В Латвии начали аннулировать вид на жительство у нескольких тысяч россиян. Миграционная служба разослала уведомления с требованием покинуть страну в 90-дневный срок. Уже выданный постоянный ВНЖ становится недействительным, если россияне не подтвердят знание латышского языка (на уровне А2) и наличие доходов, сообщает «Первый канал».
Ранее сейм Латвии принял законопроект о переходе всего образования на государственный язык в течение трех лет. Русский получил статус иностранного. Это при том, что на нем говорят 40% населения страны.
Действия латышских властей прокомментировал в интервью «Русской народной линии» русский правозащитник, директор Института европейских исследований, координатор Союза русских общин Европы по Латвии, доктор экономических наук Александр Владимирович Гапоненко:
Действия властей Латвии – однозначное проявление фашизма в отношении инородцев. Решение было принято ещё год тому назад на волнах выборов в Сейм и постепенно дошло до своего исполнения: с 1 сентября применяется мера сначала административного, а потом и уголовного преследования в отношении российских граждан. Изначально под репрессию попали 50 тысяч русских, потом стали из этого списка убирать старых, которые уже не могут двигаться, затем снизили стаж проживания в стране. В конце концов, теперь осталось приблизительно шесть тысяч человек.
Людям рассылают письма с 1 сентября. После принятия закона на латышскую элиту стали оказывать давление европейские власти, поскольку депортации запрещены, а тем более такие массовые – многотысячные. Приведу исторический аналог – так называемое Збоншинское выдворение евреев из Германии в 1938 году, когда их тоже обвинили в том, что у них не всё в порядке с документами. И 30 тысяч человек были погружены в товарный вагон и отправлены на станцию Збоншин. Штыками гнали евреев к границе, переталкивали, польские пограничники не очень хотели их брать. Но всё же перешло приблизительно 10 тысяч евреев, а 20 тысяч остались в Германии. Их отправили в концлагеря, где и уничтожили.
Так вот, события, разворачивающиеся ныне в Латвии, очень напоминают исторический прецедент нацистской Германии.
Русские в Латвии реагируют на происходящее двойственно: одни попытались сдать экзамен на язык, но при этом им предъявляется требование иметь высокий уровень материального обеспечения, что для основной массы пенсионеров невозможно. Люди получают очень маленькую пенсию, а нужно получать в месяц более 600 евро. Идёт сознательное выдавливание русских из Латвии.
Латышские правящие элиты уже говорили, что будут применять метод медленного «варения лягушки» в котле с водой. Сначала русских лишат социальных услуг – выгонят из банков и закроют счета, нужно будет платить наличными за посещение поликлиники и так далее. Если этого не будет, то по латышскому закону их депортируют.
Министр внутренних дел Козловский, на которого возложили обязанность депортации, уже заявил, что они не будут отлавливать людей по квартирам. Видимо, он помнит о Збоншинском инциденте, но обещал препятствовать нормальной жизнедеятельности.
Козловский подал законопроект в Сейм с предложением отложить выполнение закона на два года.
Пожилые люди не смогут сдать экзамен на знание языка, поскольку требуется очень высокий уровень владения. Кто-то уже забыл латышский язык, кто-то не может писать, как я, хотя достаточно свободно на нем разговариваю. Я не попадаю под эту категорию, поскольку у меня только статус «негражданина». Репрессии распространяются только на граждан Российской Федерации. Обычно эти люди оформили гражданство РФ, потому что в России на десять лет раньше выходили на пенсию. И люди получают, хоть небольшую, но пенсию. Скорее всего, разразится грандиозный международный скандал.
Но главная проблема в том, что Россия не даёт правильной политической оценки действия латышских властей и вообще никак не реагирует на этот фашизм.
Конечно, можно понять, идёт СВО, и несвоевременно открывать второй фронт. Но вообще не реагировать, не давая никакой оценки действиям латышских властей, неправильно! После этого отношение русских к России резко ухудшается. Люди думают: вы нас бросили здесь, забыли о нас.
На такие события должны реагировать первые лица Российского государства, говоря о последствиях принятия русофобского закона.
В целом позиция российского руководства понятна – Россия защищает русских на Украине. Но в данном случае оценка Президента России и Государственной Думы событий в Латвии была бы весьма своевременна.
Отмечу, что ранее уже были депортации, правда, в небольших размерах. Мои знакомые были депортированы. Во время беседы с представителями службы госбезопасности на вопрос «Чей Крым?» мой коллега ответил: «Российский! А каким он может быть, если Киев его не контролирует?»
И это было основанием для его депортации в течение 48 часов, хотя он родился в Латвии. У него здесь осталась семья, недвижимость. Таких случаев депортации – десятки. К сожалению, об этом молчат, что тоже неправильно. Нужно говорить.
Русские люди в Латвии ждут заступничества Путина. Местные активисты пытались своими силами противостоять действиям властей, особенно во время сносов памятников. Но это закончилось тем, что дюжину активистов бросили в тюрьму под надуманными предлогами. А некоторые, как Татьяна Андриец, (ей всего 22 года), сидит в тюрьме уже восьмой месяц. Ей предъявили обвинение в попытке свержения государственного строя за то, что стояла в ночном пикете в защиту памятника освободителям Риги.
Татьяна училась в Санкт-Петербургском государственном университете. Она приехала к бабушке в Ригу, и её арестовали. Теперь ей грозит 20 лет тюремного заключения! После этого активность уже невозможна, как и в Германии после 1938 года со стороны евреев по отношению к нацистским властям.
1.
Не совсем понятно, кто кого бросил? Как русские с двойным гражданством оказались в Латвии? Их выдворяли из России насильно?
Но как-то защищать русскоязычное население, конечно, необходимо. Наверное, вначале дипломатическими методами.