25 июля 2022 г. исполнилось бы 93 года со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. Почти 48 лет его нет с нами, а прожил он всего 45… Странной особенностью русской культуры является посмертное признание гениев. Василий Шукшин в истории России – исключение. Он был признан при жизни. Его очень любили и любят русские люди. Он является выразителем мыслей и чаяний русского народа.
Василий Макарович Шукшин стал актером еще в 1957 г., снявшись в эпизодической роли в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», а в 1958 г. уже сыграл главную роль в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». В его актёрской биографии 27 ролей. Он снял, как режиссёр, по собственным сценариям один короткометражный фильм (дипломная работа 1960 г. «Из Лебяжьего сообщают») и пять полнометражных фильмов: «Живёт такой парень», «Странные люди», «Ваш сын и брат», «Печки – лавочки», «Калина красная». Эти фильмы стали достоянием мирового кинематографа.
Василий Шукшин получил мировое признание и как выдающийся русский писатель. Два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», 5 повестей («Там вдали», «Точка зрения», «А по утру они проснулись», «Энергичные люди», «До третьих петухов); 7 киноповестей («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Позови меня в даль светлую», «Печки – лавочки», «Брат мой», «Калина красная»), более 120 рассказов. И это всё за неполные 17 лет творческой работы.
Писатель, режиссер, сценарист, актёр, публицист. Это грани его таланта, его цельной натуры, в которой воплотилась русская душа, отзывчивая и сострадательная. Шукшин был открыт миру во всех своих проявлениях. Он писал, снимал свои фильмы, был актером, выступал как публицист. Он был у всех на виду. И эта его открытость была очень понятна и близка народу. Он любим за широту своей души, за искренность своего творчества, за истинную, а не придуманную или сыгранную любовь к своему народу. Шукшин – это носитель Русского Духа, пример для подражания современникам и потомкам.
Александр Дугин, выдающийся мыслитель и идеолог современной России говорит о том, что сегодня Животворящий Дух уходит с земли, его уже нет в человеческих душах. И человеческие души мельчают, и уже близки к исчезновению. Они не способны вместить Дух, и поэтому человечество становится не только бездуховным, но и бездушным. Это обусловливает переход современной цивилизации в эпоху постгуманизма, где уже нет трепетной человеческой души, могучего и сильного Духа. Продуктом такой цивилизации становится так называемый «служебный человек», биоробот. Вот о таких страшных перспективах человечества предупреждает нас Александр Дугин. Возможен ли выход из этого тупика? Что такое Животворящий Дух? И действительно ли Он уходит с земли? Какое место России и Русского Духа в спасении человечества? И чем нам может помочь Василий Макарович Шукшин?
Обретение душой Животворящего Духа – это голос Бога в сердце человека. А слышит этот голос со-весть, со-ведание Бога. Потерять душу – это значит – потерять совесть. Безсовестный человек становится бездушным. О каком Животворящем Духе можно говорить, если у человека нет совести, способной услышать и вместить этот Дух. Вот почему уходит Дух и мельчает душа. Люди теряют совесть. А человек с совестью всегда слышит голос Бога в своем сердце, и поэтому он не теряет Дух. Таким человеком Совести был Василий Макарович Шукшин. Поэтому его так любили современники и любят потомки. Ключевые слова к пониманию феномена Шукшина в русской культуре – это «олицетворённая совесть русского народа».
Той части человечества, которая не ведает голос Бога в своей душе, не знает, что такое «совесть», очень выгодно навязать свои ценности всему миру, чтобы люди не смогли проснуться и узнать, ради чего они живут на Земле. Из человечества пытаются сделать «электронное стадо». Сегодняшние «правители мира», задачей которых является уничтожение, как они говорят, «самого непокорного народа на земле», проводят над Россией страшный эксперимент. Их задача – подменить истинные духовные ценности нашей культуры, заменить их собственными псевдоценностями так, чтобы никто не догадался об этом. Они думают, что им уже принадлежит Россия, и что уже покорен весь мир. Они выполнили свою миссию. Они уже торжествуют победу. И это правда. Они сделали всё, что могли. Теперь нам, русским по духу людям, нужно делать свою работу.
Пониманию наших задач и способов борьбы с чужеродным игом поможет Василий Макарович Шукшин. Ему, как человеку Совести с искренним и любящим сердцем, были открыты многие истины времени. Его пророческий дар сегодня становится всё более очевидным. Практически всё его творчество, кинематографическое и литературное, пронизано предчувствием надвигавшейся на Россию беды. Любавины, которые пытались построить свое благополучие за счет и на крови других людей. Разве это не сегодняшние нувориши с их полным презрением к людям? А рядом с ними – простой народ, который ищет справедливости, пытается помогать ближним…
Но самое главное, о чём говорил Шукшин, это духовное пленение русского народа. Нам пытаются навязать чужеродные ценности: культ торгашества, пошлости, агрессии, эгоизма. Разве не об этом многие произведения Шукшина, в том числе, «Энергичные люди». Во многих своих произведениях Шукшин обращается к образу тюрьмы и заключенных. Это не просто тюрьма. Это образ духовной несвободы. Шукшин понимал, что общество, в котором он жил, да и сегодня живёт Россия, построено на лжи, а не на истине. Он пытался прорваться через эту ложь, подарив нам незабываемые образы своих героев. Не случайно многие герои его произведений, и особенно Егор Прокудин из «Калины красной» – это обретшие свободу заключенные.
Главным заветом Шукшина нам – его потомкам – стал роман «Я пришел дать вам волю». Образ Степана Разина сопровождал его практически всю сознательную жизнь. И не случайно он так стремился снять фильм об этом народном герое. Именно в этом произведении заложены многие ключи, которые помогут нам сегодня понять всё, что происходит с нашим народом. А понимание даст возможность найти выходы из того тупика, в который мы уперлись сами. Конечно, нам помогли. Но это не снимает с нас ответственности за всё происходящее.
Многие люди понимали, что Шукшину не дали снять фильм из-за его главной идеи – восстания Разина против царя, против государства. Но идея Шукшина гораздо глубже. Он рассматривает государство не просто, как систему управления народом и его подавления. Он дает психологическую характеристику управленцев, которые «умели не только пихаться локтями, пробираясь к дворцовой кормушке, а и умели в свалке укусить хозяина – за пинок, за обиду. И при этом умели преданно смотреть в глаза хозяйские и преданно вилять хвостами...». Очень знаковое сравнение: хозяин и свора собак. И это образ современного Разину государства?
Шукшин развивает эту идею дальше: нет власти без подчинения, нет рабства без рабов. Сам народ выбирает этот путь рабства, путь подчинения своим управленцам. А причиной этого становится безволие народа! Шукшин хорошо понимал, что главная задача правящей структуры – подавление воли человека. Только, подавив волю человека, им можно управлять. Василий Макарович очень сильно переживал, когда ему не давали снимать то, что он хотел, когда кромсали то, что он уже сделал. («Печки-лавочки», «Степан Разин».) Его угнетённая воля требовала выхода. Он пытался противостоять этому режиму угнетения всеми возможными для него силами и средствами. И лейтмотивом всего его творчества становится тема свободы воли человека: «Я пришёл дать вам волю».
И именно через образ Степана Разина Шукшин показал нам подводные камни, которые будут на этом пути борьбы за волю, за свободу. В рамках этой короткой заметки невозможно подробно проанализировать все идеи Василия Макаровича на эту тему. Остановимся на самых главных мыслях романа «Я пришёл дать вам волю».
Жизнь Степана Разина можно разделить на два этапа. Первый: Степан и казаки. Это очень успешный период жизни, удачные походы «за зипунами», весёлая и раздольная жизнь. Второй этап: Степан и народ, «мужики». Именно это слово использует Шукшин, противопоставляя казаков и народ. Степан возглавил народное восстание против царя, против бояр. Народ с огромной верой и надеждой пошел за ним, «не щадя живота своего». Мужики вместе с казаками под предводительством Степана Разина взяли, с помощью поднявшихся им навстречу жителей, Астрахань, Царицын, Саратов, Самару. Но в Симбирске войско Разина потерпело поражение. Исторические документы говорят о том, что Степан Разин в этой битве был тяжело ранен, и преданные казаки вывезли его на Дон.
Но Шукшин в своем романе делает совсем другой акцент. Он подчеркивает, что решение оставить сражающийся и погибающий народ принял сам Степан Разин. Он не поверил в силу восставших мужиков. Он верил только казакам, и только в них видел ту силу, которая способна победить. Вот он – ключевой момент: Разин предал восставший народ. А ставку сделал на казаков, на «избранный народ». Но «избранный народ», как уже было в истории, также предал своего кумира. Не просто предал, он предал его на казнь… Ассоциации напрашиваются сами собой.
Вот об этом предупреждал нас Шукшин. Когда народ поднимается в справедливой битве со своими угнетателями, не нужно рассчитывать на помощь «избранного народа». Самому народу нужно решать свою судьбу. Это главная тема Шукшина – преодоление добровольного рабства, безволия человека, рабской привычки подчинения «сильным мира сего». Именно здесь главная идея – из безвольного человека сделать вольного. Шукшин, как и Разин пришел дать волю «внутреннему» человеку, чтобы он – этот «внутренний» человек – освободил «внешнего». А свобода «внутреннего» человека – это, прежде всего, свобода от его «внутреннего» рабства, от рабства лжи, от рабства страстям, грехам, порочным наклонностям. Это освобождение от навязанного нам чужеродного духовного ига.
Широко известны слова из нашего фольклора: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Рядом с этим Духом не может существовать нечисть. И нам не нужно с этой нечистью бороться. Нам нужно самим обрести Божий Дух, и нечисть исчезнет. И главное в этой битве – отказ от лжи, прежде всего, самим себе. Божий Дух – это Дух Истины. А ложь – это оружие «князя мира сего». Василий Макарович Шукшин всем своим творчеством проповедовал Правду. И именно в Правде он видел выход из того тупика, в который зашел наш народ. Его слова: «Нравственность – есть Правда» – это главный вектор построения справедливого общества и освобождения русской души от чужеродной кабалы.
Удивительная особенность нашего народа – возрождаться, воскресать после самых страшных катастроф и катаклизмов. Глубинная память нашего народа выражена крылатыми словами: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». А если Бог с нами, то кто против нас?!
Дарья Богуслаева, православная публицистка
1. Очень показательно