22 октября в России отмечается один из самых поэтичных праздников – День белых журавлей. Эти красивые птицы стали символом памяти и светлой скорби по павшим воинам. Сегодня мы вспоминаем всех погибших за Россию солдат, в какой бы войне они не участвовали и какой бы национальности не были.
Праздник Белых журавлей появился в Дагестане в 1986 году. Его придумал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов (100-летие со дня его рождения страна отмечала полтора месяца назад). Очень скоро День белых журавлей снискал всенародную любовь и был подхвачен в других регионах нашей необъятной Родины, а в 2009 году 22 октября был добавлен в список международных праздников ЮНЕСКО и стал отмечаться как День солидарности и поэтической песни о погибших солдатах во всём мире.
В культурах разных народов журавль выступает символом священного начала. На Руси журавль считался воплощением терпения и послушания. В японской культуре он связан с благополучием и продолжительностью жизни, а китайская философия видит в нём символ бессмертия. Наша военная литература и кинематограф дают нам в образе журавлей символ бессмертия человеческой души (как тут не вспомнить пронзительный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»!).
В название легли слова из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», в котором поэт представил погибших солдат в виде белых журавлей. Этот образ пришел к поэту, когда он был в Японии:
«Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлём в руках, узнав её историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. … я увидел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не чёрное, как у нас. … ослепшие от атомного взрыва стучат по камням Хиросимы белыми посохами. Белых журавликов вырезала из бумаги маленькая японка, поверившая в сказку. Белой была телеграмма о кончине моей матери, которую я получил в Хиросиме, и там эту утрату почувствовал ещё острее. … когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!»
С момента появления праздника в разных городах стали устанавливать «журавлиные памятники». Первый такой памятник был открыт в 1986 году в ауле Гуниб (Дагестан) – и с тех пор количество подобных монументов в России и за её пределами превысило два десятка. Эти памятники стали символом памяти о павших воинах и символизируют мир и свободу.
Сейчас, когда Россия ведет кровопролитную войну с Западом на Украине, этот праздник, как и народное шествие «Бессмертный полк», наполнен особым смыслом. В этот день мы вспоминаем Дарью Дугину, Максима Фомина, Алексея Мозгового, Гиви, Моторолу, Корсу, Бабая – всех павших за Родину героев:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир
48. Ответ на 26, Русский Сталинист:Сочувствуем мы вовсе не нацистам и милитаристам.
47.
Семён Гудзенко
По городу в пыли кирпичной пленные немцы идут.
С тоскою незлой и привычной о Рейне далеком поют.
И слушают их киевляне, - не слушать ту песню нельзя.
И видят - лежат на поляне расстрелянные друзья.
А немец в дырявом мундире, под стук деревянных подошв,
Поет про фонарь на трактире, про теплый и ласковый дождь.
И слушают их конвоиры, - давно им понятен язык, -
И видят не свет из трактира, а кровью окрашенный штык.
А немцы поют про аллеи, где жены и матери ждут.
И все их немного жалеют и мимо быстрее идут.
1944
Его же.
* * *
Ясладань, Ясберень, Ясапати —
это заумь венгерских сел.
Не карателем, не с проклятьем
я на эту землю пришел.
У меня есть слепая ярость,
на привалах немая боль.
Потому я голодным мадьярам
отдаю драгоценную соль.
И разменивать мне не надо
в доме занятом месть свою.
Потому у меня пощады
и не просят они в бою.
Венгрия
1945
46. Ответ на 44, Полтораки:
Вроде не запрещает. Но есть нюансы.
1) Чем дальше вопрос от евангельской формулировки, тем труднее договориться, чтобы все люди увидели грех и тем более все дружно начали бросать камни. Потому что общество несколько усложнилось в плане институций за 2 тысячи лет. Но если захватить почту, телефон и телеграф, то достижение единомыслия упрощается.
2) Вы наделяете кесарей громадной духовной властью - то есть не только над людьми, но и над тем "что такое хорошо и что плохо". Это сильно не в христианской традиции. В христианских странах сложилось так, что к элите наоборот присматриваются - достойно ли ведет себя - но сама элита никаких ценностей не меняет. Даже перемены последних веков исходили сначала от идей достаточно маргинальных мыслителей, а не от элиты. Государство с вождем во главе - это инновация тоталитарных систем середины 20в, очень нехристианская. Даже в древние языческие времена не так просто найти прототипического царя-жреца.
45. Ответ на 41, Полтораки:
здесь могу только посочувствовать - это значит, Вы пишете далеко не между строк.
Наоборот, Эзоп им фиолетов. Они хорошо знают, какова доля его понимающих.
Советские цензоры были тоньше, тк специализировались на том что только интеллигенция и читала.
44. Ответ на 43, Сергей:
А вот "плохие" ли они (сами люди), это решать оставляют Богу.
Т.е. христианство решает вопрос однозначно в отношении деяний, а не их совершителей.Неужели христианство запрещает называть подлеца подлецом, вора вором, а лжеца лжецом? Вот так новость!
43. Ответ на 36, Полтораки:
Христианство говорит: вот то-то и то-то - грех, чем бы это ни считали иноверцы и неверующие.
А вот "плохие" ли они (сами люди), это решать оставляют Богу.
Т.е. христианство решает вопрос однозначно в отношении деяний, а не их совершителей.
42. Ответ на 37, Павел Тихомиров:
(Мне ответ давно ясен, если что).
"Православный антисоветчик" - это тот, который все время "борется с коммунизмом, но попадает в Россию".
41. Ответ на 39, В.Р.:
40. Ответ на 33, Константин В.:
Ну и какая доля? Начали - договаривайте.
скромная
очень скромная
с японцами, при всей верной союзническим обязательствам жесткости, мы были милее, чем с русскими квжд, чем с корейцами дв (гражданами СССР кстати) да и со многими другими.
они в гулагах и ссылках томились дольше, а японцев отпустили уже к 1950 в несколько заходов.
хотя почитай Потомка - все эти русские белоэмигранты были сплошь фашисты, которых и в топку не жалко
39. Ответ на 36, Полтораки:
Андрей. Именно благодаря этой Вам ненавистной "либеральной этике" Путина Вы можете тут свободно писать, как и все - втч вещи неприятные для власти. Соблюдая лишь минимальные правила - как раз те, которые предписывает ненавистная Вам "юридическая плоскость".