Год назад рассказывал, как в очередной раз тогда пиарились некоторые «знатные» либералы (Набиуллина, Силуанов, Орешкин, Макаров и Решетников) на очередном Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). О чём говорили? Вроде как бы умное, но настолько банальное! Например, что нынешние изменения в мире носят серьёзный, а не временный характер. Добавляя мысли, что нужно ориентироваться и на собственные силы. Интересно, а не они ли и их «коллеги» (Чубайс, Греф, Кудрин и другие «знатные») сделали всё, чтобы разрушить отечественную производственную базу? Говорили ещё, что «устойчивость финансовой системы – это безусловная ценность». Глубочайшая, главное – оригинальная и неожиданная, мысль из уст Набиуллиной. А вообще, сказанное ими сейчас может быть интересно разве что школьникам средних классов средней школы. Председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, как в детском саду, задорным голосом просил поднять руки всех участников сессии, которые считают себя оптимистами. И ведь либеральная «публика» в зале поднимала руки! Оптимистов оказалось абсолютное большинство, чему несказанно радовался Макаров с иными членами президиума.
А вот глава Минфина Антон Силуанов предложил пересадить чиновников на отечественные автомобили «Лада». Он заявил, что государство должно обеспечить спрос, например, пересадить государственных работников на отечественные «Лады». Хорошо-то как, похвально! А почему до этого финансово-экономическим блоком правительства, и Силуановым тоже, было сделано всё, чтобы разрушить отечественный автопром? Теперь даже как бы «отечественные» марки комплектуются неотечественными деталями, а собственная конструкторская и дизайнерская мысль при разработке новых моделей автомобилей практически исчезла.
Мне сразу в связи с этим тогда вспомнился Борис Немцов, который долгие годы в своё время, когда был у власти, носился с тезисом «пересадить всех чиновников на автомобиль "Волга"». Пересадил? Нет, конечно. Хотя был, когда в первый раз пиарился насчёт «Волги», аж первым вице-премьером. Зато сколько было звона! Ещё почему-то вспомнился Михаил Прохоров со своей «инновационной разработкой» «Ё-мобиль». Тоже – сколько было шума! А в итоге – «пшик», профанация…
Тут же откуда-то из Кремля, как заранее заряженная на прыжок пружина, год назад откликнулся ещё один «яркий» либерал, пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков, заявивший, что готов пересесть на автомобиль «Лада». «Вы знаете, я готов как госслужащий ко всему, и каждый госслужащий у нас готов ко всему», – ответил Песков, отвечая на заготовленную просьбу журналистов прокомментировать предложение Силуанова.
И это мне тоже кое-чего напомнило – «комбинацию», которую крутили Чубайс и Кудрин. Милую полемику они устроили в конце 2020 года через соцсети и СМИ. Первый палил из пушки (в прямом смысле), а второй комментировал, о чём подробно рассказывал в материале 2020 года «Чубайс и Кудрин впали в детство».
Ладно, вернёмся, условно говоря, к «Ладе».
Теперь уже Президент России Владимир Путин выступил за то, чтобы российские чиновники пересели на отечественные автомобили. А это – уже не тусовка, слова Главы государства, надо полагать, нужно воспринимать как поручение.
«Миниcтерства, ведомства, управление делами обратились с просьбой продолжить [закупки], сделать упор, по cути, на автомобили иностранного производства, продолжить такую практику. Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях», - заявил В.В. Путин на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности. По словам Главы государства, «где-то будет поскромнее, чем раньше». «Ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное, оно должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов автомобилей и другой отечественной продукции», - указал Президент.
Да, чиновничество у нас, действительно, «замечательное». Хорошо, что об этом знает Президент. Вот именно из-за «замечательности» чиновничества и приходится предполагать, что поручение Президента превратится во что-то непонятное.
Нет сомнений, что начнутся сейчас спекуляции и попытки то ли исказить, то ли спустить на тормозах слова Главы государства о развитии автопрома и пересадки чиновников на отечественные автомобили. Уже пишут в привычных для таких случаев оборотах мысли, что слова Президента – «инициатива пока что неформальная – она не подкреплена никакими законами и прочими нормативными актами». Значит, слова Президента всего лишь – «инициатива». А об инициативах, как известно, можно и забыть. Кто-то хочет представить это таким образом.
Совсем недавно, месяц назад, председатель ГД Вячеслав Володин говорил на пленарном заседании в ходе отчёта того же главы Минфина Антона Силуанова об исполнении бюджета за предыдущий год, что все бюджетные учреждения и органы власти в обязательном порядке должны закупать автомобили, произведенные отечественными компаниями. Силуанов данное предложение спикера ожидаемо поддержал. Вячеслав Володин подчеркнул, что отечественные машины в настоящее время стали другими – качественными. «Есть "Москвич", есть "Лада", есть "Аурус", - подчеркнул он.
Насчёт качественности – вопрос дискуссионный.
На встрече Президента с руководителями предприятий присутствовал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Он рассказал, что компания планирует в ближайшие два года запустить четыре новых продукта: городской кроссовер на базе платформы «Веста», электромобиль «Е-Ларгус», седан бизнес-класса «Лада Аура» и бюджетный автомобиль «Лада Искра».
Вообще, как было сказано выше, идея пересадить российских чиновников на отечественное авто звучала давно. Какие это марки? К указанным выше В.В. Володиным маркам «Аурус», «Москвич», «Лада» можно добавить УАЗ. Или обещают ещё возобновить производство «Волги» в Нижнем Новгороде в 2024 году на оставшихся от Volkswagen мощностях. Значит, сначала развалили завод, продали иностранцам, а сейчас, возможно, в очередной раз возвратят бренд «Волга». Примерная будущая цена «Волги» – неизвестна. Что-то подсказывает, что стоимость будет выше иностранных аналогов, а качество – пока не известно какое. Хотя, не факт, что удастся возобновить производство (не единичные экземпляры, а массовые). Разговоры насчёт возвращения «Волги» идут десятилетиями, толку – никакого.
Как пишут, ещё в 1997 году яркий либерал, по совместительству тогда – вице-премьер, Немцов выдвигал тему пересадить чиновников на «Волги». Ельцин инициативу на словах поддержал и подписал даже соответствующее распоряжение. Однако вскоре выяснилось, что российские машины ненамного дешевле импортных. Кроме того, в действительности на «Волге» тогда ездили лишь некоторые чиновники, в том числе Немцов. Распоряжение было отменено в 1999 году.
Идею создания люксовых вариаций «Москвича» продвигал мэр Москвы Юрий Лужков. Так появились удлиненные седаны представительского класса «Князь Владимир» и «Иван Калита». Но и эта «инициатива» носила «рваный» и ограниченный характер. Главная причина, что в том и другом случае не удалось пересадить чиновников на «Волги» или «Москвичи», – неспособность организовать массовое отечественное производство качественных и доступных по цене автомобилей. Производственная база-то разрушена, всё приватизировано ещё в 90-х, продано и распродано.
Отмечается, что в 2020 году правительство уже ввело полный запрет на госзакупки автомобилей, произведённых не в России. Теперь под запрет, по всей видимости, попадут и выпущенные на отечественных мощностях иномарки (в основном – китайские). Хотя и отечественные бренды также являются лицензионными копиями китайских автомобилей либо собираются из китайских комплектующих. Но, что интересно – при этом стоят в 1,5-2 раза дороже. Если говорить о моделях ВАЗа – нужно специально разбираться, насколько там комплектующие отечественные.
«УАЗ Патриот»? Машина хорошая, наверное, в наибольшей степени соответствующая понятию «отечественный автомобиль». Но по соотношению «качество – цена» всё же уступает иностранным аналогам. И при производстве УАЗа тоже хватает, кстати, иностранных комплектующих.
А вот «Аурусы» – непомерно дорогие, за 40 миллионов рублей. И только 60 % компонентов автомобиля – российские. Правда, говорят, двигатель – отечественный, но с оттенком «Porsche». Отечественные комплектующие автомобиля – со всей России. Сейчас производство похоже больше на отвёрточную сборку, чем на конвейер. Но! Теперь, значит, пересаживаясь на отечественные автомобили, чиновники средней руки будут выбивать себе финансирование на «Аурус», машинки ценой в 40 миллионов рублей. А Силуанов, поди, будет тому способствовать. Вот, значит, куда будут утекать бюджетные средства. При этом зарубежный автомобиль представительского класса стоит примерно в 5–8 раз дешевле «Ауруса», а бизнес-класса – не в разы, а на порядок дешевле…
В целом мысль пересадить чиновников на отечественные автомобили, хоть и не новая, но благая. Другое дело, насколько отечественные автомобили – отечественные? А потому, толк будет лишь в том случае, если последуют меры по поднятию отечественного автопрома, производству собственных комплектующих (желательно до 100 процентов), поиску прорывных технологий и разработке по-настоящему русских оригинальных и качественных марок автомобилей. Если же ставится цель только закупок под брендом «отечественные», то результат будет, как у Черномырдина – «как всегда».
Посмотрим, как будет реализовываться «попытка № 10».
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
14. Ответ на 13, Алекс. Алёшин:
Во-вторых, я имел в виду не столько "техническую" связь, сколько юридическую. Развитие отечественной промышленности - понятно, в законном обосновании не нуждается. А запрет покупки автомобиля за рубежом - как согласуется с законом? Авто не является общественно опасным товаром (таким, как наркотики, оружие), чтобы запретить его ввоз в страну. А покупка не является чем-то противозаконным. Потому обсуждаемый запрет будет "инородным" по отношению к действующему законодательству и правовой системе.
Как максимум - можно завернуть непомерные пошлины. Но и для них требуется обоснование. Хотя, здесь можно наворотить чего угодно, типа, "будущая утилизация вышедшего из строя зарубежного авто будет стоить мильён, поэтому заплатите его сразу на границе"...
13. Ответ на 11, Сергей:
- будет в России реальный отечественный автопром, способный насытить все потребности страны (и государственные, и частные) в автотранспорте разных классов,
- будет жёсткий запрет на массовый ввоз из-за границы иномарок А как связаны между собой 2 означенных пункта?
Напрямую. Чем меньше второго (импорта), тем больше первого (отечественного автопрома).Конечно, чтобы начать реальную политику протекционизма в этой сфере, надо сначала создать (вернее возродить) реальный отечественный автопром, 100% локализованный внутри страны. До этого ещё далеко.
12. Ответ на 10, Потомок подданных Императора Николая II:
11. Ответ на 9, Александр Высотин:
- будет в России реальный отечественный автопром, способный насытить все потребности страны (и государственные, и частные) в автотранспорте разных классов,
- будет жёсткий запрет на массовый ввоз из-за границы иномарок А как связаны между собой 2 означенных пункта?
10. Ответ на 6, Советский недобиток:
Осторожнее с подобной иронией. Уважаемый Павел Вячеславович очень не любит такое. Подберёт определение ещё более уничижительное, чем для моего случая.
9.
8. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:
Ельцин так и начинал - с поездки на троллейбусе.
В результате чиновники стали ездить на майбахах.Майбахов в России меньше десятка. Единственным публичным политическим деятелем владеющим этой маркой автомобиля в России был В.В. Жириновский. А вот мерседесы , аудио и вольво среди чиновников распространены повсеместно, но это совершено иной ценовой диапазон, на порядок дешевле. Но тоже очень недешево.
7. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:
6. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:
5. Ответ на 4, Александр Высотин:
Ельцин так и начинал - с поездки на троллейбусе.
В результате чиновники стали ездить на майбахах.