Большая часть опрошенных школьников считает, что главным качеством для учителя является знание своего предмета (33%), при этом пунктуальность преподавателя оказалась самым малозначимым критерием для учеников. Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного российской образовательной компанией MAXIMUM Education в преддверии Дня учителя, среди учеников с 1 по 11 класс, сообщают «Известия».
Также важными качествами для учителей школьники считают любовь к детям — так ответили 26%, справедливость (19%), чувство юмора (11%), объективность и требовательность (8%).
Среди недопустимых качеств педагога были названы некомпетентность (25%), конфликтность (21%), безразличие к своей работе (20%), неспособность принять другую точку зрения (20%) и необъективность (8%).
Помимо учителей в школе, главными наставниками в жизни школьники называют своих родителей (37%), своих друзей (16%), 13% — известную личность (например, актера, блогера). 14% отметили, что важную роль наставника в их жизни играют преподаватели дополнительного онлайн-образования и педагоги в кружках, а 9% заявили о сильном влиянии спортивного тренера.
Поступать в педагогический вуз собираются всего лишь 2% опрошенных. 29% заявили, что, хотя их и привлекает профессия учителя, педагоги недостаточно зарабатывают. Еще 17% отметили, что учитель — это привлекательная, однако слишком сложная и ответственная профессия. При этом среди тех, кто намерен стать педагогом, большинство (67%) вдохновились примером своего любимого учителя, а 33% считают, что у них получилось бы работать с детьми.
28% желали бы, чтобы их учителя проявляли больше инициативы по внеклассному общению с учениками. Также школьники хотели бы, чтобы педагоги понимали мемы (24%) и новые тренды в обществе и моде (17%). 12% заметили, что были бы рады видеть в учителях большую осведомленность о цифровых технологиях, а еще 5% заявили о необходимости участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Кроме того, школьники рассказали, какие общепринятые фразы учителей часто произносятся их педагогами. Например, самой распространенной оказалась фраза «Я выйду на минутку, дверь открыта, я всё слышу» (19%). Также популярными стали выражения «Звонок для учителя» (13%), «Достаем двойные листочки» (12%), «За 30 лет преподавания вы — худший мой класс» (11%).
Дети также поделились своими ожиданиями относительно заработка педагогов. Наиболее распространенным ответом стало то, что учителя должны зарабатывать 50–70 тыс. рублей в месяц. 16% считают, что заработок учителей должен составлять 100–120 тыс. рублей в месяц, а 5% ответили, что эта сумма должна составлять больше 350 тыс. рублей.
Сотрудники «Русской народной линии» многодетные отцы Павел Тихомиров (10 детей!) и Алексей Мыселев (четверо сыновей) неоднократно рассуждали на тему семьи, воспитания и образования.
И на сей раз, в День учителя, не остались в стороне, откликнувшись всей душой на предложение поразмыслить о Празднике и служении Учителя.
Павел Тихомиров: С одной стороны, конечно же, мы – и профессиональные педагоги в школе, и непрофессиональные педагоги в своих семьях – должны руководствоваться в деле воспитания тем, что – в числе прочего – проговаривалось в известном фильме «Доживём до понедельника»: «Доказывать им, что мы лучше, чем они о нас думают».
Но тут важно понимать: каковы критерии этого вот «лучше, чем они о нас думают».
Не уверен, что речь идёт о «продвинутости» в гаджетах или рэп-исполнителях.
Это всё заигрывание.
А вот когда воспитуемые почувствуют стержень – о, они почувствуют, это такая вещь, что именно ощущается всеми фибрами, сымитировать такое невозможно, - вот тогда – другое дело.
Какое дело?
То, о чём сегодня написал Александр Ходаковский: Молодые люди, лишённые внятного представления об иерархии ценностей, бродят по миру как будто по гипермаркету, наполняя свою тележку не тем, что нужно и что важно, а тем, что преподносится наиболее агрессивно.
И задача педагога - помочь воспринять из всего многообразия именно то, что делает человека человеком, образовывает личность.
Конечно, каждый отдельный педагог не в силах перекричать то, что озвучивается всей мощью пропагандистского аппарата общества потребления: «Не покусись немощной рукой остановить всеобщее отступление». Да, бесполезно.
Но помним и о другом: «Сделай, всё, что в твоих силах, а дальше – как Бог даст!».
И государственные структуры, имеющие попечение об образовании и сотрудниках образования, могли бы помочь учителям-подвижникам, если бы снизили бюрократический гнёт, писанину-отчёты о проделанной работе по предоставлению учащимся соответствующих информационных услуг. Чтобы у учителя оставались ещё силы, в том числе и на исполнение прямых обязанностей педагога.
Алексей Мыселев: В первую очередь спешу поздравить всех учителей страны с замечательным Праздником, чествующим наших дорогих и любимых школьных наставников, не побоюсь этого слова, проводников во взрослую жизнь, полную порой скорбей и печалей. Убежден, что школьная пора напрямую влияет на взрослую жизнь человека, в это драгоценное время идёт формирование фундамента, социализация, ученик познает себя, людей, мир. Отвечает на вопросы: кто я? Для чего родился? Осознано задумывается о Боге и бытии. И здесь крайне важны эти годы для становления человека.
Я вспоминаю свои школьные годы с особой теплотой и благодарностью. Да, бывало всякое, но… я всегда чувствовал Любовь к нам, ученикам. Поэтому выражаю свою признательность и искреннюю Любовь ко всем учителям школы № 312 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в особенности своей классной руководительнице Татьяне Сергеевне Коряко.
Татьяна Сергеевна, Вы воистину яркий пример жертвенного служения Учителя. Спасибо Вам за все эти школьные годы, которые на всю жизнь запечатлелись в наших сердцах – под Вашим руководством мы из детей превращались в юношей и входили во взрослую жизнь уже подготовленными. Спасибо Вам!
Также поздравляю Учителей троих моих сыновей школы № 313 – Елену Константинову Вальберг, Любовь Александровну Евтюхову и Веру Алексеевну Романову. А также директора школы Веру Юрьевну Морозову. Низкий Вам поклон за Ваше служение.
А теперь к опросу. Мне кажется, очень важно услышать учащегося, понять его устремления. Хотя это не говорит о том, что надо идти на поводу у детей. Итак, на мой взгляд, в Учителе главное Любовь и неравнодушие, справедливость, твёрдый внутренний ценностный стержень и душевная щедрость, чтобы дети питались от Учителя, не только получали знания, но обогащались внутренне, видели перед собой достойный пример и ориентир. И еще важно (моя дипломная работа была по теме профессионального выгорания учителей), чтобы руководство школы всячески помогало учителям, чтобы они чувствовали надёжный тыл в их непростом служении, где Учитель соприкасается с молодыми сердцами.
О проблемах школы можно говорить еще долго, да и необходимо обсуждать животрепещущие темы. Но в сей праздничный день на этом закончу и пожелаю от искреннего порыва души Учителям Божией помощи и радости в непростом служении!
4. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Так было во всех государствах с тех пор, как существует массовое образование. При этом авторитет учителя бывал и высоким. Следовательно, не в этом дело. И вообще довольно странно в этом случае применять нечто вроде критерия фаллибилизма.
3. Ответ на 2, Павел Тихомиров:
Продавцы-консультанты в супермаркете идеологий или просто обслуживающий персонал для потребителя образовательных услуг
Да, такая альтернатива вернее, увы...
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Андрей, при обсуждении материала обсуждался подзаголовок следующего содержания:
Продавцы-консультанты в супермаркете идеологий или просто обслуживающий персонал для потребителя образовательных услуг
1.