25 июля 2021 г. Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 92 года. 2 октября этого года мы вспомним, что уже 47 лет его нет с нами. А прожил он на Белом Свете всего 45 лет. 7 октября 1974 с ним прощалась Россия. Десятки тысяч человек со всей страны заполнили улицы Москвы от Дома Кино до Новодевичьего кладбища. Те, кто провожал его и те, кто видел эту общерусскую скорбь, никогда не забудут величия этой картины. Сергей Герасимов сказал на одном из первых вечеров памяти Шукшина, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времени прощания с Львом Толстым… В редакции газет и журналов, на телевидение, в Комитет по кинематографии пришло 160 тысяч писем о Шукшине! Писем о том, что он значил и значит для людей, для России.
В замечательной книге русского писателя и критика Владимира Ивановича Коробова о жизни и творчестве Василия Макаровича Шукшина, написанной с огромной любовью, пониманием и уважением к своему герою (см. Коробов В. И. Василий Шукшин: Вещее слово / [вступит, ст. В. Я. Курбатова]. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 442 с.), представлены отдельные фрагменты из этих писем. Вот только некоторые строки: «Пусть 9 мая каждого года, в Сростках, когда будут читать список погибших воинов, прочтут и имя Василия Макаровича Шукшина. Он жил и умер, как солдат». «Я вообще человек не очень сентиментальный, но после фильмов Василия Макаровича становлюсь как—то добрее и отзывчивее к людской боли». «Попадая в мир шукшинских героев, испытываешь большую радость от общения с ними, от общения с правдой, добротой, совестливостью. Легче, вольнее, увереннее себя чувствуешь. Василий Шукшин всегда с нами. Василий Шукшин среди нас!» «Шукшин ни на кого не похож! Шукшин не повторится!»
В рамках короткой статьи невозможно даже бегло описать всё, что сделал Василий Макарович для России и для своего народа. Можно обозначить только главные тенденции его деятельности и творчества. Писатель, кинорежиссер, сценарист, актер завоевал признание не только в родной стране, но и во всем мире. Его книги издаются в России и зарубежных странах, а фильмы получили награды и признание на отечественных и международных кинофестивалях.
Он родился в 1929 г. в селе Сростки на Алтае, а в 1954 г. стал студентом московского ВГИКа. Его творческая жизнь, как актера, началась в 1957 г. с эпизодической роли в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», а в 1958 г. уже главная роль в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». В актёрской биографии Василия Шукшина 27 ролей. Он снял 6 художественных фильмов, как режиссёр, по собственным сценариям. Его дипломная работа 1960 г. – короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», где он выступил сразу в трех ипостасях: сценариста, режиссера и актера - получила высокую оценку профессионального жюри и зрителей. А полнометражные фильмы: «Живет такой парень», «Калина красная», «Печки – лавочки», «Странные люди», «Ваш сын и брат» стали достоянием мирового кинематографа. Шукшинское кредо: добиваться того, чтобы художественный фильм, ничего не теряя от художественности, воспринимался зрителем как сама реальность, как документ – свидетельство своего времени.
Василий Шукшин получил мировое признание и как выдающийся русский писатель. Два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», 5 повестей («Там вдали», «Точка зрения», «Энергичные люди», «До третьих петухов», «А по утру они проснулись»); 7 киноповестей («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Позови меня в даль светлую», «Печки – лавочки», «Брат мой», «Калина красная»), более 120 рассказов. И это всё за неполные 17 лет творческой работы! В 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году он становится лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1969 г. он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1971 г. его награждают Государственной премией СССР. А в 1976 г. он становится лауреатом Ленинской премии (посмертно). Это краткие факты творческой жизни одного человека за 17 лет его работы. Это как надо было жить, чтобы успеть всё это сделать!
А жил он по-русски! Из крестьян, современник Великой Отечественной войны, писатель и режиссёр, преображавший жизнь вокруг себя. Он любим русским народом за широту своей души, за искренность своего творчества, за истинную, а не придуманную или сыгранную любовь к России и своему народу. Василий Шукшин - это «олицетворенная совесть русского народа»! Его душа откликалась на боль человеческих сердец и судеб. Всё его творчество посвящено простому человеку, в котором он сумел разглядеть такие глубины и высоты Духа, которые сделали этого человека мерилом русской культуры и цивилизации.
В 1967 г. в девятом номере «Нового мира» были опубликованы несколько рассказов В. Шукшина. В их числе и рассказ «Чудик». Прозвище конкретного героя, сельского киномеханика Василия Егоровича Князева («Жена называла его – Чудик. Иногда ласково»), стало в статьях и рецензиях нарицательным именем для всех героев Шукшина, своеобразной их визитной карточкой и начальной характеристикой. И… многие критики решили, что «слово найдено». А раз герои – «чудики», раз «хохмят», совершают поступки нелепые и странные по «здравому размышлению», значит, Шукшин пишет не совсем реальную, повседневную жизнь, а свою, особенную, «шукшинскую жизнь» (термин, изобретенный Г. Митиным, подхваченный Л. Аннинским и некоторыми другими), отмечает В.И.Коробов. Но это оценочное понятие предполагает некую иронию и взгляд «сверху» на таких людей. Шукшин же относился к ним совсем по-другому.
В «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (11 век.) сформулированы главные постулаты русской духовности, русской культуры. Люди на Руси живут «не по Закону, через Моисея данному», а по «Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла.» Принял русский народ евангельские заповеди и преобразилась душа его. Святитель Игнатий Брянчанинов писал по этому поводу: «Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии «нищетою духа» (Мф.5:3).» С приходом Христа на русскую землю преображается жизнь на ней. Человек обретает Бога в своем сердце и соразмеряет свою жизнь с Ним совестью. Совесть, со-ведание – это голос Бога в душе человеческой. Незадолго до своего ухода Василий Макарович говорил в интервью «Сибирским огням», что «особенно высоко надо ставить «вопрос совести».
Категория «совести» в жизни и творчестве Василия Шукшина была определяющей, смыслообразующей. Он жил по совести, герои всех его произведений искали и слышали этот «голос Бога» в своем сердце. Шукшин был зримым воплощением проповеданной в Новом Завете главной для человечества идеи Любви. Христос заповедал нам: «Да любите друг друга» (Ин.13, 34). И эту Христову Любовь Василий Макарович пронес через всю свою жизнь. Невозможно создать таких искренних, любящих других людей, сочувствующих и помогающих им героев, не имея такой же любви в своем сердце. Герои Шукшина – это не просто «чудики», это «новые люди», о которых говорил Христос: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. (5:3 - 12). Новозаветные «заповеди блаженства» являются основой для понимания творческого наследия Василия Шукшина.
Через всю свою жизнь, как высочайшую ценность, Василий Макарович пронес Любовь к своей Родине, России. Он ощущал себя Русским человеком, пытался постичь глубинные тайны отечественной культуры, её задачи и вселенскую миссию. Именно Русская душа откликнулась на Голос Христа о Любви ко всем людям и миру. И миссия России – нести эту Любовь всему человечеству. Шукшин никогда не разделял весь наш многонациональный народ этническими перегородками. Как во времена войны все защитники нашей страны были «русскими»: и татары, и калмыки, и армяне, и грузины, и все другие народы, так же и Василий Шукшин воспринимал представителей разных национальностей, как единый народ, как русских людей.
В своем последнем письме в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года он писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…» А среди посмертно опубликованных его рабочих записей есть такая: «Не теперь, нет. Важно прорваться в будущую Россию». В письме дочерям он оформляет эту мысль, как завещание – любить свою Родину больше матери и отца, а если они будут любить Россию больше своих родителей, то полюбят и мать, и отца. И разве не русский характер или отдельные его черты стремился передать Шукшин во многих своих произведениях! Разве не о современной ему России, ее проблемах и ее людях страстно говорят едва ли не каждая страница его публицистики, его фильмы, его роли!.. ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ – без них русского писателя по великому счету не было, нет и не будет!
Отчего же так щемит сердце, наполняется светлой печалью или пасхальной радостью душа, когда читаешь или смотришь книги и фильмы Василия Макаровича Шукшина? Почему он так близок каждому русскому человеку? Да потому что душа у каждого человека – Христианка! И Шукшин говорит именно с ней – христианской душой, и говорит о Христе, не называя Его по Имени, но обращаясь к Его Свету и Любви. И драматургия его произведений, их внешний и внутренний конфликт, строятся на главном противоречии – «ветхого» и «нового» человека, «закона и благодати», потребителя и творца. Шукшин показывает мучительные противоречия, когда устремленная к Богу душа еще не может ощутить Божественной полноты, но она стремится к ней. Саня из рассказа «Залетный» говорит о себе, что он был художником, но художником не был. Он работал художником, но не стал творцом. «На худом темном лице Сани, на острых скулах вспухали маленькие бугорки желваков. Глаза горячо блестели. Он волновался. – Я объяснил бы, я теперь знаю: человек – это… нечаянная, прекрасная, мучительная попытка Природы осознать самое себя.» И перед лицом смерти он осознает всю трагедию неправильно прожитой жизни, ужас нереализованности и утраты таланта. И он хочет прожить еще хоть немного, чтобы прочувствовать обретенную на пороге смерти Радость Бытия, наслаждения просто жизнью, природой. И в этой простой радости жизни сокрыта великая тайна творчества души, обретения благодати: «Радуйтеся и веселитеся, ибо мзда ваша многа на небесах» (Мф. 5:3-12).
Главный ключ к пониманию творчества Василия Макаровича Шукшина – это Евангелие. Во времена атеизма он не мог говорить прямо об этом, называя всё своими именами. Но для этого есть не только слова, а голос сердца и души. Именно этим языком Василий Макарович разговаривает с нами и сегодня. И нам так важно сказать ему, что мы слышим его голос, понимаем его сокровенные слова. Русский Человек, Слава тебе!
Дарья Богуслаева, публицист