7 лет назад «Русская народная линия» на протяжении почти целого года публиковала дискуссионные материалы по поводу фильма «Матильда». Свое мнение на страницах «РНЛ» выражали ученые и профессиональные критики, публицисты и просто зрители. Однако общий пафос всех этих выступлений заключался в неприятии фильма, признании его кощунственным и клеветническим. Сегодня лавры автора «Матильды» Учителя разделяет другой режиссёр, автор фильма «Микулай» – Рахимбай. И как 7 лет назад в России народ разделился на два лагеря: принимающих и отвергающих «Матильду», либералов и патриотов, так сегодня и общество Татарстана разделяется на тех, кто поддерживает режиссера фильма Ильшата Рахимбая, и тех, кто считает этот фильм провокацией и кощунством. Художественный фильм «Микулай» называют первым серьезным событием кинематографа Татарстана. Но это «событие» стало не объединяющим, а разделяющим фактором не только кинематографа, но и народа Татарстана. В чем же причины этого явления и что за этим стоит?
Режиссер определил жанр своего фильма как «этнотриллер», в основе которого история кряшен. (Кряшены – это православный тюркоязычный, народ, основная часть которого проживает в Татарстане). Действие фильма происходит в вымирающей кряшенской деревне, где остался только один житель – Микулай . Он не хочет покидать эту деревню, потому что не может оставить кажущихся ему живыми своих родных и близких. Событийный ряд фильма – общение Микулая с деревянными куклами. Эти куклы олицетворяют жителей деревни, его родственников и соседей, которые уже умерли. Режиссёр пытается играть на модной сегодня теме общения с «миром мертвых», совмещения реальности и ирреальности, жизни и смерти. В одном эпизоде кукла становится реальным человеком, в другом – человек становится куклой. Реальными кажутся события, протекающие в угасающем сознании человека, уже находящегося в петле. Это кряшенские обряды, которые, по мысли автора, сохранились только в предсмертной агонии умирающего. Режиссёр пытается донести до зрителя скрытую от прямого прочтения идею о том, что кряшенская культура, её образы и обряды уже мертвы. И общение с «мертвыми душами» и «мертвой культурой» становится смыслом жизни «последнего кряшена», а в его лице – и всего кряшенского народа.
Почему кряшены сейчас объединились против этого фильма? Что их так оскорбило и обидело?
В первую очередь – это оскорбление их святынь, всего того, что дорого народу. Одной из героинь фильма является учительница, которую Рахимбай представил в образе женщины с низкой социальной ответственностью. Для кряшен учитель – это всегда очень уважаемый человек, к нему относятся с почтением и благодарностью. А Рахимбай посягнул на эту святыню, изобразив учительницу, как падшую женщину, соблазняющую своих учеников и занимающуюся с ними секс-просветом. Как возможно такое кощунство? В каком больном сознании мог родиться такой образ, порочащий святое для кряшен имя учителя? Разве это не повод – вызвать гневное возмущение всего народа?
Рахимбай в своих интервью объясняет, что главной задачей его фильма было обозначение проблемы вымирания кряшенских деревень. По его мнению, проблема в том, что дети умирают из-за близких родственных связей родителей. Один из героев фильма состоял в интимной связи практически со всеми женщинами деревни, и поэтому рожденные от этих блудных связей дети являются сестрами и братьями, которые потом женятся друг на друге. А рожденные от такого инцеста дети, естественно, умирают. Именно в этом Рахимбай видит проблему вымирания кряшенских деревень. Не экономические и социальные факторы лежат в основе гибели таких деревень, а инцест, по мнению Рахимбая. И выход из создавшейся ситуации режиссер предлагает очень оригинальный. Жена главного героя фильма – Микулая после смерти их маленьких детей кончает жизнь самоубийством. А потом петлю на себя накидывает и главный герой. Таким образом, Рахимбай проповедует суицид, как способ решения проблемы. И это в то время, когда за пропаганду суицида предусмотрена уголовная статья. Как могут кряшены не возмущаться этим?
А образ блудной женщины, которую в фильме сравнивают с образом Богородицы, разве это не оскорбление чувств верующих? В фильме ещё очень много грязи... Как отмечают зрители, они выходили после просмотра фильма с ощущением того, что их облили нечистотами.
Очень знаковой является концовка фильма. Несколько раз говорится о том, что в этой умирающей деревне нет света. Все провода на месте, они просто обесточены. И в самом конце фильма, когда кончает жизнь самоубийством главный герой Микулай – последний житель этой деревни, вдруг зажигается свет. Очень смысловой образ! Зажигается свет, когда все кряшены умерли. Это что - образ «светлой» жизни без кряшен? Не станет кряшен - и появится «свет»!? Это же как надо ненавидеть кряшен, чтобы показывать, что они живут во тьме, а после них наступит светлое будущее. Что это за кощунство?
Образ кряшенского народа в фильме представлен в очень негативных красках, которые вызывают у зрителей, не знающих этот народ, чувство непонимания и неприятия. И именно в этом задача режиссера. А это тоже серьезная статья – разжигание межнациональной розни, унижение и оскорбление целого народа.
Ангажированные критики пытаются доказать, что «творец» имеет право являть себя миру в любых фантазиях. Да, конечно! Но только представлять героем самого себя, свое окружение, свой народ. Ведь это его больная, грешная душа кричит миру о своей боли, о своих проблемах. Но с такими проблемами нужно идти к психиатру или к священнику, к мулле или раввину (кто ему ближе?) Причем здесь кряшенский народ , и причем здесь несчастные зрители, на головы и в души которых выливается эта грязь?
Очень странная позиция государственных, общественных и частных организаций Республики Татарстан, которые финансировали этот фильм. Знает ли об этом руководство РТ, Раис Рустам Минниханов? Ведь это очень мудрый и миролюбивый человек. Когда в 2013 году в республике начали сжигать православные кряшенские церкви, он своим волевым решением остановил этот процесс. Мало того, по его указу за счет бюджета все эти церкви были восстановлены. Сегодня новый пожар. Сжигают уже не церкви, а душу кряшенского народа, того народа, который веками живет на этой земле рядом с татарским народом. Эти два народа научились жить в мире и согласии. И этот мир – достояние Республики Татарстан. Так зачем же такие «деятели искусства», как Рахимбай, разрушают этот мир, сеют рознь между братскими народами?
Не пора ли руководству РТ потушить и этот пожар? А именно – отозвать прокатное удостоверение у фильма «Микулай», лишить его всех премий и наград, а режиссеру сделать серьезный выговор, чтобы и другие задумались о последствиях подобного «творчества». РТ показывает всему миру пример добрососедских отношений своих народов. Пусть же она покажет пример воспитательного воздействия на так называемых «творцов», которые этот мир разрушают.
И правильно делают кряшены, бьют во все колокола. У них беда! Унижают и оскорбляют их народ. И поэтому они обращаются в органы государственной власти и в ведомства культуры, в Общественную палату и в прокуратуру, надеясь найти защиту и поддержку. Мы очень надеемся, что их голос будет услышан, и руководители всех уровней сделают выводы и примут соответствующие меры.
У Ильшата Рахимбая есть два выхода из этой очень непростой для него и всего его рода ситуации. Или игнорировать справедливое возмущение кряшен фильмом «Микулай», и подвергнуться осуждению, если не сказать, проклятию его целым народом, что, безусловно, отразится и на его потомках. Или всенародное покаяние, признание фильма непростительной ошибкой, отказ от его проката и уничтожение всех его копий. И кряшены примут это покаяние, и простят Рахимбая. Ведь это очень добрый отзывчивый любящий народ, недаром его называют «божьим народом».
На телеканале «Союз» вышло уже шесть фильмов о кряшенах с этим названием («Божий народ — кряшены», фильм 1, фильм 2, фильм 3, фильм 4, фильм 5, фильм 6).
Дарья Богуслаева, публицист
2.
1.