«Главное противостояние происходит даже не на поле боя и не в экономике, а в мире духовном. Если мы там выстоим, то победим — или, по крайней мере, победим на этом историческом этапе. Если опять скатимся в соглашательство, то проиграем, даже если победим на поле боя», - пишет в статье «Если раньше извращенцы требовали их услышать, сейчас они объявляют себя авангардом мировой цивилизации» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал опубликован в №8 печатной версии газеты «Культура» от 31 августа 2023 года в рамках темы номера "Что не так с Западом?".
«Я смотрю на эти вопросы как человек верующий, как православный христианин, и, конечно, взгляды верующего и неверующего человека будут принципиально разные, даже если в чем-то наши нравственные дороги пересекаются. Абсолютно убежден, что осознание процессов и социально-экономических, и политических, и общественных без их переосмысления через призму веры всегда будет неглубоким. Когда я говорю о сатанизме, то говорю о совершенно понятных вещах. Существуют описанные в Библии грехи, существует порок, существует Бог, существует его антагонист демон, падший ангел. И то, что направлено на осознанное культивирование греха как новой нормы, я и называю сатанизмом, здесь не обязательно носить чёрные колпаки, майки с перевернутой пентаграммой или играть трэш-метал. Сатанистами, с точки зрения верующего человека, являются люди, отрицающие Бога как такового, легализующие то, что в религиозном понимании называется грехом, культивирующие это и продвигающие это как новую норму», - подчеркнул политолог.
Он отметил, что совершенно осознанно ввёл термин «сатанизм» в политическую сферу — специально начал об этом говорить несколько лет назад, чтобы ввести в политическую дискуссию религиозные понятия. «Без религиозного подтекста, как уже упоминал, многие политические процессы не осознаются в полной мере. Мы же постоянно пытаемся анализировать исключительно с точки зрения экономической: а вот смотрите, как биржи качнулись, а вот кому это выгодно с точки зрения обладания ресурсами, кто на этом заработает, а кто потеряет. Да, всё это имеет место быть, но это очень поверхностно, и без осознания ситуации борьбы добра со злом глубокого понимания вы все равно не будете иметь. А уж если дело касается проблемы изменения общественных нравов, нравственной культуры, понятий, что такое хорошо, что такое плохо, тут без религиозной составляющей просто невозможно. Потому что разговоры, что это нельзя потому, что нельзя, — они ни о чём. Если нельзя, то почему? Значит, где-то существует эталон того, что можно, а что нельзя? Этот эталон есть только в религиозном сознании и больше нигде, всё остальное меняется в зависимости от исторической эпохи, места, времени...», - подчёркивается в статье.
«Вот почему нельзя растлевать детей? Если мы полностью убираем метафизические моменты, в парадигме светского человека внятного объяснения этому нет. Отсюда все поползновения — нельзя, раз такой закон? Ну, значит, надо изменить закон, вот и всё. То есть, если нет понимания, что есть закон, который изменить нельзя, тогда всё остальное начинает плыть, потому что любой мирской закон можно изменить. Осознание этих процессов без религиозной составляющей возможно, но оно всегда будет ущербным, неполным», - отметил эксперт.
«Иногда апеллируют к чувству естественного неприятия, отвращения, но это тоже не то, потому что чувство отвращения преодолевается при соответствующей атмосфере в обществе. Простой пример: массовое маниакальное стремление сменить пол среди подростков США и Европы. Когда им говорили, что это неестественно, они так не делали, а когда сказали, что здорово и круто, прогрессивно, они стали это делать. Даже такие совершенно противоестественные вещи с точки зрения природной преодолеваются, к сожалению. Если нет эталона или закона, который непреложен и переписан быть не может, всегда найдутся обоснования, чтобы пропихнуть ту или иную гадость», - говорится в статье.
«Почему в нашем обществе нет в массе своей адекватного понимания происходящих сейчас на Западе процессов? Мы во многом дети советской эпохи, а советская идеология, как ни крути, марксизм-ленинизм, она про материальное. Более того, мы из одной материалистической ипостаси перешли в другую, еще более примитивную — идеологию дикого рынка, когда нам сказали, что даже какие-то остатки идеализма, которые в Советском Союзе были, — это тоже полная ерунда, а главное — голые деньги. Главная тайна этого мира — деньги. И мы купились. В Библии это описано как поклонение золотому тельцу — культ денег как смысл всего, денег и того, что можно за них купить. От этого заблуждения нашей элиты происходят и все наши бесплодные заигрывания с Западом — она этим культом пропиталась, долгое время верила в то, что и западная элита такая же, поэтому если речь о деньгах, то здесь клин клином вышибается: один денежный интерес можно вышибить другим денежным интересом. Тем более это было наивно в сегодняшнем мире, где не мы являемся держателями богатств: не оперируем мировыми деньгами, не контролируем глобальные банковские операции. В общем, вера дураков, которых развели на примитивный материализм, за что мы сейчас расплачиваемся и лихорадочно начинаем создавать какие-то другие смыслы, иногда в стиле кампанейщины, не понимая, о чем мы говорим... Но лучше так, чем никак», - пишет Михеев.
«Как Запад в итоге пришёл туда, куда пришёл? Постепенно шел процесс отхода от божественного, возврата к некому неоязычеству с точки зрения поклонения деньгам и удовольствиям как смыслу всего. Простые и естественные удовольствия надоели, давай искать непростых и неестественных — чем дальше, тем глубже западный человек погружается в этот колодец зла. Первыми тут оказались представители элит — творческих, политических, экономических. Те, у кого денег и удовольствий было больше, чем у других. Возникла вера в то, что они уловили некие смыслы, о которых другие не знают. Сыграла с Западом злую шутку и та власть, которую Запад приобрёл в 90-е над миром. Власть, конечно, сводит с ума. Плюс те ресурсы, которые позволили им достичь высокого уровня комфорта, — комфорт всегда влечет соблазн. Вспомним здесь и протестантизм, который утверждает, что ваше высокое материальное положение является признаком избранности Богом. Протестантизм подогревал эти настроения, особенно в англо-саксонском мире: раз мы самые сильные, самые богатые, значит, наш путь правильный, мы избранные. А потом в какой-то момент и про Бога забыли. Также свою роль сыграл распад советской системы как альтернативы. Это позволило Западу упиваться своей победой — главный враг повержен. Они считали это победой, а значит, еще одним мощнейшим доказательством своей правоты, избранности, правильности своего пути», - подчеркнул политолог.
«А дальше их понесло по полной программе. Во-первых, бояться больше некого, во-вторых, сравнивать больше не с кем. В общем, теперь можно делать все что угодно. Они так жаждали победы — и что в итоге смогли с ней сделать? Обещали осчастливить свободой весь мир, им такой шанс представился, но — "бойтесь своих желаний, они сбываются". Их желание властвовать над миром сбылось, и что же они показали миру? Голый зад... Нет, не принесли более глубокое содержание, гармонию, безопасность. Их понесло со страшной скоростью в омут удовольствий, а потом откровенных извращений», - отмечается в статье.
«Сейчас Запад фактически пришёл к идеологии обоснования легализации самых отвратительных грехов как якобы авангардного пути развития. Если раньше извращенцы требовали их услышать и признать равенство, то сейчас они объявляют себя элитой, авангардом мировой цивилизации, а всех остальных принуждают следовать их примеру. Это уже другое, откровение Иоанна Богослова, в просторечии называемое Апокалипсисом, здесь просто сквозит. Нас ждёт мир диктата, мир новой антицеркви, антиверы, где всех заставят этому поклониться, причем все истины и смыслы будут извращены, то есть по форме сохранятся, но внутри будут отравлены этим ядом. Остальных будут максимально притеснять. "Будете гонимы за имя мое", — говорил Христос. Хороший пример здесь — это протестанты, которые вроде бы сохраняют имя, крест, но Библию переписали, картинки перерисовали, легализовали и оправдали все что можно. По форме то же, а по внутреннему содержанию противоположное», - говорится в статье.
«Можем ли мы остановить это или не можем — только история покажет. Но у нас точно есть шанс. Россия, даже отвергая Бога в XX столетии, все равно оставалась на этой стороне. Так же и сейчас, пытаясь принять западную цивилизацию, опять странным образом в итоге оказывается на стороне божественных истин — что само по себе считаю доказательством покровительства Бога над нашей страной. По идее, антагонистом США должен сейчас выступать коммунистический Китай, а не Россия, которая вроде бы приняла все либеральные догматы. Но именно Россия вдруг оказывается в ситуации идеологического противостояния с Западом. Если честно, не вижу сегодня ни одной страны в условно "европеизированном" мире, кроме нас, которая готова бороться за традиционное понимание жизни. Да, на Западе есть люди, для которых это так же дико, как для нас, и, наверное, их немало. Но у них не осталось воли сопротивляться, потому как никакого вменяемого сопротивления я до сих пор не вижу», - пишет эксперт.
«Главное противостояние происходит даже не на поле боя и не в экономике, а в мире духовном. Если мы там выстоим, то победим — или, по крайней мере, победим на этом историческом этапе. Если опять скатимся в соглашательство, то проиграем, даже если победим на поле боя. Соблазн свернуть с этого пути всегда есть, и он очень силён, потому что, чтобы двигаться вверх, надо тратить много сил, а чтобы катиться вниз, никаких сил тратить не надо, катиться вниз всегда приятно — до определенного момента. Похоже, наши власти предержащие не хотят нового глобального противостояния, но воля провидения заставляет нас делать выбор. И пока мы делаем выбор в сторону света. Мы не святые и не ангелы, но на фоне Запада даже мы начинаем выглядеть неплохо. Хватит сил удержаться, изменить свою жизнь — это будет успех. Скатимся к компромиссам — я имею в виду не компромиссы в войне и мире, экономике, территориях, а компромиссы в выборе пути — проиграем, сожрут с потрохами», - заключил Сергей Михеев.
25. Ответ на 21, Константин В.:
Да. Тут по-видимому мы с Вами пришли к согласию.
24. Ответ на 19, Константин В.:
Не настолько прям недоступна, тк есть корреляции - тн "брачные паттерны". Кого в какой культуре обычно выдавали за кого. Наличие таковых не оставляет места бракам по любви (кто-то отрицает, что совместная жизнь может вызывать глубокие чувства, даже если начало было чужой волей?). Про лирику. Ну извините, а как бы патриархат выстоял, если б не отдушина? На тему социальной пропасти между классами тоже немало лирики. Вероятно, несущей такую же функцию. Патриархат так же изворотлив как и капитализм - мужчина все равно всплывает наверх. Чтобы там ни орали на гнилом западе про якобы победивший у них феминизм.
23. Ответ на 18, Константин В.:
В моем кмт был оттенок вопроса - тк не интересуюсь искусством. ОК, спс.
22.
«Почему в нашем обществе нет в массе своей адекватного понимания происходящих сейчас на Западе процессов? Мы во многом дети советской эпохи, а советская идеология, как ни крути, марксизм-ленинизм, она про материальное."
////////////////////
Не... Немало правильных "вещей" говорит здесь автор публикации, а вот, "в частности", с этим дело обстоит куда сложнее и не столь прямолинейно… Советская ИДЕОЛОГИЯ - как раз то не про сугубо материальное! Иначе не "открыл" бы Творец дорогу "красным" именно в России "кабы" именно чрез советскую идеологии не решалось еще и Задачи духовной! Троцкисткое "мутево" - на коем так "любят" акцентировать" у "нас" внимание дабы подчеркнуть сатанинский характер процесса - это всего лишь (немаловажные, разумеется!) издержки становления явившей себя миру невиданной дотоле СИСТЕМЫ, в коей многие народы планеты обрели (и реализовывали!) надежду на устроение СПРАВЕДЛИВОСТИ, коя - как заметил один из православных священнослужителей - есть первый этап Любви! Именно этап…
Вопрос… Во что же (и почему?) он должен был перейти не "развивайся" далее ситуации "по-колдобински" и при каких обстоятельствах мог бы? Кто там "что" сказывал по ДОГМУ-то и что Бог может АБСОЛЮТНО все?
21. Ответ на 17, В.Р.:
Некие тренды превращают все левопрогрессивное в правореакционное. Это следует, между прочим, из того, что Вы сами писали выше.
20. Ответ на 14, В.Р.:
??
19. Ответ на 14, В.Р.:
Статистика нам недоступна. В то же время мы имеем народные лирические песни, а из довольно древних эпох - любовные романы.
18. Ответ на 16, В.Р.:
Вы внимательно смотрите на кавычки?
"Magazine of Art" - журнал, издававшийся The American Federation of Arts с 1909 по 1953 гг.
Что касается Л. Рейнгардт, то это супруга М. Лифшица. Упрекать обоих в "кондовости" можно лишь по глубокому невежеству.
P.S. Советские "кондовые" выводы во многом подтверждаются западными исследователями последних десятилетий. См. хотя бы книгу Д. Коттингтона "Кубизм в тени войны".
17. Ответ на 13, Константин В.:
Понимаете, вот те - про которых речь у автора - они реально платят. Потому что ушлый городской класс не поддержит болтунов. Он при всей показной непрактичности самой крикливой своей части, вполне знает, где ему тепло.
Если таки Ваши платить никому не будут, то следующий вопрос - а кто пойдет-то? Простые люди, не считая прототипически добрую деревенскую бабку, вымерший жанр - бесплатно ничего не делают. Образованный класс чаще делает что-то бесплатно - потому что 1) есть что дарить 2) хитер и умеет шаг назад чтобы два вперед. То-то и оно, Константин. Люди не глупы. Никакие люди не глупы в своей практической сфере - ни простые, ни сложные. Все хотят жить.
16. Ответ на 13, Константин В.:
Она вроде дожила до позднего СССР и кажись еще не такое писала про вырождение американского искусства (или я путаю фамилию?) Но Вами приведенная цитата - вполне в духе кондового марксизма.