Национальная доктрина образования человека Русского мира

Доклад на конференции в Общественной Палате

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
2360
Время на чтение 8 минут
Фото: Из интернет-источников

Доклад на конференции в Общественной Палате

Новое столкновение с коллективным Западом во главе с США ставит перед нами, перед нашим народом и государством экзистенциальную проблему быть или не быть России, Русскому миру, Третьему Риму – хранителю Православия!

Следует отметить, что для своего бытия в качестве субъекта истории народ должен выполнять две необходимые функции: себя ограждать (иначе ассимиляция) и себя воспроизводить (иначе исчезновение). Тысячелетняя история нашего Отечества свидетельствует, что Русский мир успешно реализовывал эти две функции, сохраняя (как сказано в Концепции ВНЕШНЕЙ политики Российской Федерации) ‒ «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы».

Нам не менее необходима сейчас и Концепция ВНУТРЕННЕЙ политики в сфере образования и культуры! Очевидно, что магистральным принципом такой Концепции должно быть аналогичное, провозглашенной в Концепции внешней политики РФ положение о сохранения «культурно-цивилизационной общности Русского мира». Собственно вариантом такой Концепции является, представляемая здесь, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и сопутствующая ей «Концепция воспитания человека в Российской Федерации». При этом необходимыми условиями сохранения «культурно-цивилизационной общности Русского мира» является безопасность и суверенитет в области народного образования (просвещения, обучения и воспитания).

Народ фиксирует в своей суверенной образовательной системе инвариантные базовые педагогические принципы, которые генерируются культурно-историческим типом народа. Иначе говоря, педагогическая система всегда укоренена в духовном мире народа, всегда определяется сакральными смыслами, всегда имплицируется доминантным национальным Идеалом, ‒ определяющим духовные критерии и значимые образцы для подражания; ‒ Идеалом, задающим цель и задачи земного бытия, этические и эстетические каноны, иерархию ценностных ориентиров. Именно эти инвариантные принципы нашей культурно-цивилизационной общности позволяют осуществить «великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий, определявших жизнь нашего общества в 20 веке, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России» о чем говорил Святейший Патриарх Кирилл [в ноябре 2014 года на открытии XVIII Всемирного русского народного собора].

Кроме того, педагогическая (образовательная) система народа содержит в себе картину мира, т. е. определенную космологию и космогонию, в которой провозглашается происхождение и предназначение человечества, историческое место в человечестве данного народа. Структура и компоненты педагогической системы народа детерминируются религиозным (конфессиональным) мировоззрением, этноконфессиональной культурой, общинным воспитанием, внутрисемейными отношениями и бытовой (трудовой) практикой. Народная система образования закрепляет в своих педагогических подходах духовные константы, задающие инвариантные базовые педагогические принципы, генерируемые антропологическими воззрениями, гносеологическими приоритетами, аксиологическими установками, этическими и эстетическими нормами и эсхатологическими ожиданиями. Таким образом, можно констатировать, что образовательная система Русского мира, как имманентный атрибут духовной жизни, первичен по отношению к элементам системы образования, создаваемой государством. Горе тому государству и тому народу бывает, когда в непримиримом антагонизме государственная система образования ломает хребет педагогической системе народа, ‒ это с неизбежностью приводит к катастрофе государства, так, как мы видим это на Украине.

Слава Богу, что позднесоветские и постсоветские образовательные реформы не истребили до конца духовный потенциал отечественного образования, что в некоторой степени отразилось в принятии государственного документа – «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором в частности говорится: «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами».

Однако провозгласить не значит реализовать. Оказалось, что на протяжении, прошедших с 2015 года, 8,5 лет не сформировался механизм и не был задействован кадровый потенциал для реализации провозглашенной Стратегии. Поэтому сравнение «Ожидаемых результатов» реализации Стратегии с тем, что по факту имеется в 2023 г. (т.е. за полтора года до подведения итогов!) свидетельствует о том, что только благими намерениями дело сделано быть не может! В Стратегии обещано, что «Реализация Стратегии обеспечит:

1. укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

2. повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

3. создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

4. развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

5. повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

6. повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей».

И можно буквально по всем здесь частично приведенным и прочим пунктам обещанных обеспечений, фиксировать полный провал! (Вопрос! Кто ответит за саботаж, утвержденной главой Правительства Российской Федерации, «Стратегии»?!)

Причина этого не только в административных просчетах. Причина гораздо глубже! Разработчики Стратегии не увидели (возможно, и не желали видеть) тех элементов, которые составляют иммунную систему человека Русского мира! Они не стали опираться на то, что я называю стержневой структурой коллективного и индивидуального сознания, и что более всего неприемлемо в нас коллективным Западом. Дело в том, что стержневая структура сознания включает в себя традиционных для народов России: этноконфессиональное, этноисторическое и культурно-лингвистическое сознание.

На основе воспринятого «духовно-нравственного идеала – обладателя и источника Абсолютной Истины, Любви, Знаний и Красоты» (текст Доктрины) народом формируется содержание образования, цели и задачи воспитания, призванные сформировать:

• Историческое мышление юных граждан своей страны и продолжателей культурных традиций своего народа.

• Культурно-лингвистическую культуру, обеспечивающую преемственность духовно-нравственных и мировоззренческих основ бытия.

• Эстетическую культуру, фиксирующую исторически выверенное мировосприятие и связанное с ним эмоциональное напряжение души народа.

Следует отметить, что обсуждаемая здесь Доктрина последовательно определяет иерархию уровней духовной безопасности и суверенитета. В первую очередь – это духовно-религиозный уровень Идеала. Именно Идеал как центр, к которому призван стремиться народ в целом и каждый человек в отдельности, сакрализует такую религиозно-философскую и сакрально-политическую категорию Русского мира, как Россия ‒ «Россия ‒ священная держава», «хранимая Богом родная земля!» (Государственный гимн Российской Федерации». Но Идеал требует своего раскрытия и полноты предъявления в реальности образов и образцов, что дается в историческом контексте бытия нашего народа. Очень важно то, что исторический контекст в системе образования требует не только изложения исторических событий и именования исторических лиц, но и оценки их, что задается отношением к Идеалу. Иначе говоря, история только тогда становится сакральной, когда она включает в себя оценочный элемент в отношении с вечностью!

Человек, о котором говорит Национальная доктрина образования в РФ – это человек, являющийся составной частью священного (поскольку Россия ‒ священная держава!) предания своего народа, продолжающий в себе реализовывать национальный образовательный Идеал. Поэтому Доктрина рассматривает образование как практику культурно-исторического наследования.

В отличие от ныне доминирующего в системе образования педоцентризма, прописанная в Доктрине практика становления человеческого в человеке рассматривает человека как звено в цепи поколений, призванного продолжить свой род в историческом контексте священного предания Русского мира.

Здесь хотелось бы коснуться достаточно остро стоящего вопроса об идеологии. Идеология как совокупность идей – есть способ предъявления и раскрытия Идеала не столько в некоторых ярких и понятных формулировках, типа «Москва – Третий Рим» или «Православие, Самодержавие, народность», но более всего в галерее образов и образцов, явленных в литературных и исторических источниках, театральных и киногероев, живописных и скульптурных композициях, в храмовой и гражданской архитектуре, в повседневном освещении текущих событий. Словесные формулировки идеологии – это продукт, подводящий некоторый важный промежуточный итог развития страны и её народа.

Образование, понимаемое как обучение, воспитание и просвещение человека Русского мира, требует привлечения для своей реализации людей священного предания, богатырей духа, истинных педагогов-пастырей ‒ детоводителей! Для нас сейчас как никогда важны слова апостола Павла: «Храни преданное тебе, отвращайся негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20).

С Божьей помощью нам предстоит преодолеть супостата и победить в начавшейся третьей Мировой, а для нас в Великой Отечественной войне.

Но нет причин пребывать в унынии и не исполнять заповедь: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18).

Протоиерей Сергий Рыбаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии Русской Православной Церкви, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат физико-математических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Да. Такая Доктрина нужна. Пусть это будет только русская Доктрина. Но она нужна как самостоятельная форма. Но и к этому, точнее в нее, надо будет вместить и всю Культуру Всемирной Истории. Не натягивать сову на глобус, а делать это легко и изящно: если все подвести друг к другу правильно, то оно - само заговорит. Почти само. Разумеется, не буквально, а устами духа Культуры. Все дело в том, чтобы подвести правильное к правильному. Тогда Культура сама заговорит в русской Доктрине. Оживет Духом, которым и заговорит. Сама История заговорит. И сожжет Вавилонскую блудницу.
Игорь Бондарев / 29.04.2023, 18:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Это путь к гибели человечества
Маск разрабатывает систему для будущей власти антихриста
20.06.2024
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Национальная доктрина образования
Современное Образование: Потерянное Поколение?
Матрицы общественного сознания
04.07.2024
Израиль учится по старым российским учебникам… А мы чем хуже?
Жизненно необходимо возвращаться к доколмогоровской эпохе российского образования
17.06.2024
Изгоним «Бабу Ягу» из нашего образования!
Дайте выпускникам право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом!
14.06.2024
«Ситуацию нужно менять кардинально, и делать это в короткие сроки»
В Дубне под председательством Владимира Путина прошло заседание Совета по науке и образованию
14.06.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
10 советов педагога Макаренко
Того, по книгам которого создавались ВСЕ центры реабилитации зависимых мира, но уникальные педагогические труды которого в России забыли …
08.07.2024
Два патриотизма: коррупция вчера и сегодня
Вспоминая исторические очерки времен Отечественной войны 1812 года
02.07.2024
«Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем»
О конференции, посвящённой изучению праведного стратега
10.06.2024
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:33
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32