Лестно, конечно, в наши дни услышать от кого бы то ни было на Западе добрые слова об исторической России – «великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, большой культуры и большой человечности». Экспромт папы Римского Франциска в онлайн-выступлении на Х Всероссийской встрече католической молодежи в Санкт-Петербурге, в аудитории вызвал аплодисменты, возможно как дань уважения, а в русофобском мире топот ног, условно говоря, свист и улюлюканье. Заканчивается экспромт словами: «Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы наследники великой Матушки России, идите вперед с этим. И спасибо вам. Спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть россиянами».
То, что это экспромт, фактически подтверждает пресс-служба Ватикана, неуклюже оправдываясь, публикуя «стенограмму» выступления, в которой нет ничего ни о государях, ни о Матушке-России, ни о человечности. Что стоит за словами Франциска?
От избытка сердца глаголют уста. Что, Франциск в тайне души русофил, любящий Достоевского, знающий некие пророчества святых о предназначении России? Такое, конечно, не исключается. В этом случае подтверждается мнение, что Франциск не является самостоятельной фигурой. Во многих случаях поэтому мы и слышим не его прямую речь, а речь в изложении пресс-службы Ватикана, озвученной главой Зала печати Маттео Бруни.
Фигура Маттео Бруни темна, сведения о нём скудны. Итальянец, родившийся в Англии. Он не священнослужитель и не журналист. В возрасте 33 лет, в 2009 году, был кем-то введён в систему пресс-службы Ватикана «для управления аккредитацией журналистов». В 2019 году Франциск назначил его главой всей пресс-службы. Англоязычная версия Википедии (русской нет) скупо сообщает, что Бруни «с подросткового возраста был членом Сообщества Сант-Эджидио, католической мирской ассоциации, занимающейся социальным служением». Сообщество создано, как подчёркивают источники, «на следующий день после II Ватиканского Собора, и сегодня объединяет 60 000 мирян в 74 странах мира». Глобалистская организация. Сообщество борется с голодом, занимается миротворчеством и поощрением демократических выборов в неразвитых странах. Судим по плодам: Гватемала и Мозамбик, в демократизации которых участвовало Сообщество, остаются беднейшими в мире. В активе организации значатся и такие политические действия как «переговоры с сербскими властями о возобновлении работы косовских школ и факультетов… в 1996-1998 годы». Что?.. когда!? Есть основание думать, что Бруни при понтифике выполняет роль некоего смотрящего от закулисы.
Таким образом, несколько фраз Франциска «от души» для аудитории в Петербурге – это его бунт и побег на свободу? Пусть будет и такая версия. Ведь мы должны думать о людях, в первую очередь, хорошее.
Нацистская Украина только что разве ни матом прореагировала на слова Франциска. Однако официальные лица держали себя в рамках. Представитель МИД Украины, прикусив язычок и елозя на стуле, изрёк в соцсетях: «Очень досадно, что российские великодержавные идеи, которые, собственно, и являются причиной хронической агрессивности России, сознательно или бессознательно звучат из уст папы римского». Никаких заявлений о разрыве дипломатических отношений, разумеется, не последовало. Ссориться с папой римским, а значит и с мировой закулисой, себе дороже. «Папа сказал, значит так надо. И не наше собачье дело знать кому надо и зачем», – примерно таков ход мысли майданного режима.
А вот украинские католики всерьёз переполошились. По мнению главы украинской Конференции епископов римско-католической церкви, «упоминание о "великой России", с ее величественной культурой и человечностью, к сожалению, свидетельствуют о дальнейшем существовании мифа о гуманизме и величии государства, которое уже 9 лет ведет против Украины кровопролитную и жестокую войну… Как Церковь и украинское общество мы отвергаем и считаем недопустимыми любые проявления поддержки "русского мира"…».
Догмат о непогрешимости папы в явном кризисе. Украинские католики разумеют, что речь Франциска явно тянет на «поддержку российской агрессии». Следствием чего могут стать гонения и запрет УГКЦ и РКЦ на Украине по аналогии с гонениями на УПЦ. Само предположение нелепо. Но понять можно: у страха глаза велики.
В мире широко разошлось высказывание некоего «специалиста по сталинизму» (ну, мы понимаем) Иммо Ребичека из университета Фридриха Шиллера в Йене. Главное: «Франциск не оставляет сомнений в том, что он солидарен с сильнейшими. У Украины есть союзники в Европе, но Ватикан не входит в их число». Собственно, это обвинение Франциска в человеческой низости. «Философ Ребичек» при этом утверждает, что тот, «кто ищет "человечности" в российской империи, больше не имеет авторитетного голоса в этом вопросе».
И это тоже разошлось. Нужно ли беспокоиться за папу Римского?
Что же всё-таки он сказал?
Почему названы именно Пётр и Екатерина?
При Петре I Алексеевиче и при Екатерине II Алексеевне католичество на Руси получало укоренение. В 1694 году друг Петра Первого Патрик Гордон добился разрешения на строительство в Москве католической часовни в Немецкой слободе, позже на её месте выстроили церковь. При Петре появились католические храмы в Санкт-Петербурге и других городах. При католических миссиях функционировали орденские школы. Заслуга католиков на Руси не только в развитии архитектуры, но и поэзии. В Астрахани при католической миссии обучался поэт Василий Тредиаковский. Примечательно, что при Анне Ионовне его карьера потерпела крах, так как он был близок прокатолическим кругам. При Екатерине Второй появилось первое училище для юношей-католиков.
Если продолжить «список папы», следуя обнаруженной логике, третьим был бы… М. Горбачёв. В 1989 году «между Святым Престолом и СССР была достигнута договорённость об установлении дипломатических отношений» с вытекающими последствиями. Петру и Екатерине история к именам добавила наименование «Великих», конечно, заслуженно и не в связи с католиками. К фамилии Горбачёв пока лишь народ добавляет иногда приставку «Иудушка», тоже, разумеется, заслуженно и не в связи с католиками.
Надо сказать, центральная часть пассажа Франциска может быть воспринята не так, как её восприняли критики. В свете тенденции мировых подмен, почему бы не предположить, что о наследстве России им сказано именно то, что сказано. А именно им озвучен призыв к российским католикам не отказываться от наследства великой Матушки России, взять его себе. В зале мы видим красные камилавки, чёрные сутаны, но и молодых людей. Призыв к ним – не отказываться если что от русскости, но стать новыми русскими и идти «вперед с этим».
Куда вперёд? Мечта известна: «единение церквей», как было заявлено в совместной послемайданной декларации Франциска и Варфоломея. Делёж наследства России – такое возможно лишь при нашем военном поражении и новой русской смуте. Именно эти ожидаемые закулисой события, судя по всему, и имел в виду понтифик, обращаясь к своей очень узкой и численно малой аудитории.
Дмитрий Иконников, наблюдатель
Рисунки: «Папа Франциск – мой лучший друг» конкурс детских рисунков в Харькове. (Тема радуги, возможно, возникла случайно.)