Доклад на конференции в Общественной Палате
Новое столкновение с коллективным Западом во главе с США ставит перед нами, перед нашим народом и государством экзистенциальную проблему быть или не быть России, Русскому миру, Третьему Риму – хранителю Православия!
Следует отметить, что для своего бытия в качестве субъекта истории народ должен выполнять две необходимые функции: себя ограждать (иначе ассимиляция) и себя воспроизводить (иначе исчезновение). Тысячелетняя история нашего Отечества свидетельствует, что Русский мир успешно реализовывал эти две функции, сохраняя (как сказано в Концепции ВНЕШНЕЙ политики Российской Федерации) ‒ «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы».
Нам не менее необходима сейчас и Концепция ВНУТРЕННЕЙ политики в сфере образования и культуры! Очевидно, что магистральным принципом такой Концепции должно быть аналогичное, провозглашенной в Концепции внешней политики РФ положение о сохранения «культурно-цивилизационной общности Русского мира». Собственно вариантом такой Концепции является, представляемая здесь, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и сопутствующая ей «Концепция воспитания человека в Российской Федерации». При этом необходимыми условиями сохранения «культурно-цивилизационной общности Русского мира» является безопасность и суверенитет в области народного образования (просвещения, обучения и воспитания).
Народ фиксирует в своей суверенной образовательной системе инвариантные базовые педагогические принципы, которые генерируются культурно-историческим типом народа. Иначе говоря, педагогическая система всегда укоренена в духовном мире народа, всегда определяется сакральными смыслами, всегда имплицируется доминантным национальным Идеалом, ‒ определяющим духовные критерии и значимые образцы для подражания; ‒ Идеалом, задающим цель и задачи земного бытия, этические и эстетические каноны, иерархию ценностных ориентиров. Именно эти инвариантные принципы нашей культурно-цивилизационной общности позволяют осуществить «великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий, определявших жизнь нашего общества в 20 веке, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России» о чем говорил Святейший Патриарх Кирилл [в ноябре 2014 года на открытии XVIII Всемирного русского народного собора].
Кроме того, педагогическая (образовательная) система народа содержит в себе картину мира, т. е. определенную космологию и космогонию, в которой провозглашается происхождение и предназначение человечества, историческое место в человечестве данного народа. Структура и компоненты педагогической системы народа детерминируются религиозным (конфессиональным) мировоззрением, этноконфессиональной культурой, общинным воспитанием, внутрисемейными отношениями и бытовой (трудовой) практикой. Народная система образования закрепляет в своих педагогических подходах духовные константы, задающие инвариантные базовые педагогические принципы, генерируемые антропологическими воззрениями, гносеологическими приоритетами, аксиологическими установками, этическими и эстетическими нормами и эсхатологическими ожиданиями. Таким образом, можно констатировать, что образовательная система Русского мира, как имманентный атрибут духовной жизни, первичен по отношению к элементам системы образования, создаваемой государством. Горе тому государству и тому народу бывает, когда в непримиримом антагонизме государственная система образования ломает хребет педагогической системе народа, ‒ это с неизбежностью приводит к катастрофе государства, так, как мы видим это на Украине.
Слава Богу, что позднесоветские и постсоветские образовательные реформы не истребили до конца духовный потенциал отечественного образования, что в некоторой степени отразилось в принятии государственного документа – «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором в частности говорится: «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами».
Однако провозгласить не значит реализовать. Оказалось, что на протяжении, прошедших с 2015 года, 8,5 лет не сформировался механизм и не был задействован кадровый потенциал для реализации провозглашенной Стратегии. Поэтому сравнение «Ожидаемых результатов» реализации Стратегии с тем, что по факту имеется в 2023 г. (т.е. за полтора года до подведения итогов!) свидетельствует о том, что только благими намерениями дело сделано быть не может! В Стратегии обещано, что «Реализация Стратегии обеспечит:
1. укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
2. повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
3. создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
4. развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
5. повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
6. повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей».
И можно буквально по всем здесь частично приведенным и прочим пунктам обещанных обеспечений, фиксировать полный провал! (Вопрос! Кто ответит за саботаж, утвержденной главой Правительства Российской Федерации, «Стратегии»?!)
Причина этого не только в административных просчетах. Причина гораздо глубже! Разработчики Стратегии не увидели (возможно, и не желали видеть) тех элементов, которые составляют иммунную систему человека Русского мира! Они не стали опираться на то, что я называю стержневой структурой коллективного и индивидуального сознания, и что более всего неприемлемо в нас коллективным Западом. Дело в том, что стержневая структура сознания включает в себя традиционных для народов России: этноконфессиональное, этноисторическое и культурно-лингвистическое сознание.
На основе воспринятого «духовно-нравственного идеала – обладателя и источника Абсолютной Истины, Любви, Знаний и Красоты» (текст Доктрины) народом формируется содержание образования, цели и задачи воспитания, призванные сформировать:
• Историческое мышление юных граждан своей страны и продолжателей культурных традиций своего народа.
• Культурно-лингвистическую культуру, обеспечивающую преемственность духовно-нравственных и мировоззренческих основ бытия.
• Эстетическую культуру, фиксирующую исторически выверенное мировосприятие и связанное с ним эмоциональное напряжение души народа.
Следует отметить, что обсуждаемая здесь Доктрина последовательно определяет иерархию уровней духовной безопасности и суверенитета. В первую очередь – это духовно-религиозный уровень Идеала. Именно Идеал как центр, к которому призван стремиться народ в целом и каждый человек в отдельности, сакрализует такую религиозно-философскую и сакрально-политическую категорию Русского мира, как Россия ‒ «Россия ‒ священная держава», «хранимая Богом родная земля!» (Государственный гимн Российской Федерации». Но Идеал требует своего раскрытия и полноты предъявления в реальности образов и образцов, что дается в историческом контексте бытия нашего народа. Очень важно то, что исторический контекст в системе образования требует не только изложения исторических событий и именования исторических лиц, но и оценки их, что задается отношением к Идеалу. Иначе говоря, история только тогда становится сакральной, когда она включает в себя оценочный элемент в отношении с вечностью!
Человек, о котором говорит Национальная доктрина образования в РФ – это человек, являющийся составной частью священного (поскольку Россия ‒ священная держава!) предания своего народа, продолжающий в себе реализовывать национальный образовательный Идеал. Поэтому Доктрина рассматривает образование как практику культурно-исторического наследования.
В отличие от ныне доминирующего в системе образования педоцентризма, прописанная в Доктрине практика становления человеческого в человеке рассматривает человека как звено в цепи поколений, призванного продолжить свой род в историческом контексте священного предания Русского мира.
Здесь хотелось бы коснуться достаточно остро стоящего вопроса об идеологии. Идеология как совокупность идей – есть способ предъявления и раскрытия Идеала не столько в некоторых ярких и понятных формулировках, типа «Москва – Третий Рим» или «Православие, Самодержавие, народность», но более всего в галерее образов и образцов, явленных в литературных и исторических источниках, театральных и киногероев, живописных и скульптурных композициях, в храмовой и гражданской архитектуре, в повседневном освещении текущих событий. Словесные формулировки идеологии – это продукт, подводящий некоторый важный промежуточный итог развития страны и её народа.
Образование, понимаемое как обучение, воспитание и просвещение человека Русского мира, требует привлечения для своей реализации людей священного предания, богатырей духа, истинных педагогов-пастырей ‒ детоводителей! Для нас сейчас как никогда важны слова апостола Павла: «Храни преданное тебе, отвращайся негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20).
С Божьей помощью нам предстоит преодолеть супостата и победить в начавшейся третьей Мировой, а для нас в Великой Отечественной войне.
Но нет причин пребывать в унынии и не исполнять заповедь: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18).
Протоиерей Сергий Рыбаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии Русской Православной Церкви, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат физико-математических наук
1.