17 августа Украинская Православная Церковь пока еще Московского Патриархата отмечает 9-ю годовщину интронизации Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Предстоятелем УПЦ владыка стал в один из драматических периодов новейшей русской истории – после киевского антирусского переворота 2014 года.
Православные радовались. Онуфрий почитался молитвенником, человеком святой жизни. Люди помнили, что владыка пошёл против воли Филарета Денисенко (которым в 1990 году был хиротонисан во епископа. В 1992 году дезавуировал свою подпись под обращением Архиерейского совещания УПЦ к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии. Помнили и то, что на Харьковском соборе он занял бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному и впоследствии анафематствованному Филарету. Помимо этого, многие слышали, как владыку Онуфрия любят на Афоне. Когда тот приезжал на Святую Гору, к нему, говорят, выбирались монахи из самых дальних келлий, чтобы получить благословение, а то и исповедаться. Игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алёхин; + 2016) так отозвался на его избрание: «С радостью мы узнали, что Митрополит Онуфрий стал Предстоятелем Украинской Церкви. Это прекрасный архиерей и истинный монах. Именно он сможет стоять за Церковь и паству. Митрополит Онуфрий не просто администратор, но истинный пастырь и любящий отец. Понятно, почему Господь избрал и поставил его в такой момент истории...».
Момент действительно был острый. А впереди просматривались времена ещё более значительные. Имя митрополита Онуфрия к тому времени уже оказалось вписанным в историю Свято-Пантелеимонова монастыря, а значит и в тысячелетнюю историю Святой Горы. В 2003 году, 20 лет тому назад, владыка Онуфрий освятил в русской обители храм святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона). Во время всенощного бдения, при совершении Полиелея, по рассказу святогорцев, «угодники Божии Пантелеимон, Ермолай и Еввула явили особое благоволение к обители и, должно быть, к самому Митрополиту Онуфрию, совершавшему чин освящения». Несколько монахов из числа насельников монастыря и пришедших на праздник келлиотов были свидетелями чуда. Святые Пантелеимон, Ермолай и Еввула были видимы им посреди собора. Тогда же известный афонский старец скита праведной Анны папа Янис (о. Иоанн) так говорил о владыке: «Видя митрополита Онуфрия, мы видим Самого Христа. В каждом человеке мы обязаны видеть Христа. Но очень часто мы затмеваем образ Христов, который носим в себе, своими страстями, своим "эго"; наша икона Христа – обугленная и закопченная. У Митрополита Онуфрия этот образ чист и светит другим людям. На Украине много хороших архиереев, но Онуфрий – свят. Пусть все верующие сплотятся вокруг своего архипастыря и делают, что он говорит, тогда будет мир на Украине».
Люди сплотились. Стойко держались и в самых маленьких сёлах, когда мировая закулиса для подмены Православия создала на Украине ядовитый фальсификат «пцу-сцу» и начала гонения. Мир не наступил. Началась война. Пламя войны с Донбасса перекинулось на майданную Украину. 24 февраля 2022 года вышло обращение Предстоятеля, в котором помимо того, что он выразил «особую любовь и поддержку нашим воинам», было напоминание: «Украинский и русский народы вышли из Днепровской купели крещения, и война между этими народами – это повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата». В словах этих многие со смущением услышали обвинение в адрес России. То есть обращение явлено было не как плод религиозного сознания Предстоятеля, но как плод сознания либерально-гуманистического, не принимающего истину, что Россия вышла на брань с силами буквально ада, захватившими власть на Украине.
Потом был самочинный Феофаниевский собор (27 мая 2022 г.), на котором участники выразили «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине» и на котором вопреки канонам Церкви были утверждены документы, «свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви».
Разрыв с РПЦ, а значит и с мировым Православием, был документально оформлен и утверждён. Но народу об этом не сказали.
Феофаниевский документ заигрывает с раскольниками ПЦУ, «не теряет надежды на возобновление диалога». Но никакие заигрывания с майданной властью не оградили УПЦ от разгрома. День ото дня ширится фронт наползания раскольничьей ПЦУ на УПЦ. Уже и резиденция Предстоятеля в Лавре отдана раскольникам.
УПЦ, созданная из Экзархата под давлением горстки священнослужителей-националистов, вышла точно на тот же результат, на который в своё время вышел и Филарет Денисенко. Вероятно, сам внутренний алгоритм существования УПЦ предполагает уход в раскол.
Единственная ниточка, которая пока ещё удерживает УПЦ от полного обрушения в раскольническую яму, это, как представляется, отсутствие прямого запрета на поминание Патриарха Московского и Всея Руси.
В недавней проповеди Блаженнейший Онуфрий говорил: «Каждый человек в своей жизни сдаёт определённые экзамены. На всех этапах истории были те, кто проваливали эти экзамены, другие сдавали успешно, были люди, сдававшие их блестяще…».
Слушавшие не могли не думать, хоть и со смирением: «А ты, владыко, как сам оцениваешь себя – сдал ли успешно?».
Некоторые священнослужители в своих проповедях (известно из закрытых чатов тлг) не скрывают от прихожан, что ждут сейчас от Онуфрия не правильных и красивых слов, но точных дел, а именно покаяния за Феофанию и, возможно, ухода в затвор.
Последнее, конечно, спорно. Ненавистники Церкви ждут его ухода, ругая «теплохладным Предстоятелем» и обвиняя, что за полтора года войны Онуфрий «сделал лишь одно обращение с осуждением войны». «А еще, – пишет такой антицерковник, – есть множество одобрительных обращений к оккупантам, Кириллу Гундяеву и призывы беречь единство с МП, без малейших осуждений или даже замечаний со стороны Предстоятеля».
Жизнь не завершена, суд истории тем более. Но вопрос есть. И он в названии.
Дмитрий Иконников, наблюдатель
23. Ответ на 21, Алексей+:
Не дОлжно в смирении доходить до хуления ОБРАЗА БОЖИЯ, который несет в себе каждый.
Мы не "не можем" - мы обязаны и должны правильно оценивать события. Именно для этого Церкви учат различать духов (1Ин.4:1).
Да мы подвержены... удобопреклонны ко греху, но не "безблагодатны"!!!
Будьте осторожны в обобщениях.
22. Ответ на 21, Алексей+:
С Преображением. Принимается. И Вас с Воскресением и Преображением Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа.
Да, "всяк человек ложь" (Пс. 114,8) - и я то ж...
Я тоже очень уважал блаженнейшего Онуфрия.
Теперь, только болезную за него.
И как раньше люблю.
Это всем нам урок того, как первые становятся последними (Мф.19:30). Урок и надежда, на то, что если Бог даст им (в т.ч. и по нашим с Вами молитвами) сил, он вновь станет первым, как некогда стал Первоверховным Апостолом Петр.
Но, человек создан свободным. К сожалению есть и другие примеры.
Да, один брат пал... да и не один.
Мы, брате - если ты и я, мы и они братья - обязаны не оправдывать грех, не замалчивать его - но честно назвать грех- грехом.
Обязаны.
Это наше с Вами свидетельство верности Богу.
Еще обязаны своей любовью покрыть их грех и поддержать их своей горячей молитвой. Что бы Всемогущий Господь дал им ума, дал сил, дал время! покаяться в грехе раскола Матери нашей Русской Церкви.
У меня тоже на Украине близкие мне отцы и братия, которые решениями этого волчьего Феофаниевского собора лишились опоры - остались без своего священноначалия, без своей Церкви и под гнетом сатанинских властей и осатаневших сограждан. Их физически уничтожают. Они действительные исповедники веры.
Это то, что я знаю наверняка, а дальше связи с ними нет. Страшно и больно даже представить.
Ну, да в нашей истории это не в первый раз. Вспомним ужасы описанные Н.В.Гоголем в Тарасе Бульбе, вспомним Таллергоф и Тарезин, вспомним Азовсталь. Вспомним Брестскую унию, когда священноначалие Малороссии всем "комсоставом" ушли в латинскую ересь. И только силою русского оружия - братчиков Киевского Богояявленского братсва - на саблях 20 тысяч Запрожских казаков гетмана Сагайдачного - там, после четвертьвекового запрета было восстановлено Православие.
История повторяется - наша армия и наши казаки её повторяют
21. Ответ на 20, Алекс:
Ты, "Лёха плюс", с перехода на личности начал см. п.1:
Не лезли бы вы своим скудным умишком в духовную сферуМного помог этим своему архиерею?
Не сдержал эмоции. Под скудным умишком имел в виду не конкретно автора, а всех нас, т.к. наш ум безблагодатен и потому подвержен бесовскому влиянию. А в таком состоянии мы не можем правильно оценивать события.
С Преображением.
20. Ответ на 16, Алексей+:
Ты, "Лёха плюс", с перехода на личности начал см. п.1:
Не лезли бы вы своим скудным умишком в духовную сферуМного помог этим своему архиерею?
19. Ответ на 17, Сергей:
По первой части: чтобы понимать что УПЦ отпала от Единства Церкви (ушла в раскол), решения Церкви не нужно, достаточно наличия самого этого факта и здравого смысла.
И это не "бежать впереди паровоза" - это исполнение прямого указания Спасителя определять их по плодам (Мф.7:16). Кто вы, чтобы мне указывать обратное? "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема"(Гал.1:8). Так, что не грозите мне Божьим спросом - перед своим Богом стою (Рим.14:1). О себе думайте. Путать где нужно смиряться, а где ополчаться - это проблема неофитов. Стремление поучать других - тоже. Могу посоветовать читать житие Авраама.
По второй части: если вам непременно нужен пример реакции нашей Церкви: в 2018г. РПЦ разорвала отношения с Костантинопольской Церковью именно за узаконение самосвятов ПЦУ. И разорвали бы с УПЦ сразу, как только те приняли решение сообщения с самосвятами, но УПЦ сделали это сами, уйдя в раскол. Разрывать уже нечего.
18. Ответ на 17, Сергей:
И при этом всём - наша Церковь, осуждая их действия, не объявила их раскольниками.
Уж подавно и сейчас не объявляет раскольниками архиереев УПЦ МП.
Пример с РПЦЗ не уместный. "Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках....Особо подчеркнем, что РПЦЗ не провозглашала себя автокефальной Церковью и не делала заявлений об отделении от Русской Церкви как таковой...Несмотря на то, что разрыв и административного, и молитвенного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом сохранялся более 70 лет, все же Зарубежная Церковь всегда настаивала, что является частью Русской Церкви. Например, в принятом в 1956 году Положении о Русской Православной Церкви Заграницей указывалось, что РПЦЗ — это «неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти». В качестве основания для самоуправления в Положении указано Постановление Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7(20) ноября 1920 года (№ 362)[7]." http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5889683.html
17. Ответ на 13, Алекс:
И при этом всём - наша Церковь, осуждая их действия, не объявила их раскольниками.
Уж подавно и сейчас не объявляет раскольниками архиереев УПЦ МП.
Вот, а "вперёд паровоза" (а точнее, вперёд самой Церкви) объявлять кого-то (священнослужителей!) еретиками или раскольниками - это очень опасная отсебятина, и за неё Богом может быть строго спрошено.
16. Ответ на 14, Алекс:
Кто это дерзнет оспорить?
Остальное слова, слова...
Но кто бы что не говорил - только этот факт остается фактом: УПЦ отказалась от Евхаристического Единства с РПЦ, а через это и со Вселенской Церковью. Ни одной из поместных Церквей "украинский патриархат" не признан.
Ну да, за всё слава Богу! И за это.
Окончится СВО, не будет Украины, не будет вопросов о статусе УПЦ. Да их уже нет.
Украина еще конвульсирует, а канонической УПЦ уже больше нет. Просто нет. Как бы кто (по невежеству или по дерзости) не пытался называть то, что осталось от неё "канонической церковью Украины". Посмотрите у кого есть чем: её нет и больше никогда не будет.
А далее, все епархии бывшей УПЦ просто войдут в РПЦ, также просто, как уже вошли Донецкая и Мариупольская, Горловская и Славянская, Луганская и Алчевская, Ровеньковская, а также Бердянская и Приморская
Это вы за Христа решили? Ну-ну."Ню-ню..." - личико попроще сделай.
В чем вы видите мои решения? Я лишь указал на свершившиеся факты - отказ от евхаристического единства - это, что мое решение, или это не так?
Не играйте словами и оставьте свой менторский тон.
Мы царственное священство, люди взятые в удел (1Петр.2:9), нам надлежит всю свою жизнь соизмерять с Евангелием и ко всему подходить с рассуждением.
И ни какой "Алексей плюс" не смеет запретить нам касаться духовного... бабе своей дома указывай, чего касаться, а чего нет.
Я с вами на ты не переходил. Разговор перешёл на личности, поэтому бесполезен. Посчитал своим долгом защитить уважаемого мною Архиерея. А с Евангелием мы действительно должны соотносить всю свою жизнь, в том числе и на форуме.
15. Но вопрос есть. И он в названии
14. Ответ на 12, Алексей+:
Кто это дерзнет оспорить?
Остальное слова, слова...
Но кто бы что не говорил - только этот факт остается фактом: УПЦ отказалась от Евхаристического Единства с РПЦ, а через это и со Вселенской Церковью. Ни одной из поместных Церквей "украинский патриархат" не признан.
Ну да, за всё слава Богу! И за это.
Окончится СВО, не будет Украины, не будет вопросов о статусе УПЦ. Да их уже нет.
Украина еще конвульсирует, а канонической УПЦ уже больше нет. Просто нет. Как бы кто (по невежеству или по дерзости) не пытался называть то, что осталось от неё "канонической церковью Украины". Посмотрите у кого есть чем: её нет и больше никогда не будет.
А далее, все епархии бывшей УПЦ просто войдут в РПЦ, также просто, как уже вошли Донецкая и Мариупольская, Горловская и Славянская, Луганская и Алчевская, Ровеньковская, а также Бердянская и Приморская
Это вы за Христа решили? Ну-ну."Ню-ню..." - личико попроще сделай.
В чем вы видите мои решения? Я лишь указал на свершившиеся факты - отказ от евхаристического единства - это, что мое решение, или это не так?
Не играйте словами и оставьте свой менторский тон.
Мы царственное священство, люди взятые в удел (1Петр.2:9), нам надлежит всю свою жизнь соизмерять с Евангелием и ко всему подходить с рассуждением.
И ни какой "Алексей плюс" не смеет запретить нам касаться духовного... бабе своей дома указывай, чего касаться, а чего нет.