Мы никогда не увидим тот храм, которая построила Евфросиния Полоцкая

О Спасо-Преображенском соборе Полоцка

Новости РПЦ  Новости Белоруссии 
0
7303
Время на чтение 10 минут
Фото: Предоставлены автором

Время постройки Спасского храма Евфросиньева монастыря не отражено в летописях, но некоторые сведения об этом имеются в более позднем Житии Евфросинии Полоцкой [ПСРЛ, XXI, 1-я пол., с. 212—213; Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862, вып. 4, с. 175]. Судя по тексту Жития, церковь была возведена в середине XII в., наиболее вероятно — в 50-е гг. В Житии упомянут зодчий храма — «приставник над делатели церковными — Иван» (в другом варианте — Иоанн).

Следующая серьёзная реконструкция относится к 30-м гг. XIX в. и связана с восстановлением здесь православного монастыря. Изучение памятника началось в конце XIX в., а в 20-х гг. XX в. Н.И. Брунов и И.М. Хозеров обнаружили уцелевшие на чердаке древние завершающие части здания и предложили его схематическую графическую реконструкцию. В 1946—1947 гг., когда здание было частично лишено штукатурки, его обмерил Е. Ащепков. В 1976 г. памятник был детально обследован (П.А. Раппопорт, Г.М. Штендер). Выяснилось, что древняя церковь сохранилась практически целиком, хотя в верхних частях храма сильно перестроена. Конструкция сводов и кокошников в основании барабана доступна изучению под современной кровлей. Декоративные элементы фасадов сбиты, а сами они покрыты поздней штукатуркой. Спасо-Преображенский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря — единственный в Белоруссии памятник XII века, где почти полностью сохранились древнейшие фрески. На территории бывшего СССР есть лишь один храм подобной сохранности — псковская Спасо-Преображенская церковь (около 1140 г.) Мирожского монастыря.

В этой статье пойдёт речь о Спасо-Преображенском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, который находится почти весь в трещинах на сводах храма и на фасаде здания, причём если посмотреть на картограмму деформации трещин, то выяснится: опасность состоит в том, что есть столбы храма, которые дали осадку и отслоились от арок храма. Но неприятный сюрприз для реставраторов храма состоял в том, что центральные столбы храма, несущие своды и барабан с куполом имели горизонтальную трещину в столбе на уровне арок и осадка столба храма. Также была обнаружена горизонтальная трещина в столпе на уровне арок, которая дала осадку южной грани столпа храма, при этом реставраторы трещины уже заделали известковым раствором и укрепили фундамент храма. Но состояние храма неутешительное, реставраторы сами рассказывают при личной встрече, и наблюдение за храмом будет продолжатся много лет.

В 1995 году были обнаружены трещины на древней Спасо-Преображенской церкви XII века, в это время были поставлены реставраторами маяки в целях выявления трещин храма. Но тогда сами трещины на фасаде храма и на сводах храма не показали никаких изменений. Об этих трещинах благодаря реставраторам узнали насельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Реставрация храма продолжалась. Кроме того, белорусский реставратор В.В. Ракицкий применил щадящий метод отслоения масляной записи XIX века и её переноса на новую основу. Только в XIX веке храм дважды был заново расписан масляными красками, в 1833 и 1886 годах. О существовании древней фресковой росписи стало известно в 1920-е годы, когда было сделано несколько пробных исследований. Храм был расписан около 1161 года по заказу преподобной Евфросинии. В начале 1990-х годов в храме началась планомерная и систематическая реставрация стенописи, которую возглавил белорусский реставратор В.В. Ракицкий. Им были полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично сцены евангельского повествования, расположенные на стенах, и фигуры нескольких святых в разных зонах фресковой росписи.

В 2007 г. в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре был произведён демонтаж старого лёгкого деревянного купола XIX в., луковицы на Спасо-Преображенском храме XII века. 3 июня 2007 года стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия установили новый металлический купол-луковицу, сам купол состоит из металлического каркаса, обложенного металлическими пластинами под золото. Возникает вопрос, как Министерство культуры Беларуси и специалисты «Белреставрации» могли допустить поставить на храм XII века многотонный купол. При этом все знали, что на древнем храме есть множество трещин на фасаде храма и на сводах внутри храма.

При установке нового тяжелого купола из-за неточных размеров новый купол не сел на древний барабан и завис, опираясь на середину древнего завершающего свода барабана, тем самым создавая пустое пространство между краями купола и древнем барабаном. Чтобы закрыть пустое пространство, древний барабан купола по окружности нарастили новыми рядами кирпичной кладки. Вверх по окружности барабана купола потом кирпичную кладку заштукатурили. Эта реставрация сделана с архитектурными нарушениями.

Можно понять монахинь Спасской обители, которые поддерживают проект реставрации, предусматривающий сохранение архитектурного облика Спасского храма на начало XIX в. Мы знаем, что в XVII—XVIII вв. храм находился в руках иезуитов, потом храм сильно перестроили. Современный архитектурный облик храма появился после перестройки храма в 1837 году по проекту К. Лукина.

При этом удивляет, что реставрация Полоцкого храма идёт уже 30 лет. Неужели в самом монастыре не хотят вернуть храм к византийской традиции, восстановить шлемовидный купол под XII в., который был бы намного меньше весом и соответствовал архитектуре древнего памятника XII в.? За тридцать лет можно было разобрать надстроенный кирпич, выложенный по краям храма сверху, который по сведениям самих реставраторов составляет 250 тонн, отреставрировать два ряда наружных кокошников вокруг барабана храма, которые почти все сохранились под двухскатной крышей, даже если храм дошёл до нас не весь, но центральная часть храма дошла до нас почти полностью. У нас в современном мире есть уникальные материалы для такой реставрации.

Есть уникальная разработка белорусского реставратора В.В. Ракицкого, который предложил проект восстановить Спасский храм, как он примерно выглядел в XII веке, в котором один из главных элементов сверху храма сохранился. Это двойной ряд трехлопастных килевидных кокошников, обрамляющих грани барабана храма, увенчанный шлемовидным куполом. Знаменитый российский археолог историк Л.В.Алексеев рассказывал, что надо снять двускатною крышу, открыть все кокошники, разобрать весь кирпич, надстроенный позже, и восстановить шлемовидный купол.

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник предпринимал в 2008 г. включить Спасо-Преображенскую церковь вместе с Софийским собором в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда заявка не прошла. Однако в прошлом году наши научные сотрудники, специалисты Государственного Эрмитажа, белорусские фотохудожники и картографы при финансовой поддержке Министерства культуры и Витебского облисполкома сделали новое досье для подачи в ЮНЕСКО. На сей раз оно составлено на один памятник — Спасо-Преображенскую церковь. Полный пакет документов на русском языке передан Спасо-Евфросиниевскому монастырю, на территории которого расположен уникальный памятник архитектуры и живописи первой половины XII века. Однако этот документ не прошёл из-за того, что на Спасо‑Преображенском храме XII века стоит современный купол, и опять храм не попал в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в Министерстве культуры специалисты «Белреставрации» и приглашённые эксперты из Санкт–Петербурга и Москвы, реставраторы оценивают трещины, которых довольно много на стенах храма. А вдобавок западные столбы отклонились от вертикали, выяснил Петр Зыков, ведущий архитектор отдела архитектуры петербургского Эрмитажа.

Проблема в том, что никто доподлинно не знает, когда образовались трещины. Соответственно не ясно, что стало причиной повреждений — какие–то действия в наше время или в более древние эпохи.

В первую очередь нужно сделать картограмму повреждений. Сотрудники «Белреставрации» составили предварительную схему, на которой отмечены многие расколы в стенах. Но далеко не все. Теперь предлагают освободить фасады от штукатурки, чтобы выяснить, какие там есть повреждения.

Юрий Малиновский, научный руководитель работ по реставрации росписей Спасо-Преображенской церкви, говорит, что с 1995 года уже ставились маяки на выявленных тогда трещинах, но они не показали никаких изменений.

Повреждения были заделаны и с тех пор не расширялись. Геннадий Лаврецкий, научный руководитель работ на Спасо-Преображенской церкви, добавляет, что вода в дьяконнике стояла еще в 2007 году, а в келье Евфросинии трещины росли до 2010 — 2012 года, а потом «замерли».

Оксана Смотренко, замначальника управления по охране историко–культурного наследия Минкультуры, рекомендовала в этом году поставить маяки и 1 апреля снять с них первые показания. Если «Белреставрация» не справится с задачей и к теплому времени следующего года не подготовится к проведению первоочередных противоаварийных и реставрационных работ, то, как полагает Геннадий Лаврецкий, придётся ставить вопрос о приглашении специалистов из-за рубежа.

Полоцкие краеведы Андрей и Алексей Буховецкие считают, что микротрещины на стенах древнего храма и сводах появились в результате установки нового металлического купола.

Российский реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ Владимир Сарабьянов, реставратор высшей квалификации, к сожалению, уже ушедший из жизни, рассказывал, что храм имеет совершенно уникальные архитектурные формы: это первый храм, где мы видим два ряда наружных кокошников вокруг барабана. Эта такая чисто русская черта. Византия ничего подобного в архитектуре не знала.

В 2012–2015 гг. были продолжены широкомасштабные комплексные научные исследования Спасо-Преображенского храма в Полоцке. На Полоцкую землю приехали учёные из России, белорусские археологи, искусствоведы, архитекторы, реставраторы, инженеры. Они посетили Спасо-Преображенской храм, чтобы решить судьбу уникального единственного памятника XII века в Беларуси, но каждый высказал профессиональною точку вопроса о храме. Некоторые даже заявляли, что храм находится в аварийном состоянии, и, мол, нужно заниматься не реставрацией, а серьёзной реконструкцией. Такой, как на современной стройке: с железобетоном, стеклом и металлом.

Зрелую идею отношения к храму предлагали специалисты В.Синявский, который со ссылкой на Д.Бубновского посоветовал снять 250 тонн пристроенного в XIX веке сверху и по бокам храма объёма, чтобы уменьшить нагрузку на самые древние стены храма XII века. А в конце резюмировал: «Здание уже треснувшее, разошлось по швам». Юрий Малиновский поделился своим видением состояния храма: «Да, трещины не раз заделывались. Но есть изнутри такие, куда даже рука пролазит». Правда, о том, выходят ли на улицу внутренние трещины, мы не знаем. Снаружи храм пока почти не исследован.

Геннадий Лаврецкий, научный руководитель работ в Спасо–Преображенской церкви, считает главным «обеспечить конструктивную стабильность храма». Он предлагает снять штукатурку, чтобы понять, где есть трещины. Сейчас храм находится почти в стабильном состоянии. А вот вмешательство, которое предложили инженеры на основании исследования, в том числе снять надстроенный кирпич XIX века, может привести к катастрофе храма, и этого боятся реставраторы. В итоге каждая реставрация и перестройка храма несла только большой вес на стены и своды храма. С 2015 г. в храме проверяют состояние несущих конструкций, установлены датчики и маяки, проходят периодические инженерные обследования.

В ходе археологических и реставрационных работ в Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре удалось сделать уникальное открытие – найти стены разрушенных галерей храма. С севера и юга к храму были пристроены галереи. По мнению старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Е.Н. Торшина, несмотря на раскопки, полностью установить, как выглядели эти галереи, невозможно.

Открытые галереи хранят в себе ещё много загадок, которые раскрывают нам дополнительные сведения о преподобной Евфросинии. В 2017–2022 гг. специалисты рассказали, что до нас дошла лишь центральная часть храма XII в. В 2021–2022 гг. с наружной поверхности стены барабана была удалена цементная штукатурка. Этим была уменьшена общая нагрузка штукатурного слоя на барабан храма. Штукатурный слой на состав из известкового раствора. Осуществлены новые открытия в Полоцке в археологии и архитектуре древнерусского зодчества. Это единственный храм в Беларуси, сохранившийся в таком состоянии.

На сегодняшний день учёные мужи практически отклонили идею вернуть центральную часть храма к тому состоянию, как он выглядел при жизни самой Евфросинии Полоцкой в XII в. Теперь, к сожалению, можно сказать, что мы никогда не увидим тот храм, которая поставила сама Евфросиния Полоцкая, но воссоздать ту центральную часть храма, которую видела сама Евфросиния Полоцкая при своей жизни, можно попытаться восстановить. Как рассказывают некоторые археологи и реставраторы, сначала была отстроена центральная часть храма, потом к центральному храму постепенно были пристроены галереи храма, на фреске ктиторской, при входе в келью Евфросинии, что расположена в юго-западной части на хорах Преображенского Полоцкого храма, видно, что Евфросиния держит в руке центральную часть храма. Можно увидеть на фреске два ряда наружных кокошников вокруг барабана храма. Значит, изначально архитектурный облик Спасского храма состоял из центральной монументальной части храма, потом все пристройки к храму надстраивались как комплекс в едином стиле.

В России есть уникальный пример восстановления исторических храмовых памятников архитектуры. На сегодняшний день сохранилось в России немало храмов XI—XIII веков, которые относятся к домонгольскому периоду. Эти храмы расположены в Киевской, Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской, Волынской, Галицкой, Смоленской и Черниговской землях. Заметим, что храмы отреставрированы современными материалами, воссозданы по образцу XI—XIII вв.

В 2025 году Спасо-Евфросиниевский монастырь будет праздновать 900-летний юбилей. К этому событию в храме предполагается завершить реставрационные работы, но, по мнению реставраторов, изучение храма будет продолжаться.

Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиниевского женского монастыря — единственный памятник XII века, в полном объеме сохранившийся до наших дней, уникальные фрески храма открыты процентов на 90. Храм заслуженно претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источники:

Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982.

Раппопорт П. А., Штендер Г.М. Спасская церковь Ефросиньева монастыря в Полоцке. — Памятники культуры, Новые открытия, Ежегодник 1979, Л., 1980, с. 459—468.

Очерки по археологии Белоруссии.

Советская Белоруссия. Беларусь сегодня, от 04 ноября 2015 г. За трещинами нужен глаз да глаз.

Советская Белоруссия. 14 августа 2015 г. Спасо-Преображенскую церковь XII века в Полоцке спасли от разрушения и перестройки.

Советская Белоруссия. Среда, 4 ноября 2015 г. По стенам Спасо-Преображенской церкви XII века в Полоцке идут трещины.

Минская епархия. На территории Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке проходят масштабные раскопки. 27 июля 2017 г.

Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», член Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «ТАЙФУН», Международный отдел, г. Полоцк, Беларусь







Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Неужели в самом монастыре не хотят вернуть храм к византийской традиции

это первый храм, где мы видим два ряда наружных кокошников вокруг барабана.
Эта такая чисто русская черта. Византия ничего подобного в архитектуре не знала.


az / 06.03.2023, 11:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Геннадьевич Буховецкий
В память о спасителе Петербурга
В Санкт-Петербурге выпущена медаль, посвящённая герою Отечественной войны 1812 года светлейшему князю П.X. Витгенштейну
15.07.2024
Полоцкому восстановленному монументу в третий раз не повезло
Монумент, посвященный Отечественной войне 1812 года, необходимо покрыть не краской из баллончика, а сусальным золотом
11.06.2024
Сохранить нашу общую историческую память
Российская журналистка Алена Рыбакова прибыла в Беларусь для работы в Полоцке и Клястицах и посетила памятники Отечественной войны 1812 года
15.05.2024
Встали на защиту России в 1812 году
О подвиге крестьян белорусской деревни Жарцы
09.04.2024
Пришло время восстановить святыню всем миром!
В белорусском агрогородке Клястицы Витебской области хотят поставить часовню Святых Апостолов Петра и Павла
26.03.2024
Все статьи Андрей Геннадьевич Буховецкий
Новости РПЦ
«Пример преподобного Сергия свидетельствует о силе Божией»
По словам Патриарха Кирилла, Господь всегда споспешествует тем, кто проходит свою часть пути навстречу результату, который взыскуется
18.07.2024
«Радуйтеся, кровию мученическою землю нашу обагрившии»
Царский крестный ход завершился молебном у Поклонного креста в обители на Ганиной Яме
17.07.2024
«Полное самоотречение и жертвенность сближают подвиг архиерейского служения и аскетический подвиг монаха»
Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Мефодия (Зинковского) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси
16.07.2024
«Надо смотреть, предугадывать, предвидеть, чтобы не согрешать»
По словам митрополита Варсонофия, христианин, совершая тот или иной шаг, должен предусматривать: приобретет ли он что-то для души или наоборот, все потеряю, что накопил от богослужения до богослужения
15.07.2024
Все статьи темы
Новости Белоруссии
О чём говорят мирные инициативы Лукашенко по Украине
Поддерживая Россию в ходе СВО, в Минске одновременно стремятся избежать прямого втягивания в конфронтацию с Украиной
16.07.2024
Александр Бастрыкин: мигранты открыли второй фронт
Наплыв мигрантов обусловлен чиновниками, создающими вместе с олигархическими верхами благоприятные условия для заезжих, но не для коренных жителей
15.07.2024
Белорусы и русские: ложное и истинное взаимоопределение
Часть 2. История белорусского самосознания и его «хлопоманского» суррогата
12.07.2024
Белорусы и русские: ложное и истинное взаимоопределение
Часть 1. Постановка проблемы и её решение на основе святорусской правды
11.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Бремя четырёхкратного греха
Новый комментарий от prot
18.07.2024 20:39
Немецкий романтизм и XX век: к истокам фашизма
Новый комментарий от ИВ
18.07.2024 19:11
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
18.07.2024 19:01
В «Собачьем сердце» злодей вовсе не Шариков
Новый комментарий от боеприпас
18.07.2024 17:57
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
18.07.2024 17:21
День рождения
Новый комментарий от Не старый дед
18.07.2024 17:11