Синод УПЦ принял решение о праздновании годовщин «двух Соборов». Первый – это Харьковский Архиерейский 1992 года. Второй – самочинное собрание в киевской Феофании, преобразованное в Собор, 2022 года. Первый проходил 27 мая, второй с очевидным символизмом в то же число, день в день через 30 лет. Пока не ясно, увязывают ли идеологи Феофании это 30-летие с 17-м правилом IV Вселенского Собора, которое «определяет принадлежность приходов к той епархии, к которой они относились. 30 лет – это срок неоспоримости прав». Прямой связи как будто и нет. Но логика объединения в один «праздник» двух событий понятна. При этом очевидна между ними принципиальная разница. Харьковский проводился по благословению Патриарха Московского и всея Руси, был посвящён низложению раскольника Филарета Денисенко и сохранению единства РПЦ. Второй проведён без благословения Патриарха, самочинно, и был посвящён отмежеванию от РПЦ и Патриарха, фактически, как многие трактуют, в раскол.
Есть ли что-то общее у этих соборов, кроме даты 27 мая? По сути – нет. По глубинной духовной сути – нет, нет и нет. Но была ли некая червоточина в Харьковском соборе, которая через 30 лет позволила случиться собору в Феофании? Конечно. Тогда наши архиереи, мужественно отбившись от Филарета и наглой клики Кравчука, утвердились в своём отказе и от русскости. В самом названии – пошло с 1990-го под напором кучки активных архиереев-националистов. В Харькове могли бы (это из области фантастики?) активистов отправить вслед за Филаретом и не отказываться от русскости в названии, громогласно напомнив всем, что св. Владимир крестил Русь, что Пресвятая Богородица именно на Русь отправила Своих строителей возвести Великую церковь… Ни на какую не «в/на украину». В 1990-м Украинский экзархат РПЦ получил право именоваться УПЦ, а вскоре экзархат был заменён официальным названием УПЦ.
Возмущались тогда люди? Ещё бы! Древние церкви смогли сохранить свои святые имена, хотя и Антиохия и Константинополь остались в археологическом прошлом, а русская в Киеве, столице древней Руси, нет – в угоду безбожной политической конъюнктуре, «ради страха иудейска».
Накануне новой отмечаемой в УПЦ даты, 23 мая 2023 года в Феофании состоялось заседание Священного Синода УПЦ, посвящённое первой годовщине Феофаниевского собора, который теперь именуется Поместным, и 31-й годовщине Архиерейского Харьковского собора. Соединив по признаку общности даты (27 мая) два события, говорили о плодах Феофаниевского мероприятия. Плоды признаны хорошими. А именно: «Изменения в Уставе не только расширили возможности Украинской Православной Церкви как самостоятельной и независимой Церкви, но и стали убедительным аргументом для опровержения многочисленных клевет и надуманных обвинений, которые звучали и, к сожалению, еще продолжают звучать в адрес нашей Церкви». Речь о киевской хунте, которая не поверила отмежеванию УПЦ от РПЦ и гонения лишь усилила, почувствовав слабину, начав брать под арест ключевых архиереев и ведя планомерную работу по отъёму церквей и монастырей. Как однозначно положительное явление заседание Синода оценило, по сути, самочинное решение о «восстановлении старинной практики варения Святого Мира» в Лавре. Так же в заслугу Феофаниевского собора поставлено самовольное создание «более 40 украинских православных приходов за границей», уже даже структурно объединённое в некое Западноевропейское викариатство УПЦ.
Как оно связано с мировым православием – непонятно. Если не поминается Патриарх – как? Но где-то, говорят, Патриарх и поминается. То есть запрета на поминание в УПЦ нет, что и является нитью, соединяющей УПЦ с мировым Православием. Так это понимают простецы, простые члены церкви и священство.
Не помогло и то, что УПЦ «с первых дней полномасштабного вторжения российских войск на украинскую землю осудила эту кровопролитную войну, всеми возможными средствами приобщилась к защите Родины и благословляет верующих защищать свою родную Украину». Всем ли по душе призыв молиться за режим некрещёного клоуна, который ещё вчера на потеху публики, играл гениталиями на пианино? Не всем.
Отсюда и желание неопределённой части УПЦ (а как число определить?!) уйти в прямое подчинение Патриарха Московского и Всея Руси. То, что такое желание есть, говорит «казус Бердянска», которым собственно и определён алгоритм сохранения единства с Православием на Украине. Часть руководства УПЦ возмущена «Бердянском». А чему же здесь возмущаться? Очевидно же, УПЦ, заигрывая с сатаноидным киевским режимом, обрекает себя на дробление. Публицист СПЖ констатирует это дробление: «С одном стороны – массово захватывает храмы ПЦУ и жмёт власть, с другой – “отжала” Бердянскую епархию РПЦ».
Появляются проекты иных алгоритмов уврачевания Украинского раскола. «Добрые люди» подталкивают УПЦ к примирению с ПЦУ и созданию Автокефальной ПЦУ. Никогда не было, как говорится, и вот опять. Эта структура должна объединять всех православных Украины. Митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим (Киккотис) Александрийской Православной Церкви предложил убедить Московский Патриархат в необходимости восстановления в звании архиерея митрополита Филарета, признать правомерность рукоположения Епифания, «так как Епифаний был рукоположен Филаретом». Возглавит АПЦУ, по замыслу авторов «проекта», Филарет и его заместители Онуфрий и Епифаний. Нелепость? Абсолютная. Идея, как мы понимаем, источается из кругов Варфоломея. Но УПЦ, откалываясь от РПЦ, движется примерно в указанном направлении.
А там, в конце пути, стоят, по-братски обнявшись, папа Римский и Варфоломей, отбрасывая общую тень с рогами, и один другому говорит: «Мы стремимся достичь полного общения, которое позволит нам однажды, в Божье время, собраться за одним евхаристическим столом». Верующих Украины такая перспектива точно не радует.
Дмитрий Иконников, обозреватель