«Посла́ на ня́ гнѣ́въ я́рости Своея́, я́рость и гнѣ́въ и ско́рбь, посла́нiе а́ггелы лю́тыми (Пс. 77:49)
Скимен-зверь. Начало одной из самых ранних, архаичных былин «Рождение богатыря» повествует нам о том, как в некоем зверином царстве происходит необычайное волнение и его обитатели, во главе с их предводителем, «лютым Скимен-зверем», в смятении куда-то бегут.
Далее следует описание вождя зверей. Существо исполинской мощи (от его шипения, свиста и рёва вянет трава, клонятся к земле деревья, а Днепр выходит из берегов), даже в своем облике несет угрозу — рыло у него как «востро копьё», а уши как калёные стрелы.
Но при этом он очень красив:
«Как на Скимене-то шерсточка буланая,
Не буланая-то шерсточка — булатная,
Не булатна на нем шерсточка — серебряна,
Не серебряная шерсточка — золо́тая,
Как на каждой на шерстинке по жемчужинке…
А глаза у зверя Скимена как ясны звезды».
С каждой строкой рассмотрения Скимена-зверя, красота его наружного «покрытия» становится всё ярче и «богаче». Цвета сменяют друг друга.
От эффектного буланого (песочно-жёлтый окрас туловища и чёрные нижние части ног, грива и хвост у коней), к булатному (красивые узоры на стали клинкового холодного оружия). И от серебра к золоту с жемчугом. Поразительная характеристика внешнего образа.
Наши русские предки ценили не только мужество и силу, но и красоту, не отказывая в ней даже своему противнику.
Но дело тут не только в эстетике. Можно предположить, что в рассматриваемом случае, такое описание необычного зверя было призвано обратить внимание на губительную привлекательность зла. Последствия его воздействия на человека всегда разрушительны для тела и души, но его опасность, зачастую, кроется под яркой и внешне эффектной оболочкой.
А.Ф. Лосев считал, что мифологическое сознание основано на интуиции вечной жизни и, представляется, что в рассматриваемом случае, мы видим как раз одно из её проявлений.
Падший ангел в Священном Писании назван утренней звездой: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12). И у Скимена-зверя, глаза как «ясны звёзды».
Что же это за существо — Скимен-зверь? Очевидно, что он принадлежит не к миру людей, так как мы видим, что «невзгодушкой» для него, вызывая сильный страх и ненависть, стало рождение человека, воина, богатыря...
Более подробные данные о Скимене-звере, к сожалению, отсутствуют в былине. Интересно, что нечто, с таким же наименованием неоднократно встречается и в Священном Писании. И то же в значении некой крупной опасности, серьёзной угрозы. Причем последующие комментарии, что это определение относится исключительно ко «льву» или, особенно, ко «львёнку», на мой взгляд, не слишком убедительны.
Например, пророк и царь Давид говорит Господу о своих врагах, которые: «Объя́ша мя́ я́ко ле́въ гото́въ на ло́въ и я́ко ски́менъ обита́яй въ та́йныхъ» (Пс. 16:12).
Представляется маловероятным, чтобы в перечне серьезной опасности от животных (в качестве реальной угрозы от них или в виде фигурального сравнения), например, наряду со львом, волком, тигром и на одном уровне с ними фигурировали бы и их детёныши, львята, волчата и тигрята.
Перечисление многочисленных злоумышлений от врагов угрожающих царственному пасалмопевцу, позволили Давиду в таком виде выразить свои тревоги в следующем псалме: «Одержа́ша мя́ болѣ́зни сме́ртныя, и пото́цы беззако́нiя смято́ша мя́: болѣ́зни а́довы обыдо́ша мя́, предвари́ша мя́ сѣ́ти сме́ртныя» (Пс. 17:5, 6).
То есть, как мы видим, все эти бедствия располагаются на одной шкале и не делятся на более или менее страшные.
Из этого можно сделать вывод, что скимен Библии — это угроза, опасность, выраженная в форме некоего условного зверя.
«Враг рода человеческого», представитель инфернального мира, боится «человеческого детёныша» и не напрасно. Он предчувствует поражение и конец своей, прежде безграничной, власти. И его тирания зла будет разрушена Русским воином. Об этом нам говорит одна из самых древних русских былин «Рождение богатыря».
Ангелы лютые. Былины повествуют нам не только о проявлении высших мужских качеств русскими богатырями, но также не скрывают и их ошибки и заблуждения, порой приводящие к трагическим последствиям.
Былина «С каких пор перевелись витязи на Святой Руси» рассказывает о серии сражений семи богатырей, в числе которых Алёша Попович, Добрыня молодец и «матерой казак Илья Муромец», с татарами.
Бои шли тяжелые, с переменным успехом, в ходе одной схватки погибает Добрыня, воскрешаемый с помощью мёртвой и живой воды, и после того, как чаша весов склонилась в русскую сторону, богатыри стали «похваляться», что они нисколько не устали и готовы к новым сражениям.
И далее слова Алёши Поповича: «Подавай нам силу нездешнюю, мы и с той силою справимся!» привели к печальному финалу. Как только он произносит эти «неразумные» слова, являются двое воителей: «и крикнули они громким голосом: “А давайте с нами, витязи, бой держать! Не глядите, что нас двое, а вас семеро”» (Былины. М.: Советская Россия, с. 314).
По словам былины, «не узнали» витязи воителей и вступили с ними в бой. Но на месте каждого, разрубленного пополам неведомого воина появляются двое новых и их армия приводит богатырей к попытке отступления в пещеры, по пути в которые они превращаются к каменные изваяния.
«С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси», на такой ноте заканчивается эта былина.
Представителями «нездешней силы», которую неосмотрительно вызвал на бой своим высокомерием Алёша Попович, очевидно были небесные воители, они же «Ангелы лютые» — исполнители воли Божией над греховными людьми.
О каких же событиях говорит нам былина «С каких пор перевелись витязи на Святой Руси»?
Зная о том, что исторический прототип былинного Алёши Поповича, Александр Попович погиб в битве на Калке, вместе и с «другими семьюдесятью богатырями», можно подумать что речь идет именно об этой битве 1223 года.
Но сюжет вызова Алешей Поповичем «нездешней силы» на бой и гибель в сражении с нею русских витязей можно, с большим основанием, отнести к сокрушительному азиатскому вторжению XIII века, в ходе которого погибла Киевская Русь, погрязшая в княжеских усобицах, что и привело к её разгрому и к новой странице в истории Руси-России.
Пытаясь объяснить катастрофу того времени современники видели причиной произошедшего наказание Господнее за грехи русского народа, в том числе и вследствие потери внутреннего единства, что и получило отражение в рассматриваемой былине.
В качестве вывода. «Рождение богатыря» это уникальное произведение, былина — предчувствие, мессианское повествование, в которой появление на свет Русского воина было призвано не только решать те или иные ситуативные военно-политические задачи, но и лишить власти врага рода человеческого, из-за которого мир во зле лежит.
Такая сверхцель, доступная только герою, помимо массы необходимых навыков и умений, подразумевает уважение к иерархии Бытия и, в первую очередь, деятельное почтение Творца всех небесных сил.
Кроме того, избранничество — это служение, трагическое по преимуществу, а не почивание на лаврах, из-за которого можно не понять «времени посещения своего».
Забвение этой основы жизни неизбежно приводит к поражению и гибели. И этот урок содержится в былине «С каких пор перевелись витязи на Святой Руси».
Студеникин Александр, Сухум
1. 1