Как уже сообщалось, Синод Македонской Церкви решит вопрос объединения с Охридской Архиепископией Сербской Православной Церкви.
По данным СМИ, македонцы достигли принципиального соглашения с сербской стороной относительно того, как должны быть интегрированы иерархи архиепископии в МПЦ и какие епархии им будут переданы. Завершением этого процесса станут прекращение существования Охридской Архиепископии СПЦ и её полноценное вхождение в состав Македонской Церкви. Тем самым будет снято последнее препятствие на пути полного признания МПЦ как автокефальной Церкви.
Мы обратились к нашим постоянным авторам из Сербии за разъяснением ситуации.
Ранко Гойкович: Трудно дать нормальный комментарий к событиям, связанным с признанием Македонской Православной Церкви. В какой-то степени это похоже на то, как если бы РПЦ дала полную автокефалию ПЦУ (раскольнической структуре) на Украине. Мне просто непонятно: как в прошлом году Сербская православная церковь могла так легко придать автокефалию структуре, созданной Иосипом Броз Тито для сокрушения сербского национального корпуса и Сербской Православной Церкви.
Сербской православной церкви всё время удавалось противостоять давлению Тито и не признавать раскольническую структуру, а теперь она так легко призналась. В некотором смысле это также предательство этих мучеников из Охридской архиепископии, которые гнили в тюрьмах, подвергались преследованиям, а теперь просто вынуждены плюнуть на вечную верность Сербской Православной Церкви и стать клириками МПЦ. Просто это не укладывается в моей голове.
Павел Тихомиров: Но ведь при Патриархе Павле – насколько я помню – отношения между СПЦ и МПЦ были если не вполне приязненными, то, во всяком случае не враждебными. С ситуацией на Украине я бы не стал сравнивать. Македонский раскол понимался просто в контексте политики. На уровне простых верующих отчуждения не было. Я общался в 2000 году в Белграде с ребятами, которые были кумовьями с верующими МПЦ. Евхаристического единства не было, но не было вражды.
Р.Г.: Во времена Патриарха Павла Сербская Православная Церковь предложила МПЦ на совместной встрече с архиереями полную автономию, чтобы они могли избирать своих епископов. Она предложила то, что святой Савва получил в 1219 году и то, что получила УПЦ Московского Патриархата. Это приняли и архиереи МПЦ. Но затем по возвращении в Скопье под давлением Запада отозвали эти подписи. И тогда Сербская православная церковь основала Охридскую Архиепископю, клирики которой подвергались истинным гонениям. И теперь оказывается, что эти борцы с расколом практически не только остались в беде, но и их праведная борьба была, получается, совершенно бессмысленной.
Может быть, однажды всё станет яснее, но на данный момент у меня, видимо, не хватает широты ума, чтобы понять эту новую политику Сербской Православной Церкви в отношении Македонского церковного вопроса…
Зоран Чворович: Согласно тому, что было заявлено после завершения заседания Синода митрополитом Тимофеем, епископы МПЦ сегодня приняли соответствующие решения относительно образования новых епархий, арондации существующих, которые будут переданы действующим епископам Охридской Архиепископии СПЦ, что положит конец процессу интеграция ОА в автокефальную МПЦ. Согласно информации, имеющейся в распоряжении общественности, территории новых епархий будут небольшими, с небольшой паствой, так как они будут включать в себя несколько деревень и поселков, или, как в случае архиепископа Охридской Архиепископии Йована (Вранишковского) два миниатюрных и экономически неразвитых муниципалитета на юго-западе Северной Македонии - Крушево и Демир-Хисар.
Кроме того, в составе новых епархий будет только один (Старо Нагоричане) из многочисленных средневековых монастырей («задушбин») сербских правителей, в которых в предыдущие годы уничтожались свидетельства об их основателях.
Всё это говорит об усилиях епископата МПЦ по маргинализации епископов, которые до сих пор были в единстве с материнской Сербской Православной Церковью.
П.Т.: Видимо, в числе прочего, отрабатывается метод интеграции УПЦ в ПЦУ.
З.Ч.: В то же время в МПЦ усиливается проболгарско-фанариотическое течение во главе с настоятелем Бигорского монастыря о. Парфением. Тем не менее, окончательное решение о границах новых епархий и окончательной интеграции иерархии Охридской Архиепископии в МПЦ будет принято после консультаций МПЦ и СПЦ. Соответственно, следует ожидать соответствующих решений Собора СПЦ на очередном заседании в мае этого года. Из прежней позиции Сербской православной церкви можно предположить, что епископы Сербской Православной Церкви не будут слишком «рассусоливать» тему границ новых епархий, чтобы как можно скорее положить конец Македонскому церковному вопросу.
Остаётся открытым вопрос: как и будет ли вообще решена проблема права сербов в Северной Македонии на богослужение в своей Церкви. Даже значительно менее многочисленная сербская община в Румынии имеет свою епархию. По некоторым неофициальным данным, возможно открытие подворья Сербской православной церкви в Скопье, похожего на московское, во главе с еп. Давидом. (Доля сербского населения в Республике Северная Македония - около 2%, а в Румынии - 0,1% - примечание РНЛ).
Одним словом, в мае будет завершен процесс интеграции Охридской Архиепископии в МПЦ и завершение процесса преодоления Македонского раскола, в котором Сербская православная церковь проявила искреннюю заботу о спасении православных братьев македонцев, которые находятся между молотом агрессивного албанского экспансионизма и наковальней поддерживаемого НАТО пан-эллинизма, воплощённого, среди прочего, в папистских амбициях Фанара.