itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский человек

Ко дню рождения В.М. Шукшина

Бывший СССР 
0
1730
Время на чтение 9 минут

25 июля 2021 г. Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 92 года. 2 октября этого года мы вспомним, что уже 47 лет его нет с нами. А прожил он на Белом Свете всего 45 лет. 7 октября 1974 с ним прощалась Россия. Десятки тысяч человек со всей страны заполнили улицы Москвы от Дома Кино до Новодевичьего кладбища. Те, кто провожал его и те, кто видел эту общерусскую скорбь, никогда не забудут величия этой картины. Сергей Герасимов сказал на одном из первых вечеров памяти Шукшина, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времени прощания с Львом Толстым… В редакции газет и журналов, на телевидение, в Комитет по кинематографии пришло 160 тысяч писем о Шукшине! Писем о том, что он значил и значит для людей, для России.

В замечательной книге русского писателя и критика Владимира Ивановича Коробова о жизни и творчестве Василия Макаровича Шукшина, написанной с огромной любовью, пониманием и уважением к своему герою (см. Коробов В. И. Василий Шукшин: Вещее слово / [вступит, ст. В. Я. Курбатова]. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 442 с.), представлены отдельные фрагменты из этих писем. Вот только некоторые строки: «Пусть 9 мая каждого года, в Сростках, когда будут читать список погибших воинов, прочтут и имя Василия Макаровича Шукшина. Он жил и умер, как солдат». «Я вообще человек не очень сентиментальный, но после фильмов Василия Макаровича становлюсь как—то добрее и отзывчивее к людской боли». «Попадая в мир шукшинских героев, испытываешь большую радость от общения с ними, от общения с правдой, добротой, совестливостью. Легче, вольнее, увереннее себя чувствуешь. Василий Шукшин всегда с нами. Василий Шукшин среди нас!» «Шукшин ни на кого не похож! Шукшин не повторится!»

В рамках короткой статьи невозможно даже бегло описать всё, что сделал Василий Макарович для России и для своего народа. Можно обозначить только главные тенденции его деятельности и творчества. Писатель, кинорежиссер, сценарист, актер завоевал признание не только в родной стране, но и во всем мире. Его книги издаются в России и зарубежных странах, а фильмы получили награды и признание на отечественных и международных кинофестивалях.

Он родился в 1929 г. в селе Сростки на Алтае, а в 1954 г. стал студентом московского ВГИКа. Его творческая жизнь, как актера, началась в 1957 г. с эпизодической роли в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», а в 1958 г. уже главная роль в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». В актёрской биографии Василия Шукшина 27 ролей. Он снял 6 художественных фильмов, как режиссёр, по собственным сценариям. Его дипломная работа 1960 г. – короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», где он выступил сразу в трех ипостасях: сценариста, режиссера и актера - получила высокую оценку профессионального жюри и зрителей. А полнометражные фильмы: «Живет такой парень», «Калина красная», «Печки – лавочки», «Странные люди», «Ваш сын и брат» стали достоянием мирового кинематографа. Шукшинское кредо: добиваться того, чтобы художественный фильм, ничего не теряя от художественности, воспринимался зрителем как сама реальность, как документ – свидетельство своего времени.

Василий Шукшин получил мировое признание и как выдающийся русский писатель. Два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», 5 повестей («Там вдали», «Точка зрения», «Энергичные люди», «До третьих петухов», «А по утру они проснулись»); 7 киноповестей («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Позови меня в даль светлую», «Печки – лавочки», «Брат мой», «Калина красная»), более 120 рассказов. И это всё за неполные 17 лет творческой работы! В 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году он становится лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1969 г. он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1971 г. его награждают Государственной премией СССР. А в 1976 г. он становится лауреатом Ленинской премии (посмертно). Это краткие факты творческой жизни одного человека за 17 лет его работы. Это как надо было жить, чтобы успеть всё это сделать!

А жил он по-русски! Из крестьян, современник Великой Отечественной войны, писатель и режиссёр, преображавший жизнь вокруг себя. Он любим русским народом за широту своей души, за искренность своего творчества, за истинную, а не придуманную или сыгранную любовь к России и своему народу. Василий Шукшин - это «олицетворенная совесть русского народа»! Его душа откликалась на боль человеческих сердец и судеб. Всё его творчество посвящено простому человеку, в котором он сумел разглядеть такие глубины и высоты Духа, которые сделали этого человека мерилом русской культуры и цивилизации.

В 1967 г. в девятом номере «Нового мира» были опубликованы несколько рассказов В. Шукшина. В их числе и рассказ «Чудик». Прозвище конкретного героя, сельского киномеханика Василия Егоровича Князева («Жена называла его – Чудик. Иногда ласково»), стало в статьях и рецензиях нарицательным именем для всех героев Шукшина, своеобразной их визитной карточкой и начальной характеристикой. И… многие критики решили, что «слово найдено». А раз герои – «чудики», раз «хохмят», совершают поступки нелепые и странные по «здравому размышлению», значит, Шукшин пишет не совсем реальную, повседневную жизнь, а свою, особенную, «шукшинскую жизнь» (термин, изобретенный Г. Митиным, подхваченный Л. Аннинским и некоторыми другими), отмечает В.И.Коробов. Но это оценочное понятие предполагает некую иронию и взгляд «сверху» на таких людей. Шукшин же относился к ним совсем по-другому.

В «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (11 век.) сформулированы главные постулаты русской духовности, русской культуры. Люди на Руси живут «не по Закону, через Моисея данному», а по «Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла.» Принял русский народ евангельские заповеди и преобразилась душа его. Святитель Игнатий Брянчанинов писал по этому поводу: «Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии «нищетою духа» (Мф.5:3).» С приходом Христа на русскую землю преображается жизнь на ней. Человек обретает Бога в своем сердце и соразмеряет свою жизнь с Ним совестью. Совесть, со-ведание – это голос Бога в душе человеческой. Незадолго до своего ухода Василий Макарович говорил в интервью «Сибирским огням», что «особенно высоко надо ставить «вопрос совести».

Категория «совести» в жизни и творчестве Василия Шукшина была определяющей, смыслообразующей. Он жил по совести, герои всех его произведений искали и слышали этот «голос Бога» в своем сердце. Шукшин был зримым воплощением проповеданной в Новом Завете главной для человечества идеи Любви. Христос заповедал нам: «Да любите друг друга» (Ин.13, 34). И эту Христову Любовь Василий Макарович пронес через всю свою жизнь. Невозможно создать таких искренних, любящих других людей, сочувствующих и помогающих им героев, не имея такой же любви в своем сердце. Герои Шукшина – это не просто «чудики», это «новые люди», о которых говорил Христос: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. (5:3 - 12). Новозаветные «заповеди блаженства» являются основой для понимания творческого наследия Василия Шукшина.

Через всю свою жизнь, как высочайшую ценность, Василий Макарович пронес Любовь к своей Родине, России. Он ощущал себя Русским человеком, пытался постичь глубинные тайны отечественной культуры, её задачи и вселенскую миссию. Именно Русская душа откликнулась на Голос Христа о Любви ко всем людям и миру. И миссия России – нести эту Любовь всему человечеству. Шукшин никогда не разделял весь наш многонациональный народ этническими перегородками. Как во времена войны все защитники нашей страны были «русскими»: и татары, и калмыки, и армяне, и грузины, и все другие народы, так же и Василий Шукшин воспринимал представителей разных национальностей, как единый народ, как русских людей.

В своем последнем письме в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года он писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…» А среди посмертно опубликованных его рабочих записей есть такая: «Не теперь, нет. Важно прорваться в будущую Россию». В письме дочерям он оформляет эту мысль, как завещание – любить свою Родину больше матери и отца, а если они будут любить Россию больше своих родителей, то полюбят и мать, и отца. И разве не русский характер или отдельные его черты стремился передать Шукшин во многих своих произведениях! Разве не о современной ему России, ее проблемах и ее людях страстно говорят едва ли не каждая страница его публицистики, его фильмы, его роли!.. ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ – без них русского писателя по великому счету не было, нет и не будет!

Отчего же так щемит сердце, наполняется светлой печалью или пасхальной радостью душа, когда читаешь или смотришь книги и фильмы Василия Макаровича Шукшина? Почему он так близок каждому русскому человеку? Да потому что душа у каждого человека – Христианка! И Шукшин говорит именно с ней – христианской душой, и говорит о Христе, не называя Его по Имени, но обращаясь к Его Свету и Любви. И драматургия его произведений, их внешний и внутренний конфликт, строятся на главном противоречии – «ветхого» и «нового» человека, «закона и благодати», потребителя и творца. Шукшин показывает мучительные противоречия, когда устремленная к Богу душа еще не может ощутить Божественной полноты, но она стремится к ней. Саня из рассказа «Залетный» говорит о себе, что он был художником, но художником не был. Он работал художником, но не стал творцом. «На худом темном лице Сани, на острых скулах вспухали маленькие бугорки желваков. Глаза горячо блестели. Он волновался. – Я объяснил бы, я теперь знаю: человек – это… нечаянная, прекрасная, мучительная попытка Природы осознать самое себя.» И перед лицом смерти он осознает всю трагедию неправильно прожитой жизни, ужас нереализованности и утраты таланта. И он хочет прожить еще хоть немного, чтобы прочувствовать обретенную на пороге смерти Радость Бытия, наслаждения просто жизнью, природой. И в этой простой радости жизни сокрыта великая тайна творчества души, обретения благодати: «Радуйтеся и веселитеся, ибо мзда ваша многа на небесах» (Мф. 5:3-12).

Главный ключ к пониманию творчества Василия Макаровича Шукшина – это Евангелие. Во времена атеизма он не мог говорить прямо об этом, называя всё своими именами. Но для этого есть не только слова, а голос сердца и души. Именно этим языком Василий Макарович разговаривает с нами и сегодня. И нам так важно сказать ему, что мы слышим его голос, понимаем его сокровенные слова. Русский Человек, Слава тебе!

Дарья Богуслаева, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Богуслаева
«Матильда» из Татарстана
Почему кряшены объединились против этого фильма
09.10.2023
Здесь Русский Дух…
Памяти Василия Макаровича Шукшина
25.07.2022
Нары как лекарство от расчеловечивания
Дарья Богуслаева размышляет над прозрением Улюкаева
25.12.2017
Цивилизация спектакля
Наша главная задача – не участвовать в играх либералов, а собирать силы сердца и ума для понимания того, что происходит, и для будущей победы
09.11.2017
Скучают русские богатыри…
Дарья Богуслаева о жестокой словесной сече двух русских братьев-богатырей – Александра и Федора Емельяненко
30.10.2017
Все статьи Дарья Богуслаева
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09