всех миротворческих батальонов всегда выполняет указания политического руководства своей страны и действует в соответствии с национальными интересами своих государств, которые так или иначе имеют прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов. Поэтому декларируемый документами ООН принцип беспристрастности в реальности никем не соблюдается.

На территориях, контролируемых миротворцами, имеет место политика двойных стандартов, что отражается на всех уровнях во взаимоотношениях между международными контингентами и местным населением. Так, российские миротворцы всегда благосклонно относились к сербам, миротворцы мусульманских стран – к мусульманам, англосаксы симпатизировали хорватам и мусульманам, но недолюбливали сербов. Эти отношения действуют повсеместно и в настоящее время, во всех операциях ООН, не говоря уже о войсках НАТО.

Поэтому исходящее из Евросоюза предложение о введении миротворческих войск на территорию Украины является неприемлемым условием для России. И если для Киевского бандеровского режима западное миротворчество будет являться панацеей от всех существующих проблем в конфликте с Россией, то для нашей страны это будет означать полное невыполнение запланированных задач по демилитаризации и денацификации Украины, замораживание боевых действий с последующим обязательным возобновлением конфликта в обозримом будущем с совершенно непредсказуемыми последствиями для России.

Нам следует понимать и всегда помнить о том, что само по себе введение любых миротворческих войск на Украину никогда не будет соответствовать интересам России. Наша страна является экзистенциальным врагом Запада, который не собирается устанавливать справедливый и честный мир. И как бы заманчиво ни звучали предложения со стороны Запада об урегулировании конфликта на Украине, западное миротворчество никогда не будет беспристрастным по отношению к нашей стране. Киевской власти и Западу нужно перемирие, нам нужен мир!!!

Продолжение следует

Владимир Алексеевич Азаров, ветеран локальных войн и военных конфликтов, член Союза писателей России, профессор Академии военных наук, кандидат политических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Алексеевич Азаров
Авторитетнейший национальный герой
Сербские учёные о роли В.В. Путина в уничтожении неонацизма на Украине
12.12.2024
Покончить с новой Хазарией – Украиной
Некоторые промежуточные выводы по СВО и событиям в Курской области
04.09.2024
Угроза информационной безопасности России
О террористическом акте в Крокус Сити Холле
04.04.2024
Мысли по проведению Всемирного Русского Народного Собора
Надеемся, что духовное и светское руководство страны едиными усилиями разрешит проблемы, стоящие перед страной
09.12.2023
СВО – война символов и смыслов
Нашему воинству в качестве символов праведной борьбы нужны не столько буквы, сколько более осмысленные традиционные образы, в которых заложен глубокий смысл единства и исторической преемственности героических побед
17.10.2023
Все статьи Владимир Алексеевич Азаров
Освободительный поход Русской армии на Украину
Без понимания сути происходящего невозможно развитие
Хочется верить, что тяжелейшее завершение СВО будет способствовать исцелению нашего народа, обманутого «прелестями» капитализма
20.03.2025
Рейдерский захват русской собственности беспрецедентного масштаба
Почему Россия не реагирует на этот беспредел, угрожающий существованию Русского мира?
20.03.2025
«Трамп вязнет в Украине»
Тактика киевского режима и ЕС означает только одно: война на Украине продолжится
20.03.2025
«Многие ниши заполнены нашими компаниями, они просто молодцы»
О возвращении иностранных компаний на рынок России
20.03.2025
Украинская хунта инспирирует захват храмов
Господь посылает однозначные знамения своего Божественного гнева на Украину
20.03.2025
Все статьи темы
Новости Киева
«Чем дольше Украина сопротивляется, тем меньше Украины остаётся»
Если Зеленский продержится до конца и не изменит своей позиции, то он вынудит Путина занять всю Украину
18.03.2025
Мы за перемирие, но есть нюансы
Классический ответ опытного дипломата
14.03.2025
«Музыка русских сфер»
Русская история идёт по восходящей – от великих потрясений к величию
11.03.2025
Все статьи темы
Новости США
«Угроза для США исходит от самих США»
Российско-американские учения заставят Трампа понять, что такое для России НАТО в Эстонии
20.03.2025
«В США появился ещё один стратегический резерв»
Трамп с помощью крипты рубит сук под названием «доллар США»
19.03.2025
Пепел Газы
У совершившегося есть свои причины и последствия
19.03.2025
Интервью Главы МИД РФ американским блогерам
М.Науфалу, Л.Джонсону и Э.Наполитано
19.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почтовый голубь отлетался
Новый комментарий от Советский недобиток
20.03.2025 16:29
«Угроза для США исходит от самих США»
Новый комментарий от Александр Уфаев
20.03.2025 16:22
Праздник Нашей Улицы
Новый комментарий от С. Югов
20.03.2025 16:05
Как вычислять мошенников, которые наживаются на СВО
Новый комментарий от Сергей из НН
20.03.2025 12:21
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.03.2025 12:10