Эта святыня Православия, основанная русскими монахами Антонием и Феодосием, во все времена была и духовным светочем, и символом возрождения. Первый раз монастырь был разорён в XII веке кочевниками торками. Не единожды он страдал во время междоусобных браней. При монгольском нашествии Киев и монастырь были разорены «до основания». Но всякий раз русские православные люди находили в себе силы возрождать обитель. В XV веке возрождённый монастырь был вновь разорён. На этот раз крымскими татарами. И опять восстановлен.
После подписания Брестской унии за дело взялись вроде бы как христиане. Униаты попытались превратить Киево-Печерский монастырь в центр униатства в Малороссии. Однако наместник обители архимандрит Никифор Тур посчитал такие намерения святотатством и организовал вооружённую оборону. Дважды (в 1596 и 1598 годах) монахи отразили нападения униатов. Этот пример сегодня для нас образец стойкости в отстаивании святыни Православия.
Нападения на монастырь прекратились с тех пор, когда Запорожское войско во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняло подданство православного русского царя Алексея Михайловича, и Киевская митрополия стала составной частью Московского патриархата.
Положение резко изменилось сразу же после февральской революции 1917 года. Свидомые украинские националисты вознамерились создать свою «независимую украинскую церковь». Тогда националистическая украинская церковная секта в первый раз попытались захватить Киево-Печерскую лавру. Инициатором украинской автокефалии стал архиепископ Алексий (Дородницын), который поселился в монастыре и стал подбивать братию к неповиновению и «незалежности». На вызов в синод для разбирательства он не явился и был лишён сана Всеукраинским собором под председательством митрополита Владимира (Богоявленского). Через несколько дней после этого собора в монастырь заявилась банда ряженых под видом «народных заступников» и потребовала от владыки Владимира деньги, которые он якобы собирал с паломников и прятал от братии. Распропагандированные украинскими националистами монахи не вступились за своего владыку. Митрополит Владимир был выведен из монастыря и зверски убит. Позже всю вину свалили на большевиков, представив его как первую жертву красного террора. Однако расследование определило, что убийцы не были красноармейцами. Тем не менее, закрепилось мнение, что митрополит Владимир стал жертвой большевистского террора.
На Всеукраинском обновленческом предсоборном совещании 1924 года было принято постановление о переводе Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого).
Через два года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенно монашеская община была вытеснена из монастыря «законным владельцем». Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра была разорена. Именно этот сценарий используют укронацисты сегодня.
Новое возрождение началось во время Великой Отечественной войны. Немецкая оккупационная власть сначала устроила в монастыре полицейский участок, где были расстреляны пятьсот мирных жителей. Но затем разрешила службы, чтобы вызвать сочувствие местного населения. После освобождения Киева Советской армией Киево-Печерский монастырь сохранился. Вплоть до хрущёвской «оттепели». В 1961 году он в очередной раз был закрыт.
Новое возрождение началось в год тысячелетия Крещения Руси. В июне 1988 года постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В 1994 году наместником Лавры был назначен митрополит Павел (Лебедь). Восстановление святыни православия много лет проходило под его руководством. Новая попытка захвата Киево-Печерской лавры под «благовидным» предлогом передачи «законному владельцу» на самом деле есть изгнание настоящего владельца и основателя монастыря – Русской православной церкви. И из самой лавры и вообще из «сводной Украины». Укронацистам нужна укронацисткая церковь. И они будут добиваться своего любой ценой.
На защиту православной святыни встали монахи и прихожане канонической православной Церкви под руководством наместника монастыря. Вчера владыка Павел был арестован украинскими властями.
Эти действия осуждены поместными православными Церквями Сербии, Болгарии, Америки, Грузии. Но не «вашингтонским обкомом», поэтому «независимые» (независимые от собственного народа, но очень зависимые от заокеанских хозяев) украинские якобы националисты продолжают своё беззаконие и беснование.
Чем можно помочь защитникам Киево-Печерской лавры. Напрямую, к сожалению, ничем. Поскольку укронацисты «крышуются» американской администрацией. Но помощь защитникам святыни православия нужно обязательно наращивать. Какие действия возможны?
1. Поддержка всего православного мира. Составить общее обращение всех православных Церквей о прекращении гонений на каноническую православную Церковь на Украине. Направить его во все международные организации (ООН, ЮНЕСКО и другие).
2. Этим же сообществом обратиться к правительствам стран с преобладающим православным населением с требованием прекратить поставки вооружения богоборческому Киевскому режиму.
3. Направить обращение в правозащитные организации с призывом выступить за освобождение незаконно арестованного митрополита Павла.
4. Составить обращение во все епархии и структуры РПЦ МП, а также к руководителям всех мировых религиозных конфессий с разъяснением происходящих гонений на каноническую Церковь на Украине.
5. Организовать ежедневную информационную поддержку защитникам монастыря.
6. Составить обращение к православному населению Украины с разоблачением антиправославной антинародной политики нынешнего Киевского режима.
7. Составить обращение к служащим ВСУ, СБУ и другим силовым структурам, и распространить его с призывом прекратить защищать преступный киевский режим.
Вероятно, не все эти действия возымеют должное влияние, но действовать нужно решительно. Сегодня и ежедневно. Тогда будет и результат.
Кто всё это будет делать? У нас есть представительный авторитетный Синод Русской Православной Церкви, есть штатные синодальные отделы и комиссии, есть общественные организации, сотрудничающие с РПЦ. Надо организовать и использовать все имеющиеся у нас возможности.
Церковь нас учит молиться за гонимых и страждущих. Она же учит не оставлять в беде гонимых и страждущих и помогать всеми возможными деяниями.
Помоги нам Бог.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»