Новое старое образование

Перед нами стоит цель воспитания знающих, творческих людей, любящих свою Родину

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ 
1 Человек 
864
Время на чтение 6 минут
Фото: предоставлено автором

Провозглашенное президентом России В.В. Путиным, в февральском послании к федеральному собранию, возвращение к советскому образованию дало повод не только для оптимизма, но и для размышлений. Советское образование, конечно хорошо, но полное возвращение к нему в современных условиях маловероятно, хотя бы по причине отсутствия государственной идеологии. Коммунистическая уже показала свою историческую несостоятельность. Как, впрочем, и любая идеология, придуманная человеком. Любое здание должно строиться на прочном фундаменте, иначе оно разрушится при первом же натиске враждебных стихий. И уж тем более важно заложить прочное основание при формировании личности человека. Фундамент, на котором должно строиться воспитание и образование в России – Православная вера и любовь к Родине. Принципы жизни данные человечеству самим Создателем. Проблема в том, что многие учителя имеют смутные представления и о христианстве вообще, и о Православии в частности. Увы, то же можно сказать и о подавляющем большинстве родителей. Невозможно руководствоваться тем, чего не знаешь. Эту проблему необходимо решить как можно скорее и полнее, ибо от её решения зависит будущее России. Вторым важным основанием формирования личности является память личности и история, как память народа и человечества. Не обладающий памятью человек не может быть полноценной личностью, если вообще можно в данном случае говорить о личности. Точно так же народ, лишенный исторической памяти, превращается в безликое, легко управляемое стадо. Что мы сейчас и наблюдаем на примере Украины и стран Запада. По выражению одного автора на этих территориях отсутствует народ, а его место заняла потребительская биомасса, лишенная индивидуальности.

Однако вернемся в Россию. Увы, глобальные процессы интеграции в западное сообщество потрясли и наше Отечество. Мировая установка на трактовку исторической науки как политически ангажированной и потому недостоверной стала общим местом. То, что эта точка зрения имеет мало соприкосновений с реальностью никого не волнует. Отсюда проистекает нежелание и внутренний протест учащихся по отношению к изучению истории. Тем более, что хорошее знание истории требует гораздо больше времени, чем овладение ядерной физикой или цифровыми технологиями.

Череда непрерывных реформ продемонстрировала непонимание и нежелание создать по-настоящему эффективную систему образования, отвечающую современным вызовам.

Изменится ли положение дел после призыва президента?

Надо осознать, что в последние десятилетия система образования деградировала не только в России, но и во всем мире. Программа и домашние задания превратились в умственную жвачку. Вроде постоянно жуётся, а насыщения не происходит. Дети вынуждены заниматься показной и совершенно непродуктивной деятельностью. Это приводит к патологическому неумению сосредотачиваться и выделять главное. Нормальный ребенок может усвоить весь школьный курс за 7-8 лет, вместо 11. При условии правильного преподавания и отсутствия бессмысленных заданий.

Ужасающее положение в педагогическом процессе, сложившееся за последние 30 лет, не может моментально испариться. Даже после указа Президента. Синтез лучших достижений – это замечательно, именно об этом я и говорил не один десяток лет. Однако это должен быть именно синтез, т.е. осмысленное и творчески переработанное наследие, а не механическое нагромождение отдельных практик.

Должен быть поднят престиж учителя, который неизменно опускали последние десятилетия.

За тысячелетия человечеством накоплен огромный опыт, позволяющий воспитывать полноценных и всесторонне развитых личностей, а также вести обучение быстро и эффективно. Главное – чтобы знания сохранялись в голове на всю жизнь.

Эти основные принципы образования и воспитания забыты давно и накрепко. Конечно, если цель вырастить не всесторонне развитую личность, а потребителя, то они как бы и не нужны. Но потребитель – существо безликое, не умеющее создавать и защищать то, что было создано до него. Общество потребителей обречено на вымирание. Поэтому нам нужны умные, ответственные творцы, любящие свою Родину. При такой цели многое зависит от учителя. Личный пример, любовь к предмету ничем заменить нельзя.

Достижения русской и советской педагогики, давно вошли в золотой фонд всемирной науки. Достаточно напомнить имена К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова. Проблема в том, что сейчас в педагогике нет личностей подобного масштаба. Изучить успешную практику великих педагогов, творчески переосмыслить ее и воплотить в жизнь – вот сверхзадача, стоящая перед всей системой российского образования и перед каждым педагогом, в частности. Но увы, само построение учебного процесса и требования к учителям практически исключают подобную возможность. Итак, кто будет заниматься возрождением советской системы образования на новом уровне? От ответа на этот вопрос зависит очень многое. Второй вопрос в какие жесткие (или не очень) рамки будут поставлены разработчики программ и учителя.

Чрезмерная отчетность не поможет достичь полного контроля над педагогическим процессом – это невозможно. Почему-то никто не замечает явного антагонизма целей. С одной стороны, превозносится труд учителя, провозглашается его ведущая роль в формировании нравственных ценностей. С другой – требование огромного количества отчетности показывает реальное недоверие. Как можно поручать воспитание будущих граждан человеку, которому не доверяешь? И как можно при этом повысить его статус и авторитет? Это вопрос к министерству просвещения. Пока не будет, если не отменена, или хотя бы значительно сокращена обязательная отчетность учителей, ничего путного ждать не приходится. А главное-то, что самому министерству народ не доверяет. Ведь как оно перед народом отчитывается? Никак. Рапортовать, что у нас все замечательно и никаких проблем не наблюдается чиновники умеют. Но какими они еще обладают умениями – загадка. Судя по конкретным результатам, я имею в виду грамотность и знания выпускников школ, – никакими. Кстати, провозглашенное уважение к личности ребенка должно опираться на уважение к учителю. Это взаимный процесс. Если дети не будут уважать учителя, то на каком основании они достойны уважения сами? В таком случае не об уважении идет речь, а о заискивании перед учащимися, что крайне пагубно отражается на формировании их личности. Где кончается дисциплина, там начинается анархия и распад. Грань между необходимой дисциплиной и насилием весьма тонка и часто условна. Волевая сфера у детей только начинает формироваться и зачастую требуется помощь взрослого, чтобы восполнить недостаток волевых усилий ребенка. Все строится на личных отношениях педагога и ученика, и пытаться формализовать их – значит в корне подорвать искренность и доверие, без которых воспитательному процессу – грош цена. С этой точки зрения столь рекламируемое и настойчиво продвигаемое цифровое образование – прямая угроза для будущего России.

Еще одна проблема - отрыв минпросвещения от реальной жизни. По заявлением высоких чиновников провалов в патриотическом воспитании у нас нет. Вот кто бы объяснил такой парадокс: провалов в воспитании нет, а убежавшие за границу и прятавшиеся от мобилизации молодые люди есть – как так? И ладно бы речь шла о десятке – сотне таких примеров. Но ведь речь идет о сотнях тысячах русских юношей, отказавшихся защищать Родину.

Пара слов по поводу ЕГЭ. Он безусловно должен быть отменен. Необходимо вернуть традиционную для нас систему государственных экзаменов. Тестовая система оценки знаний выпускников на протяжении многих лет показала свою ущербность. Что же касается охов и ахов по поводу трудности поступления в престижные вузы детям из провинции, проблема искусственно раздута. Она решается элементарно – выделение квот для провинциалов при поступлении. Как это и было в свое время.

В связи с вышеизложенным думается, что начинать возвращение к вменяемому образованию необходимо с министерства просвещения. Там должны остаться только специалисты, заинтересованные в воспитании умных, знающих и творческих людей, которые будет строить будущее нашей Родины.

Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

В связи с вышеизложенным думается, что начинать возвращение к вменяемому образованию необходимо с министерства просвещения. Там должны остаться только специалисты, заинтересованные в воспитании умных, знающих и творческих людей, которые будет строить будущее нашей Родины.

Совершенно верно. И в первую очередь надо убрать с насиженного места Кравцова. Есть у нас множество людей, которые совершенно искренне, смело и бескорыстно пытаются развернуть систему образования в нужную сторону, знают, как это сделать, но не имеют власти. Не воспользоваться их опытом - преступление.
Человек / 31.03.2023, 12:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Воробьев
Шавки Запада
О российской оппозиции и либеральной интеллигенции
17.04.2024
Жалость к террористам, ботокс и толерантность
Если убили не твоих близких, ты не имеешь нравственного права на жалость к убийце
01.04.2024
Третья мировая уже идёт
Возложив упование на Бога, мы будем неодолимы
13.03.2024
Пророчество о Третьем Риме
Судьба России и судьба мира
09.03.2024
Инвалиды ментального фронта
Постоянная агрессивная атака на наш разум стала реальностью наших дней
06.03.2024
Все статьи Максим Воробьев
Национальная доктрина образования
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам
А в Татарстане отменили занятия даже в федеральных вузах
10.04.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Арестовали замминистра обороны за взятку
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Певец возрождения России
Памяти русского соловушки – Максима Трошина
03.04.2024
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Исправляем перекосы современной системы образования
О работе онлайн-центра «Достояние»
29.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25