«Только что Банк России принял решение об очередном повышении ключевой ставки – с 12 до 13% годовых. Каждый раз после такого решения глава Центробанка делает заявление с объяснением причин повышения и намеками на возможные будущие решения по данному вопросу. При этом используется набор не очень понятных не только обывателю, но и многим экономистам слов и терминов: "таргетирование инфляции", "экономическая адаптация", "трансмиссионный механизм", "отрицательный экономический рост", "перегрев экономики", "сбалансированный экономический рост" и т.п. Я об этом писал в своей статье «Финансовая эзотерика, или "посторонним вход воспрещён"», - пишет в статье «Основная функция Банка России – быть «тормозом» экономического развития РФ» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте РЭОШ.
Профессор отметил, что «15 сентября госпожа Набиуллина в своем заявлении после заседания совета директоров ЦБ (принявшего решение по ключевой ставке) продемонстрировала в очередной раз свое искусство владения финансовой эзотерикой». Он приводит фрагмент её заявления: «Несколько слов о кривой доходности ОФЗ. От неё ведётся отсчет кредитных и депозитных ставок во всей экономике, поэтому она является для нас важным индикатором. В периоды дезинфляции эта кривая, как правило, уплощается или даже становится инвертированной, то есть ставки на длинные сроки становятся ниже, чем на короткие. Такой наклон кривой указывает на формирование жестких денежно-кредитных условий, приводящих к замедлению инфляции. После внеочередного повышения ставки и нашей коммуникации кривая ОФЗ стала почти плоской. Ключевой ставкой мы непосредственно влияем на короткий конец кривой. Наше сегодняшнее решение позволит усилить ее наклон через рост ставок на короткие сроки. Это приведет к формированию таких темпов кредитования, которые согласуются с достижением цели по инфляции в следующем году».
По слова экономиста, «вся эта эзотерическая риторика не более, чем дымовая завеса, прикрывающая истинную цель Банка России – не допустить экономического развития России, держать её в состоянии перманентной экономической стагнации».
Эксперт отметил, что в Российской Федерации экономика была изначально выстроена на так называемых «рыночных» началах. «Это означает, что никаких директивных показателей по темпам экономического развития (приросту валового внутреннего продукта) в России государство не устанавливает. Есть лишь прогнозы – на год и на несколько лет. Но, во-первых, эти прогнозы постоянно пересматриваются даже в течение одного года. Во-вторых, прогнозы разных ведомств могут разниться. Прогнозирование экономического развития страны, осуществляемое Минэкономразвития, Минфином, Правительством, я называют "астрологией", не имеющей особого практического значения. Правительство должно управлять экономикой, а не наблюдать за ней и рисовать виртуальные картинки ее будущего. Хотя чиновники правительства любят говорить о своей роли в "управлении экономикой". Это примерно то же самое, что сказал бы Росгидромет, занимающийся прогнозами погоды, что он "управляет погодой"», - пишет автор статьи.
«Пожалуй, единственной организацией в России, которая хоть как-то управляет экономической динамикой страны, является Банк России. Для многих моё заявление может показаться преувеличением. Мои оппоненты могут аргументировать своё несогласие тем, что, мол, Банк России – организация негосударственная. А как независимый от государства институт может отвечать за экономическую динамику Российской Федерации, которая, согласно статье 1 Конституции является государством (демократическим, правовым и федеративным)?» - вопрошает экономист.
Он отметил, что несогласные могут также сослаться на статью 75 Конституции РФ, в которой чёрным по белому записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации».
«Но если мы начнём вникать в "кухню" Банка России, то увидим, что него и только у него есть инструменты управления экономической динамикой государства. И таким инструментом, в первую очередь, является ключевая ставка, уровень которой определяет процентные ставки по активным и пассивным операциям коммерческих банков, процентные ставки по ценным бумагам на фондовом рынке, по заимствованиям государства с помощью казначейских облигаций и т.д.», - пишет автор публикации.
«Когда у нас пять лет назад готовились поправки в Основной закон РФ, было очень много предложений о том, чтобы в набор основных функций Банка России, обозначенных в статье 75, добавить ещё такую функцию, как обеспечение экономического роста (или развития) РФ. Данное предложение не прошло. И понятно, по какой причине. Такая поправка затруднила бы вредительскую деятельность Банка России. Ведь он оказывал и продолжает оказывать на темпы экономического развития страны не стимулирующее, а сдерживающее влияние. Так что, прикрываясь функцией "таргетирования инфляции", Банк России, продолжает нажимать педаль тормоза, сдерживая экономику страны. При этом чиновники ЦБ используют совершенно дикий аргумент: мол, экономика "перегрета", а мы её "охлаждаем"», - отметил автор публикации.
Он отметил, что первый зампред Банка России Ксения Юдаева в конце прошлого года, когда ещё экономика не вышла даже на докризисный уровень, заявила следующее: «Если вы хотите в этом году максимально увеличить выпуск, ждите в следующем году рецессию, так как будут переиспользованы ресурсы, начнется инфляция, начнутся проблемы, и вы упадете в рецессию. В принципе, для долгосрочного развития гораздо более правильно иметь более плавное развитие». «Вот так, наукообразно она сформулировала запрет на экономическое развитие России. В данный момент Ксения Юдаева уже не первый зампред Банка России, а советник Набиуллиной. Но установка на запрет экономического развития России сохраняется. Банк России неустанно продолжает бороться с "перегревом" экономики», - добавил профессор и отметил, что подробнее на эту тему в его статье «"Перегрев" экономики? Нет, "перегрев" в головах!»
«Банк России рисует свои цифры так называемого «сбалансированного экономического развития» на текущий год, а также на несколько последующих. Я за этими "художествами" Неглинки слежу уже несколько лет. И заметил такую особенность: цифры «сбалансированного развития» оказываются всегда ниже цифр экономических прогнозов других организаций. Не только правительства и министерств РФ, но и международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного банка). Ещё более неприятная особенность темпов "сбалансированного развития" оказываются ниже среднемировых темпов экономического развития (прогнозы таких темпов делаются МВФ и Всемирным банком)», - пишет автор публикации.
Он отметил, что последнее повышение ключевой ставки Банком России обосновывается тем, что экономическое развитие страны надо удерживать от «перегрева», понизить темпы до значений «сбалансированного роста». Автор приводит следующий фрагмент заявления Набиуллиной от 15 сентября: «Предпринятые с июля шаги по повышению ключевой ставки — это ответ на реализацию инфляционных рисков, в том числе из-за влияния валютного курса. Мы обновили макроэкономический прогноз и на его основе уточняем уровень ключевой ставки, который необходим для достижения цели по инфляции в 4% к концу следующего года. В текущих условиях для возврата к цели потребуется продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики».
«Правительство и министерства РФ дали прогноз в диапазоне от 2,3 до 3,5% (прирост ВВП за 2023 год). А вот прогноз Банка России – от 1,5 до 2,0%. Как говорят на Неглинке, он более осторожный и консервативный по сравнению с прогнозами правительства и министерств. Больше, мол, нельзя. Мол, 1,5 – 2,0% — коридор так называемого "сбалансированного роста". А вот прогноз МВФ по приросту мирового ВВП на 2023 год – 3 процента. Сопоставление цифры ожидаемого (или планируемого?) Банком России "сбалансированного роста" РФ и цифры прогноза МВФ по миру приводит нас к выводу, что доля Российской Федерации в мировой экономике по итогам нынешнего года должна сократиться. Такое ожидаемое (почти неизбежное) снижение доли России в мировой экономике в 2023 году не является какой-то сенсацией», - пишет Катасонов.
«Тренд на снижение доли России в мировом ВВП (естественно, рассчитанной по паритету покупательной способности рубля к доллару США) был обвальным в 1990-годы. По оценкам МВФ, доля Российской Федерации в первый год существования нового государства равнялась 4,81%. В 1998 году она упала до 2,82%. Это минимальное значение за все три с лишним десятилетия существования Российской Федерации. Далее началось некоторое оживление российской экономики. В 2013 году доля РФ в мировом ВВП поднялась до 3,54%. Это год, когда у руля Банка России встала Эльвира Набиуллина, заявившая, что отныне Центробанк будет заниматься исключительно "таргетированием инфляции". В переводе на понятный язык это означало, что ЦБ приступает к целенаправленному сдерживанию экономического развития страны. В 2020 году доля РФ в мировом ВВП упала до 3,09%; в 2021 году – до 3,08%; а в 2022 году – до 2,91%», - добавил он.
Также экономист приводит прогнозы МВФ по доле РФ в мировом ВВП на ближайшие годы (%): 2023 г. – 2,86; 2024 – 2,81; 2025 – 2,75; 2026 – 2,69; 2027 – 2,63; 2028 – 2,58.
«Понятно, что всё это прогнозы. Даже у Международного валютного фонда они далеко не всегда сбываются. Думаю, что одной из исходных посылок прогноза МВФ по России является предположение, что Банк России и далее будет исправно выполнять роль "тормоза" экономического развития нашей страны. Если прогноз МВФ на следующий год сбудется, то Россия достигнет нового антирекорда: её доля в мировом ВВП по итогам 2024 года окажется ниже рекордно низкого показателя 1998 года (2,82%)», - сказано в публикации.
Профессор отметил, что на пленарном заседании только что прошедшего Восточного экономического форума Президент РФ осторожно коснулся темы роли Банка России в деле сдерживания экономического развития страны: «ЦБ вынужден был поднять ключевую ставку до 12 процентов, в том числе и потому, что инфляция начала немного подниматься. Примерно 5,2 в годовом исчислении. Поэтому ЦБ отреагировал на это, он не мог не отреагировать. Ключевая ставка влияет, конечно, на стоимость денег, на кредиты коммерческих банков, а это, безусловно, сдерживает кредитование экономики, а значит, и её рост. Здесь нет хороших и очень хороших решений, здесь есть сложные решения». Итак, пишет экономист, Президент РФ констатирует, что повышение ключевой ставки под прикрытием «таргетирования инфляции» «сдерживает кредитование экономики, а значит, и её рост». Но на констатации этого очевидного факта им была поставлена точка, добавил профессор.
«Увы, никаких признаков того, что власти России собираются лишить Центробанк РФ права нажимать на "тормоз" экономического развития страны, не видно. Следовательно, вероятность того, что прогнозы МВФ по стремительному снижению позиций России в мировой экономике сбудутся, весьма высокая», - заключил Валентин Катасонов.